Расходы предыдущих лет
Подборка наиболее важных документов по запросу Расходы предыдущих лет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 309.1 "Особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Согласно материалам дела общество является лицом, контролирующим иностранную компанию (КИК). Общество подало декларацию по КИК, в которой отразило расходы по выплаченным годовым дивидендам за предыдущий год. Позднее общество переквалифицировало данные дивиденды в промежуточные дивиденды декларируемого периода и повторно отразило их в расходах в декларации за следующий год.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Согласно материалам дела общество является лицом, контролирующим иностранную компанию (КИК). Общество подало декларацию по КИК, в которой отразило расходы по выплаченным годовым дивидендам за предыдущий год. Позднее общество переквалифицировало данные дивиденды в промежуточные дивиденды декларируемого периода и повторно отразило их в расходах в декларации за следующий год.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль14.1. Учитываются ли расходы предыдущих периодов как убытки прошлых лет в текущем периоде, если в нем получен убыток?
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8. Правительство Российской Федерации вправе принять решение о временном изменении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами либо параметров расчета тарифов, в том числе долгосрочных, на период до трех лет в случае существенного ухудшения экономической конъюнктуры, при котором объем валового внутреннего продукта, определяемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в постоянных ценах за один из кварталов текущего года, меньше объема валового внутреннего продукта в соответствующем квартале предыдущего года. Дополнительные расходы (недополученные доходы) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые возникли в результате такого временного изменения тарифов, в обязательном порядке за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не возмещаются. Дополнительные расходы (недополученные доходы) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не возмещены за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, учитываются при установлении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами по окончании периода временного изменения тарифов.
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8. Правительство Российской Федерации вправе принять решение о временном изменении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами либо параметров расчета тарифов, в том числе долгосрочных, на период до трех лет в случае существенного ухудшения экономической конъюнктуры, при котором объем валового внутреннего продукта, определяемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в постоянных ценах за один из кварталов текущего года, меньше объема валового внутреннего продукта в соответствующем квартале предыдущего года. Дополнительные расходы (недополученные доходы) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые возникли в результате такого временного изменения тарифов, в обязательном порядке за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не возмещаются. Дополнительные расходы (недополученные доходы) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не возмещены за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, учитываются при установлении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами по окончании периода временного изменения тарифов.
Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"
(вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике")"экономия подконтрольных расходов" - снижение уровня фактических подконтрольных расходов по сравнению с уровнем плановых расходов предыдущего года, за вычетом величины, характеризующей изменение уровня расходов, предусмотренного индексом эффективности подконтрольных расходов;
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"
(вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике")"экономия подконтрольных расходов" - снижение уровня фактических подконтрольных расходов по сравнению с уровнем плановых расходов предыдущего года, за вычетом величины, характеризующей изменение уровня расходов, предусмотренного индексом эффективности подконтрольных расходов;
Вопрос: Физлицо прекратило деятельность в качестве ИП (ОСН) и через год по требованию покупателя вернуло ему денежные средства за бракованный товар. Вправе ли физлицо вернуть ранее уплаченный НДФЛ, подав уточненную форму 3-НДФЛ за предыдущий год, или учесть его в расходах текущего года?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2023)Вопрос: Физлицо прекратило деятельность в качестве ИП (ОСН) и через год по требованию покупателя вернуло ему денежные средства за бракованный товар. Вправе ли физлицо вернуть ранее уплаченный НДФЛ, подав уточненную форму 3-НДФЛ за предыдущий год, или учесть его в расходах текущего года?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2023)Вопрос: Физлицо прекратило деятельность в качестве ИП (ОСН) и через год по требованию покупателя вернуло ему денежные средства за бракованный товар. Вправе ли физлицо вернуть ранее уплаченный НДФЛ, подав уточненную форму 3-НДФЛ за предыдущий год, или учесть его в расходах текущего года?
Готовое решение: Особенности заключения энергосервисного контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Источником финансирования энергосервисного контракта являются средства, запланированные на поставку энергоресурсов, но заключить вы его можете, только если в предыдущем году несли расходы на энергоресурсы. Дело в том, что для расчета НМЦК вам понадобятся сведения о фактических расходах, и, если таковых не было, вы не можете заключить энергосервисный договор (п. 3 ст. 72 БК РФ, Письмо Минэкономразвития России от 05.09.2016 N Д28и-2379).
