Распорядительные функции
Подборка наиболее важных документов по запросу Распорядительные функции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Общие вопросы аренды государственного (муниципального) земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)В силу изложенного права и обязанности, вытекающие из спорного договора аренды, в том числе на взыскание задолженности по арендной плате независимо от периода ее образования, в силу закона перешли к Администрации поселения. С передачей распорядительных функций к Администрации поселения перешло и право на предъявление исковых требований по договорам аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, соответственно, Администрация района, не являясь стороной в арендных правоотношениях, не может выступать надлежащим истцом по требованию о взыскании задолженности по арендной плате и пени.
(КонсультантПлюс, 2025)В силу изложенного права и обязанности, вытекающие из спорного договора аренды, в том числе на взыскание задолженности по арендной плате независимо от периода ее образования, в силу закона перешли к Администрации поселения. С передачей распорядительных функций к Администрации поселения перешло и право на предъявление исковых требований по договорам аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, соответственно, Администрация района, не являясь стороной в арендных правоотношениях, не может выступать надлежащим истцом по требованию о взыскании задолженности по арендной плате и пени.
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Последствия невыдачи СИЗ работнику (сторожу, уборщице, электрику и др.)
(КонсультантПлюс, 2025)Не привлекают к административной ответственности за невыдачу СИЗ шеф-повару, если согласно должностной инструкции он выполняет организационно-распорядительные функции, не задействован на производстве, связанном с загрязнением
(КонсультантПлюс, 2025)Не привлекают к административной ответственности за невыдачу СИЗ шеф-повару, если согласно должностной инструкции он выполняет организационно-распорядительные функции, не задействован на производстве, связанном с загрязнением
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы эффективности организационно-распорядительных функций и полномочий судебной власти РФ
(Шаманский Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7
(Шаманский Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7
Статья: Порядок привлечения к уголовной ответственности руководителя организации
(Долгих Т.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Руководитель, осуществляющий постоянно, временно или по специальному полномочию функции представителя власти, либо выполняющий организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем 50% голосов либо в которых Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование имеют право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами ("золотая акция"), а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, может быть привлечен к уголовной ответственности по статьям гл. 30 УК РФ (примечание к ст. 285 УК РФ).
(Долгих Т.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Руководитель, осуществляющий постоянно, временно или по специальному полномочию функции представителя власти, либо выполняющий организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем 50% голосов либо в которых Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование имеют право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами ("золотая акция"), а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, может быть привлечен к уголовной ответственности по статьям гл. 30 УК РФ (примечание к ст. 285 УК РФ).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Под должностным лицом в частях 1 и 2 настоящей статьи и в статье 13.42.1 настоящего Кодекса понимается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее управленческие и организационно-распорядительные функции в коммерческой или иной организации, оказывающей услуги связи.
(ред. от 04.11.2025)2. Под должностным лицом в частях 1 и 2 настоящей статьи и в статье 13.42.1 настоящего Кодекса понимается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее управленческие и организационно-распорядительные функции в коммерческой или иной организации, оказывающей услуги связи.
"Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов N 3"I. Осуществление организационно-распорядительных функций
Готовое решение: Что нужно знать об особенностях правового статуса руководителя организации
(КонсультантПлюс, 2025)административной. Руководитель - это работник, который по трудовому договору выполняет особую трудовую функцию - руководит организацией, осуществляет функции ее единоличного исполнительного органа. Выполняя организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, он несет административную ответственность как должностное лицо (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ, ч. 1 ст. 273 ТК РФ, абз. 1 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 N 21);
(КонсультантПлюс, 2025)административной. Руководитель - это работник, который по трудовому договору выполняет особую трудовую функцию - руководит организацией, осуществляет функции ее единоличного исполнительного органа. Выполняя организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, он несет административную ответственность как должностное лицо (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ, ч. 1 ст. 273 ТК РФ, абз. 1 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 N 21);
Готовое решение: Как уволить руководителя (генерального директора) организации
(КонсультантПлюс, 2025)При этом само по себе наличие у руководителя организационно-распорядительных функций в отношении имущества организации, заключение с ним договора о полной индивидуальной материальной ответственности не свидетельствуют о возможности его увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Важен в том числе факт выполнения трудовых обязанностей, непосредственно связанных с обслуживанием денежных или товарных ценностей (наличие полномочий по распоряжению денежными и иными материальными ценностями организации еще не свидетельствует об отнесении руководителя организации к категории работников, которые непосредственно обслуживают денежные или товарные ценности). В законе нет исчерпывающего списка должностей, при замещении которых виновные работники могут быть уволены за утрату доверия.
