Распоряжение особо ценным имуществом
Подборка наиболее важных документов по запросу Распоряжение особо ценным имуществом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Имущество бюджетных учреждений
(КонсультантПлюс, 2025)...приняв во внимание, что полигон учебной езды необходим Колледжу для осуществления основных видов деятельности, предусмотренных его уставом, в связи с чем в его отсутствие уставная деятельности Колледжа будет не только затруднена, но и невозможна, суды установили, что полигон учебной езды является особо ценным движимым имуществом, распоряжение которым бюджетным учреждением возможно только с согласия его собственника..."
(КонсультантПлюс, 2025)...приняв во внимание, что полигон учебной езды необходим Колледжу для осуществления основных видов деятельности, предусмотренных его уставом, в связи с чем в его отсутствие уставная деятельности Колледжа будет не только затруднена, но и невозможна, суды установили, что полигон учебной езды является особо ценным движимым имуществом, распоряжение которым бюджетным учреждением возможно только с согласия его собственника..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 123.21 "Основные положения об учреждениях" ГК РФ"Таким образом, поскольку спорные транспортные средства подлежат отнесению к особо ценному движимому имуществу муниципальных бюджетных учреждений, распоряжение данным имуществом допускается только с согласия собственника имущества.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как создать наблюдательный совет автономного учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)распоряжения недвижимостью и особо ценным движимым имуществом;
(КонсультантПлюс, 2025)распоряжения недвижимостью и особо ценным движимым имуществом;
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В Федеральном законе от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" закреплены контрольные полномочия органов местного самоуправления как учредителей автономных учреждений, например дача согласия на распоряжение недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом (ч. 2 ст. 3), на внесение имущества в складочный капитал других юридических лиц (ч. 6 ст. 3), формирование и утверждение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ). Пунктом 4 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что в административных регламентах предоставления муниципальных услуг должны быть предусмотрены формы контроля за исполнением административного регламента предоставления муниципальной услуги. Например, контроль может касаться порядка осуществления текущего контроля, периодичности проверок качества предоставления муниципальной услуги, возможности общественного контроля и др. Бюджетным кодексом РФ предусматривается обязательный контроль за исполнением муниципального задания и отчетность о его исполнении (ст. 69.2). Согласно положениям Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района вправе оценивать деятельность руководителей подведомственных организаций и осуществлять контроль за принятием мер по устранению недостатков, выявленных по результатам независимой оценки качества условий оказания услуг организациями (п. 13 ст. 15.1, п. 13 ст. 16.1).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В Федеральном законе от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" закреплены контрольные полномочия органов местного самоуправления как учредителей автономных учреждений, например дача согласия на распоряжение недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом (ч. 2 ст. 3), на внесение имущества в складочный капитал других юридических лиц (ч. 6 ст. 3), формирование и утверждение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ). Пунктом 4 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что в административных регламентах предоставления муниципальных услуг должны быть предусмотрены формы контроля за исполнением административного регламента предоставления муниципальной услуги. Например, контроль может касаться порядка осуществления текущего контроля, периодичности проверок качества предоставления муниципальной услуги, возможности общественного контроля и др. Бюджетным кодексом РФ предусматривается обязательный контроль за исполнением муниципального задания и отчетность о его исполнении (ст. 69.2). Согласно положениям Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района вправе оценивать деятельность руководителей подведомственных организаций и осуществлять контроль за принятием мер по устранению недостатков, выявленных по результатам независимой оценки качества условий оказания услуг организациями (п. 13 ст. 15.1, п. 13 ст. 16.1).
Нормативные акты
Справочная информация: "Перечень нормативных актов, регулирующих деятельность государственных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1.6. Порядок согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за государственным (муниципальным) учреждением учредителем либо приобретенным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1.6. Порядок согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за государственным (муниципальным) учреждением учредителем либо приобретенным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем
Постановление Правительства РФ от 27.06.2014 N 589
(ред. от 01.11.2025)
"Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук"м) согласование распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за Академией собственником либо приобретенным Академией за счет средств, выделенных ей собственником на приобретение такого имущества;
(ред. от 01.11.2025)
"Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук"м) согласование распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за Академией собственником либо приобретенным Академией за счет средств, выделенных ей собственником на приобретение такого имущества;
Статья: Об обеспечении баланса интересов супругов и добросовестных приобретателей супружеского имущества
(Нестерова Т.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)До недавнего времени права супругов были более защищены п. 3 ст. 35 Семейного кодекса РФ, согласно которому согласие супруга на совершение сделок с особо ценным имуществом (сделок по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделок, требующих нотариальной формы или подлежащих государственной регистрации) должно быть нотариально удостоверено. В противном случае сделка могла быть признана недействительной.
