Рассмотрение сообщений об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Рассмотрение сообщений об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Южного окружного военного суда от 25.10.2024 N 12-253/2024 (УИД 61GV0018-01-2024-000482-39)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ за управление транспортом с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков.
Решение: Удовлетворено.Из материалов дела усматривается, что В. дал согласие на извещение его о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении при помощи СМС-сообщения и указал соответствующий номер телефона (т. 1 л.д. 10).
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ за управление транспортом с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков.
Решение: Удовлетворено.Из материалов дела усматривается, что В. дал согласие на извещение его о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении при помощи СМС-сообщения и указал соответствующий номер телефона (т. 1 л.д. 10).
Апелляционное определение Томского областного суда от 27.03.2024 N 33-793/2024 (УИД 70RS0006-01-2023-001048-43)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: 1) О взыскании вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) сотрудников правоохранительных органов; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании действий незаконными.
Обстоятельства: Истица находилась под гнетом необоснованных и незаконных обвинений в совершении преступления и административного преследования. Из-за незаконных действий должностных лиц правоохранительных органов она потеряла работу, постоянно испытывала чувство страха и отчаяния, находилась на грани нервного срыва.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части; 3) Производство по делу прекращено.То обстоятельство, что прокурор в представлении указал на ненадлежащие исполнение закона о направлении в адрес лиц участвующих, в деле об административном правонарушении, сведений о результатах рассмотрения сообщений об административных правонарушениях, при этом не обеспечил надлежащего направления собственного представления в адрес МО МВД России "Асиновский" и не проконтролировал его рассмотрение в установленный в нем срок, не свидетельствуют о причинении истцу нравственных страданий действиями сотрудников Асиновской городской прокуратуры.
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: 1) О взыскании вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) сотрудников правоохранительных органов; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании действий незаконными.
Обстоятельства: Истица находилась под гнетом необоснованных и незаконных обвинений в совершении преступления и административного преследования. Из-за незаконных действий должностных лиц правоохранительных органов она потеряла работу, постоянно испытывала чувство страха и отчаяния, находилась на грани нервного срыва.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части; 3) Производство по делу прекращено.То обстоятельство, что прокурор в представлении указал на ненадлежащие исполнение закона о направлении в адрес лиц участвующих, в деле об административном правонарушении, сведений о результатах рассмотрения сообщений об административных правонарушениях, при этом не обеспечил надлежащего направления собственного представления в адрес МО МВД России "Асиновский" и не проконтролировал его рассмотрение в установленный в нем срок, не свидетельствуют о причинении истцу нравственных страданий действиями сотрудников Асиновской городской прокуратуры.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Исключение из этого правила предусмотрено лишь в отношении случаев, когда производство по делу об административном правонарушении было прекращено или вовсе не возбуждалось, но при этом в ходе рассмотрения сообщения об административном правонарушении или в ходе производства по делу были приняты решения или совершены действия, нарушающие права лица. В этих случаях подлежит применению правовая позиция, изложенная в п. 52 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021), согласно которой гражданин вправе оспорить действия, совершенные при осуществлении производства по делу об административном правонарушении и повлекшие за собой нарушение его прав и свобод, в порядке гл. 22 КАС РФ, если производство по делу об административном правонарушении прекращено или не было возбуждено и указанные действия влекут правовые последствия для гражданина, а иной порядок их оспаривания законом не предусмотрен.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Исключение из этого правила предусмотрено лишь в отношении случаев, когда производство по делу об административном правонарушении было прекращено или вовсе не возбуждалось, но при этом в ходе рассмотрения сообщения об административном правонарушении или в ходе производства по делу были приняты решения или совершены действия, нарушающие права лица. В этих случаях подлежит применению правовая позиция, изложенная в п. 52 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021), согласно которой гражданин вправе оспорить действия, совершенные при осуществлении производства по делу об административном правонарушении и повлекшие за собой нарушение его прав и свобод, в порядке гл. 22 КАС РФ, если производство по делу об административном правонарушении прекращено или не было возбуждено и указанные действия влекут правовые последствия для гражданина, а иной порядок их оспаривания законом не предусмотрен.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Во-вторых, обязанность выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, а также обстоятельства, ответственность за которые предусмотрена административным и уголовным законодательством, возложена на арбитражных управляющих <1>. Установив эти признаки, арбитражный управляющий сообщает о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в СРО, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в государственные органы, к компетенции которых относится рассмотрение сообщений об административных правонарушениях и преступлениях. Уже из этого видно, что иное судопроизводство может быть возбуждено независимо от решения арбитражного суда по делу о банкротстве.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Во-вторых, обязанность выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, а также обстоятельства, ответственность за которые предусмотрена административным и уголовным законодательством, возложена на арбитражных управляющих <1>. Установив эти признаки, арбитражный управляющий сообщает о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в СРО, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в государственные органы, к компетенции которых относится рассмотрение сообщений об административных правонарушениях и преступлениях. Уже из этого видно, что иное судопроизводство может быть возбуждено независимо от решения арбитражного суда по делу о банкротстве.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)в случае выявления признаков административных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)в случае выявления признаков административных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;
