Распределение налогов между бюджетами
Подборка наиболее важных документов по запросу Распределение налогов между бюджетами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 217.1 "Особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействующим письма Федеральной налоговой службы от 25.10.2022 N БС-4-11/14345@. Данное письмо содержало разъяснение по вопросу исчисления минимального предельного срока владения недвижимым имуществом, указанного в п. 4 ст. 217.1 НК РФ, в случае, когда физическое лицо, состоящее на учете в налоговом органе одного региона, продает объект недвижимого имущества, находившийся в его собственности от 3 до 5 лет и расположенный в другом регионе, в котором на основании подп. 1 п. 6 ст. 217.1 НК РФ принят соответствующий закон о снижении минимального предельного срока владения объектом недвижимости (к примеру, до 3 лет). ФНС России разъяснила, что в таких случаях минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества необходимо исчислять с учетом нормативно-правовых актов, принятых во исполнение подп. 1 п. 6 ст. 217.1 НК РФ тем субъектом Российской Федерации, в котором физическое лицо состоит на учете по месту жительства, независимо от наличия (отсутствия) таких актов в регионе по месту нахождения проданного имущества. Верховный Суд РФ отказал в признании письма недействующим. Верховный Суд РФ указал, что для целей исчисления НДФЛ приоритетным местом постановки физического лица на учет в налоговом органе является не место нахождения его имущества, а место его жительства, поскольку общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, уплачивается по месту жительства. Суд принял во внимание нормы бюджетного законодательства Российской Федерации о распределении налоговых доходов между соответствующими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с которыми доходы от НДФЛ в полном объеме зачисляются в соответствующие региональные и местные бюджеты, субъект Российской Федерации своим законом может уменьшить минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, указанный в п. 4 ст. 217.1 НК РФ, только применительно к тем налогам на доходы физических лиц, которые в качестве налогового дохода подлежат зачислению в бюджет этого субъекта Российской Федерации и бюджеты входящих в него муниципальных образований. Верховный Суд РФ пришел к выводу, что содержащиеся в оспариваемом письме разъяснения основаны на положениях НК РФ, соответствуют действительному смыслу разъясняемых норм и не устанавливают не предусмотренные ими общеобязательные правила.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействующим письма Федеральной налоговой службы от 25.10.2022 N БС-4-11/14345@. Данное письмо содержало разъяснение по вопросу исчисления минимального предельного срока владения недвижимым имуществом, указанного в п. 4 ст. 217.1 НК РФ, в случае, когда физическое лицо, состоящее на учете в налоговом органе одного региона, продает объект недвижимого имущества, находившийся в его собственности от 3 до 5 лет и расположенный в другом регионе, в котором на основании подп. 1 п. 6 ст. 217.1 НК РФ принят соответствующий закон о снижении минимального предельного срока владения объектом недвижимости (к примеру, до 3 лет). ФНС России разъяснила, что в таких случаях минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества необходимо исчислять с учетом нормативно-правовых актов, принятых во исполнение подп. 1 п. 6 ст. 217.1 НК РФ тем субъектом Российской Федерации, в котором физическое лицо состоит на учете по месту жительства, независимо от наличия (отсутствия) таких актов в регионе по месту нахождения проданного имущества. Верховный Суд РФ отказал в признании письма недействующим. Верховный Суд РФ указал, что для целей исчисления НДФЛ приоритетным местом постановки физического лица на учет в налоговом органе является не место нахождения его имущества, а место его жительства, поскольку общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, уплачивается по месту жительства. Суд принял во внимание нормы бюджетного законодательства Российской Федерации о распределении налоговых доходов между соответствующими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с которыми доходы от НДФЛ в полном объеме зачисляются в соответствующие региональные и местные бюджеты, субъект Российской Федерации своим законом может уменьшить минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, указанный в п. 4 ст. 217.1 НК РФ, только применительно к тем налогам на доходы физических лиц, которые в качестве налогового дохода подлежат зачислению в бюджет этого субъекта Российской Федерации и бюджеты входящих в него муниципальных образований. Верховный Суд РФ пришел к выводу, что содержащиеся в оспариваемом письме разъяснения основаны на положениях НК РФ, соответствуют действительному смыслу разъясняемых норм и не устанавливают не предусмотренные ими общеобязательные правила.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О механизме распределения поступлений от налога на прибыль между бюджетами субъектов РФ.
