Распределенная опека
Подборка наиболее важных документов по запросу Распределенная опека (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Актуальные проблемы эффективности частного права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)3.4. Распределение бюджетных средств органами опеки
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)3.4. Распределение бюджетных средств органами опеки
Статья: О нормативном регулировании опеки и попечительства
(Внукова В.А., Лихачева С.Н., Плетникова Е.В.)
("Юрист", 2022, N 7)В настоящее время законодательство позволяет назначать не одного, а несколько опекунов или попечителей и распределить обязанности между ними, поэтому целесообразно было бы рассмотреть вопрос о распределенной опеке. В качестве соопекуна предлагаем рассмотреть возможность введения института профессиональных опекунов, которые могли бы осуществлять часть полномочий опекунов или попечителей, в частности выступать в качестве законных представителей совершеннолетних недееспособных граждан, совершать от их имени и в их интересах юридически значимые действия, осуществлять их защиту. В качестве положительного примера можно привести закон Архангельской области "О профессиональной опеке над недееспособными гражданами в Архангельской области" <14>, успешно действующий уже более десяти лет.
(Внукова В.А., Лихачева С.Н., Плетникова Е.В.)
("Юрист", 2022, N 7)В настоящее время законодательство позволяет назначать не одного, а несколько опекунов или попечителей и распределить обязанности между ними, поэтому целесообразно было бы рассмотреть вопрос о распределенной опеке. В качестве соопекуна предлагаем рассмотреть возможность введения института профессиональных опекунов, которые могли бы осуществлять часть полномочий опекунов или попечителей, в частности выступать в качестве законных представителей совершеннолетних недееспособных граждан, совершать от их имени и в их интересах юридически значимые действия, осуществлять их защиту. В качестве положительного примера можно привести закон Архангельской области "О профессиональной опеке над недееспособными гражданами в Архангельской области" <14>, успешно действующий уже более десяти лет.
Нормативные акты
"Раздел I. Понятие международного права, его сущность и роль в международных отношениях, политике и дипломатии. 1. Устав Организации Объединенных Наций"
(Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945)
(с изм. и доп. от 20.12.1971)c) Такого числа других Членов Организации, избранных Генеральной Ассамблеей на трехгодичный срок, какое может оказаться необходимым для обеспечения того, чтобы общее число членов Совета по Опеке распределялось поровну между Членами Организации, управляющими и не управляющими территориями под опекой.
(Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945)
(с изм. и доп. от 20.12.1971)c) Такого числа других Членов Организации, избранных Генеральной Ассамблеей на трехгодичный срок, какое может оказаться необходимым для обеспечения того, чтобы общее число членов Совета по Опеке распределялось поровну между Членами Организации, управляющими и не управляющими территориями под опекой.
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"9. При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"9. При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
"Аналогия закона и аналогия права в практике разрешения семейно-правовых споров"
(Микрюков В.А.)
("Статут", 2021)VI.1. На основании ст. 5 СК РФ, ст. 6 ГК РФ суд применил
(Микрюков В.А.)
("Статут", 2021)VI.1. На основании ст. 5 СК РФ, ст. 6 ГК РФ суд применил
Статья: Распоряжения на случай болезни в законодательстве, доктрине и нотариальной практике как средство защиты автономии воли гражданина
(Останина Е.А.)
("Закон", 2025, N 2)<50> Деятельность таких ассоциаций (Vormundschaftsverein, Vereinsvormund) регулируется § 1818 BGB, а также постановлением о регистрации попечителей (Betreuerregistrier ungsverordnung (BtRegV)). Содержание законодательства в этой части существенно изменилось в результате реформы законодательства об опеке и попечительстве (напомним, изменения вступили в силу 1 января 2023 года), однако общие принципы остались прежними. Как и ранее, попечительство, осуществляемое физическим лицом, имеет приоритет перед попечительством, осуществляемым организацией; если организация поручает заботу о подопечном одному своему участнику или сотруднику либо распределяет заботу между несколькими сотрудниками, то за надлежащее выполнение обязанностей по заботе и уходу отвечает вся ассоциация в целом (см.: Brosey D. Kommentar zu § 1818 Rn. 1 - 7 // . Op. cit. S. 105 - 107).
(Останина Е.А.)
("Закон", 2025, N 2)<50> Деятельность таких ассоциаций (Vormundschaftsverein, Vereinsvormund) регулируется § 1818 BGB, а также постановлением о регистрации попечителей (Betreuerregistrier ungsverordnung (BtRegV)). Содержание законодательства в этой части существенно изменилось в результате реформы законодательства об опеке и попечительстве (напомним, изменения вступили в силу 1 января 2023 года), однако общие принципы остались прежними. Как и ранее, попечительство, осуществляемое физическим лицом, имеет приоритет перед попечительством, осуществляемым организацией; если организация поручает заботу о подопечном одному своему участнику или сотруднику либо распределяет заботу между несколькими сотрудниками, то за надлежащее выполнение обязанностей по заботе и уходу отвечает вся ассоциация в целом (см.: Brosey D. Kommentar zu § 1818 Rn. 1 - 7 // . Op. cit. S. 105 - 107).