(КонсультантПлюс, 2025)Источником финансирования энергосервисного контракта являются средства, запланированные на поставку энергоресурсов, но заключить вы его можете, только если в предыдущем году несли расходы на энергоресурсы. Дело в том, что для расчета НМЦК вам понадобятся сведения о фактических расходах, и, если таковых не было, вы не можете заключить энергосервисный договор (п. 3 ст. 72 БК РФ, Письмо Минэкономразвития России от 05.09.2016 N Д28и-2379).
Статья: Формирование отчетности об устойчивом развитии в строительных организациях: особенности аналитического учета
(Степанова О.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В 2023 г. на расходы на подготовку кадров направлено 1 590 тыс. руб., что на 1,9% больше, чем в предыдущем году. Причиной роста расходов стало увеличение численности работников, прошедших обучение по программам повышения квалификации, на 1,9%. Размер расходов на обучение на одного работника остался на прежнем уровне.
(Степанова О.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В 2023 г. на расходы на подготовку кадров направлено 1 590 тыс. руб., что на 1,9% больше, чем в предыдущем году. Причиной роста расходов стало увеличение численности работников, прошедших обучение по программам повышения квалификации, на 1,9%. Размер расходов на обучение на одного работника остался на прежнем уровне.
Статья: Бюджетный секвестр как метод поддержания бюджетной сбалансированности. Правовой анализ
(Шевлякова А.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 3)В целом секвестр - это не самый популярный метод, применяемый в рамках реализации механизма обеспечения бюджетной сбалансированности. Необходимо учитывать, что проведение секвестра негативно сказывается на оценке деятельности правительства, которое де-факто признает, что не смогло корректно спланировать расходы на очередной финансовый год (если секвестр проводится уже в процессе исполнения бюджета); или и вовсе соглашается с неудовлетворительными результатами собственной политики, если секвестр стал следствием постоянно возрастающего бюджетного дефицита и такая тенденция наблюдалась на протяжении нескольких лет, предшествующих году, когда расходы еще на стадии разработки проекта бюджета были значительно урезаны. Однако секвестр можно результативно применять "в период нестабильных, кризисных ситуаций" <10>, когда анализ бюджетных показателей свидетельствует об отсутствии иных действенных методов. В такой ситуации крайне важно облачить экономический институт в корректную правовую оболочку, минимизировав риски и обеспечив его действенность за счет "включения" условных правовых "рычагов", не допуская политического кризиса по примеру того, как это произошло в 1997 г.
(Шевлякова А.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 3)В целом секвестр - это не самый популярный метод, применяемый в рамках реализации механизма обеспечения бюджетной сбалансированности. Необходимо учитывать, что проведение секвестра негативно сказывается на оценке деятельности правительства, которое де-факто признает, что не смогло корректно спланировать расходы на очередной финансовый год (если секвестр проводится уже в процессе исполнения бюджета); или и вовсе соглашается с неудовлетворительными результатами собственной политики, если секвестр стал следствием постоянно возрастающего бюджетного дефицита и такая тенденция наблюдалась на протяжении нескольких лет, предшествующих году, когда расходы еще на стадии разработки проекта бюджета были значительно урезаны. Однако секвестр можно результативно применять "в период нестабильных, кризисных ситуаций" <10>, когда анализ бюджетных показателей свидетельствует об отсутствии иных действенных методов. В такой ситуации крайне важно облачить экономический институт в корректную правовую оболочку, минимизировав риски и обеспечив его действенность за счет "включения" условных правовых "рычагов", не допуская политического кризиса по примеру того, как это произошло в 1997 г.
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)7. Предусмотренные комментируемой статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя (ст. 214). Наряду с этим в соответствии с п. 6 ст. 6 Федерального закона от 05.12.2022 N 467-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" Фонд вправе принимать решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. В частности, финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников (см. Приказ Минтруда России от 14.07.2021 N 467н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами").