(КонсультантПлюс, 2025)При этом само по себе наличие у руководителя организационно-распорядительных функций в отношении имущества организации, заключение с ним договора о полной индивидуальной материальной ответственности не свидетельствуют о возможности его увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Важен в том числе факт выполнения трудовых обязанностей, непосредственно связанных с обслуживанием денежных или товарных ценностей (наличие полномочий по распоряжению денежными и иными материальными ценностями организации еще не свидетельствует об отнесении руководителя организации к категории работников, которые непосредственно обслуживают денежные или товарные ценности). В законе нет исчерпывающего списка должностей, при замещении которых виновные работники могут быть уволены за утрату доверия.
Готовое решение: Как оформить временное исполнение обязанностей (врио) начальника подразделения
(КонсультантПлюс, 2025)Но есть ограничения. Так, если поручаете обязанности по ведению бухучета, учтите такие же ограничения, как при передаче полномочий главбуха на период его отпуска. А если работа по должности начальника подразделения предполагает осуществление организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в органе юрлица, проверьте кандидата на отсутствие у него дисквалификации. На дисквалифицированное лицо вы не можете возложить такие обязанности. Это следует из ч. 1, 3 ст. 3.11, абз. 2 ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Но есть ограничения. Так, если поручаете обязанности по ведению бухучета, учтите такие же ограничения, как при передаче полномочий главбуха на период его отпуска. А если работа по должности начальника подразделения предполагает осуществление организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в органе юрлица, проверьте кандидата на отсутствие у него дисквалификации. На дисквалифицированное лицо вы не можете возложить такие обязанности. Это следует из ч. 1, 3 ст. 3.11, абз. 2 ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ.
Статья: Уголовная ответственность за халатность
(Долгих Т.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Понятие и разграничение данных функций даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19). Отдельно следует отметить, что в организационно-распорядительные функции включено принятие решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии) (абз. 2 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19).
(Долгих Т.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Понятие и разграничение данных функций даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19). Отдельно следует отметить, что в организационно-распорядительные функции включено принятие решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии) (абз. 2 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, в одном из дел гражданин, обратившийся с заявлением о преступлении, на основании которого было принято постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в административном исковом заявлении просил признать незаконным отказ органа внутренних дел ознакомить его с материалами проверки по его заявлению. Судья суда первой инстанции, с которым согласились апелляционный и кассационный суды, отказал в принятии административного искового заявления к производству суда, сославшись на то, что заявленные требования подлежат рассмотрению по правилам ст. 125 УПК РФ. Судья Верховного Суда Российской Федерации с этим выводом не согласился, обратив внимание на то, что административный истец не является участником уголовного судопроизводства, а процедура ознакомления с материалами об отказе в возбуждении уголовного дела не регламентирована УПК РФ. Кроме этого, требования административного истца обусловлены несогласием с действиями органов полиции при осуществлении административно-распорядительных функций, не связанных с исполнением полномочий по осуществлению уголовного преследования. В связи с этим вынесенные судебные акты отменены, а материал направлен в суд первой инстанции для рассмотрения административного искового заявления по существу (Кассационное определение от 22.04.2022 N 16-КАД22-2-К4).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, в одном из дел гражданин, обратившийся с заявлением о преступлении, на основании которого было принято постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в административном исковом заявлении просил признать незаконным отказ органа внутренних дел ознакомить его с материалами проверки по его заявлению. Судья суда первой инстанции, с которым согласились апелляционный и кассационный суды, отказал в принятии административного искового заявления к производству суда, сославшись на то, что заявленные требования подлежат рассмотрению по правилам ст. 125 УПК РФ. Судья Верховного Суда Российской Федерации с этим выводом не согласился, обратив внимание на то, что административный истец не является участником уголовного судопроизводства, а процедура ознакомления с материалами об отказе в возбуждении уголовного дела не регламентирована УПК РФ. Кроме этого, требования административного истца обусловлены несогласием с действиями органов полиции при осуществлении административно-распорядительных функций, не связанных с исполнением полномочий по осуществлению уголовного преследования. В связи с этим вынесенные судебные акты отменены, а материал направлен в суд первой инстанции для рассмотрения административного искового заявления по существу (Кассационное определение от 22.04.2022 N 16-КАД22-2-К4).
