Распространение экстремистских материалов
Подборка наиболее важных документов по запросу Распространение экстремистских материалов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1 "Основные понятия" Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности""Из положений статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее Федеральный закон N 114-ФЗ) следует, что массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения является одним из видов экстремистской деятельности (экстремизма)."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 20.3 "Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами" КоАП РФ"Таким образом, в ходе проверки установлено, что Е. в период с 00 час. 01 мин. 01.03.2022 до 23 час. 59 мин. 16.02.2023 в социальной сети "Вконтакте" на странице, зарегистрированной на имя "Алексей Еромасов", опубликовал изображения, на котором имеется Сдвоенные руны "зиг", как эмблема военизированного формирования СС НСДАП, чем нарушил требования ст. 13 Федерального закона N 114-ФЗ, запрещающей распространение на адрес экстремистских материалов, чем нарушил требования ст. 13 Федерального закона N 114-ФЗ, запрещающей распространение на адрес экстремистских материалов, то есть совершил правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Экстремизм: понятие и меры по противодействию
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 2 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 размещение лицом в сети Интернет или иной информационно-телекоммуникационной сети, в частности, на своей странице или на страницах других пользователей материала (например, видео-, аудио-, графического или текстового), созданного им самим или другим лицом, включая информацию, ранее признанную судом экстремистским материалом, может быть квалифицировано по ст. ст. 280, 280.1 или 282 УК РФ только в случаях, когда установлено, что лицо, разместившее такой материал, осознавало направленность деяния на нарушение основ конституционного строя, а также имело намерение побудить других лиц к осуществлению экстремистской деятельности, совершению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, либо цель возбудить ненависть или вражду, унизить достоинство человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии либо принадлежности к какой-либо социальной группе;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 2 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 размещение лицом в сети Интернет или иной информационно-телекоммуникационной сети, в частности, на своей странице или на страницах других пользователей материала (например, видео-, аудио-, графического или текстового), созданного им самим или другим лицом, включая информацию, ранее признанную судом экстремистским материалом, может быть квалифицировано по ст. ст. 280, 280.1 или 282 УК РФ только в случаях, когда установлено, что лицо, разместившее такой материал, осознавало направленность деяния на нарушение основ конституционного строя, а также имело намерение побудить других лиц к осуществлению экстремистской деятельности, совершению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, либо цель возбудить ненависть или вражду, унизить достоинство человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии либо принадлежности к какой-либо социальной группе;
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 20.29. Производство и распространение экстремистских материалов
(ред. от 04.11.2025)Статья 20.29. Производство и распространение экстремистских материалов
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности
(ред. от 17.11.2025)Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности
Статья: Актуальные проблемы мер административной ответственности за правонарушения экстремистского характера, предусмотренных КоАП РФ
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)В качестве специальных административно-правовых норм в данном контексте следует отметить: ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2> (далее - КоАП РФ), регламентирующую ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской, экстремистской и иной законодательно запрещенной атрибутики или символики; ст. 20.3.1 КоАП РФ, предусматривающую правовые последствия за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства; ст. 20.3.2 КоАП РФ, определяющую особенности привлечения к административной ответственности за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации; ст. 20.29 КоАП РФ, закрепляющую ответственность за производство и распространение экстремистских материалов. Указанные противоправные деяния российский законодатель совершенно справедливо относит к административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность. Составы вышеназванных административных правонарушений напрямую определяются содержанием категории "экстремистская деятельность", определенной в Федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности" <3>.
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)В качестве специальных административно-правовых норм в данном контексте следует отметить: ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2> (далее - КоАП РФ), регламентирующую ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской, экстремистской и иной законодательно запрещенной атрибутики или символики; ст. 20.3.1 КоАП РФ, предусматривающую правовые последствия за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства; ст. 20.3.2 КоАП РФ, определяющую особенности привлечения к административной ответственности за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации; ст. 20.29 КоАП РФ, закрепляющую ответственность за производство и распространение экстремистских материалов. Указанные противоправные деяния российский законодатель совершенно справедливо относит к административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность. Составы вышеназванных административных правонарушений напрямую определяются содержанием категории "экстремистская деятельность", определенной в Федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности" <3>.
