Расходы на проект санитарно-Защитной зоны
Подборка наиболее важных документов по запросу Расходы на проект санитарно-Защитной зоны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 07.03.2024 N 303-ЭС24-431 по делу N А24-6063/2022
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по требованию о взыскании неосновательного обогащения в виде неотработанного аванса по договору на разработку проекта санитарно-защитной зоны для карьера по добыче полезных ископаемых, неустойки и встречному требованию о взыскании долга по договору, неустойки.
Обжалуемый результат спора: 1) Основное требование удовлетворено, так как проект не соответствует требованиям; 2) В удовлетворении встречного требования отказано, так как надлежащее исполнение обязательств по договору не подтверждено.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Все расходы по представлению информации или материалов от сторонних организаций, необходимых для получения документации, подготавливаемых исполнителем по договору заказчик оплачивает за счет собственных средств. Результатом выполненной исполнителем работы является разработанный проект СЗЗ, составленный на бумажном носителе в двух экземплярах (пункт 1.3 договора).
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по требованию о взыскании неосновательного обогащения в виде неотработанного аванса по договору на разработку проекта санитарно-защитной зоны для карьера по добыче полезных ископаемых, неустойки и встречному требованию о взыскании долга по договору, неустойки.
Обжалуемый результат спора: 1) Основное требование удовлетворено, так как проект не соответствует требованиям; 2) В удовлетворении встречного требования отказано, так как надлежащее исполнение обязательств по договору не подтверждено.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Все расходы по представлению информации или материалов от сторонних организаций, необходимых для получения документации, подготавливаемых исполнителем по договору заказчик оплачивает за счет собственных средств. Результатом выполненной исполнителем работы является разработанный проект СЗЗ, составленный на бумажном носителе в двух экземплярах (пункт 1.3 договора).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)- разработка проекта санитарно-защитной зоны;
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)- разработка проекта санитарно-защитной зоны;
Вопрос: Можно ли расходы на разработку проекта санитарно-защитной зоны вокруг территории действующего завода, принадлежащей организации, списать единовременно при исчислении налога на прибыль?
(Консультация эксперта, 2020)Вопрос: Можно ли расходы на разработку проекта санитарно-защитной зоны вокруг территории действующего завода, принадлежащей организации, списать единовременно при исчислении налога на прибыль?
(Консультация эксперта, 2020)Вопрос: Можно ли расходы на разработку проекта санитарно-защитной зоны вокруг территории действующего завода, принадлежащей организации, списать единовременно при исчислении налога на прибыль?
Нормативные акты
Заключение Минэкономразвития России от 17.01.2013
"Об экспертизе Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"В целях недопущения необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности считаем принципиально необходимым разработку проекта СЗЗ только в составе проектной документации и принятие решения о размере СЗЗ исключительно в рамках экспертизы проектной документации, что должно оговариваться в Санитарных нормах. На основании положительного заключения экспертизы проектной документации в соответствии со статьей 15 Закона о кадастре Роспотребнадзором должно издаваться и направляться в Росреестр решение об установлении СЗЗ.
"Об экспертизе Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"В целях недопущения необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности считаем принципиально необходимым разработку проекта СЗЗ только в составе проектной документации и принятие решения о размере СЗЗ исключительно в рамках экспертизы проектной документации, что должно оговариваться в Санитарных нормах. На основании положительного заключения экспертизы проектной документации в соответствии со статьей 15 Закона о кадастре Роспотребнадзором должно издаваться и направляться в Росреестр решение об установлении СЗЗ.
"МР 5.1.0029-11. 5.1. Организация государственной санитарно-эпидемиологической службы. Методические рекомендации к экономической оценке рисков для здоровья населения при воздействии факторов среды обитания. Методические рекомендации"
(утв. Роспотребнадзором 31.07.2011)В целом прочие расходы в зависимости от ситуации могут быть приняты в размере 2 - 10% от общей суммы расходов.
(утв. Роспотребнадзором 31.07.2011)В целом прочие расходы в зависимости от ситуации могут быть приняты в размере 2 - 10% от общей суммы расходов.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Шашкова О.В., Хлистун Ю.В., Савина Л.В., Кайль А.Н.)
(под ред. О.А. Слепенковой)
("ЭлКниги", 2015)Чаще всего нарушение здоровья вследствие нарушения санитарного законодательства происходит по причине несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований к качеству атмосферного воздуха в городских и сельских населенных поселениях, а именно вследствие производственной и иной деятельности при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии применяемым нормативам предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов, а также проектов санитарно-защитных зон санитарным правилам. Возмещение вреда здоровью включает в себя компенсацию прямых, дополнительных или внеплановых расходов лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений на оказание лечебно-диагностической и реабилитационной помощи больным, а также на проведение гигиенических мероприятий в связи с фактами индивидуальных или массовых заболеваний, обусловленных нарушением санитарного законодательства (аэрогенная составляющая вреда здоровью).