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Комментируемые судебные акты контрастируют с массивом правоприменительной практики и правовой позицией высшей судебной инстанции, допуская вариативность и затрудняя единство правоприменения. Так, в Определении Верховного Суда РФ от 18.05.2016 N 305-ЭС16-3934 указано, что "публично-правовые полномочия ответчика не являются встречными по отношению к гражданско-правовым обязанностям истца", а значит, не образуют содержания сделки, гражданско-правового обязательства и договора. В Определении Верховного Суда РФ от 04.03.2015 N 58-АПГ15-2 закреплено, что властно-распорядительные функции не могут "осуществляться на основании гражданско-правовых договоров, так как не имеют частноправовой природы, а вытекают из публично-правовых отношений", иное будет означать ничтожность заключенных сделок. Необходимо отметить, что Конституционный Суд РФ давно сформировал собственные правовые позиции о недопустимости, противоправности, противозаконности включения в гражданско-правовой договор публичной компетенции публично-правового образования под видом гражданско-правового обязательства и, соответственно, условий сделки-договора.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Комментируемые судебные акты контрастируют с массивом правоприменительной практики и правовой позицией высшей судебной инстанции, допуская вариативность и затрудняя единство правоприменения. Так, в Определении Верховного Суда РФ от 18.05.2016 N 305-ЭС16-3934 указано, что "публично-правовые полномочия ответчика не являются встречными по отношению к гражданско-правовым обязанностям истца", а значит, не образуют содержания сделки, гражданско-правового обязательства и договора. В Определении Верховного Суда РФ от 04.03.2015 N 58-АПГ15-2 закреплено, что властно-распорядительные функции не могут "осуществляться на основании гражданско-правовых договоров, так как не имеют частноправовой природы, а вытекают из публично-правовых отношений", иное будет означать ничтожность заключенных сделок. Необходимо отметить, что Конституционный Суд РФ давно сформировал собственные правовые позиции о недопустимости, противоправности, противозаконности включения в гражданско-правовой договор публичной компетенции публично-правового образования под видом гражданско-правового обязательства и, соответственно, условий сделки-договора.
Статья: Риски при увольнении работника день в день
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 18)Суды также отметили, что ни в день увольнения, ни в последующем свое заявление работник не отзывал, намерения это сделать не высказывал, о сложившихся отношениях с руководителем клиентской службы ни своему непосредственному руководителю, ни работникам отдела кадров не сообщал. Кроме того, должность работника какого-либо подчинения руководителю клиентской службы не имеет и никакие организационно-распорядительные функции руководитель клиентской службы в отношении работника не осуществляет.
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 18)Суды также отметили, что ни в день увольнения, ни в последующем свое заявление работник не отзывал, намерения это сделать не высказывал, о сложившихся отношениях с руководителем клиентской службы ни своему непосредственному руководителю, ни работникам отдела кадров не сообщал. Кроме того, должность работника какого-либо подчинения руководителю клиентской службы не имеет и никакие организационно-распорядительные функции руководитель клиентской службы в отношении работника не осуществляет.
Статья: Топ-3 ошибок при увольнении за утрату доверия
(Слесарев С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 3)Однако суд с увольнением не согласился, пояснив следующее. Действующее законодательство не дает исчерпывающего списка должностей (профессий), при замещении которых к виновным работникам может быть применена такая мера дисциплинарного воздействия, как увольнение за утрату доверия, поэтому при разрешении каждого конкретного дела необходимо исходить из оценки установленных фактических обстоятельств. Работница занимала должность заместителя финансового директора, у нее были организационно-распорядительные функции в отношении имущества организации, в т.ч. по подписанию финансовых документов по уплате страховых взносов. Однако это само по себе не свидетельствовало об отнесении ее к категории работников, которые непосредственно обслуживают денежные или товарные ценности, и, следовательно, возможности уволить ее по спорному основанию не было в принципе (определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12.09.2023 N 88-21199/2023).
(Слесарев С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 3)Однако суд с увольнением не согласился, пояснив следующее. Действующее законодательство не дает исчерпывающего списка должностей (профессий), при замещении которых к виновным работникам может быть применена такая мера дисциплинарного воздействия, как увольнение за утрату доверия, поэтому при разрешении каждого конкретного дела необходимо исходить из оценки установленных фактических обстоятельств. Работница занимала должность заместителя финансового директора, у нее были организационно-распорядительные функции в отношении имущества организации, в т.ч. по подписанию финансовых документов по уплате страховых взносов. Однако это само по себе не свидетельствовало об отнесении ее к категории работников, которые непосредственно обслуживают денежные или товарные ценности, и, следовательно, возможности уволить ее по спорному основанию не было в принципе (определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12.09.2023 N 88-21199/2023).
Ситуация: В каком порядке граждане вправе проводить митинги?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ф.И.О. лиц, уполномоченных организатором митинга выполнять распорядительные функции по организации и проведению митинга;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ф.И.О. лиц, уполномоченных организатором митинга выполнять распорядительные функции по организации и проведению митинга;
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 (ред. от 11.06.2020) "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" отмечено, что под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 (ред. от 11.06.2020) "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" отмечено, что под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.