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)7. Предусмотренные комментируемой статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя (ст. 214). Наряду с этим в соответствии с п. 6 ст. 6 Федерального закона от 05.12.2022 N 467-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" Фонд вправе принимать решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. В частности, финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников (см. Приказ Минтруда России от 14.07.2021 N 467н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами").
Готовое решение: Уточненная декларация по УСН
(КонсультантПлюс, 2025)у вас объект "доходы минус расходы" и вы продали ОС раньше срока, который указан в п. 3 ст. 346.16 НК РФ. "Уточненки" придется сдать за все предыдущие года, в которых вы учитывали в расходах стоимость ОС (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ, Письмо ФНС России от 14.12.2006 N 02-6-10/233@).
(КонсультантПлюс, 2025)у вас объект "доходы минус расходы" и вы продали ОС раньше срока, который указан в п. 3 ст. 346.16 НК РФ. "Уточненки" придется сдать за все предыдущие года, в которых вы учитывали в расходах стоимость ОС (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ, Письмо ФНС России от 14.12.2006 N 02-6-10/233@).
Готовое решение: Налоговый учет земельных участков и операций с ними
(КонсультантПлюс, 2025)не более 30% налоговой базы предыдущего периода до полного списания суммы затрат. База, используемая для расчета предельной суммы расходов, определяется без расходов на приобретение права на земельный участок, учтенных в предыдущем году (пп. 1 п. 3 ст. 264.1, п. 1 ст. 285 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)не более 30% налоговой базы предыдущего периода до полного списания суммы затрат. База, используемая для расчета предельной суммы расходов, определяется без расходов на приобретение права на земельный участок, учтенных в предыдущем году (пп. 1 п. 3 ст. 264.1, п. 1 ст. 285 НК РФ).
Статья: Ретроспективность интерпретационных актов (на примере решений органов конституционного контроля России и США)
(Назарькова Е.О.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 2)Однако и здесь Конституционный Суд РФ не усмотрел нарушения принципа недопустимости придания обратной силы закону и санкционировал ретроспективное действие оспариваемых законоположений по следующим основаниям. Во-первых, по мнению Суда, федеральный законодатель действовал правомерно, реализуя свои дискреционные полномочия. Во-вторых, законодатель учел временные границы отчетного периода, за который подконтрольные лица обязаны представлять сведения о доходах и расходах (календарный год, предшествующий году представления такого рода сведений). В-третьих, необходимо принимать во внимание, что контроль осуществляется в отношении лиц, которые выполняют публичные функции, а потому он направлен на эффективное противодействие коррупции в частности и защиту конституционно значимых ценностей в целом.
(Назарькова Е.О.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 2)Однако и здесь Конституционный Суд РФ не усмотрел нарушения принципа недопустимости придания обратной силы закону и санкционировал ретроспективное действие оспариваемых законоположений по следующим основаниям. Во-первых, по мнению Суда, федеральный законодатель действовал правомерно, реализуя свои дискреционные полномочия. Во-вторых, законодатель учел временные границы отчетного периода, за который подконтрольные лица обязаны представлять сведения о доходах и расходах (календарный год, предшествующий году представления такого рода сведений). В-третьих, необходимо принимать во внимание, что контроль осуществляется в отношении лиц, которые выполняют публичные функции, а потому он направлен на эффективное противодействие коррупции в частности и защиту конституционно значимых ценностей в целом.
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 11.11.2022 N 03-03-06/1/109963
(Серова А.И.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 1)Таким образом, если в предыдущие годы некоторые виды расходов были необоснованно отнесены к косвенным, а следовало считать их прямыми, организации нужно не только внести изменения в учетную политику, но и исправить допущенную ошибку путем выполнения перерасчетов и направления в налоговый орган уточненных деклараций (если ошибка повлекла занижение базы и суммы налога на прибыль).
(Серова А.И.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 1)Таким образом, если в предыдущие годы некоторые виды расходов были необоснованно отнесены к косвенным, а следовало считать их прямыми, организации нужно не только внести изменения в учетную политику, но и исправить допущенную ошибку путем выполнения перерасчетов и направления в налоговый орган уточненных деклараций (если ошибка повлекла занижение базы и суммы налога на прибыль).