Статья: Перемещение ребенка (перемена места его жительства) одним из родителей за рубеж и внутри страны
(Тригубович Н.В.)
("Закон", 2022, N 1)Анализируя перечисленные подходы, необходимо отметить следующее. Во-первых, очевидно, что большое влияние на формирование того или иного решения оказывает то, как родительские обязанности и забота о ребенке распределяются между родителями согласно национальному законодательству. Так, если речь идет о единоличной опеке, то бремя доказывания возложено на отдельно проживающего родителя. Если оба родителя совместно заботятся о ребенке, то бремя доказывания часто возложено на них обоих в равной мере.
(Тригубович Н.В.)
("Закон", 2022, N 1)Анализируя перечисленные подходы, необходимо отметить следующее. Во-первых, очевидно, что большое влияние на формирование того или иного решения оказывает то, как родительские обязанности и забота о ребенке распределяются между родителями согласно национальному законодательству. Так, если речь идет о единоличной опеке, то бремя доказывания возложено на отдельно проживающего родителя. Если оба родителя совместно заботятся о ребенке, то бремя доказывания часто возложено на них обоих в равной мере.
Статья: Субъекты реализации административного (специального) порядка защиты семейных прав
(Прудникова Л.Б., Шеншин В.М.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)Следует помнить, что органы опеки и попечительства являются основным органом государственной власти, на который возложена ответственность за выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем они на основании требований Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" предоставляют соответствующую информацию в банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, который является специализированным информационным ресурсом. Основные функции по ведению банка данных распределены между региональным уровнем в лице органа исполнительной власти субъекта РФ и федеральным уровнем в лице Министерства просвещения Российской Федерации. Для осуществления данных полномочий органы опеки и попечительства используют приведенные выше средства: подача заявлений в суд (об усыновлении), принятие собственных решений (передача в замещающую семью).
(Прудникова Л.Б., Шеншин В.М.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)Следует помнить, что органы опеки и попечительства являются основным органом государственной власти, на который возложена ответственность за выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем они на основании требований Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" предоставляют соответствующую информацию в банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, который является специализированным информационным ресурсом. Основные функции по ведению банка данных распределены между региональным уровнем в лице органа исполнительной власти субъекта РФ и федеральным уровнем в лице Министерства просвещения Российской Федерации. Для осуществления данных полномочий органы опеки и попечительства используют приведенные выше средства: подача заявлений в суд (об усыновлении), принятие собственных решений (передача в замещающую семью).
Статья: Нотариальное удостоверение медиативных соглашений: доктринальное осмысление и практические противоречия
(Поротикова О.А.)
("Третейский суд", 2021, N 2)Добавьте к сказанному, что в ряде ситуаций на заключение соглашения требуется согласие иных лиц или органов. Например, результатом процедуры медиации по спору наследников о распределении наследственного имущества стало их соглашение, но несколько наследников - несовершеннолетние, и их интересы представляли в медиации родители. Такое соглашение потребует согласия органов опеки и попечительства, которые даже могут относиться к разным регионам. Нотариус не сможет удостоверить соглашение без согласия органов опеки, а те должны провести экспертизу медиативного соглашения и могут настаивать на включении в него новых условий. В результате между тем, что стороны обсудили и подписали у медиатора, и тем, что будет удостоверено у нотариуса, могут быть серьезные расхождения. И снова вопрос: предметом удостоверения действительно являлось медиативное соглашение?
(Поротикова О.А.)
("Третейский суд", 2021, N 2)Добавьте к сказанному, что в ряде ситуаций на заключение соглашения требуется согласие иных лиц или органов. Например, результатом процедуры медиации по спору наследников о распределении наследственного имущества стало их соглашение, но несколько наследников - несовершеннолетние, и их интересы представляли в медиации родители. Такое соглашение потребует согласия органов опеки и попечительства, которые даже могут относиться к разным регионам. Нотариус не сможет удостоверить соглашение без согласия органов опеки, а те должны провести экспертизу медиативного соглашения и могут настаивать на включении в него новых условий. В результате между тем, что стороны обсудили и подписали у медиатора, и тем, что будет удостоверено у нотариуса, могут быть серьезные расхождения. И снова вопрос: предметом удостоверения действительно являлось медиативное соглашение?
Статья: Предпринимательская деятельность и корпоративный контроль в коммерческой корпорации
(Оборов А.С.)
("Предпринимательское право", 2022, N 1)Внешние факторы формируются преимущественно органами государственной власти, но так или иначе зависят от действий участников коммерческой корпорации и групп влияния, представляющих интересы последних. Осуществление предпринимательской деятельности в корпоративной форме затрагивает не только частные, но и публичные интересы; поэтому описание взаимосвязи корпоративного контроля и предпринимательской деятельности продолжим через опосредованный анализ деятельности органов власти в зависимости от распределения власти по ветвям: законодательной, исполнительной и судебной.
(Оборов А.С.)