Статья: Несоответствие некоторых составов административных правонарушений в области связи и информации требованиям принципа правовой определенности
(Малахов С.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)В целом соглашаясь с данной классификацией, отметим, что достаточно объемный перечень составов административных правонарушений предусматривает в качестве видового объекта противоправного посягательства "право на информацию", как раз часть составов таких административных правонарушений содержится в других главах КоАП РФ (например, ст. 20.29 КоАП РФ - производство и распространение экстремистских материалов и некоторые другие). При этом само "право на информацию" хотя и является относительно (в большей своей части) нормативно определенным <2>, все-таки оставляет простор для дискуссии по поводу своего содержания, а также перечня конструктивных элементов составов тех административных правонарушений, которые на него посягают.
(Малахов С.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)В целом соглашаясь с данной классификацией, отметим, что достаточно объемный перечень составов административных правонарушений предусматривает в качестве видового объекта противоправного посягательства "право на информацию", как раз часть составов таких административных правонарушений содержится в других главах КоАП РФ (например, ст. 20.29 КоАП РФ - производство и распространение экстремистских материалов и некоторые другие). При этом само "право на информацию" хотя и является относительно (в большей своей части) нормативно определенным <2>, все-таки оставляет простор для дискуссии по поводу своего содержания, а также перечня конструктивных элементов составов тех административных правонарушений, которые на него посягают.
Статья: К вопросу о реализации механизма административно-правового регулирования противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)Говоря о реализации механизма административно-правового регулирования противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации, следует выделить одну наиболее значимую проблему - запаздывающее совершенствование правовой регламентации и правоприменительной деятельности в контексте динамичности совершенствования экстремистской и террористической деятельности. Противоправные организации указанной направленности весьма эффективно используют различные достижения современной науки и техники, и в настоящее время многие аспекты их функционирования осуществляются в удаленном формате посредством сети Интернет. Несмотря на то что российское информационное законодательство также активно совершенствуется в последние годы, к настоящему моменту до сих пор учтены не все современные формы экстремистской и террористической деятельности, в связи с чем отдельные органы государственной власти до сих пор не обладают необходимыми полномочиями. Наиболее ярко данная ситуация проявляется в отношении распространения материалов экстремистского и террористического содержания в различных социальных сетях и мессенджерах, доступ к контролю за некоторыми из которых по-прежнему отсутствует.
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)Говоря о реализации механизма административно-правового регулирования противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации, следует выделить одну наиболее значимую проблему - запаздывающее совершенствование правовой регламентации и правоприменительной деятельности в контексте динамичности совершенствования экстремистской и террористической деятельности. Противоправные организации указанной направленности весьма эффективно используют различные достижения современной науки и техники, и в настоящее время многие аспекты их функционирования осуществляются в удаленном формате посредством сети Интернет. Несмотря на то что российское информационное законодательство также активно совершенствуется в последние годы, к настоящему моменту до сих пор учтены не все современные формы экстремистской и террористической деятельности, в связи с чем отдельные органы государственной власти до сих пор не обладают необходимыми полномочиями. Наиболее ярко данная ситуация проявляется в отношении распространения материалов экстремистского и террористического содержания в различных социальных сетях и мессенджерах, доступ к контролю за некоторыми из которых по-прежнему отсутствует.
Статья: Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности: уголовно-правовая характеристика (ст. 280 Уголовного кодекса РФ)
(Гримальская С.А.)
("Современное право", 2025, N 7)Объект ст. 280 УК РФ имеет сложную структуру, сочетая защиту государственных и общественных интересов. Современные реалии требуют дальнейшего изучения влияния цифровой среды на содержание охраняемых отношений. С развитием цифровых технологий объект преступления расширяется за счет, во-первых, информационной безопасности (распространение экстремистских материалов онлайн), во-вторых, психологического воздействия на неопределенный круг лиц (включая молодежь).
(Гримальская С.А.)
