Рассмотрение дел в конституционном суде
Подборка наиболее важных документов по запросу Рассмотрение дел в конституционном суде (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 382 ГК РФ "Основания и порядок перехода прав кредитора к другому лицу"1.3.8. Уступка права на возмещение судебных издержек допускается и в период рассмотрения дела судом (позиция КС РФ, ВС РФ) >>>
Перечень позиций высших судов к ст. 69 АПК РФ "Основания освобождения от доказывания"3.2.5. Правовые выводы по ранее рассмотренным делам не имеют преюдициального значения (позиция КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Рассмотрение в Конституционном Суде Российской Федерации дела о конституционных изменениях 2020 г.: материально-правовые и процессуальные особенности
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1
Статья: К вопросу о полномочиях суда в делах, рассматриваемых по правилам гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (первые размышления над Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2022 г. N 55-П)
(Шварц М.З.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)"Вестник гражданского процесса", 2023, N 6
(Шварц М.З.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)"Вестник гражданского процесса", 2023, N 6
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"Глава VII. ОБЩИЕ ПРОЦЕДУРНЫЕ ПРАВИЛА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"Глава VII. ОБЩИЕ ПРОЦЕДУРНЫЕ ПРАВИЛА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ
Обзор: "Основные изменения в КоАП РФ в 2024 году"
(КонсультантПлюс, 2024)4 октября 2024 года КС РФ изменил порядок рассмотрения дел в ситуации, когда в протоколе об административном правонарушении нет подписи составившего его должностного лица
(КонсультантПлюс, 2024)4 октября 2024 года КС РФ изменил порядок рассмотрения дел в ситуации, когда в протоколе об административном правонарушении нет подписи составившего его должностного лица
Статья: Рассмотрение дел с участием присяжных заседателей как гарантия права на судебную защиту
(Курилюк Ю.Е.)
("Современное право", 2025, N 6)Однако право на рассмотрение дела судом присяжных закреплено во второй главе Конституции РФ, а все права человека в соответствии с ее ст. 18 являются непосредственно действующими. В силу положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ законы, которые отменяют или умаляют права человека, в Российской Федерации быть изданы не могут. В силу этого, полагаем, институт присяжных достаточно защищен от "нападок" сомневающихся в его целесообразности. Следует, правда, отметить, что защита эта не представляется абсолютной: так, были же поправками 2020 года к Конституции России ликвидированы конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, деятельность которых также могла быть рассмотрена как важная гарантия защиты прав человека. Но здесь, на наш взгляд, все же имеется существенное отличие. Так, право на рассмотрение дела в конституционном (уставном) суде субъекта никогда не было артикулировано в Конституции РФ именно как юридически закрепленная возможность человека и гражданина. Даже если понимать деятельность таких судов как право или важную процессуальную гарантию, необходимо признать, что вторая глава Основного закона России не содержала положений об этом. Невозможность отказа законодателя от суда присяжных подтверждал и КС РФ <9>.
(Курилюк Ю.Е.)
("Современное право", 2025, N 6)Однако право на рассмотрение дела судом присяжных закреплено во второй главе Конституции РФ, а все права человека в соответствии с ее ст. 18 являются непосредственно действующими. В силу положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ законы, которые отменяют или умаляют права человека, в Российской Федерации быть изданы не могут. В силу этого, полагаем, институт присяжных достаточно защищен от "нападок" сомневающихся в его целесообразности. Следует, правда, отметить, что защита эта не представляется абсолютной: так, были же поправками 2020 года к Конституции России ликвидированы конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, деятельность которых также могла быть рассмотрена как важная гарантия защиты прав человека. Но здесь, на наш взгляд, все же имеется существенное отличие. Так, право на рассмотрение дела в конституционном (уставном) суде субъекта никогда не было артикулировано в Конституции РФ именно как юридически закрепленная возможность человека и гражданина. Даже если понимать деятельность таких судов как право или важную процессуальную гарантию, необходимо признать, что вторая глава Основного закона России не содержала положений об этом. Невозможность отказа законодателя от суда присяжных подтверждал и КС РФ <9>.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)В случаях, не терпящих отлагательства, КС РФ может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора РФ до завершения рассмотрения дела КС РФ.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)В случаях, не терпящих отлагательства, КС РФ может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора РФ до завершения рассмотрения дела КС РФ.