(постатейный)
(Шашкова О.В., Хлистун Ю.В., Савина Л.В., Кайль А.Н.)
(под ред. О.А. Слепенковой)
("ЭлКниги", 2015)Чаще всего нарушение здоровья вследствие нарушения санитарного законодательства происходит по причине несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований к качеству атмосферного воздуха в городских и сельских населенных поселениях, а именно вследствие производственной и иной деятельности при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии применяемым нормативам предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов, а также проектов санитарно-защитных зон санитарным правилам. Возмещение вреда здоровью включает в себя компенсацию прямых, дополнительных или внеплановых расходов лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений на оказание лечебно-диагностической и реабилитационной помощи больным, а также на проведение гигиенических мероприятий в связи с фактами индивидуальных или массовых заболеваний, обусловленных нарушением санитарного законодательства (аэрогенная составляющая вреда здоровью).
Статья: Экономим, благоустраиваясь
(Кошкина Т.Ю.)
("Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 1)К сведению: затраты, связанные с формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, относятся к материальным расходам налогоплательщика (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). Расходы предприятий на оплату услуг третьих лиц по разработке проекта организации СЗЗ также уменьшают налогооблагаемую прибыль (в составе текущих расходов), поскольку они связаны с производственной деятельностью и понесены в связи с исполнением требований природоохранного законодательства (Постановления ФАС МО от 16.01.2006 N КА-А40/13605-05, ФАС ЗСО от 09.03.2006 N Ф04-8885/2005(20013-А27-3), Ф04-8885/2005(20554-А27-3)).
(Кошкина Т.Ю.)
("Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 1)К сведению: затраты, связанные с формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, относятся к материальным расходам налогоплательщика (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). Расходы предприятий на оплату услуг третьих лиц по разработке проекта организации СЗЗ также уменьшают налогооблагаемую прибыль (в составе текущих расходов), поскольку они связаны с производственной деятельностью и понесены в связи с исполнением требований природоохранного законодательства (Постановления ФАС МО от 16.01.2006 N КА-А40/13605-05, ФАС ЗСО от 09.03.2006 N Ф04-8885/2005(20013-А27-3), Ф04-8885/2005(20554-А27-3)).
Статья: Учет и налогообложение расходов на соблюдение санитарных норм и правил
(Ржаницына В.С.)
("Бухгалтерский учет", 2004, N 16)В бухгалтерском учете расходы по разработке проектов санитарно-защитных зон относятся к расходам по обычным видам деятельности.
(Ржаницына В.С.)
("Бухгалтерский учет", 2004, N 16)В бухгалтерском учете расходы по разработке проектов санитарно-защитных зон относятся к расходам по обычным видам деятельности.
Статья: Расходы по обеспечению чистоты и благоустройства
(Кошкина Т.Ю.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2008, N 1)Под расходами на озеленение мы будем понимать затраты на приобретение и посадку деревьев, кустарников, обрезку зеленых насаждений, создание клумб, газонов, цветников и уход за ними. В отношении этих затрат "спасательным кругом" для многих налогоплательщиков является пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ, который позволяет уменьшить прибыль на суммы расходов, связанные с формированием санитарно-защитных зон. При этом основным документом для организаций будет СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 <6>. В силу его п. 2.1 и в соответствии с Федеральным законом N 52-ФЗ <7> в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона (СЗЗ). Соответственно, у организации возникает обязанность посадки деревьев и кустарников, устройства газонов и обеспечения последующего ухода за элементами озеленения. Это означает, что, производя расходы по озеленению, экономить на налогах можно. Однако (обратите внимание!) установление СЗЗ предприятия должно подтверждаться соответствующими документами, оформленными согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Отметим, что расходы по оплате услуг третьих лиц по разработке проекта организации СЗЗ также учитываются при налогообложении (в составе текущих расходов), поскольку связаны с производственной деятельностью и понесены в связи с исполнением требований природоохранного законодательства (Постановления ФАС МО от 16.01.2006 N КА-А40/13605-05, ФАС ЗСО от 09.03.2006 N Ф04-8885/2005(20013-А27-3), Ф04-8885/2005(20554-А27-3) и др.). Добавим, что сослаться на обязанность создания СЗЗ и возможность учесть расходы на основании пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ могут самые разные организации - от металлургической до пищевой промышленности, АЗС, предприятия сферы обслуживания и общественного питания, склады, гипермаркеты и т.д.