(Письмо Минфина России от 18.02.2025 N 03-03-07/14848)Вопрос: О механизме распределения поступлений от налога на прибыль между бюджетами субъектов РФ.
(Письмо Минфина России от 18.02.2025 N 03-03-07/14848)Вопрос: О механизме распределения поступлений от налога на прибыль между бюджетами субъектов РФ.
Статья: Изменения налогообложения перед началом 2023 года
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2022, N 12)Текущее распределение налога на прибыль
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2022, N 12)Текущее распределение налога на прибыль
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"6. Порядок управления игорными зонами, включающими в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, порядок реализации в таких игорных зонах прав, предоставленных субъектам Российской Федерации законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, порядок распределения между бюджетами соответствующих субъектов Российской Федерации средств от уплаты налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, определяются на основании соглашения, заключаемого между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"6. Порядок управления игорными зонами, включающими в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, порядок реализации в таких игорных зонах прав, предоставленных субъектам Российской Федерации законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, порядок распределения между бюджетами соответствующих субъектов Российской Федерации средств от уплаты налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, определяются на основании соглашения, заключаемого между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Готовое решение: Как рассчитывать налог на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Налог, рассчитанный по основной ставке 25%, распределяется между бюджетами следующим образом (п. 1 ст. 284 НК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)Налог, рассчитанный по основной ставке 25%, распределяется между бюджетами следующим образом (п. 1 ст. 284 НК РФ):
Статья: Особенности финансовой компетенции сложносоставных субъектов Российской Федерации
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Специфика взаимоотношений публично-правовых образований внутри сложносоставного субъекта влияет и на поступление и распределение доходов между бюджетами составных частей интегрированного субъекта. В наибольшей степени это касается налоговых доходов как основного доходного источника бюджета. В статье 56 БК РФ <22> определяется порядок распределения налоговых доходов между бюджетами субъектов, входящих в состав сложносоставных областей. Обычно основной объем указанных доходов закрепляется за областным бюджетом. Отличающийся от этого подхода порядок распределения налогов может быть установлен законом о федеральном бюджете либо договором между субъектами Федерации. Последний может закреплять нормативы отчислений налогов за бюджетами и объемы отчислений в областной бюджет для финансового обеспечения функционирования совместных органов управления (например, в Тюменской области созданы два совета - законодателей и губернаторов). По общему правилу при осуществлении областью каких-либо полномочий на территории округа доходы от федеральных налогов и сборов в той части, в которой они поступают в бюджеты регионов, полностью идут в бюджет области, даже если они взимаются на территории округа (округов). Как и в предыдущем случае, изменить этот подход субъекты могут, если это предусмотрено в законе или договоре.
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Специфика взаимоотношений публично-правовых образований внутри сложносоставного субъекта влияет и на поступление и распределение доходов между бюджетами составных частей интегрированного субъекта. В наибольшей степени это касается налоговых доходов как основного доходного источника бюджета. В статье 56 БК РФ <22> определяется порядок распределения налоговых доходов между бюджетами субъектов, входящих в состав сложносоставных областей. Обычно основной объем указанных доходов закрепляется за областным бюджетом. Отличающийся от этого подхода порядок распределения налогов может быть установлен законом о федеральном бюджете либо договором между субъектами Федерации. Последний может закреплять нормативы отчислений налогов за бюджетами и объемы отчислений в областной бюджет для финансового обеспечения функционирования совместных органов управления (например, в Тюменской области созданы два совета - законодателей и губернаторов). По общему правилу при осуществлении областью каких-либо полномочий на территории округа доходы от федеральных налогов и сборов в той части, в которой они поступают в бюджеты регионов, полностью идут в бюджет области, даже если они взимаются на территории округа (округов). Как и в предыдущем случае, изменить этот подход субъекты могут, если это предусмотрено в законе или договоре.