Указ Президента РФ от 09.10.2017 N 472
(ред. от 06.10.2025)
"О представлении атаманом Всероссийского казачьего общества, гражданином, претендующим на замещение должности атамана Всероссийского казачьего общества, и атаманом войскового казачьего общества, внесенного в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о внесении изменения в форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460"
(вместе с "Положением о представлении атаманом Всероссийского казачьего общества, гражданином, претендующим на замещение должности атамана Всероссийского казачьего общества, и атаманом войскового казачьего общества, внесенного в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера")"18. В случае установления президиумом факта совершения лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, должность федеральной государственной службы или должность атамана войскового казачьего общества, действия (факта бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, ответственный секретарь президиума по поручению председателя президиума направляет информацию о совершении указанного действия (о бездействии) и подтверждающие такой факт документы в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях.";
(ред. от 06.10.2025)
"О представлении атаманом Всероссийского казачьего общества, гражданином, претендующим на замещение должности атамана Всероссийского казачьего общества, и атаманом войскового казачьего общества, внесенного в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о внесении изменения в форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460"
(вместе с "Положением о представлении атаманом Всероссийского казачьего общества, гражданином, претендующим на замещение должности атамана Всероссийского казачьего общества, и атаманом войскового казачьего общества, внесенного в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера")"18. В случае установления президиумом факта совершения лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, должность федеральной государственной службы или должность атамана войскового казачьего общества, действия (факта бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, ответственный секретарь президиума по поручению председателя президиума направляет информацию о совершении указанного действия (о бездействии) и подтверждающие такой факт документы в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях.";
Статья: Порядок выявления арбитражным управляющим признаков преднамеренного банкротства юридического лица
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Абзац 9 п. 2 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) предписывает арбитражному управляющему выявлять признаки преднамеренного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях. Это полномочие реализуется арбитражным управляющим в соответствии с Временными правилами проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 855 (далее - Правила).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Абзац 9 п. 2 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) предписывает арбитражному управляющему выявлять признаки преднамеренного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях. Это полномочие реализуется арбитражным управляющим в соответствии с Временными правилами проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 855 (далее - Правила).
Статья: Правовое регулирование использования и защиты изображений сотрудников органов внутренних дел Республики Беларусь
(Иванов А.В.)
("Цивилист", 2023, N 6)Данная Инструкция определяет порядок и условия обеспечения защиты и гражданского персонала ОВД, подразделений и организаций, входящих в систему ОВД, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД от посягательств в любой форме на честь, достоинство и деловую репутацию, а также ОВД и внутренних войск МВД от посягательств в любой форме на деловую репутацию в связи с осуществлением ими служебной и служебно-боевой дисциплины. Пунктом 9 указанной Инструкции предусмотрена возможность создания начальником ОВД для обеспечения защиты чести, достоинства и деловой репутации постоянно действующей рабочей группы из числа подчиненных сотрудников с возможностью включения в группу представителей идеологического (психологического) подразделения, подразделения информации и общественных связей, подразделения правового обеспечения, представителя подразделения собственной безопасности. В соответствии с п. 19 Инструкции по результатам рассмотрения предложений по реагированию на информацию о совершенном посягательстве руководитель принимает одно из решений: о регистрации и рассмотрении заявления или сообщения о преступлении, административном правонарушении; об оказании правовой помощи сотруднику в применении внесудебного порядка защиты и (или) в рамках гражданского судопроизводства; о назначении служебной проверки; об отсутствии оснований для принятия мер по защите <7>. Таким образом, в рамках гражданского судопроизводства защита права сотрудника ОВД на собственное изображение реализуется по результатам проведенной внутриведомственной проверки. В целях защиты чести и достоинства сотрудник ОВД вправе обратиться с исковым заявлением в суд о возмещении расходов и морального вреда, причиненных недобросовестным распространением его изображения. От лица, распространившего порочащие сведения, сотрудник ОВД может потребовать удалить указанную информацию либо опровергнуть ее.