Статья: КС не одобряет право физлиц, которые ведут бизнес, не открывая ИП, на учет расходов
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 3)Тем не менее Конституционный Суд РФ дела таких заявителей рассмотрел и предписал федеральному законодателю устранить имеющуюся неопределенность, позволяющую таким лицам надеяться на применение профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ, но не позволяющую их получить (Постановление от 14.02.2024 N 6-П).
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 3)Тем не менее Конституционный Суд РФ дела таких заявителей рассмотрел и предписал федеральному законодателю устранить имеющуюся неопределенность, позволяющую таким лицам надеяться на применение профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ, но не позволяющую их получить (Постановление от 14.02.2024 N 6-П).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При отнесении дела к сфере деятельности определенного суда использованный в данной ст. 17 КАС РФ термин "компетенция" используется в значении, которое ранее придавалось термину "подведомственность", только при разграничении дел, подлежащих рассмотрению Конституционным Судом РФ. Иные положения КАС РФ позволяют сделать вывод, что в указанном значении используется понятие "компетенция" при определении относимости рассмотрения дела к судам общей юрисдикции в порядке уголовного производства, производства по делам об административных правонарушениях, иностранным судам, т.е. при рассмотрении дел в формах судопроизводства, отличных от гражданской и административной, а также судами, не являющимися судами общей юрисдикции или арбитражными судами РФ.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При отнесении дела к сфере деятельности определенного суда использованный в данной ст. 17 КАС РФ термин "компетенция" используется в значении, которое ранее придавалось термину "подведомственность", только при разграничении дел, подлежащих рассмотрению Конституционным Судом РФ. Иные положения КАС РФ позволяют сделать вывод, что в указанном значении используется понятие "компетенция" при определении относимости рассмотрения дела к судам общей юрисдикции в порядке уголовного производства, производства по делам об административных правонарушениях, иностранным судам, т.е. при рассмотрении дел в формах судопроизводства, отличных от гражданской и административной, а также судами, не являющимися судами общей юрисдикции или арбитражными судами РФ.
Готовое решение: Порядок привлечения к административной ответственности за налоговые правонарушения
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что отсутствие в протоколе об административном правонарушении подписи сотрудника налогового органа, составившего его, не является основанием для прекращения производства по делу. Если судья вызовет инспектора на заседание суда и тот подтвердит, что составлял протокол, дело будет рассмотрено по существу (Постановление Конституционного Суда РФ от 03.10.2024 N 43-П).
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что отсутствие в протоколе об административном правонарушении подписи сотрудника налогового органа, составившего его, не является основанием для прекращения производства по делу. Если судья вызовет инспектора на заседание суда и тот подтвердит, что составлял протокол, дело будет рассмотрено по существу (Постановление Конституционного Суда РФ от 03.10.2024 N 43-П).
Статья: Законодательные проблемы обеспечения конституционных прав граждан при рассмотрении уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести в условиях отсутствия подсудимого
(Буланова О.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Комментируя законодательное закрепление категории преступления в качестве обязательного условия заочного рассмотрения уголовного дела, Конституционный Суд РФ делает критически важное замечание о том, что "расширение перечня случаев, когда допускается заочное судопроизводство, по существу, является правом, а не обязанностью федерального законодателя. Реализуя данное право, он, однако, не освобождается от необходимости соблюдать нормы Конституции Российской Федерации, гарантирующие полную, эффективную и справедливую судебную защиту, в том числе применительно к надлежащему розыску скрывшихся от правосудия лиц - как обвиняемых, уголовное преследование которых приостановлено, так и заочно осужденных. Вместе с тем федеральный законодатель, регулируя порядок рассмотрения судом уголовных дел, не лишен возможности предусмотреть способы защиты имущественных прав потерпевших, когда обвиняемый скрылся от правосудия" <14>.
(Буланова О.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Комментируя законодательное закрепление категории преступления в качестве обязательного условия заочного рассмотрения уголовного дела, Конституционный Суд РФ делает критически важное замечание о том, что "расширение перечня случаев, когда допускается заочное судопроизводство, по существу, является правом, а не обязанностью федерального законодателя. Реализуя данное право, он, однако, не освобождается от необходимости соблюдать нормы Конституции Российской Федерации, гарантирующие полную, эффективную и справедливую судебную защиту, в том числе применительно к надлежащему розыску скрывшихся от правосудия лиц - как обвиняемых, уголовное преследование которых приостановлено, так и заочно осужденных. Вместе с тем федеральный законодатель, регулируя порядок рассмотрения судом уголовных дел, не лишен возможности предусмотреть способы защиты имущественных прав потерпевших, когда обвиняемый скрылся от правосудия" <14>.