Статья: Институт налоговой обязанности в системе налогового права: актуальные проблемы
(Лютова О.И.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)В развитие предложенного К.С. Бельским подхода к пониманию сущности и содержания налоговой системы Е.Ю. Грачева указывает на необходимость ее дополнения таким элементом, как принципы построения налоговой системы, которые должны применяться при регулировании существенных условий налогообложения: порядка установления, введения, изменения, отмены налогов и сборов, порядка распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней и государственных внебюджетных фондов, прав и обязанностей налогоплательщиков, организации отчетности субъектов налоговых правоотношений и т.д. <16>.
(Лютова О.И.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)В развитие предложенного К.С. Бельским подхода к пониманию сущности и содержания налоговой системы Е.Ю. Грачева указывает на необходимость ее дополнения таким элементом, как принципы построения налоговой системы, которые должны применяться при регулировании существенных условий налогообложения: порядка установления, введения, изменения, отмены налогов и сборов, порядка распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней и государственных внебюджетных фондов, прав и обязанностей налогоплательщиков, организации отчетности субъектов налоговых правоотношений и т.д. <16>.
Вопрос: О распределении поступлений от налога на прибыль между бюджетами субъектов РФ.
(Письмо Минфина России от 27.10.2023 N 03-03-07/102283)Вопрос: О распределении поступлений от налога на прибыль между бюджетами субъектов РФ.
(Письмо Минфина России от 27.10.2023 N 03-03-07/102283)Вопрос: О распределении поступлений от налога на прибыль между бюджетами субъектов РФ.
Готовое решение: Как обособленные подразделения, выделенные и не выделенные на отдельный баланс, платят налоги, взносы и сдают отчетность
(КонсультантПлюс, 2025)Налог, авансовые платежи, которые зачисляются в федеральный бюджет, распределять между подразделениями не нужно (п. 1 ст. 288 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Налог, авансовые платежи, которые зачисляются в федеральный бюджет, распределять между подразделениями не нужно (п. 1 ст. 288 НК РФ).
Статья: Платформенная экосистема как финансово-правовой феномен
(Рыбакова С.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Активное развитие информационно-телекоммуникационных технологий в сфере финансов обусловливает формирование платформенных экосистем, обеспечивающих исчисление и уплату налогов, распределение денежных средств между бюджетами бюджетной системы, финансовые инвестиции и пр., и требует не только правового регулирования, но прежде всего осмысления создаваемых при этом образований. Большое значение имеют характеристики участников возникающих правоотношений, качество формирующихся между ними связей, характер этих связей, способы взаимодействия не только друг с другом, но и с оператором цифровой площадки. В контексте финансово-правового регулирования в особом осмыслении нуждается феномен платформенной экосистемы. Хотя познание данного явления происходит уже в процессе создания и функционирования конкретных экосистем, это не исключает необходимости такого познания для целей правового регулирования качества формируемой в рамках названных систем правовой среды.