(Иванов А.В.)
("Цивилист", 2023, N 6)Данная Инструкция определяет порядок и условия обеспечения защиты и гражданского персонала ОВД, подразделений и организаций, входящих в систему ОВД, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД от посягательств в любой форме на честь, достоинство и деловую репутацию, а также ОВД и внутренних войск МВД от посягательств в любой форме на деловую репутацию в связи с осуществлением ими служебной и служебно-боевой дисциплины. Пунктом 9 указанной Инструкции предусмотрена возможность создания начальником ОВД для обеспечения защиты чести, достоинства и деловой репутации постоянно действующей рабочей группы из числа подчиненных сотрудников с возможностью включения в группу представителей идеологического (психологического) подразделения, подразделения информации и общественных связей, подразделения правового обеспечения, представителя подразделения собственной безопасности. В соответствии с п. 19 Инструкции по результатам рассмотрения предложений по реагированию на информацию о совершенном посягательстве руководитель принимает одно из решений: о регистрации и рассмотрении заявления или сообщения о преступлении, административном правонарушении; об оказании правовой помощи сотруднику в применении внесудебного порядка защиты и (или) в рамках гражданского судопроизводства; о назначении служебной проверки; об отсутствии оснований для принятия мер по защите <7>. Таким образом, в рамках гражданского судопроизводства защита права сотрудника ОВД на собственное изображение реализуется по результатам проведенной внутриведомственной проверки. В целях защиты чести и достоинства сотрудник ОВД вправе обратиться с исковым заявлением в суд о возмещении расходов и морального вреда, причиненных недобросовестным распространением его изображения. От лица, распространившего порочащие сведения, сотрудник ОВД может потребовать удалить указанную информацию либо опровергнуть ее.
Статья: О прокурорском надзоре за предупреждением должностных насильственных преступлений
(Галяутдинов Р.Р.)
("Российский следователь", 2023, N 11)Важно отметить, что полнота регистрации жалоб, заявлений и сообщений может быть также проверена путем использования (сплошного или выборочного) учетных материалов, данных медицинских учреждений. По данным судебно-медицинской экспертизы можно установить, в частности, регистрируются ли в правоохранительных органах факты обращения граждан с просьбой направить их на освидетельствование в связи с нанесением побоев или телесных повреждений. При этом в научных источниках считается, что документальное сопровождение необходимо устанавливать с обеих сторон: это значит, что в случаях сообщения о причинении потерпевшему физического вреда его спрашивают, обращался ли он за медицинской помощью в лечебные учреждения, имеются ли у него документы, подтверждающие нанесение ущерба здоровью. Большинство из заявителей сообщают, что физический вред причинялся им сотрудниками полиции при задержании, допросе и т.д. У опрашиваемых лиц истребуют документы, подтверждающие их пребывание в учреждениях, где им был причинен физический вред (повестки, уведомления о рассмотрении их сообщений, копии протоколов задержания, об административном правонарушении), а также оказание им медицинской помощи, данные документы исследуются лишь в совокупности. По журналам регистрации посетителей, входящей и исходящей документации, данным по учету движения документов выясняют, не отражены ли в них сведения о посещении потерпевшими интересующих следствие мест <2>.
(Галяутдинов Р.Р.)
("Российский следователь", 2023, N 11)Важно отметить, что полнота регистрации жалоб, заявлений и сообщений может быть также проверена путем использования (сплошного или выборочного) учетных материалов, данных медицинских учреждений. По данным судебно-медицинской экспертизы можно установить, в частности, регистрируются ли в правоохранительных органах факты обращения граждан с просьбой направить их на освидетельствование в связи с нанесением побоев или телесных повреждений. При этом в научных источниках считается, что документальное сопровождение необходимо устанавливать с обеих сторон: это значит, что в случаях сообщения о причинении потерпевшему физического вреда его спрашивают, обращался ли он за медицинской помощью в лечебные учреждения, имеются ли у него документы, подтверждающие нанесение ущерба здоровью. Большинство из заявителей сообщают, что физический вред причинялся им сотрудниками полиции при задержании, допросе и т.д. У опрашиваемых лиц истребуют документы, подтверждающие их пребывание в учреждениях, где им был причинен физический вред (повестки, уведомления о рассмотрении их сообщений, копии протоколов задержания, об административном правонарушении), а также оказание им медицинской помощи, данные документы исследуются лишь в совокупности. По журналам регистрации посетителей, входящей и исходящей документации, данным по учету движения документов выясняют, не отражены ли в них сведения о посещении потерпевшими интересующих следствие мест <2>.