(Кошкина Т.Ю.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2008, N 1)Под расходами на озеленение мы будем понимать затраты на приобретение и посадку деревьев, кустарников, обрезку зеленых насаждений, создание клумб, газонов, цветников и уход за ними. В отношении этих затрат "спасательным кругом" для многих налогоплательщиков является пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ, который позволяет уменьшить прибыль на суммы расходов, связанные с формированием санитарно-защитных зон. При этом основным документом для организаций будет СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 <6>. В силу его п. 2.1 и в соответствии с Федеральным законом N 52-ФЗ <7> в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона (СЗЗ). Соответственно, у организации возникает обязанность посадки деревьев и кустарников, устройства газонов и обеспечения последующего ухода за элементами озеленения. Это означает, что, производя расходы по озеленению, экономить на налогах можно. Однако (обратите внимание!) установление СЗЗ предприятия должно подтверждаться соответствующими документами, оформленными согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Отметим, что расходы по оплате услуг третьих лиц по разработке проекта организации СЗЗ также учитываются при налогообложении (в составе текущих расходов), поскольку связаны с производственной деятельностью и понесены в связи с исполнением требований природоохранного законодательства (Постановления ФАС МО от 16.01.2006 N КА-А40/13605-05, ФАС ЗСО от 09.03.2006 N Ф04-8885/2005(20013-А27-3), Ф04-8885/2005(20554-А27-3) и др.). Добавим, что сослаться на обязанность создания СЗЗ и возможность учесть расходы на основании пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ могут самые разные организации - от металлургической до пищевой промышленности, АЗС, предприятия сферы обслуживания и общественного питания, склады, гипермаркеты и т.д.
Статья: Проблемное благоустройство
(Кошкина Т.Ю.)
("Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 2)Как видим, список предприятий достаточно широк. Это означает, что, производя расходы по озеленению, экономить на налогах можно. Однако (обратите внимание!) установление СЗЗ предприятия должно подтверждаться соответствующими документами, оформленными в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Отметим, что расходы по оплате услуг третьих лиц по разработке проекта организации СЗЗ также учитываются при налогообложении (в составе текущих расходов), поскольку связаны с производственной деятельностью и понесены в связи с исполнением требований природоохранного законодательства (Постановления ФАС МО от 16.01.2006 N КА-А40/13605-05, ФАС ЗСО от 09.03.2006 N Ф04-8885/2005(20013-А27-3), Ф04-8885/2005(20554-А27-3)).
(Кошкина Т.Ю.)
("Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 2)Как видим, список предприятий достаточно широк. Это означает, что, производя расходы по озеленению, экономить на налогах можно. Однако (обратите внимание!) установление СЗЗ предприятия должно подтверждаться соответствующими документами, оформленными в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Отметим, что расходы по оплате услуг третьих лиц по разработке проекта организации СЗЗ также учитываются при налогообложении (в составе текущих расходов), поскольку связаны с производственной деятельностью и понесены в связи с исполнением требований природоохранного законодательства (Постановления ФАС МО от 16.01.2006 N КА-А40/13605-05, ФАС ЗСО от 09.03.2006 N Ф04-8885/2005(20013-А27-3), Ф04-8885/2005(20554-А27-3)).
Статья: Что такое благоустройство?
(Кошкина Т.Ю.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2006, N 15)Выше мы отмечали, что, решая вопрос о правомерности учета расходов для целей налогообложения прибыли, необходимо применять нормы гл. 25 НК РФ комплексно, в их взаимосвязи. В качестве одного из примеров в данном случае можно привести норму пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ. С 1 января 2006 г. он действует в новой редакции, в соответствии с которой налоговую базу уменьшают затраты на содержание и эксплуатацию ОС природоохранного назначения. Следовательно, организации теперь могут учитывать некоторые затраты на благоустройство как дополнительные расходы на формирование санитарно-защитных зон. Однако есть еще одно условие: необходимо подготовить и согласовать проект благоустройства в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. В частности, предприятия могут руководствоваться СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача от 10.04.2003 N 38.
(Кошкина Т.Ю.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2006, N 15)Выше мы отмечали, что, решая вопрос о правомерности учета расходов для целей налогообложения прибыли, необходимо применять нормы гл. 25 НК РФ комплексно, в их взаимосвязи. В качестве одного из примеров в данном случае можно привести норму пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ. С 1 января 2006 г. он действует в новой редакции, в соответствии с которой налоговую базу уменьшают затраты на содержание и эксплуатацию ОС природоохранного назначения. Следовательно, организации теперь могут учитывать некоторые затраты на благоустройство как дополнительные расходы на формирование санитарно-защитных зон. Однако есть еще одно условие: необходимо подготовить и согласовать проект благоустройства в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. В частности, предприятия могут руководствоваться СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача от 10.04.2003 N 38.
"Налоговые затраты предприятия"
(Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н.)
