Расходы на санитарно защитную зону
Подборка наиболее важных документов по запросу Расходы на санитарно защитную зону (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 257 НК РФзатраты на снос жилых домов, которые расположены на земельных участках, приобретенных для создания санитарно-защитной зоны >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об изменении первоначальной стоимости ОС в целях налога на прибыль в случае регистрации прав на недвижимое имущество, изготовления документов технического учета, постановки на кадастровый учет.
(Письмо Минфина России от 08.02.2024 N 03-03-05/10500)Субъекты естественной монополии в настоящее время проводят активную работу по постановке на кадастровый учет и регистрацию права собственности на объекты коммунальной инфраструктуры, в том числе по установлению зон с особыми условиями (охранные зоны объектов электроэнергетики, охранные зоны трубопроводов, охранные зоны тепловых сетей, санитарно-защитные зоны).
(Письмо Минфина России от 08.02.2024 N 03-03-05/10500)Субъекты естественной монополии в настоящее время проводят активную работу по постановке на кадастровый учет и регистрацию права собственности на объекты коммунальной инфраструктуры, в том числе по установлению зон с особыми условиями (охранные зоны объектов электроэнергетики, охранные зоны трубопроводов, охранные зоны тепловых сетей, санитарно-защитные зоны).
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод; формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод; формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы).
Нормативные акты
"Методические указания по лицензированию пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых"
(утв. МПР РФ 22.06.1998)5.4. В материалах заявки, характеризующих объект лицензирования по проектным или фактическим (для эксплуатирующихся объектов) данным, должны содержаться следующие сведения: целевое назначение недропользования; краткая характеристика геологического строения и гидрогеологических условий предоставляемого участка недр; схема размещения и конструкция горных выработок, нагнетательных скважин, хранилищ твердых отходов и т.д.; количество и качество захороняемых (сбрасываемых) отходов и сточных вод; расходы и качество закачиваемых в недра вод в системах возврата использованных или попутных вод; емкость хранилища твердых отходов; возможность создания или наличие санитарно - защитных зон; влияние эксплуатации действующих объектов на окружающую среду; имеющаяся наблюдательная сеть и методы наблюдений; технико - экономические показатели эксплуатации.
(утв. МПР РФ 22.06.1998)5.4. В материалах заявки, характеризующих объект лицензирования по проектным или фактическим (для эксплуатирующихся объектов) данным, должны содержаться следующие сведения: целевое назначение недропользования; краткая характеристика геологического строения и гидрогеологических условий предоставляемого участка недр; схема размещения и конструкция горных выработок, нагнетательных скважин, хранилищ твердых отходов и т.д.; количество и качество захороняемых (сбрасываемых) отходов и сточных вод; расходы и качество закачиваемых в недра вод в системах возврата использованных или попутных вод; емкость хранилища твердых отходов; возможность создания или наличие санитарно - защитных зон; влияние эксплуатации действующих объектов на окружающую среду; имеющаяся наблюдательная сеть и методы наблюдений; технико - экономические показатели эксплуатации.
Статья: Правила учета материальных расходов в рамках УСН
(Петренко Д.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)- на содержание и эксплуатацию ОС и иного имущества природоохранного назначения (в том числе на содержание и эксплуатацию очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, на захоронение экологически опасных отходов, на услуги сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, на формирование санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и др.) (пп. 7).
(Петренко Д.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)- на содержание и эксплуатацию ОС и иного имущества природоохранного назначения (в том числе на содержание и эксплуатацию очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, на захоронение экологически опасных отходов, на услуги сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, на формирование санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и др.) (пп. 7).
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)- разработка проекта санитарно-защитной зоны;
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)- разработка проекта санитарно-защитной зоны;
Статья: Доначисленный НДФЛ, затраты на благоустройство, компенсации клиентам: что учитывать в расходах
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 9)Из Определения Верховного суда РФ от 16.06.2015 N 305-КГ15-5926 следует, что расходы на создание многолетних насаждений могут быть списаны через начисленную амортизацию. Причем отдельное дерево или кустарник не обладает самостоятельностью, а как насаждение входит в единый объект, связанный с эксплуатацией санитарно-защитной зоны на территории предприятия. Многолетние насаждения в зависимости от вида относятся ко второй, четвертой, пятой, шестой, седьмой и десятой амортизационным группам Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы <4>.
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 9)Из Определения Верховного суда РФ от 16.06.2015 N 305-КГ15-5926 следует, что расходы на создание многолетних насаждений могут быть списаны через начисленную амортизацию. Причем отдельное дерево или кустарник не обладает самостоятельностью, а как насаждение входит в единый объект, связанный с эксплуатацией санитарно-защитной зоны на территории предприятия. Многолетние насаждения в зависимости от вида относятся ко второй, четвертой, пятой, шестой, седьмой и десятой амортизационным группам Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы <4>.
Вопрос: Как организации отразить в налоговом учете расходы на приобретение и посадку зеленых насаждений?
(Консультация эксперта, 2025)При этом многолетние насаждения образуют единый объект основных средств, который подлежит амортизации. Многолетние насаждения, разбитые в целях создания санитарно-защитной зоны вокруг производственной площадки, относятся к десятой амортизационной группе, отвечают характеристикам амортизируемого имущества, и расходы на их создание должны быть списаны через начисленную амортизацию, а не единовременно (Определение Верховного Суда РФ от 16.06.2015 N 305-КГ15-5926).
