Расходы на разработку проекта
Подборка наиболее важных документов по запросу Расходы на разработку проекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии на капитальные вложения и капитальный ремонт
(КонсультантПлюс, 2025)...суд... обоснованно счел, что бюджетные средства (субсидии на иные цели) предоставляются на осуществление расходов, поименованных в п. 1-1 Правил, т.е. фабула подп. 1 п. 1-1 Правил и предмет Соглашения определяют цель расходов и не могут быть выделены отдельно как "на осуществление расходов на разработку проектной документации для выполнения работ по капитальному ремонту" и "проведение капитального ремонта недвижимого имущества".
(КонсультантПлюс, 2025)...суд... обоснованно счел, что бюджетные средства (субсидии на иные цели) предоставляются на осуществление расходов, поименованных в п. 1-1 Правил, т.е. фабула подп. 1 п. 1-1 Правил и предмет Соглашения определяют цель расходов и не могут быть выделены отдельно как "на осуществление расходов на разработку проектной документации для выполнения работ по капитальному ремонту" и "проведение капитального ремонта недвижимого имущества".
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 265 "Внереализационные расходы" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик неправомерно отразил в составе внереализационных расходов стоимость незавершенных капитальных вложений при ликвидации объектов незавершенного строительства. В частности, к внереализационным расходам были отнесены затраты в том числе на реконструкцию морского грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска, выкопировку земельного участка, разработку рабочей и проектной документации, производство инженерно-геодезических работ, строительно-монтажные работы, стоимость оборудования. Налоговый орган указал, что данные затраты относятся к расходам по формированию первоначальной стоимости объектов незавершенного строительства и не связаны с фактической ликвидацией имущества (демонтаж, разборка, вывоз разобранного имущества и другие аналогичные работы). Суды поддержали вывод налогового органа о неправомерном отнесении спорных расходов к числу внереализационных. Суды указали, что налогоплательщик, понимая невозможность учета для целей налогообложения расходов на создание проектной документации для строительства объектов основных средств, от создания которых решено отказаться, переквалифицировал данные расходы в прочие. Верховный Суд РФ отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение. Верховный Суд РФ указал, что если налогоплательщик осуществляет расходы на создание амортизируемого имущества и в момент их осуществления они отвечают критериям, определенным в п. 1 ст. 252 НК РФ, то запрет, установленный в п. 5 ст. 270 НК РФ, сам по себе не препятствует учету данных расходов, исходя из разумного предположения о том, что налогоплательщик в итоге создаст основное средство и будет постепенно погашать его стоимость через амортизацию. Если же налогоплательщик, действуя разумно, по объективным причинам отказывается от дальнейшего создания основного средства и несения взаимосвязанных расходов, то ранее осуществленные расходы, по общему правилу, не утрачивают в этот момент свойств производственного назначения, как понесенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и могут быть учтены с соблюдением правил п. п. 1 и 2 ст. 252, подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ. В учете таких расходов в соответствующей части может быть отказано, если они продолжали осуществляться, несмотря на то, что экономическая целесообразность создания основного средства уже очевидно отсутствовала.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик неправомерно отразил в составе внереализационных расходов стоимость незавершенных капитальных вложений при ликвидации объектов незавершенного строительства. В частности, к внереализационным расходам были отнесены затраты в том числе на реконструкцию морского грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска, выкопировку земельного участка, разработку рабочей и проектной документации, производство инженерно-геодезических работ, строительно-монтажные работы, стоимость оборудования. Налоговый орган указал, что данные затраты относятся к расходам по формированию первоначальной стоимости объектов незавершенного строительства и не связаны с фактической ликвидацией имущества (демонтаж, разборка, вывоз разобранного имущества и другие аналогичные работы). Суды поддержали вывод налогового органа о неправомерном отнесении спорных расходов к числу внереализационных. Суды указали, что налогоплательщик, понимая невозможность учета для целей налогообложения расходов на создание проектной документации для строительства объектов основных средств, от создания которых решено отказаться, переквалифицировал данные расходы в прочие. Верховный Суд РФ отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение. Верховный Суд РФ указал, что если налогоплательщик осуществляет расходы на создание амортизируемого имущества и в момент их осуществления они отвечают критериям, определенным в п. 1 ст. 252 НК РФ, то запрет, установленный в п. 5 ст. 270 НК РФ, сам по себе не препятствует учету данных расходов, исходя из разумного предположения о том, что налогоплательщик в итоге создаст основное средство и будет постепенно погашать его стоимость через амортизацию. Если же налогоплательщик, действуя разумно, по объективным причинам отказывается от дальнейшего создания основного средства и несения взаимосвязанных расходов, то ранее осуществленные расходы, по общему правилу, не утрачивают в этот момент свойств производственного назначения, как понесенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и могут быть учтены с соблюдением правил п. п. 1 и 2 ст. 252, подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ. В учете таких расходов в соответствующей части может быть отказано, если они продолжали осуществляться, несмотря на то, что экономическая целесообразность создания основного средства уже очевидно отсутствовала.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности рассмотрения дел о взыскании расходов, понесенных сетевыми организациями на исполнение договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в случаях его досрочного прекращения
(Лысенкова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)При рассмотрении дела N А56-37280/2021 суды отказали во взыскании расходов на разработку проекта схемы внешнего электроснабжения и выполнение строительно-монтажных работ, поскольку предмет договора подряда на выполнение комплекса работ для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, а именно реконструкция уже существующей ТП, не совпадает с мероприятиями по технологическому присоединению, выполнить которые обязалась сетевая организация по договору ТП, - запроектировать и построить новую БКТП-6/0,4 кВ с трансформатором ТМГ расчетной мощности.