("Современное право", 2025, N 7)Объект ст. 280 УК РФ имеет сложную структуру, сочетая защиту государственных и общественных интересов. Современные реалии требуют дальнейшего изучения влияния цифровой среды на содержание охраняемых отношений. С развитием цифровых технологий объект преступления расширяется за счет, во-первых, информационной безопасности (распространение экстремистских материалов онлайн), во-вторых, психологического воздействия на неопределенный круг лиц (включая молодежь).
Статья: Отграничение преступления, предусмотренного статьей 354.1 УК РФ, от смежных и конкурирующих составов преступлений и правонарушений
(Пошелов П.В.)
("Российский следователь", 2021, N 9)Также необходимо провести разграничение со ст. 20.29 КоАП РФ "Производство и распространение экстремистских материалов". Сложности могут возникнуть, если лицо опубликовывает материал, который отрицает или одобряет преступления нацистов, и при этом он находится в федеральном списке экстремистских материалов. В данном случае представляется верным смотреть на контекст: если при этом было высказано положительное отношение к содержанию материала, необходимо квалифицировать по ст. 354.1 УК РФ, а также по ст. 20.29 КоАП РФ. Если же никаких комментариев не было, привлекать нужно к административной ответственности по ст. 20.29 КоАП РФ.
(Пошелов П.В.)
("Российский следователь", 2021, N 9)Также необходимо провести разграничение со ст. 20.29 КоАП РФ "Производство и распространение экстремистских материалов". Сложности могут возникнуть, если лицо опубликовывает материал, который отрицает или одобряет преступления нацистов, и при этом он находится в федеральном списке экстремистских материалов. В данном случае представляется верным смотреть на контекст: если при этом было высказано положительное отношение к содержанию материала, необходимо квалифицировать по ст. 354.1 УК РФ, а также по ст. 20.29 КоАП РФ. Если же никаких комментариев не было, привлекать нужно к административной ответственности по ст. 20.29 КоАП РФ.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Применительно к комментируемой главе, согласно этим положениям на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения; информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора; одновременно с решением о признании экстремистскими информационных материалов, судом принимается решение об их конфискации.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Применительно к комментируемой главе, согласно этим положениям на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения; информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора; одновременно с решением о признании экстремистскими информационных материалов, судом принимается решение об их конфискации.
Статья: Вовлечение в преступления экстремистской направленности
(Травников А.В.)
("Российский судья", 2021, N 9)Деление законодателем по виду соучастников рассматриваемых норм продиктовано необходимостью уголовно-правового реагирования на более ранних этапах различных форм экстремистской деятельности, что "конечно же, является эффективным инструментом, способствующим недопущению значимых и более опасных последствий, наступающих в результате совершения частных разновидностей деяний экстремистского толка, например посягательств на жизнь и здоровье, основанных на мотивах политической, идеологической, расовой, религиозной ненависти или вражды" <3>. Отдельные исследователи высказываются о необходимости установления уголовно-правового запрета на распространение экстремистских материалов при наличии административной преюдиции - подобно тому, как это сделано в рамках ст. 282 УК РФ.
(Травников А.В.)
("Российский судья", 2021, N 9)Деление законодателем по виду соучастников рассматриваемых норм продиктовано необходимостью уголовно-правового реагирования на более ранних этапах различных форм экстремистской деятельности, что "конечно же, является эффективным инструментом, способствующим недопущению значимых и более опасных последствий, наступающих в результате совершения частных разновидностей деяний экстремистского толка, например посягательств на жизнь и здоровье, основанных на мотивах политической, идеологической, расовой, религиозной ненависти или вражды" <3>. Отдельные исследователи высказываются о необходимости установления уголовно-правового запрета на распространение экстремистских материалов при наличии административной преюдиции - подобно тому, как это сделано в рамках ст. 282 УК РФ.