(Консультация эксперта, 2025)При этом многолетние насаждения образуют единый объект основных средств, который подлежит амортизации. Многолетние насаждения, разбитые в целях создания санитарно-защитной зоны вокруг производственной площадки, относятся к десятой амортизационной группе, отвечают характеристикам амортизируемого имущества, и расходы на их создание должны быть списаны через начисленную амортизацию, а не единовременно (Определение Верховного Суда РФ от 16.06.2015 N 305-КГ15-5926).
"Упрощенка: доходы минус расходы"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, связанные с формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы).
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, связанные с формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы).
Статья: Налоговые стимулы энергетического перехода и реализации стратегий зеленой экономики
(Копина А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 12)Оценивая же налоговые стимулы в части провозглашаемой необходимости увеличения поглощающей способности лесов, можно согласиться с Е.В. Луневой, которая отмечает, что налоговые льготы могли бы быть стимулом для лиц, осуществляющих деятельность по повышению устойчивости экологических систем, но, к сожалению, такие стимулы не применяются в действующем эколого-правовом регулировании <25>. Если же обратить внимание не только на отсутствие льгот, но и на то, как осуществляется налогообложение в сфере озеленения, многолетних насаждений, лесовосстановления, то окажется, что фактически законодательство о налогах и сборах создает условия по дестимулированию увеличения объема зеленых насаждений. Например, в налоге на прибыль позволяется учесть расходы только в случае, если они связаны с предпринимательской деятельностью, а значит, нельзя признать экономически обоснованными расходы налогоплательщика на приобретение и посадку многолетних и однолетних зеленых насаждений <26>, хотя в некоторых случаях это возможно сделать, но только через амортизацию. Так, Верховный Суд Российской Федерации определил, что расходы на создание многолетних насаждений могут быть списаны через начисленную амортизацию. Причем отдельное дерево или кустарник не обладает самостоятельностью, а как насаждение является единым объектом и связано с эксплуатацией созданной санитарно-защитной зоны на территории предприятия <27>. Возникают споры и с периодом, в котором могут быть учтены расходы, а также с учетом их при применении специальных налоговых режимов <28>, а также сомнения и по вопросу неотнесения многолетних насаждений к объекту обложения налогом на имущество организаций <29>. Таким образом, для усиления поглощающей способности необходимо установить определенное налоговое регулирование, которое будет создавать все условия для предпринимателей по увеличению зеленых насаждений, бережному к ним отношению и т.д.
(Копина А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 12)Оценивая же налоговые стимулы в части провозглашаемой необходимости увеличения поглощающей способности лесов, можно согласиться с Е.В. Луневой, которая отмечает, что налоговые льготы могли бы быть стимулом для лиц, осуществляющих деятельность по повышению устойчивости экологических систем, но, к сожалению, такие стимулы не применяются в действующем эколого-правовом регулировании <25>. Если же обратить внимание не только на отсутствие льгот, но и на то, как осуществляется налогообложение в сфере озеленения, многолетних насаждений, лесовосстановления, то окажется, что фактически законодательство о налогах и сборах создает условия по дестимулированию увеличения объема зеленых насаждений. Например, в налоге на прибыль позволяется учесть расходы только в случае, если они связаны с предпринимательской деятельностью, а значит, нельзя признать экономически обоснованными расходы налогоплательщика на приобретение и посадку многолетних и однолетних зеленых насаждений <26>, хотя в некоторых случаях это возможно сделать, но только через амортизацию. Так, Верховный Суд Российской Федерации определил, что расходы на создание многолетних насаждений могут быть списаны через начисленную амортизацию. Причем отдельное дерево или кустарник не обладает самостоятельностью, а как насаждение является единым объектом и связано с эксплуатацией созданной санитарно-защитной зоны на территории предприятия <27>. Возникают споры и с периодом, в котором могут быть учтены расходы, а также с учетом их при применении специальных налоговых режимов <28>, а также сомнения и по вопросу неотнесения многолетних насаждений к объекту обложения налогом на имущество организаций <29>. Таким образом, для усиления поглощающей способности необходимо установить определенное налоговое регулирование, которое будет создавать все условия для предпринимателей по увеличению зеленых насаждений, бережному к ним отношению и т.д.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Так, Омский областной суд удовлетворил требования о возмещении убытков, выразившихся в расходах на строительство жилого дома. Основаниями для удовлетворения выступили те обстоятельства, что муниципалитет предоставил в аренду земельный участок для ИЖС, а затем выдал разрешение на строительство жилого дома, хотя участок был расположен в санитарно-защитной зоне, исключающей индивидуальное жилищное строительство, о которой было известно муниципалитету <1>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Так, Омский областной суд удовлетворил требования о возмещении убытков, выразившихся в расходах на строительство жилого дома. Основаниями для удовлетворения выступили те обстоятельства, что муниципалитет предоставил в аренду земельный участок для ИЖС, а затем выдал разрешение на строительство жилого дома, хотя участок был расположен в санитарно-защитной зоне, исключающей индивидуальное жилищное строительство, о которой было известно муниципалитету <1>.