Распределение налогов по уровням бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Распределение налогов по уровням бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 13 "Федеральные налоги и сборы" НК РФ"Из норм главы 23 и статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налог на доходы физических лиц является федеральным и единым. В соответствии с бюджетным законодательством он составляет доходную часть бюджета Российской Федерации и распределяется между уровнями бюджетной системы по определенным нормативам."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)В то же время в случае, когда подобные расчеты строительной организацией не производятся и НДФЛ уплачивается только в налоговую инспекцию головного офиса, пеней не будет, так как в ст. 75 НК РФ "Пеня" нет положений, в соответствии с которыми начисление пеней зависит от порядка распределения сумм налогов между бюджетами разных уровней (см. Письмо ФНС России от 07.04.2015 N БС-4-11/5717@).
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)В то же время в случае, когда подобные расчеты строительной организацией не производятся и НДФЛ уплачивается только в налоговую инспекцию головного офиса, пеней не будет, так как в ст. 75 НК РФ "Пеня" нет положений, в соответствии с которыми начисление пеней зависит от порядка распределения сумм налогов между бюджетами разных уровней (см. Письмо ФНС России от 07.04.2015 N БС-4-11/5717@).
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)В Письме ФНС России от 07.04.2015 N БС-4-11/5717@ разъяснено, что в случае уплаты НДФЛ не по месту нахождения обособленного подразделения, а по месту нахождения головной организации сроки уплаты налога не нарушаются. В ст. 75 НК РФ не содержится положений, в соответствии с которыми начисление пеней зависит от порядка распределения сумм налогов между бюджетами разных уровней. При этом ведомство сослалось на судебную практику, согласно которой уплата НДФЛ не по месту нахождения обособленного подразделения, а по месту нахождения головной организации не влечет начисления пеней.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)В Письме ФНС России от 07.04.2015 N БС-4-11/5717@ разъяснено, что в случае уплаты НДФЛ не по месту нахождения обособленного подразделения, а по месту нахождения головной организации сроки уплаты налога не нарушаются. В ст. 75 НК РФ не содержится положений, в соответствии с которыми начисление пеней зависит от порядка распределения сумм налогов между бюджетами разных уровней. При этом ведомство сослалось на судебную практику, согласно которой уплата НДФЛ не по месту нахождения обособленного подразделения, а по месту нахождения головной организации не влечет начисления пеней.
Нормативные акты
"Программа подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров (главный бухгалтер, бухгалтер - эксперт (консультант); бухгалтер - финансовый менеджер, финансовый эксперт (консультант)"
(одобрена Межведомственной комиссией по реформированию бух. учета и фин. отчетности протокол N 10 от 08.06.1999)Порядок исчисления и сроки уплаты единого налога. Распределение сумм единого налога между бюджетами различных уровней и государственными внебюджетными фондами. Порядок перехода на уплату единого налога.
(одобрена Межведомственной комиссией по реформированию бух. учета и фин. отчетности протокол N 10 от 08.06.1999)Порядок исчисления и сроки уплаты единого налога. Распределение сумм единого налога между бюджетами различных уровней и государственными внебюджетными фондами. Порядок перехода на уплату единого налога.
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)491. Счет предназначен для отражения органами Федерального казначейства поступивших от плательщиков доходов от уплаты налогов и сборов, которые подлежат распределению между бюджетами разных уровней, а также сумм иных платежей, подлежащих перечислению в соответствующие бюджеты, и сумм возвратов плательщиков налогов.
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)491. Счет предназначен для отражения органами Федерального казначейства поступивших от плательщиков доходов от уплаты налогов и сборов, которые подлежат распределению между бюджетами разных уровней, а также сумм иных платежей, подлежащих перечислению в соответствующие бюджеты, и сумм возвратов плательщиков налогов.
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2023, N 13)- в расчет доли принимаются остаточная стоимость амортизируемого имущества ОП и либо среднесписочная численность ОП, либо расходы на оплату труда в этом ОП - по выбору налогоплательщика. Из-за разного уровня оплаты труда в отдельных регионах распределение между бюджетами налога может получиться несправедливым, отмечают в правительстве.
("Главная книга", 2023, N 13)- в расчет доли принимаются остаточная стоимость амортизируемого имущества ОП и либо среднесписочная численность ОП, либо расходы на оплату труда в этом ОП - по выбору налогоплательщика. Из-за разного уровня оплаты труда в отдельных регионах распределение между бюджетами налога может получиться несправедливым, отмечают в правительстве.
