Распределение НДФЛ по уровням бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Распределение НДФЛ по уровням бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 13 "Федеральные налоги и сборы" НК РФ"Из норм главы 23 и статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налог на доходы физических лиц является федеральным и единым. В соответствии с бюджетным законодательством он составляет доходную часть бюджета Российской Федерации и распределяется между уровнями бюджетной системы по определенным нормативам."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как налоговые агенты исчисляют и уплачивают налог
(КонсультантПлюс, 2025)3.2. Как распределяется НДФЛ между бюджетами
(КонсультантПлюс, 2025)3.2. Как распределяется НДФЛ между бюджетами
Статья: Повышение роли налоговой политики Российской Федерации в мобилизации финансовых ресурсов
(Малис Н.И.)
("Финансы", 2023, N 12)Представляется вполне уместным прежде всего вернуться к возможности реформирования налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Этот налог давно сложился как пропорциональный, и увеличение ставки для высокодоходных категорий на 2 п. п. ситуацию не изменило, так как дополнительные средства непосредственно в бюджеты, в данном случае региональные, не поступают. Не вдаваясь в теоретическую дискуссию на тему, является ли современная ставка налога прогрессивной, заметим, что структура доходов плательщиков с 2000 г. кардинально изменилась, - количество граждан, получающих доходы выше среднего уровня, существенно увеличилось. Сложившееся положение, а также острая нехватка доходных источников позволяют сделать вывод о том, что введение прогрессивной шкалы налогообложения в настоящее время актуально. Особенность распределения дохода от НДФЛ по бюджетам из-за разного уровня налоговых баз по регионам, связанного с полярностью уровня доходов населения, не позволяет пока применить нулевую ставку налога для лиц, имеющих доход на уровне прожиточного минимума, но ввести ставку в размере 14%, 15% и выше для лиц, имеющих доход свыше 3 млн руб., вполне уместно и справедливо, так же как и увеличение ставки налога для налогоплательщиков, доход которых превышает 10 млн руб., до 20%. К сожалению, в настоящее время невозможно ввести налогообложение по принципу обложения дохода семьи, поскольку прогнозируется, что регионы с высокой дотационностью пострадают из-за низкого среднедушевого дохода.
(Малис Н.И.)
("Финансы", 2023, N 12)Представляется вполне уместным прежде всего вернуться к возможности реформирования налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Этот налог давно сложился как пропорциональный, и увеличение ставки для высокодоходных категорий на 2 п. п. ситуацию не изменило, так как дополнительные средства непосредственно в бюджеты, в данном случае региональные, не поступают. Не вдаваясь в теоретическую дискуссию на тему, является ли современная ставка налога прогрессивной, заметим, что структура доходов плательщиков с 2000 г. кардинально изменилась, - количество граждан, получающих доходы выше среднего уровня, существенно увеличилось. Сложившееся положение, а также острая нехватка доходных источников позволяют сделать вывод о том, что введение прогрессивной шкалы налогообложения в настоящее время актуально. Особенность распределения дохода от НДФЛ по бюджетам из-за разного уровня налоговых баз по регионам, связанного с полярностью уровня доходов населения, не позволяет пока применить нулевую ставку налога для лиц, имеющих доход на уровне прожиточного минимума, но ввести ставку в размере 14%, 15% и выше для лиц, имеющих доход свыше 3 млн руб., вполне уместно и справедливо, так же как и увеличение ставки налога для налогоплательщиков, доход которых превышает 10 млн руб., до 20%. К сожалению, в настоящее время невозможно ввести налогообложение по принципу обложения дохода семьи, поскольку прогнозируется, что регионы с высокой дотационностью пострадают из-за низкого среднедушевого дохода.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)налога на доходы физических лиц (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом, тридцать шестом, тридцать девятом и пятьдесят седьмом статьи 50 настоящего Кодекса и абзацах пятом, шестьдесят третьем - шестьдесят девятом настоящего пункта) - по нормативу 85 процентов;
(ред. от 31.07.2025)налога на доходы физических лиц (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом, тридцать шестом, тридцать девятом и пятьдесят седьмом статьи 50 настоящего Кодекса и абзацах пятом, шестьдесят третьем - шестьдесят девятом настоящего пункта) - по нормативу 85 процентов;
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2024, N 4)Но инициативы на этот счет продолжают поступать в Госдуму. Их авторы указывают на несправедливость распределения НДФЛ между бюджетами территорий из-за того, что множество людей работает не там, где живет <5>. Последний такой законопроект затрагивает только НДФЛ с дивидендов по акциям и с процентов по облигациям и уже получил отрицательное заключение Правительства РФ. Примечателен он тем, что в пояснительной записке к проекту, помимо обычной ссылки на диспропорцию в доходах бюджетов, его авторы привели новый аргумент: при достигнутом ФНС уровне цифровизации проблема усложнения администрирования налога, на которую привычно ссылается Правительство РФ, уже носит "несущественный технический характер".