(Нестерова Т.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)До недавнего времени права супругов были более защищены п. 3 ст. 35 Семейного кодекса РФ, согласно которому согласие супруга на совершение сделок с особо ценным имуществом (сделок по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделок, требующих нотариальной формы или подлежащих государственной регистрации) должно быть нотариально удостоверено. В противном случае сделка могла быть признана недействительной.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Собственниками имущества государственных и муниципальных образовательных учреждений являются государство (Российская Федерация или субъект РФ) либо муниципальное образование, создавшие образовательную организацию и наделившие ее имуществом. Образовательные учреждения же владеют имуществом на праве оперативного управления, а земельными участками - на праве постоянного (бессрочного) пользования. Особенности указанных ограниченных вещных прав определяются гражданским законодательством (ст. ст. 296, 298, 269 ГК). Из содержания норм ГК следует, что правообладатель осуществляет владение и пользование имуществом практически в таком же объеме, что и собственник; ограничения касаются распоряжения имуществом. Если оно относится к недвижимому или особо ценному движимому имуществу, передача в аренду, безвозмездное пользование, реконструкция, списание, реализация, сдача в залог и другие действия с ним допускаются только с согласия собственника. Распоряжение земельными участками, предоставленными в постоянное (бессрочное) пользование, и вовсе не допускается, это прерогатива самого собственника. В силу ст. 269 ГК образовательная организация вправе самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, в установленном порядке возводить на нем здания и сооружения, однако не может распоряжаться им, за исключением случаев подписания соглашений об установлении сервитута, которые также необходимо согласовывать с собственником. Остальным имуществом, не относящимся к категории недвижимого или особо ценного движимого, образовательное учреждение может распоряжаться самостоятельно, с соблюдением ограничений, установленных законом.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Собственниками имущества государственных и муниципальных образовательных учреждений являются государство (Российская Федерация или субъект РФ) либо муниципальное образование, создавшие образовательную организацию и наделившие ее имуществом. Образовательные учреждения же владеют имуществом на праве оперативного управления, а земельными участками - на праве постоянного (бессрочного) пользования. Особенности указанных ограниченных вещных прав определяются гражданским законодательством (ст. ст. 296, 298, 269 ГК). Из содержания норм ГК следует, что правообладатель осуществляет владение и пользование имуществом практически в таком же объеме, что и собственник; ограничения касаются распоряжения имуществом. Если оно относится к недвижимому или особо ценному движимому имуществу, передача в аренду, безвозмездное пользование, реконструкция, списание, реализация, сдача в залог и другие действия с ним допускаются только с согласия собственника. Распоряжение земельными участками, предоставленными в постоянное (бессрочное) пользование, и вовсе не допускается, это прерогатива самого собственника. В силу ст. 269 ГК образовательная организация вправе самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, в установленном порядке возводить на нем здания и сооружения, однако не может распоряжаться им, за исключением случаев подписания соглашений об установлении сервитута, которые также необходимо согласовывать с собственником. Остальным имуществом, не относящимся к категории недвижимого или особо ценного движимого, образовательное учреждение может распоряжаться самостоятельно, с соблюдением ограничений, установленных законом.
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество - один из важнейших инструментов государственного управления, направленный на упорядочение отношений в сфере владения, пользования и распоряжения особо ценным имуществом - недвижимостью. Многообразие правовых режимов (видов прав и их ограничений), характеристик недвижимости (признаков, индивидуализирующих недвижимую вещь, отличающих ее от других), высокий уровень ответственности в данной сфере, да и само количество недвижимого имущества в нашей стране обуславливают необходимость обширного и детального правового регулирования вопросов ГКУ и ГРП. Деятельность по ГКУ и ГРП подчиняется подробным алгоритмам и правилам, установленным федеральными законами и целой системой подзаконных нормативных правовых актов.
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество - один из важнейших инструментов государственного управления, направленный на упорядочение отношений в сфере владения, пользования и распоряжения особо ценным имуществом - недвижимостью. Многообразие правовых режимов (видов прав и их ограничений), характеристик недвижимости (признаков, индивидуализирующих недвижимую вещь, отличающих ее от других), высокий уровень ответственности в данной сфере, да и само количество недвижимого имущества в нашей стране обуславливают необходимость обширного и детального правового регулирования вопросов ГКУ и ГРП. Деятельность по ГКУ и ГРП подчиняется подробным алгоритмам и правилам, установленным федеральными законами и целой системой подзаконных нормативных правовых актов.
Статья: Вклад в уставный капитал и имущество хозяйственного общества, учредителем которого является государственное учреждение: теория и практика
(Григорьев Т.Ю., Коломиец А.И.)
("Право и экономика", 2023, N 1)При этом отдельного внимания при толковании положений п. 4 ст. 24 Закона N 7-ФЗ заслуживает вопрос о допустимости распоряжения особо ценным движимым имуществом и недвижимым имуществом в форме вклада в имущество или уставный капитал хозяйственного общества, поскольку правила п. 3 ст. 298 ГК РФ не содержат дополнительных отсылок и ограничений для такого имущества, выделяя в качестве единственного условия лишь согласие собственника.
(Григорьев Т.Ю., Коломиец А.И.)
("Право и экономика", 2023, N 1)При этом отдельного внимания при толковании положений п. 4 ст. 24 Закона N 7-ФЗ заслуживает вопрос о допустимости распоряжения особо ценным движимым имуществом и недвижимым имуществом в форме вклада в имущество или уставный капитал хозяйственного общества, поскольку правила п. 3 ст. 298 ГК РФ не содержат дополнительных отсылок и ограничений для такого имущества, выделяя в качестве единственного условия лишь согласие собственника.