Статья: Институт налоговой обязанности в системе налогового права: актуальные проблемы
(Лютова О.И.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)В развитие предложенного К.С. Бельским подхода к пониманию сущности и содержания налоговой системы Е.Ю. Грачева указывает на необходимость ее дополнения таким элементом, как принципы построения налоговой системы, которые должны применяться при регулировании существенных условий налогообложения: порядка установления, введения, изменения, отмены налогов и сборов, порядка распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней и государственных внебюджетных фондов, прав и обязанностей налогоплательщиков, организации отчетности субъектов налоговых правоотношений и т.д. <16>.
(Лютова О.И.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)В развитие предложенного К.С. Бельским подхода к пониманию сущности и содержания налоговой системы Е.Ю. Грачева указывает на необходимость ее дополнения таким элементом, как принципы построения налоговой системы, которые должны применяться при регулировании существенных условий налогообложения: порядка установления, введения, изменения, отмены налогов и сборов, порядка распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней и государственных внебюджетных фондов, прав и обязанностей налогоплательщиков, организации отчетности субъектов налоговых правоотношений и т.д. <16>.
Статья: Авансовые платежи: способы оплаты, правила расчета, ошибки в декларациях
(Мусаева Х.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 10)Согласно Письмам Минфина России от 19.01.2009 за N ШС-22-3/33@ и ФНС России от 03.04.2017 N СД-4-3/6179@ ежемесячный авансовый платеж в I квартале не подлежит пересчету. Однако по окончании I квартала 2025 года организациям все же необходимо было произвести перерасчет налога по новой ставке с распределением сумм в бюджеты разных уровней по приведенным выше новым процентным отчислениям. Далее авансовый платеж за II квартал 2025 года рассчитывается на основе суммы авансового платежа за I квартал. Порядок расчета ежемесячных платежей за II, III и IV кварталы необходимо рассчитывать по следующим формулам:
(Мусаева Х.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 10)Согласно Письмам Минфина России от 19.01.2009 за N ШС-22-3/33@ и ФНС России от 03.04.2017 N СД-4-3/6179@ ежемесячный авансовый платеж в I квартале не подлежит пересчету. Однако по окончании I квартала 2025 года организациям все же необходимо было произвести перерасчет налога по новой ставке с распределением сумм в бюджеты разных уровней по приведенным выше новым процентным отчислениям. Далее авансовый платеж за II квартал 2025 года рассчитывается на основе суммы авансового платежа за I квартал. Порядок расчета ежемесячных платежей за II, III и IV кварталы необходимо рассчитывать по следующим формулам:
Статья: Сложности администрирования неналоговых доходов в мировой и отечественной практике
(Дадаев З.А.)
("Современное право", 2024, N 10)- опираясь на результаты экспертно-аналитических исследований в контексте изменений в классификациях и дифференциации неналоговых платежей (проведение которых может быть систематизировано и регулярно инициироваться на самом высоком уровне), грамотно распределять налоговую нагрузку на предпринимателей, тем самым обеспечивая возможности для роста бизнеса и увеличения доходной части бюджета;
(Дадаев З.А.)
("Современное право", 2024, N 10)- опираясь на результаты экспертно-аналитических исследований в контексте изменений в классификациях и дифференциации неналоговых платежей (проведение которых может быть систематизировано и регулярно инициироваться на самом высоком уровне), грамотно распределять налоговую нагрузку на предпринимателей, тем самым обеспечивая возможности для роста бизнеса и увеличения доходной части бюджета;
Статья: Проблемы фискальной прозрачности в контексте реформирования законодательства о публичных неналоговых платежах
(Куркин И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Представляется, что приведенные термины применимы исключительно в отношении публичной отчетности о налогах и сборах, регулируемых посредством налогового законодательства. "Налоговая прозрачность" или "прозрачность в бюджетно-налоговой сфере" - термины доктрин налогового и бюджетного права. Несмотря на свой кажущийся излишне теоретический характер, они в первую очередь отражают практический аспект взаимодействия государства и налогоплательщиков. Благодаря развитию института прозрачности в бюджетно-налоговой сфере, становится общедоступной информация о сумме собранных налогов того или иного вида, их распределении между бюджетами разного уровня, сумме налоговой недоимки, а также, например, информация о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в контексте исполнения последними обязательств, возложенных на них налоговым законодательством (последнее - благодаря успешно зарекомендовавшему себя за относительно незначительный период электронному сервису ФНС России "Прозрачный бизнес").
