Расходы на охрану труда
Подборка наиболее важных документов по запросу Расходы на охрану труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 32 "Производственный контроль" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения""В связи с чем, расходы для обеспечения безопасных условий труда предназначены для функционирования медицинской организации как юридического лица, имеющего в силу статуса работодателя обязательства по охране труда, и не должны оплачиваться за счет средств ОМС."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 306.4 "Нецелевое использование бюджетных средств" БК РФИз положений Закона N 326-ФЗ, части 1 статьи 306.4 БК РФ следует, что расходы медицинских организаций в части обучения своих сотрудников, непосредственно не связанных с медицинской деятельностью, предназначены для функционирования заявителя как бюджетного учреждения, имеющего статус юридического лица и обязательства по охране труда, обеспечения безопасности и осуществления закупок за счет средств бюджета.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как работодателю организовать охрану труда в организации
(КонсультантПлюс, 2025)В состав расходов на мероприятия по охране труда включайте в первую очередь расходы на предупредительные меры. Их можно возместить за счет средств СФР.
(КонсультантПлюс, 2025)В состав расходов на мероприятия по охране труда включайте в первую очередь расходы на предупредительные меры. Их можно возместить за счет средств СФР.
Типовая ситуация: Охрана труда: основные документы и обязанности работодателя и работника
(Издательство "Главная книга", 2025)На мероприятия по улучшению условий и охране труда каждый работодатель обязан тратить минимум 0,2% затрат на производство, часть из них можно возместить за счет СФР. Мероприятия нужно выбрать из перечня и внести в план на соответствующий год. Среди мероприятий, в частности, устройство помещения для отдыха и приема пищи, обеспечение персонала питьевой водой, проведение обязательных периодических медосмотров (п. 30 Примерного положения о СУОТ).
(Издательство "Главная книга", 2025)На мероприятия по улучшению условий и охране труда каждый работодатель обязан тратить минимум 0,2% затрат на производство, часть из них можно возместить за счет СФР. Мероприятия нужно выбрать из перечня и внести в план на соответствующий год. Среди мероприятий, в частности, устройство помещения для отдыха и приема пищи, обеспечение персонала питьевой водой, проведение обязательных периодических медосмотров (п. 30 Примерного положения о СУОТ).
Нормативные акты
Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 771н
"Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней"
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.12.2021 N 66196)Зарегистрировано в Минюсте России 3 декабря 2021 г. N 66196
"Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней"
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.12.2021 N 66196)Зарегистрировано в Минюсте России 3 декабря 2021 г. N 66196
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(ред. от 29.09.2025)Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Вопрос: Как отразить в бухгалтерском учете расходы на организацию спортивных мероприятий для работников?
(Консультация эксперта, 2025)Расходы на спортивные мероприятия по улучшению условий и охраны труда
(Консультация эксперта, 2025)Расходы на спортивные мероприятия по улучшению условий и охраны труда
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)В рамках осуществления работодателем предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников предусмотрена возможность финансового обеспечения за счет средств Фонда социального страхования РФ, а с 01.01.2023 - Фонда пенсионного и социального страхования РФ (сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году) расходов работодателя на обучение по охране труда и (или) обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, а также действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте отдельных категорий работников. К таким категориям работников относятся: руководители организаций малого предпринимательства; работники организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда; руководители (в том числе руководители структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений; руководители и специалисты служб охраны труда организаций; члены комитетов (комиссий) по охране труда; уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов; отдельные категории работников организаций, отнесенных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам, подлежащих обязательному обучению по охране труда в установленном порядке или обучению по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте (в случае если обучение проводится с отрывом от производства в организации, осуществляющей образовательную деятельность) (см. Приказ Минтруда России от 14.07.2021 N 467н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами").
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)В рамках осуществления работодателем предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников предусмотрена возможность финансового обеспечения за счет средств Фонда социального страхования РФ, а с 01.01.2023 - Фонда пенсионного и социального страхования РФ (сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году) расходов работодателя на обучение по охране труда и (или) обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, а также действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте отдельных категорий работников. К таким категориям работников относятся: руководители организаций малого предпринимательства; работники организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда; руководители (в том числе руководители структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений; руководители и специалисты служб охраны труда организаций; члены комитетов (комиссий) по охране труда; уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов; отдельные категории работников организаций, отнесенных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам, подлежащих обязательному обучению по охране труда в установленном порядке или обучению по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте (в случае если обучение проводится с отрывом от производства в организации, осуществляющей образовательную деятельность) (см. Приказ Минтруда России от 14.07.2021 N 467н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами").