(Лысенкова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)При рассмотрении дела N А56-37280/2021 суды отказали во взыскании расходов на разработку проекта схемы внешнего электроснабжения и выполнение строительно-монтажных работ, поскольку предмет договора подряда на выполнение комплекса работ для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, а именно реконструкция уже существующей ТП, не совпадает с мероприятиями по технологическому присоединению, выполнить которые обязалась сетевая организация по договору ТП, - запроектировать и построить новую БКТП-6/0,4 кВ с трансформатором ТМГ расчетной мощности.
Нормативные акты
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Саудовской Аравии уделяется значительное внимание ГЧП. Так, в 2021 г. был принят Закон "О приватизации" (Privatisation Law) [256]. Закон "О приватизации" направлен на расширение участия частного сектора в инфраструктурных проектах; поддержание развития ГЧП; предоставление государственных услуг через частные предприятия; приватизацию общественных услуг; сокращение государственных расходов; разработку процедур реализации проектов ГЧП и приватизации. Закон "О приватизации" также направлен на обеспечение прозрачности, справедливости и добросовестности при проведении закупок в рамках ГЧП.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Саудовской Аравии уделяется значительное внимание ГЧП. Так, в 2021 г. был принят Закон "О приватизации" (Privatisation Law) [256]. Закон "О приватизации" направлен на расширение участия частного сектора в инфраструктурных проектах; поддержание развития ГЧП; предоставление государственных услуг через частные предприятия; приватизацию общественных услуг; сокращение государственных расходов; разработку процедур реализации проектов ГЧП и приватизации. Закон "О приватизации" также направлен на обеспечение прозрачности, справедливости и добросовестности при проведении закупок в рамках ГЧП.
"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)<2> Данная норма закрепляет общее бюджетное правило, согласно которому в случае недостаточности в системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий и иных установленных федеральными законами расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)<2> Данная норма закрепляет общее бюджетное правило, согласно которому в случае недостаточности в системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий и иных установленных федеральными законами расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.
Ситуация: Каковы условия получения имущественного налогового вычета при строительстве жилья?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)расходы на разработку проектной и сметной документации;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)расходы на разработку проектной и сметной документации;
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Также следует обратить внимание на то, что Закон об основах социального страхования закрепляет государственные гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования (ст. 24): в случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи и иных установленных федеральными законами расходов Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Также следует обратить внимание на то, что Закон об основах социального страхования закрепляет государственные гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования (ст. 24): в случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи и иных установленных федеральными законами расходов Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья: Бюджетный секвестр как метод поддержания бюджетной сбалансированности. Правовой анализ
(Шевлякова А.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 3)В целом секвестр - это не самый популярный метод, применяемый в рамках реализации механизма обеспечения бюджетной сбалансированности. Необходимо учитывать, что проведение секвестра негативно сказывается на оценке деятельности правительства, которое де-факто признает, что не смогло корректно спланировать расходы на очередной финансовый год (если секвестр проводится уже в процессе исполнения бюджета); или и вовсе соглашается с неудовлетворительными результатами собственной политики, если секвестр стал следствием постоянно возрастающего бюджетного дефицита и такая тенденция наблюдалась на протяжении нескольких лет, предшествующих году, когда расходы еще на стадии разработки проекта бюджета были значительно урезаны. Однако секвестр можно результативно применять "в период нестабильных, кризисных ситуаций" <10>, когда анализ бюджетных показателей свидетельствует об отсутствии иных действенных методов. В такой ситуации крайне важно облачить экономический институт в корректную правовую оболочку, минимизировав риски и обеспечив его действенность за счет "включения" условных правовых "рычагов", не допуская политического кризиса по примеру того, как это произошло в 1997 г.
(Шевлякова А.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 3)В целом секвестр - это не самый популярный метод, применяемый в рамках реализации механизма обеспечения бюджетной сбалансированности. Необходимо учитывать, что проведение секвестра негативно сказывается на оценке деятельности правительства, которое де-факто признает, что не смогло корректно спланировать расходы на очередной финансовый год (если секвестр проводится уже в процессе исполнения бюджета); или и вовсе соглашается с неудовлетворительными результатами собственной политики, если секвестр стал следствием постоянно возрастающего бюджетного дефицита и такая тенденция наблюдалась на протяжении нескольких лет, предшествующих году, когда расходы еще на стадии разработки проекта бюджета были значительно урезаны. Однако секвестр можно результативно применять "в период нестабильных, кризисных ситуаций" <10>, когда анализ бюджетных показателей свидетельствует об отсутствии иных действенных методов. В такой ситуации крайне важно облачить экономический институт в корректную правовую оболочку, минимизировав риски и обеспечив его действенность за счет "включения" условных правовых "рычагов", не допуская политического кризиса по примеру того, как это произошло в 1997 г.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Вопрос: Правомерно ли признание расходов на создание проекта в целях налогообложения прибыли?
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Вопрос: Правомерно ли признание расходов на создание проекта в целях налогообложения прибыли?
Готовое решение: Какие субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства и как их получить
(КонсультантПлюс, 2025)Гранты предоставляются малым предприятиям на финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением проектов по разработке, применению и коммерциализации российских цифровых решений, в том числе в сфере научно-технологического развития (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.05.2019 N 554).
(КонсультантПлюс, 2025)Гранты предоставляются малым предприятиям на финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением проектов по разработке, применению и коммерциализации российских цифровых решений, в том числе в сфере научно-технологического развития (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.05.2019 N 554).