(Куркин И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Представляется, что приведенные термины применимы исключительно в отношении публичной отчетности о налогах и сборах, регулируемых посредством налогового законодательства. "Налоговая прозрачность" или "прозрачность в бюджетно-налоговой сфере" - термины доктрин налогового и бюджетного права. Несмотря на свой кажущийся излишне теоретический характер, они в первую очередь отражают практический аспект взаимодействия государства и налогоплательщиков. Благодаря развитию института прозрачности в бюджетно-налоговой сфере, становится общедоступной информация о сумме собранных налогов того или иного вида, их распределении между бюджетами разного уровня, сумме налоговой недоимки, а также, например, информация о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в контексте исполнения последними обязательств, возложенных на них налоговым законодательством (последнее - благодаря успешно зарекомендовавшему себя за относительно незначительный период электронному сервису ФНС России "Прозрачный бизнес").
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно ст. 6 БК межбюджетные отношения - это "взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса". По мнению специалистов, определение понятия межбюджетных отношений в законе небесспорно, оно не исчерпывает всех видов межбюджетных отношений, сложившихся в финансово-бюджетной практике РФ. Основной вид межбюджетных отношений - отношения по предоставлению бюджетных средств из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации в другой бюджет бюджетной системы РФ. Специалисты межбюджетные отношения рассматривают как разновидность бюджетных правоотношений, формирующихся между органами власти (учреждениями), преимущественно разных уровней, по разграничению на постоянной основе расходных и доходных полномочий, соответствующих им расходов и доходных источников, а также отношения по межбюджетному регулированию, а именно: распределению некоторых налогов и иных обязательных платежей по нормативам отчислений между бюджетами разных уровней и перераспределению средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой в различных формах (в форме межбюджетных трансфертов) в целях обеспечения доступа граждан к получению бюджетных услуг на всей территории государства, в том числе услуг в сфере социального, пенсионного обеспечения <29>.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно ст. 6 БК межбюджетные отношения - это "взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса". По мнению специалистов, определение понятия межбюджетных отношений в законе небесспорно, оно не исчерпывает всех видов межбюджетных отношений, сложившихся в финансово-бюджетной практике РФ. Основной вид межбюджетных отношений - отношения по предоставлению бюджетных средств из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации в другой бюджет бюджетной системы РФ. Специалисты межбюджетные отношения рассматривают как разновидность бюджетных правоотношений, формирующихся между органами власти (учреждениями), преимущественно разных уровней, по разграничению на постоянной основе расходных и доходных полномочий, соответствующих им расходов и доходных источников, а также отношения по межбюджетному регулированию, а именно: распределению некоторых налогов и иных обязательных платежей по нормативам отчислений между бюджетами разных уровней и перераспределению средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой в различных формах (в форме межбюджетных трансфертов) в целях обеспечения доступа граждан к получению бюджетных услуг на всей территории государства, в том числе услуг в сфере социального, пенсионного обеспечения <29>.
Статья: Повышение роли налоговой политики Российской Федерации в мобилизации финансовых ресурсов
(Малис Н.И.)
("Финансы", 2023, N 12)Представляется вполне уместным прежде всего вернуться к возможности реформирования налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Этот налог давно сложился как пропорциональный, и увеличение ставки для высокодоходных категорий на 2 п. п. ситуацию не изменило, так как дополнительные средства непосредственно в бюджеты, в данном случае региональные, не поступают. Не вдаваясь в теоретическую дискуссию на тему, является ли современная ставка налога прогрессивной, заметим, что структура доходов плательщиков с 2000 г. кардинально изменилась, - количество граждан, получающих доходы выше среднего уровня, существенно увеличилось. Сложившееся положение, а также острая нехватка доходных источников позволяют сделать вывод о том, что введение прогрессивной шкалы налогообложения в настоящее время актуально. Особенность распределения дохода от НДФЛ по бюджетам из-за разного уровня налоговых баз по регионам, связанного с полярностью уровня доходов населения, не позволяет пока применить нулевую ставку налога для лиц, имеющих доход на уровне прожиточного минимума, но ввести ставку в размере 14%, 15% и выше для лиц, имеющих доход свыше 3 млн руб., вполне уместно и справедливо, так же как и увеличение ставки налога для налогоплательщиков, доход которых превышает 10 млн руб., до 20%. К сожалению, в настоящее время невозможно ввести налогообложение по принципу обложения дохода семьи, поскольку прогнозируется, что регионы с высокой дотационностью пострадают из-за низкого среднедушевого дохода.
(Малис Н.И.)