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)2. В числе социальных факторов и сопряженных с ними рисков рекомендуется принимать во внимание в том числе, но не ограничиваясь, текучесть кадров, мероприятия по охране труда, данные по несчастным случаям, расходы на обучение сотрудников, нарушения трудовых прав работников, подходы к формированию человеческого капитала, вопросы взаимодействия с коренными малочисленными народами, взаимодействия с местными сообществами, управление цепочками поставок и иные значимые для Общества социальные факторы и сопряженные с ними риски.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)2. В числе социальных факторов и сопряженных с ними рисков рекомендуется принимать во внимание в том числе, но не ограничиваясь, текучесть кадров, мероприятия по охране труда, данные по несчастным случаям, расходы на обучение сотрудников, нарушения трудовых прав работников, подходы к формированию человеческого капитала, вопросы взаимодействия с коренными малочисленными народами, взаимодействия с местными сообществами, управление цепочками поставок и иные значимые для Общества социальные факторы и сопряженные с ними риски.
Информация: Работодатели могут онлайн подать документы на компенсацию расходов по охране труда
("Официальный сайт СФР", 2025)"Официальный сайт СФР https://sfr.gov.ru", 2025
("Официальный сайт СФР", 2025)"Официальный сайт СФР https://sfr.gov.ru", 2025
Статья: Представление информации о финансовом капитале в интегрированной отчетности: современное состояние и перспективы
(Куликова Л.И., Гарынцев Э.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)ПАО "Россети" в годовом отчете за 2023 г. <4> также представляет бизнес-модель, основанную на выделении "капиталов-ресурсов" и "капиталов-результатов". В отличие от ПАО "Интер РАО", компания не детализирует "капиталы-результаты" по видам капитала, предпочитая рассматривать результаты с позиции заинтересованных сторон. В качестве ключевых показателей финансового капитала в части "капиталов-ресурсов" ПАО "Россети" выделяет собственный капитал и активы, что подчеркивает важность финансовой устойчивости. При анализе "капиталов-результатов" в бизнес-модели компании широко используются показатели финансового капитала для оценки эффективности использования ресурсов в различных направлениях. В частности, компания раскрывает информацию о фонде оплаты труда (человеческий капитал), расходах на охрану труда, затратах на обучение персонала, инвестициях в охрану окружающей среды (природный капитал), налоговых и социальных отчислениях (социально-репутационный капитал), инвестициях в электросетевые активы (производственный капитал), общей сумме закупок, а также показателях, непосредственно отражающих результаты использования финансового капитала - капитализации и выплатам по облигациям. Кроме того, раскрываются традиционные ключевые показатели финансового капитала: выручка, EBITDA, чистая прибыль и активы. Данный подход демонстрирует более широкую интеграцию финансового капитала с другими видами капитала, что соответствует принципам ИО.
(Куликова Л.И., Гарынцев Э.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)ПАО "Россети" в годовом отчете за 2023 г. <4> также представляет бизнес-модель, основанную на выделении "капиталов-ресурсов" и "капиталов-результатов". В отличие от ПАО "Интер РАО", компания не детализирует "капиталы-результаты" по видам капитала, предпочитая рассматривать результаты с позиции заинтересованных сторон. В качестве ключевых показателей финансового капитала в части "капиталов-ресурсов" ПАО "Россети" выделяет собственный капитал и активы, что подчеркивает важность финансовой устойчивости. При анализе "капиталов-результатов" в бизнес-модели компании широко используются показатели финансового капитала для оценки эффективности использования ресурсов в различных направлениях. В частности, компания раскрывает информацию о фонде оплаты труда (человеческий капитал), расходах на охрану труда, затратах на обучение персонала, инвестициях в охрану окружающей среды (природный капитал), налоговых и социальных отчислениях (социально-репутационный капитал), инвестициях в электросетевые активы (производственный капитал), общей сумме закупок, а также показателях, непосредственно отражающих результаты использования финансового капитала - капитализации и выплатам по облигациям. Кроме того, раскрываются традиционные ключевые показатели финансового капитала: выручка, EBITDA, чистая прибыль и активы. Данный подход демонстрирует более широкую интеграцию финансового капитала с другими видами капитала, что соответствует принципам ИО.