(Рыбакова С.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Активное развитие информационно-телекоммуникационных технологий в сфере финансов обусловливает формирование платформенных экосистем, обеспечивающих исчисление и уплату налогов, распределение денежных средств между бюджетами бюджетной системы, финансовые инвестиции и пр., и требует не только правового регулирования, но прежде всего осмысления создаваемых при этом образований. Большое значение имеют характеристики участников возникающих правоотношений, качество формирующихся между ними связей, характер этих связей, способы взаимодействия не только друг с другом, но и с оператором цифровой площадки. В контексте финансово-правового регулирования в особом осмыслении нуждается феномен платформенной экосистемы. Хотя познание данного явления происходит уже в процессе создания и функционирования конкретных экосистем, это не исключает необходимости такого познания для целей правового регулирования качества формируемой в рамках названных систем правовой среды.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)В Письме ФНС России от 07.04.2015 N БС-4-11/5717@ разъяснено, что в случае уплаты НДФЛ не по месту нахождения обособленного подразделения, а по месту нахождения головной организации сроки уплаты налога не нарушаются. В ст. 75 НК РФ не содержится положений, в соответствии с которыми начисление пеней зависит от порядка распределения сумм налогов между бюджетами разных уровней. При этом ведомство сослалось на судебную практику, согласно которой уплата НДФЛ не по месту нахождения обособленного подразделения, а по месту нахождения головной организации не влечет начисления пеней.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)В Письме ФНС России от 07.04.2015 N БС-4-11/5717@ разъяснено, что в случае уплаты НДФЛ не по месту нахождения обособленного подразделения, а по месту нахождения головной организации сроки уплаты налога не нарушаются. В ст. 75 НК РФ не содержится положений, в соответствии с которыми начисление пеней зависит от порядка распределения сумм налогов между бюджетами разных уровней. При этом ведомство сослалось на судебную практику, согласно которой уплата НДФЛ не по месту нахождения обособленного подразделения, а по месту нахождения головной организации не влечет начисления пеней.
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)В то же время в случае, когда подобные расчеты строительной организацией не производятся и НДФЛ уплачивается только в налоговую инспекцию головного офиса, пеней не будет, так как в ст. 75 НК РФ "Пеня" нет положений, в соответствии с которыми начисление пеней зависит от порядка распределения сумм налогов между бюджетами разных уровней (см. Письмо ФНС России от 07.04.2015 N БС-4-11/5717@).
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)В то же время в случае, когда подобные расчеты строительной организацией не производятся и НДФЛ уплачивается только в налоговую инспекцию головного офиса, пеней не будет, так как в ст. 75 НК РФ "Пеня" нет положений, в соответствии с которыми начисление пеней зависит от порядка распределения сумм налогов между бюджетами разных уровней (см. Письмо ФНС России от 07.04.2015 N БС-4-11/5717@).
Статья: ЕНС: нюансы новой системы администрирования и учета налоговых платежей
(Павленко С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 48)Введение ЕНС - это не просто техническое изменение, это перестройка всей системы уплаты налогов, переход от учета обязанности по каждому конкретному налогу к учету совокупной обязанности по уплате налогов в целом по налогоплательщику. Этот процесс связан с переносом функций по распределению налогов между бюджетами с налогоплательщика на государство, а также полная автоматизация системы для исключения человеческого фактора. При этом налогоплательщику предоставляется возможность отслеживания расчетов с бюджетом в оперативном режиме.
(Павленко С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 48)Введение ЕНС - это не просто техническое изменение, это перестройка всей системы уплаты налогов, переход от учета обязанности по каждому конкретному налогу к учету совокупной обязанности по уплате налогов в целом по налогоплательщику. Этот процесс связан с переносом функций по распределению налогов между бюджетами с налогоплательщика на государство, а также полная автоматизация системы для исключения человеческого фактора. При этом налогоплательщику предоставляется возможность отслеживания расчетов с бюджетом в оперативном режиме.
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2023, N 13)- в расчет доли принимаются остаточная стоимость амортизируемого имущества ОП и либо среднесписочная численность ОП, либо расходы на оплату труда в этом ОП - по выбору налогоплательщика. Из-за разного уровня оплаты труда в отдельных регионах распределение между бюджетами налога может получиться несправедливым, отмечают в правительстве.
("Главная книга", 2023, N 13)- в расчет доли принимаются остаточная стоимость амортизируемого имущества ОП и либо среднесписочная численность ОП, либо расходы на оплату труда в этом ОП - по выбору налогоплательщика. Из-за разного уровня оплаты труда в отдельных регионах распределение между бюджетами налога может получиться несправедливым, отмечают в правительстве.