("Главная книга", 2024, N 4)Но инициативы на этот счет продолжают поступать в Госдуму. Их авторы указывают на несправедливость распределения НДФЛ между бюджетами территорий из-за того, что множество людей работает не там, где живет <5>. Последний такой законопроект затрагивает только НДФЛ с дивидендов по акциям и с процентов по облигациям и уже получил отрицательное заключение Правительства РФ. Примечателен он тем, что в пояснительной записке к проекту, помимо обычной ссылки на диспропорцию в доходах бюджетов, его авторы привели новый аргумент: при достигнутом ФНС уровне цифровизации проблема усложнения администрирования налога, на которую привычно ссылается Правительство РФ, уже носит "несущественный технический характер".
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)В то же время в случае, когда подобные расчеты строительной организацией не производятся и НДФЛ уплачивается только в налоговую инспекцию головного офиса, пеней не будет, так как в ст. 75 НК РФ "Пеня" нет положений, в соответствии с которыми начисление пеней зависит от порядка распределения сумм налогов между бюджетами разных уровней (см. Письмо ФНС России от 07.04.2015 N БС-4-11/5717@).
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)В то же время в случае, когда подобные расчеты строительной организацией не производятся и НДФЛ уплачивается только в налоговую инспекцию головного офиса, пеней не будет, так как в ст. 75 НК РФ "Пеня" нет положений, в соответствии с которыми начисление пеней зависит от порядка распределения сумм налогов между бюджетами разных уровней (см. Письмо ФНС России от 07.04.2015 N БС-4-11/5717@).
Статья: Необходимость финансовой и управленческой самодостаточности внутригородских муниципальных образований
(Нурдавлятова А.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 5)До муниципальной реформы 2003 г. НДФЛ и налог на имущество организаций дифференцировался по районам города. Это означало, что каждый внутримуниципальный район города собирает налоги и согласно постановлению городского уровня отчисляет определенный процент в городской бюджет. Например, в Демском районе норматив составлял 14%, а в Орджоникидзевском - 24%. Такое неравное распределение объяснялось тем, что учитывались особенности внутримуниципальных районов. Так, в одних районах численность населения больше, на территории других расположено много промышленных предприятий. Кроме того, налог на имущество физических лиц полностью зачислялся в бюджеты внутримуниципальных образований.