Готовое решение: Как учесть при налогообложении расходы, которые возникают в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы на охрану труда учитывайте в прочих или материальных расходах. Например (пп. 2, 3, 6 п. 1 ст. 254, пп. 7, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, ст. ст. 22, 214, 221 ТК РФ, Рекомендации Роспотребнадзора, направленные Письмом от 10.03.2020 N 02/3853-2020-27):
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы на охрану труда учитывайте в прочих или материальных расходах. Например (пп. 2, 3, 6 п. 1 ст. 254, пп. 7, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, ст. ст. 22, 214, 221 ТК РФ, Рекомендации Роспотребнадзора, направленные Письмом от 10.03.2020 N 02/3853-2020-27):
Вопрос: В организации (УСН, "доходы минус расходы") два работника, с одним из них произошел несчастный случай на производстве. Организация заключила ГПД с физическим лицом - специалистом по охране труда для участия в комиссии по расследованию. Можно ли расходы на такой договор учесть при исчислении налога по УСН?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: В организации (УСН, "доходы минус расходы") два работника, с одним из них произошел несчастный случай на производстве. Организация заключила ГПД с физическим лицом - специалистом по охране труда для участия в комиссии по расследованию. Можно ли расходы на такой договор учесть при исчислении налога по УСН?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: В организации (УСН, "доходы минус расходы") два работника, с одним из них произошел несчастный случай на производстве. Организация заключила ГПД с физическим лицом - специалистом по охране труда для участия в комиссии по расследованию. Можно ли расходы на такой договор учесть при исчислении налога по УСН?
Статья: Новеллы законодательства о дистанционной (удаленной) работе: сравнительно-правовой анализ
(Чесалина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Законодательство многих зарубежных стран не ограничивает обязанности по охране труда местом нахождения работодателя. Например, в Нидерландах в 2012 г. в Закон об условиях труда (Working Conditions Act) были внесены изменения, расширяющие значение понятия "телеработа" и возлагающие на работодателя обязанность по обеспечению охраны труда телеработников <51>. Согласно французскому законодательству, несчастные случаи с телеработниками рассматриваются как производственные <52>. В то же время даже в тех странах, где предусмотрена обязанность работодателя по охране труда телеработников, существуют практические проблемы с реализацией данной обязанности. Как результат, в Нидерландах, а также в Дании, Швеции и ряде других стран соглашения о телеработе часто носят неформальный характер, поскольку работодатели стремятся избежать дополнительных расходов и обязанностей по охране труда, в том числе по соблюдению требований к рабочему месту <53>. Вопрос о целесообразности установления обязанностей работодателя по охране труда дистанционных работников является очень сложным, желание работодателя избежать исполнения обязанностей по охране труда может привести к тому, что все соглашение о дистанционной работе в ущерб работнику будет носить неформальный характер. В то же время представляется, что по крайней мере в ситуациях, когда временный перевод на дистанционную работу осуществляется без согласия работника, такой перевод должен допускаться только в тех случаях, когда при работе из дома могут быть выполнены требования охраны труда. Соблюдение таких требований часто связано с наличием соответствующих жилищных условий; это обстоятельство (жилищные условия) было проанализировано выше.
(Чесалина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Законодательство многих зарубежных стран не ограничивает обязанности по охране труда местом нахождения работодателя. Например, в Нидерландах в 2012 г. в Закон об условиях труда (Working Conditions Act) были внесены изменения, расширяющие значение понятия "телеработа" и возлагающие на работодателя обязанность по обеспечению охраны труда телеработников <51>. Согласно французскому законодательству, несчастные случаи с телеработниками рассматриваются как производственные <52>. В то же время даже в тех странах, где предусмотрена обязанность работодателя по охране труда телеработников, существуют практические проблемы с реализацией данной обязанности. Как результат, в Нидерландах, а также в Дании, Швеции и ряде других стран соглашения о телеработе часто носят неформальный характер, поскольку работодатели стремятся избежать дополнительных расходов и обязанностей по охране труда, в том числе по соблюдению требований к рабочему месту <53>. Вопрос о целесообразности установления обязанностей работодателя по охране труда дистанционных работников является очень сложным, желание работодателя избежать исполнения обязанностей по охране труда может привести к тому, что все соглашение о дистанционной работе в ущерб работнику будет носить неформальный характер. В то же время представляется, что по крайней мере в ситуациях, когда временный перевод на дистанционную работу осуществляется без согласия работника, такой перевод должен допускаться только в тех случаях, когда при работе из дома могут быть выполнены требования охраны труда. Соблюдение таких требований часто связано с наличием соответствующих жилищных условий; это обстоятельство (жилищные условия) было проанализировано выше.
Статья: Новости от 07.07.2023
("Главная книга", 2023, N 14)Обновлены правила возмещения расходов на охрану труда
("Главная книга", 2023, N 14)Обновлены правила возмещения расходов на охрану труда
Готовое решение: Как заполнить форму N 7-травматизм
(КонсультантПлюс, 2025)1.5. Как заполнить сведения о расходах на мероприятия по охране труда
(КонсультантПлюс, 2025)1.5. Как заполнить сведения о расходах на мероприятия по охране труда