Расходы на санаторно-курортное лечение
Подборка наиболее важных документов по запросу Расходы на санаторно-курортное лечение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Гарантии и компенсации муниципальным служащим
(КонсультантПлюс, 2025)...как верно указал суд области, произведенные заявителем выплаты муниципальным служащим... в виде компенсации расходов на санаторно-курортное лечение... установлены законодательными актами субъекта Российской Федерации и в соответствии с положениями федерального законодательства о муниципальной службе являются компенсационными выплатами в смысле, определенном в статьях 164 и 165 ТК РФ, не подлежащими обложению страховыми взносами на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)...как верно указал суд области, произведенные заявителем выплаты муниципальным служащим... в виде компенсации расходов на санаторно-курортное лечение... установлены законодательными актами субъекта Российской Федерации и в соответствии с положениями федерального законодательства о муниципальной службе являются компенсационными выплатами в смысле, определенном в статьях 164 и 165 ТК РФ, не подлежащими обложению страховыми взносами на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1085 "Объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья" ГК РФ"Верно применив нормы гражданского законодательства, суды пришли к верному выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации, о взыскании расходов на санаторно-курортное лечение, на переезд к месту лечения за счет причинителя вреда, ввиду того, что потерпевший, нуждающийся в указанных видах помощи и имеющий право на их бесплатное получение, фактически лишен возможности получить такую помощь своевременно."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Расходы организации на санаторно-курортное лечение
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для бухгалтера"Суд указал, когда СФР не вправе отказать в зачете расходов на санаторно-курортное лечение уволенного (14.11.2025)
Постановление Правительства РФ от 15.05.2006 N 286
(ред. от 06.11.2024)
"Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"V. Оплата расходов на санаторно-курортное
(ред. от 06.11.2024)
"Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"V. Оплата расходов на санаторно-курортное
Типовая ситуация: Работник-предпенсионер: понятие и гарантии
(Издательство "Главная книга", 2025)Расходы на санаторно-курортное лечение предпенсионера работодатель может возместить из СФР (п. 2 Правил финансирования предупредительных мер).
(Издательство "Главная книга", 2025)Расходы на санаторно-курортное лечение предпенсионера работодатель может возместить из СФР (п. 2 Правил финансирования предупредительных мер).
Готовое решение: Как предоставить дополнительный отпуск работнику на санаторно-курортное лечение
(КонсультантПлюс, 2025)порядок оплаты отпуска и расходов на санаторно-курортное лечение. В частности, виды расходов, которые вы оплачиваете (например, на проезд к месту санаторно-курортного лечения, стоимость путевки), их размер, способ оплаты (например, сами покупаете путевки, билеты или компенсируете работникам их расходы), перечень и требования к документам, подтверждающим расходы. Отметим, что есть категории работников, расходы на санаторно-курортное лечение которых можно возместить из СФР (ст. 3, пп. 6 п. 1 ст. 18 Закона N 125-ФЗ, пп. "д", "н" п. 2 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 11.07.2024 N 347н);
(КонсультантПлюс, 2025)порядок оплаты отпуска и расходов на санаторно-курортное лечение. В частности, виды расходов, которые вы оплачиваете (например, на проезд к месту санаторно-курортного лечения, стоимость путевки), их размер, способ оплаты (например, сами покупаете путевки, билеты или компенсируете работникам их расходы), перечень и требования к документам, подтверждающим расходы. Отметим, что есть категории работников, расходы на санаторно-курортное лечение которых можно возместить из СФР (ст. 3, пп. 6 п. 1 ст. 18 Закона N 125-ФЗ, пп. "д", "н" п. 2 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 11.07.2024 N 347н);
Готовое решение: Как возместить расходы на предупредительные меры до 31 декабря 2024 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2024)Чтобы СФР возместил вам расходы по оплате санаторно-курортного лечения сотрудников предпенсионного возраста, вам нужно согласовать финансирование этих предупредительных мер. Для этого в общем порядке подайте в Фонд:
(КонсультантПлюс, 2024)Чтобы СФР возместил вам расходы по оплате санаторно-курортного лечения сотрудников предпенсионного возраста, вам нужно согласовать финансирование этих предупредительных мер. Для этого в общем порядке подайте в Фонд:
Типовая ситуация: Финансирование предупредительных мер: как получить и учесть
(Издательство "Главная книга", 2025)Максимальная сумма возмещения - 20% взносов на травматизм, начисленных за 2024 г. Она увеличивается до 30%, если были дополнительные расходы на санаторно-курортное лечение предпенсионеров. Если численность работников до 100 человек и вы не получали возмещение в 2023 и 2024 гг., максимальную сумму возмещения считайте от взносов за 2022 - 2024 гг. (п. 1 Правил финансового обеспечения).