Статья: Внешние трудовые мигранты в России: типология и криминологическая характеристика
(Корсаков К.В., Цветкова А.Д.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Творческим личностям из числа внешних трудовых мигрантов, полагаем, нужно предоставить свободу для самореализации, заручившись по аналогии с религиозными деятелями их лояльностью. Творчество бывших сограждан (музыкантов, артистов, писателей, поэтов, композиторов и др.) близко и понятно внешним мигрантам, воспринимается как часть родной национальной культуры, вызывает у них живой интерес и оказывает на них большое влияние <26>. В связи с этим необходимо, с одной стороны, внимательно оценивать результаты творческой деятельности внешних мигрантов с целью недопущения распространения материалов экстремистской и иной противоправной направленности, а с другой стороны, поддерживать такое творчество и договариваться с авторами о включении в него в том или ином формате информации, призывающей к соблюдению социальных норм. Представляется, что вовлечение творческих личностей из числа мигрантов в общественно полезную деятельность будет способствовать формированию у них чувства собственной значимости и востребованности, тем самым уменьшая возможные риски совершения ими преступлений.
(Корсаков К.В., Цветкова А.Д.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Творческим личностям из числа внешних трудовых мигрантов, полагаем, нужно предоставить свободу для самореализации, заручившись по аналогии с религиозными деятелями их лояльностью. Творчество бывших сограждан (музыкантов, артистов, писателей, поэтов, композиторов и др.) близко и понятно внешним мигрантам, воспринимается как часть родной национальной культуры, вызывает у них живой интерес и оказывает на них большое влияние <26>. В связи с этим необходимо, с одной стороны, внимательно оценивать результаты творческой деятельности внешних мигрантов с целью недопущения распространения материалов экстремистской и иной противоправной направленности, а с другой стороны, поддерживать такое творчество и договариваться с авторами о включении в него в том или ином формате информации, призывающей к соблюдению социальных норм. Представляется, что вовлечение творческих личностей из числа мигрантов в общественно полезную деятельность будет способствовать формированию у них чувства собственной значимости и востребованности, тем самым уменьшая возможные риски совершения ими преступлений.
Статья: Преступления экстремистской направленности: общая характеристика и некоторые особенности
(Харламова А.А., Макеева И.С.)
("Российский следователь", 2022, N 1)Как публичные призывы может быть признано и распространение экстремистских материалов. Списки экстремистских материалов предоставляются Министерством юстиции Российской Федерации. Так, например, по состоянию на март 2012 г. указанный список содержал 955 экстремистских материалов, июль 2013 г. - 2 077, февраль 2014 г. - 2 230, ноябрь 2015 г. - 3 323, сентябрь 2016 г. - 4 062, сентябрь 2017 г. - 4 202, ноябрь 2020 г. - 5 114 <9>.
(Харламова А.А., Макеева И.С.)
("Российский следователь", 2022, N 1)Как публичные призывы может быть признано и распространение экстремистских материалов. Списки экстремистских материалов предоставляются Министерством юстиции Российской Федерации. Так, например, по состоянию на март 2012 г. указанный список содержал 955 экстремистских материалов, июль 2013 г. - 2 077, февраль 2014 г. - 2 230, ноябрь 2015 г. - 3 323, сентябрь 2016 г. - 4 062, сентябрь 2017 г. - 4 202, ноябрь 2020 г. - 5 114 <9>.
Статья: Вопросы квалификации публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий (ст. 280 УК РФ)
(Евдокимов К.Н.)
("Российский следователь", 2022, N 7)В свою очередь, изготовление, размножение или хранение экстремистских материалов с целью последующего их использования для пропаганды экстремизма не влекут уголовную ответственность, так как подобные действия подпадают под действие ст. 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) (производство и распространение экстремистских материалов) либо охватываются ст. 20.3 КоАП РФ (пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций). Уголовная ответственность за приготовление к публичным призывам к осуществлению экстремистской деятельности не наступает, так как данное деяние относится к преступлениям средней тяжести.
(Евдокимов К.Н.)
("Российский следователь", 2022, N 7)В свою очередь, изготовление, размножение или хранение экстремистских материалов с целью последующего их использования для пропаганды экстремизма не влекут уголовную ответственность, так как подобные действия подпадают под действие ст. 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) (производство и распространение экстремистских материалов) либо охватываются ст. 20.3 КоАП РФ (пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций). Уголовная ответственность за приготовление к публичным призывам к осуществлению экстремистской деятельности не наступает, так как данное деяние относится к преступлениям средней тяжести.