(Нурдавлятова А.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 5)До муниципальной реформы 2003 г. НДФЛ и налог на имущество организаций дифференцировался по районам города. Это означало, что каждый внутримуниципальный район города собирает налоги и согласно постановлению городского уровня отчисляет определенный процент в городской бюджет. Например, в Демском районе норматив составлял 14%, а в Орджоникидзевском - 24%. Такое неравное распределение объяснялось тем, что учитывались особенности внутримуниципальных районов. Так, в одних районах численность населения больше, на территории других расположено много промышленных предприятий. Кроме того, налог на имущество физических лиц полностью зачислялся в бюджеты внутримуниципальных образований.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)В Письме ФНС России от 07.04.2015 N БС-4-11/5717@ разъяснено, что в случае уплаты НДФЛ не по месту нахождения обособленного подразделения, а по месту нахождения головной организации сроки уплаты налога не нарушаются. В ст. 75 НК РФ не содержится положений, в соответствии с которыми начисление пеней зависит от порядка распределения сумм налогов между бюджетами разных уровней. При этом ведомство сослалось на судебную практику, согласно которой уплата НДФЛ не по месту нахождения обособленного подразделения, а по месту нахождения головной организации не влечет начисления пеней.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)В Письме ФНС России от 07.04.2015 N БС-4-11/5717@ разъяснено, что в случае уплаты НДФЛ не по месту нахождения обособленного подразделения, а по месту нахождения головной организации сроки уплаты налога не нарушаются. В ст. 75 НК РФ не содержится положений, в соответствии с которыми начисление пеней зависит от порядка распределения сумм налогов между бюджетами разных уровней. При этом ведомство сослалось на судебную практику, согласно которой уплата НДФЛ не по месту нахождения обособленного подразделения, а по месту нахождения головной организации не влечет начисления пеней.
Статья: Последствия уплаты НДФЛ обособленного подразделения по месту головной организации
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 30)Согласно порядку формирования доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов налоговые доходы от НДФЛ подлежат зачислению в бюджеты субъектов, в бюджеты поселений и в бюджеты муниципальных районов в соответствующих процентах. Все поступления в виде уплаты налогов зачисляются на счета органов федерального казначейства и распределяются указанными органами между бюджетами соответствующих уровней в соответствии с действующими нормативами отчислений. Таким образом, неуплата организацией НДФЛ по месту нахождения ее обособленного подразделения влечет непоступление налога в местный и региональный бюджеты субъекта РФ, на территории которого расположено это обособленное подразделение.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 30)Согласно порядку формирования доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов налоговые доходы от НДФЛ подлежат зачислению в бюджеты субъектов, в бюджеты поселений и в бюджеты муниципальных районов в соответствующих процентах. Все поступления в виде уплаты налогов зачисляются на счета органов федерального казначейства и распределяются указанными органами между бюджетами соответствующих уровней в соответствии с действующими нормативами отчислений. Таким образом, неуплата организацией НДФЛ по месту нахождения ее обособленного подразделения влечет непоступление налога в местный и региональный бюджеты субъекта РФ, на территории которого расположено это обособленное подразделение.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Развитие цифровой экономики поставило также проблему распределения поступлений от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который тоже является источником пополнения бюджетов субъектов Российской Федерации. НДФЛ относится к федеральным налогам и регулируется полностью на федеральном уровне, поэтому полномочия здесь реализуются в рамках межбюджетных отношений по перераспределению доходов между бюджетами субъектов и местными бюджетами. Доля НДФЛ, получаемая субъектом Федерации и местным бюджетом, зависит от числа налогоплательщиков, зарегистрированных в таком качестве в соответствующем субъекте и муниципалитете. Поэтому субъекты Федерации и местное самоуправление заинтересованы в увеличении доходов населения и количества высокооплачиваемых рабочих мест на своей территории.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Развитие цифровой экономики поставило также проблему распределения поступлений от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который тоже является источником пополнения бюджетов субъектов Российской Федерации. НДФЛ относится к федеральным налогам и регулируется полностью на федеральном уровне, поэтому полномочия здесь реализуются в рамках межбюджетных отношений по перераспределению доходов между бюджетами субъектов и местными бюджетами. Доля НДФЛ, получаемая субъектом Федерации и местным бюджетом, зависит от числа налогоплательщиков, зарегистрированных в таком качестве в соответствующем субъекте и муниципалитете. Поэтому субъекты Федерации и местное самоуправление заинтересованы в увеличении доходов населения и количества высокооплачиваемых рабочих мест на своей территории.