(Издательство "Главная книга", 2025)Максимальная сумма возмещения - 20% взносов на травматизм, начисленных за 2024 г. Она увеличивается до 30%, если были дополнительные расходы на санаторно-курортное лечение предпенсионеров. Если численность работников до 100 человек и вы не получали возмещение в 2023 и 2024 гг., максимальную сумму возмещения считайте от взносов за 2022 - 2024 гг. (п. 1 Правил финансового обеспечения).
Типовая ситуация: Фонд оплаты труда и выплаты социального характера: что включать
(Издательство "Главная книга", 2025)Расходы на оплату труда в налоговом учете перечислены в ст. 255 НК РФ. Это выплаты работникам, предусмотренные законодательством, трудовым или коллективным договором и не названные в ст. 270 НК РФ, а также расходы на ДМС, санаторно-курортное лечение, отчисления в резерв на оплату отпусков и другие подобные расходы (Письмо Минфина России от 20.11.2023 N 03-03-06/1/110832).
(Издательство "Главная книга", 2025)Расходы на оплату труда в налоговом учете перечислены в ст. 255 НК РФ. Это выплаты работникам, предусмотренные законодательством, трудовым или коллективным договором и не названные в ст. 270 НК РФ, а также расходы на ДМС, санаторно-курортное лечение, отчисления в резерв на оплату отпусков и другие подобные расходы (Письмо Минфина России от 20.11.2023 N 03-03-06/1/110832).
Готовое решение: Как облагается НДФЛ обеспечение работников соцпакетом (питание, жилье, ДМС, путевки)
(КонсультантПлюс, 2025)Если путевку оплатил работник, то социальный вычет может быть предоставлен, но только по расходам на оплату медицинских услуг, которые были оказаны в рамках санаторно-курортного лечения (Письма Минфина России от 14.09.2021 N 03-04-06/74241, от 25.12.2018 N 03-04-05/94619). Факт получения медуслуги и ее оплаты подтверждает справка, которая выдается по требованию налогоплательщика.
(КонсультантПлюс, 2025)Если путевку оплатил работник, то социальный вычет может быть предоставлен, но только по расходам на оплату медицинских услуг, которые были оказаны в рамках санаторно-курортного лечения (Письма Минфина России от 14.09.2021 N 03-04-06/74241, от 25.12.2018 N 03-04-05/94619). Факт получения медуслуги и ее оплаты подтверждает справка, которая выдается по требованию налогоплательщика.
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для лиц предпенсионного возраста?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)обеспечение при наличии медицинских показаний бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение и возмещение расходов на проезд железнодорожным транспортом к месту лечения и обратно (для неработающих граждан).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)обеспечение при наличии медицинских показаний бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение и возмещение расходов на проезд железнодорожным транспортом к месту лечения и обратно (для неработающих граждан).
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Заметим, что ст. 459 ГК РСФСР содержала правила, согласно которым причинитель вреда был обязан возместить утраченный заработок и расходы, вызванные повреждением здоровья, как то: протезирование, посторонний уход и другие. Н.А. Безрук отмечал, что расходы на дополнительное питание, протезирование, посторонний уход, курортно-санаторное лечение взыскиваются с причинителя вреда только в том случае, если потерпевший по заключению врачебной экспертизы действительно нуждался в перечисленных видах помощи <1>. В п. 1 ст. 1085 ГК РФ указывается, что дополнительные расходы возмещаются за счет причинителя вреда лишь в случае, если потерпевший не имеет права на их бесплатное получение. Соответственно, по правилам современного законодательства государство берет на себя обязательство обеспечить расходы, необходимые в целях максимально возможного (насколько это объективно допустимо) восстановления здоровья: расходы на лечение, приобретение лекарств, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии и др., если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи. Данные правила однозначно направлены на социальную поддержку потерпевших. Но сам механизм встраивания норм социальной направленности в частноправовое регулирование вызывает вопросы. В соответствии с действующей редакцией п. 1 ст. 1085 ГК РФ ответственность делинквента de jure необоснованно ограничивается государством. Постановка права на достойную жизнь лица, получившего увечье в результате деликта, в зависимость от возможностей государства бесплатно предоставлять специальные средства демонстрирует, на наш взгляд, существенный диссонанс между целями деликтной ответственности и механизмами права социального обеспечения. При таком подходе полностью игнорируется карательная составляющая юридической ответственности. Между тем мы не в состоянии абстрагироваться от того факта, что компенсация вреда - это ответная мера за незаконные вредоносные действия, а фигура причинителя вреда совершенно справедливо ассоциируется с преступником или правонарушителем, попирающим правопорядок, нравственность и моральные ценности. Конечно, имеются некоторые исключения: возмещение вреда при повышенной (безвиновной) ответственности при случайных столкновениях источников повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ) и при правомерных действиях государства (ст. 16.1 ГК РФ), но они не способны нивелировать общий концепт - деликтная ответственность налагается на правонарушителя (преступника) и имеет целью полностью компенсировать вред потерпевшему. В таком случае оказывается неуместной форма социальной поддержки, при которой обязанности нарушившего нормы права делинквента заключаются лишь в возмещении заработка потерпевшего, а государство возлагает на себя обязанность социальной поддержки потерпевших. Публичные задачи государства по обеспечению доступности для всех граждан бесплатной медицинской помощи, безусловно, важны в качестве приоритета в условиях нормального развития общественных отношений, не предполагающего правонарушения. Но при деликтах они должны выступать гарантом предоставления такой помощи только в случаях, когда материальное положение причинителя вреда не позволяет покрыть все вызванные его деяниями последствия. Иное означает, что лицо, ставшее инвалидом в силу неправомерных деяний делинквента, ставится законодателем a priori в значительно худшее, дискриминационное положение, нежели любой иной потерпевший, который после восстановления здоровья способен самостоятельно зарабатывать и приобретать любые необходимые вещи для реабилитации и восстановления здоровья.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Заметим, что ст. 459 ГК РСФСР содержала правила, согласно которым причинитель вреда был обязан возместить утраченный заработок и расходы, вызванные повреждением здоровья, как то: протезирование, посторонний уход и другие. Н.А. Безрук отмечал, что расходы на дополнительное питание, протезирование, посторонний уход, курортно-санаторное лечение взыскиваются с причинителя вреда только в том случае, если потерпевший по заключению врачебной экспертизы действительно нуждался в перечисленных видах помощи <1>. В п. 1 ст. 1085 ГК РФ указывается, что дополнительные расходы возмещаются за счет причинителя вреда лишь в случае, если потерпевший не имеет права на их бесплатное получение. Соответственно, по правилам современного законодательства государство берет на себя обязательство обеспечить расходы, необходимые в целях максимально возможного (насколько это объективно допустимо) восстановления здоровья: расходы на лечение, приобретение лекарств, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии и др., если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи. Данные правила однозначно направлены на социальную поддержку потерпевших. Но сам механизм встраивания норм социальной направленности в частноправовое регулирование вызывает вопросы. В соответствии с действующей редакцией п. 1 ст. 1085 ГК РФ ответственность делинквента de jure необоснованно ограничивается государством. Постановка права на достойную жизнь лица, получившего увечье в результате деликта, в зависимость от возможностей государства бесплатно предоставлять специальные средства демонстрирует, на наш взгляд, существенный диссонанс между целями деликтной ответственности и механизмами права социального обеспечения. При таком подходе полностью игнорируется карательная составляющая юридической ответственности. Между тем мы не в состоянии абстрагироваться от того факта, что компенсация вреда - это ответная мера за незаконные вредоносные действия, а фигура причинителя вреда совершенно справедливо ассоциируется с преступником или правонарушителем, попирающим правопорядок, нравственность и моральные ценности. Конечно, имеются некоторые исключения: возмещение вреда при повышенной (безвиновной) ответственности при случайных столкновениях источников повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ) и при правомерных действиях государства (ст. 16.1 ГК РФ), но они не способны нивелировать общий концепт - деликтная ответственность налагается на правонарушителя (преступника) и имеет целью полностью компенсировать вред потерпевшему. В таком случае оказывается неуместной форма социальной поддержки, при которой обязанности нарушившего нормы права делинквента заключаются лишь в возмещении заработка потерпевшего, а государство возлагает на себя обязанность социальной поддержки потерпевших. Публичные задачи государства по обеспечению доступности для всех граждан бесплатной медицинской помощи, безусловно, важны в качестве приоритета в условиях нормального развития общественных отношений, не предполагающего правонарушения. Но при деликтах они должны выступать гарантом предоставления такой помощи только в случаях, когда материальное положение причинителя вреда не позволяет покрыть все вызванные его деяниями последствия. Иное означает, что лицо, ставшее инвалидом в силу неправомерных деяний делинквента, ставится законодателем a priori в значительно худшее, дискриминационное положение, нежели любой иной потерпевший, который после восстановления здоровья способен самостоятельно зарабатывать и приобретать любые необходимые вещи для реабилитации и восстановления здоровья.