("Налоги и финансовое право", 2006)Судебными инстанциями на основании ст. ст. 252, 253, пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ, Федеральных законов "Об отходах производства и потребления", "Об охране окружающей среды" сделан правильный вывод об обоснованном включении в состав расходов затрат по оплате услуг по разработке проекта организации санитарно-защитной зоны, проекта лимитов размещения отходов, по получению разрешения на размещение отходов, которые связаны с технологическим процессом изготовления труб, т.е. с производственной деятельностью, направленной на получение дохода, которые понесены в связи с исполнением требований природоохранного законодательства и являются экономически обоснованными и документально подтвержденными.
(Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н.)
("Налоги и финансовое право", 2006)Судебными инстанциями на основании ст. ст. 252, 253, пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ, Федеральных законов "Об отходах производства и потребления", "Об охране окружающей среды" сделан правильный вывод об обоснованном включении в состав расходов затрат по оплате услуг по разработке проекта организации санитарно-защитной зоны, проекта лимитов размещения отходов, по получению разрешения на размещение отходов, которые связаны с технологическим процессом изготовления труб, т.е. с производственной деятельностью, направленной на получение дохода, которые понесены в связи с исполнением требований природоохранного законодательства и являются экономически обоснованными и документально подтвержденными.
Статья: Благоустройство территории промышленного предприятия
(Кошкина Т.Ю.)
("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 1)В заключение отметим, что расходы предприятий на оплату услуг третьих лиц по разработке проекта организации СЗЗ уменьшают налогооблагаемую прибыль в составе текущих расходов, поскольку они связаны с производственной деятельностью и понесены в связи с исполнением требований природоохранного законодательства (Постановления ФАС МО от 16.01.2006 N КА-А40/13605-05, ФАС ЗСО от 09.03.2006 N Ф04-8885/2005(20013-А27-3), Ф04-8885/2005(20554-А27-3)).
(Кошкина Т.Ю.)
("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 1)В заключение отметим, что расходы предприятий на оплату услуг третьих лиц по разработке проекта организации СЗЗ уменьшают налогооблагаемую прибыль в составе текущих расходов, поскольку они связаны с производственной деятельностью и понесены в связи с исполнением требований природоохранного законодательства (Постановления ФАС МО от 16.01.2006 N КА-А40/13605-05, ФАС ЗСО от 09.03.2006 N Ф04-8885/2005(20013-А27-3), Ф04-8885/2005(20554-А27-3)).
Статья: Отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности и влияние на налогообложение угледобывающих организаций затрат на приобретение построек с целью дальнейшего сноса
(Куприянова Т.Б., Кукушкина Н.С.)
("Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2015, N 7)При этом неоднозначная позиция сложилась в отношении признания расходов на приобретение построек с целью формирования санитарно-защитной зоны для целей налогообложения. Минфин России высказал свою позицию по данному вопросу в Письме от 17.06.2010 N 03-03-06/1/418, согласно которой расходы по формированию санитарно-защитных зон на основании проектной документации обусловлены созданием, реконструкцией, техническим перевооружением основных средств и признаются расходами, связанными с доведением основных средств до состояния, в котором они пригодны к использованию. По мнению Минфина, на основании ст. 257 Налогового кодекса РФ подобные расходы, в том числе затраты на отселение жителей (включая затраты на приобретение квартир для обмена на жилые дома, расположенные на территории санитарно-защитной зоны, затраты на снос этих домов), учитываются в первоначальной стоимости объекта основных средств. И только в случае, если затраты, связанные с формированием санитарно-защитных зон, невозможно отнести к конкретному объекту основных средств, данные затраты учитываются в составе материальных расходов на основании ст. 254 НК РФ.
(Куприянова Т.Б., Кукушкина Н.С.)
("Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2015, N 7)При этом неоднозначная позиция сложилась в отношении признания расходов на приобретение построек с целью формирования санитарно-защитной зоны для целей налогообложения. Минфин России высказал свою позицию по данному вопросу в Письме от 17.06.2010 N 03-03-06/1/418, согласно которой расходы по формированию санитарно-защитных зон на основании проектной документации обусловлены созданием, реконструкцией, техническим перевооружением основных средств и признаются расходами, связанными с доведением основных средств до состояния, в котором они пригодны к использованию. По мнению Минфина, на основании ст. 257 Налогового кодекса РФ подобные расходы, в том числе затраты на отселение жителей (включая затраты на приобретение квартир для обмена на жилые дома, расположенные на территории санитарно-защитной зоны, затраты на снос этих домов), учитываются в первоначальной стоимости объекта основных средств. И только в случае, если затраты, связанные с формированием санитарно-защитных зон, невозможно отнести к конкретному объекту основных средств, данные затраты учитываются в составе материальных расходов на основании ст. 254 НК РФ.