("Финансы", 2023, N 12)Представляется вполне уместным прежде всего вернуться к возможности реформирования налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Этот налог давно сложился как пропорциональный, и увеличение ставки для высокодоходных категорий на 2 п. п. ситуацию не изменило, так как дополнительные средства непосредственно в бюджеты, в данном случае региональные, не поступают. Не вдаваясь в теоретическую дискуссию на тему, является ли современная ставка налога прогрессивной, заметим, что структура доходов плательщиков с 2000 г. кардинально изменилась, - количество граждан, получающих доходы выше среднего уровня, существенно увеличилось. Сложившееся положение, а также острая нехватка доходных источников позволяют сделать вывод о том, что введение прогрессивной шкалы налогообложения в настоящее время актуально. Особенность распределения дохода от НДФЛ по бюджетам из-за разного уровня налоговых баз по регионам, связанного с полярностью уровня доходов населения, не позволяет пока применить нулевую ставку налога для лиц, имеющих доход на уровне прожиточного минимума, но ввести ставку в размере 14%, 15% и выше для лиц, имеющих доход свыше 3 млн руб., вполне уместно и справедливо, так же как и увеличение ставки налога для налогоплательщиков, доход которых превышает 10 млн руб., до 20%. К сожалению, в настоящее время невозможно ввести налогообложение по принципу обложения дохода семьи, поскольку прогнозируется, что регионы с высокой дотационностью пострадают из-за низкого среднедушевого дохода.
Статья: Сравнительно-правовой анализ отношений налоговой ответственности за налоговые, финансовые и административные правонарушения
(Артемов Н.М., Бортников С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Несколько различается администрирование налогового и административного штрафов в соответствующих бюджетных отношениях. В отличие от административного штрафа, налоговый штраф поступает в бюджет того уровня, в который подлежит уплате и налог, в том числе и тогда, когда налог распределяется между несколькими бюджетами. Инвестиционно-фискальный характер налогового штрафа позволяет в его карательном предназначении выделить фискальную функцию. В разительном контрасте с судебным процессом по гражданскому или налоговому делу штраф для налогоплательщиков, вовлеченных в административную процедуру, обычно не рассматривается как значимое средство пополнения казны ни по своей цели, ни по своему размеру. Управленческие цели достигаются иным инструментарием: судебные запреты, аннулирование лицензий и пр.
(Артемов Н.М., Бортников С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Несколько различается администрирование налогового и административного штрафов в соответствующих бюджетных отношениях. В отличие от административного штрафа, налоговый штраф поступает в бюджет того уровня, в который подлежит уплате и налог, в том числе и тогда, когда налог распределяется между несколькими бюджетами. Инвестиционно-фискальный характер налогового штрафа позволяет в его карательном предназначении выделить фискальную функцию. В разительном контрасте с судебным процессом по гражданскому или налоговому делу штраф для налогоплательщиков, вовлеченных в административную процедуру, обычно не рассматривается как значимое средство пополнения казны ни по своей цели, ни по своему размеру. Управленческие цели достигаются иным инструментарием: судебные запреты, аннулирование лицензий и пр.
Статья: Налогообложение Китая как инструмент национальной фискально-бюджетной политики
(Жильцова Ю.В., Васильева А.Е.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 1)Результаты. Установлены уровни уникальной бюджетно-налоговой системы КНР, а также состав основных налогов, выявлены тренды центрального бюджета, налогообложения и проблемы распределения государственных финансов.
(Жильцова Ю.В., Васильева А.Е.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 1)Результаты. Установлены уровни уникальной бюджетно-налоговой системы КНР, а также состав основных налогов, выявлены тренды центрального бюджета, налогообложения и проблемы распределения государственных финансов.
Статья: Последствия уплаты НДФЛ обособленного подразделения по месту головной организации
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 30)Согласно порядку формирования доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов налоговые доходы от НДФЛ подлежат зачислению в бюджеты субъектов, в бюджеты поселений и в бюджеты муниципальных районов в соответствующих процентах. Все поступления в виде уплаты налогов зачисляются на счета органов федерального казначейства и распределяются указанными органами между бюджетами соответствующих уровней в соответствии с действующими нормативами отчислений. Таким образом, неуплата организацией НДФЛ по месту нахождения ее обособленного подразделения влечет непоступление налога в местный и региональный бюджеты субъекта РФ, на территории которого расположено это обособленное подразделение.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 30)Согласно порядку формирования доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов налоговые доходы от НДФЛ подлежат зачислению в бюджеты субъектов, в бюджеты поселений и в бюджеты муниципальных районов в соответствующих процентах. Все поступления в виде уплаты налогов зачисляются на счета органов федерального казначейства и распределяются указанными органами между бюджетами соответствующих уровней в соответствии с действующими нормативами отчислений. Таким образом, неуплата организацией НДФЛ по месту нахождения ее обособленного подразделения влечет непоступление налога в местный и региональный бюджеты субъекта РФ, на территории которого расположено это обособленное подразделение.