("Предпринимательское право", 2022, N 1)Внешние факторы формируются преимущественно органами государственной власти, но так или иначе зависят от действий участников коммерческой корпорации и групп влияния, представляющих интересы последних. Осуществление предпринимательской деятельности в корпоративной форме затрагивает не только частные, но и публичные интересы; поэтому описание взаимосвязи корпоративного контроля и предпринимательской деятельности продолжим через опосредованный анализ деятельности органов власти в зависимости от распределения власти по ветвям: законодательной, исполнительной и судебной.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Институт собраний граждан по месту их жительства существует в России с давних времен. Особенно он был распространен в сельской местности, где организационной и вместе с тем правовой формой объединения населения была деревенская община, а собрания жителей деревень и сел назывались сходами. Община обсуждала на сходе различные вопросы, и он выступал как средство земского самоуправления. По ряду вопросов решения схода были обязательными для жителей деревни, села, например: о распределении (перераспределении) земельных наделов, содержании мест общего пользования, сборе средств на эти цели (так называемое самообложение), найме работников.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Институт собраний граждан по месту их жительства существует в России с давних времен. Особенно он был распространен в сельской местности, где организационной и вместе с тем правовой формой объединения населения была деревенская община, а собрания жителей деревень и сел назывались сходами. Община обсуждала на сходе различные вопросы, и он выступал как средство земского самоуправления. По ряду вопросов решения схода были обязательными для жителей деревни, села, например: о распределении (перераспределении) земельных наделов, содержании мест общего пользования, сборе средств на эти цели (так называемое самообложение), найме работников.
Статья: Договор купли-продажи с использованием материнского капитала
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если распределение долей в приобретаемом жилом помещении отражено в договоре купли-продажи, заключение отдельного соглашения о распределении долей не требуется.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если распределение долей в приобретаемом жилом помещении отражено в договоре купли-продажи, заключение отдельного соглашения о распределении долей не требуется.
Статья: Американская судебная система: принципы организации и деятельности
(Романов А.А.)
("Российский судья", 2022, N 1)Второй ступенью являются суды первой инстанции общей юрисдикции, которые представляют из себя местные или окружные суды, а в Нью-Йорке имеется и Верховный Суд. Указанным судебным органам по первой инстанции подведомственны все споры, кроме отнесенных к компетенции нижестоящих судов. Эти суды рассматривают уголовные и гражданские дела, а также споры, вытекающие из локальных правоотношений, таких как разводы, установление опеки над детьми, алиментов в пользу детей или супруга, а также категории дел, связанных с распределением собственности (автомобилей, недвижимости, средств на банковских счетах).
(Романов А.А.)
("Российский судья", 2022, N 1)Второй ступенью являются суды первой инстанции общей юрисдикции, которые представляют из себя местные или окружные суды, а в Нью-Йорке имеется и Верховный Суд. Указанным судебным органам по первой инстанции подведомственны все споры, кроме отнесенных к компетенции нижестоящих судов. Эти суды рассматривают уголовные и гражданские дела, а также споры, вытекающие из локальных правоотношений, таких как разводы, установление опеки над детьми, алиментов в пользу детей или супруга, а также категории дел, связанных с распределением собственности (автомобилей, недвижимости, средств на банковских счетах).
Статья: Несемейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)В тяжелых для страны условиях 90-х годов ушедшего века для детей, оставшихся без попечения родителей, открылся не характерный для мирного времени канал их социальной поддержки и жизнеустройства, юридически оформившийся Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 124, утвердившим Положение о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия <19>. Институт воспитания детей в воинских формированиях не вписывается в основное назначение последних и к настоящему времени по объективным причинам не имеет распространения. Его задачи могут решаться кадетскими, суворовскими, нахимовскими, казачьими образовательными организациями, в которых дети находятся на обучении, воспитании, жизнеобеспечении, готовятся к военной службе. В то же время нужно признать, что рассматриваемый вариант устройства юридически существует и корректируется со временем. Разумеется, армейские условия далеки от семейных, но в своей части они также юридически сохраняют возможность решения социальной задачи выживания, развития, профессиональной ориентации лишенных семейного окружения детей, преимущественно в условиях воинской среды, снимая проблему попечения о нем путем распределения этого функционала между коллективом воинской части, органами опеки, КДНиЗП и другими субъектами.
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)В тяжелых для страны условиях 90-х годов ушедшего века для детей, оставшихся без попечения родителей, открылся не характерный для мирного времени канал их социальной поддержки и жизнеустройства, юридически оформившийся Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 124, утвердившим Положение о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия <19>. Институт воспитания детей в воинских формированиях не вписывается в основное назначение последних и к настоящему времени по объективным причинам не имеет распространения. Его задачи могут решаться кадетскими, суворовскими, нахимовскими, казачьими образовательными организациями, в которых дети находятся на обучении, воспитании, жизнеобеспечении, готовятся к военной службе. В то же время нужно признать, что рассматриваемый вариант устройства юридически существует и корректируется со временем. Разумеется, армейские условия далеки от семейных, но в своей части они также юридически сохраняют возможность решения социальной задачи выживания, развития, профессиональной ориентации лишенных семейного окружения детей, преимущественно в условиях воинской среды, снимая проблему попечения о нем путем распределения этого функционала между коллективом воинской части, органами опеки, КДНиЗП и другими субъектами.