Статья: Финансовая культура как составная часть бюджетно-правового статуса гражданина
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 8)По итогам рассмотрения дела Конституционным Судом было вынесено решение о несоответствии оспариваемых законоположений Конституции в той мере, в какой:
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 8)По итогам рассмотрения дела Конституционным Судом было вынесено решение о несоответствии оспариваемых законоположений Конституции в той мере, в какой:
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Компетенция определяется исходя из норм, содержащихся в специальных федеральных законах, а также положениях либо регламентах органов публичной власти. Например, в соответствии со ст. 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" <304> поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям данного Федерального конституционного закона, соответственно, гражданину необходимо самостоятельно обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации, так в этом случае его обращение не подлежит перенаправлению в Конституционный Суд Российской Федерации. Вопросы компетенции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации рассмотрены в комментарии к п. 4 ст. 4 комментируемого Закона.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Компетенция определяется исходя из норм, содержащихся в специальных федеральных законах, а также положениях либо регламентах органов публичной власти. Например, в соответствии со ст. 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" <304> поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям данного Федерального конституционного закона, соответственно, гражданину необходимо самостоятельно обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации, так в этом случае его обращение не подлежит перенаправлению в Конституционный Суд Российской Федерации. Вопросы компетенции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации рассмотрены в комментарии к п. 4 ст. 4 комментируемого Закона.
Статья: Внереализационные доходы в банкротстве: новый вызов практике
(Губайдулин Р.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2025, N 2)Постановление N 28-П, в результате правовой неопределенности и пробела в законодательстве, определило, что налог на прибыль от реализации имущества должника (как залогового, так и незалогового) должен находиться в составе третьей очереди реестра кредиторов. Судебная коллегия по экономическим спорам, которая делала запрос в Конституционный Суд РФ при рассмотрении дела N А09-15885/2017, впоследствии закрепила в Определении Верховного Суда РФ аналогичную позицию.
(Губайдулин Р.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2025, N 2)Постановление N 28-П, в результате правовой неопределенности и пробела в законодательстве, определило, что налог на прибыль от реализации имущества должника (как залогового, так и незалогового) должен находиться в составе третьей очереди реестра кредиторов. Судебная коллегия по экономическим спорам, которая делала запрос в Конституционный Суд РФ при рассмотрении дела N А09-15885/2017, впоследствии закрепила в Определении Верховного Суда РФ аналогичную позицию.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 30"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)1.2. Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 марта 2016 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с жалобой гражданина М.Л. Ростовцева" (далее - Постановление N 7-П) положения ч. 1 ст. 21, ч. 2 ст. 22 и ч. 4 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения указанного дела в Конституционном Суде РФ) были признаны не соответствующими ст. 35 (ч. 2), 46 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в их взаимосвязи позволяют - при неоднократном прерывании срока предъявления исполнительного документа к исполнению предъявлением исполнительного документа к исполнению с последующим возвращением взыскателю на основании его заявления - всякий раз исчислять течение этого срока заново с момента возвращения исполнительного документа по данному основанию взыскателю и продлевать его тем самым на неопределенно длительное время (п. 1 резолютивной части Постановления N 7-П).
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)1.2. Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 марта 2016 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с жалобой гражданина М.Л. Ростовцева" (далее - Постановление N 7-П) положения ч. 1 ст. 21, ч. 2 ст. 22 и ч. 4 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения указанного дела в Конституционном Суде РФ) были признаны не соответствующими ст. 35 (ч. 2), 46 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в их взаимосвязи позволяют - при неоднократном прерывании срока предъявления исполнительного документа к исполнению предъявлением исполнительного документа к исполнению с последующим возвращением взыскателю на основании его заявления - всякий раз исчислять течение этого срока заново с момента возвращения исполнительного документа по данному основанию взыскателю и продлевать его тем самым на неопределенно длительное время (п. 1 резолютивной части Постановления N 7-П).