Расходование средств вмп
Подборка наиболее важных документов по запросу Расходование средств вмп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Госзадание на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в 2023 - 2024 годах
(Вадимова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 16)Учредитель и ФФОМС контролируют использование средств субсидии на ВМП.
(Вадимова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 16)Учредитель и ФФОМС контролируют использование средств субсидии на ВМП.
Статья: Вопросы правового закрепления финансово-контрольных полномочий органов федеральной территории "Сириус"
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2025, N 2)Особое регулятивное значение имеют соглашения о передаче полномочий, заключаемые администрацией ФТ "Сириус" и отраслевыми органами исполнительной власти Краснодарского края. Например, министерству здравоохранения Краснодарского края (выступающему в рамках соглашения уполномоченным органом) были переданы полномочия по организации оказания населению федеральной территории "Сириус" первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, в том числе специализированной, высокотехнологичной, проведения медицинских экспертиз, по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и др. При этом вторая сторона соглашения - администрация ФТ "Сириус" - "осуществляет контроль за реализацией передаваемых полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели финансовых средств, в том числе путем проведения проверок осуществления передаваемых полномочий в пределах настоящего Соглашения" <14>.
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2025, N 2)Особое регулятивное значение имеют соглашения о передаче полномочий, заключаемые администрацией ФТ "Сириус" и отраслевыми органами исполнительной власти Краснодарского края. Например, министерству здравоохранения Краснодарского края (выступающему в рамках соглашения уполномоченным органом) были переданы полномочия по организации оказания населению федеральной территории "Сириус" первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, в том числе специализированной, высокотехнологичной, проведения медицинских экспертиз, по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и др. При этом вторая сторона соглашения - администрация ФТ "Сириус" - "осуществляет контроль за реализацией передаваемых полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели финансовых средств, в том числе путем проведения проверок осуществления передаваемых полномочий в пределах настоящего Соглашения" <14>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 422-ФЗ
"О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"4. Установить, что остатки средств Фонда, образовавшиеся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение предоставления застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования в ходе исполнения бюджета Фонда в 2024 году, направляются Фондом в 2025 году на завершение расчетов по оплате указанной медицинской помощи, оказанной в 2024 году, с внесением соответствующих изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.
"О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"4. Установить, что остатки средств Фонда, образовавшиеся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение предоставления застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования в ходе исполнения бюджета Фонда в 2024 году, направляются Фондом в 2025 году на завершение расчетов по оплате указанной медицинской помощи, оказанной в 2024 году, с внесением соответствующих изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в бюджете ФОМС планируется выделение целевых средств с учетом увеличения на темп роста заработной платы и индекс потребительских цен по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации. Кроме того, в 2025 - 2027 гг. предусмотрены целевые средства на финансовое обеспечение специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, которые окажут влияние на повышение доступности медицинской помощи больным со сложными и тяжелыми случаями заболеваний, независимо от места их проживания. Объемы финансового обеспечения определены с учетом включения новых методов высокотехнологичной медицинской помощи с использованием ряда уникальных методов лечения, применяемых при сердечно-сосудистой хирургии и трансплантации органов.
(разработаны Минфином России)На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в бюджете ФОМС планируется выделение целевых средств с учетом увеличения на темп роста заработной платы и индекс потребительских цен по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации. Кроме того, в 2025 - 2027 гг. предусмотрены целевые средства на финансовое обеспечение специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, которые окажут влияние на повышение доступности медицинской помощи больным со сложными и тяжелыми случаями заболеваний, независимо от места их проживания. Объемы финансового обеспечения определены с учетом включения новых методов высокотехнологичной медицинской помощи с использованием ряда уникальных методов лечения, применяемых при сердечно-сосудистой хирургии и трансплантации органов.
Статья: Совершенствование российского законодательства в сфере репродукции человека как фактор улучшения демографической ситуации
(Серебренникова Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)Включение граждан в категорию пациентов, которым показано лечение бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), происходит на основании установленных медицинских показаний и при отсутствии противопоказаний, предусмотренных законодательством. С этой целью проводится медицинское обследование и готовится соответствующий пакет документов. Но здоровье конкретной женщины и то "окно возможностей" для рождения ребенка может быть не очень большим. Оно зависит от целого ряда обстоятельств, которые плохо поддаются прогнозированию и стандартизации. При этом процесс обследования и получения этого вида медицинской помощи по квоте является достаточно продолжительным по времени. Рекомендуемый срок обследования не должен превышать шесть месяцев <9>. В действительности, проходя обследования, некоторые пациенты в силу разных причин не всегда успевают уложиться в установленные сроки. Поэтому зачастую лица, имеющие проблемы с деторождением и которые намерены использовать возможности вспомогательных репродуктивных технологий для рождения у них детей, самостоятельно обращаются в соответствующие клиники уже платно, несут высокие финансовые затраты и параллельно проходят обследования для включения в этот реестр. В итоге пациент, имеющий право на получение этого вида медпомощи за счет государства, оплачивает услуги клиники самостоятельно, а направление по ОМС получает позже. Современное российское законодательство не предусматривает возможности возврата в этом случае хотя бы части денег за проведенные процедуры. Складывается ситуация, при которой выделенные государством на проведение процедуры экстракорпорального оплодотворения деньги не используются, так как можно осуществить только весь комплекс процедур целиком, и потраченные пациентом на эти же цели деньги вернуть тоже невозможно, что значительно ухудшает финансовое состояние семьи. Для поддержки таких семей было бы целесообразно внести в законодательство норму, предусматривающую в случае получения женщиной, уже начавшей протокол экстракорпорального оплодотворения за свой счет, а позже включенной в соответствующий реестр и получившей квоту на оказание высокотехнологичной медицинской помощи для преодоления бесплодия, возможности возврата ей государством потраченных ею средств за те осуществленные этапы, которые входят в программу (овариальная стимуляция, пункция фолликулов яичников для получения ооцитов, инсеминация ооцитов специально подготовленной спермой мужа, культивирование эмбрионов, перенос эмбрионов в полость матки, криоконсервация и разморозка криоконсервированных эмбрионов, внутриматочное введение размороженного эмбриона) <10>.
(Серебренникова Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)Включение граждан в категорию пациентов, которым показано лечение бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), происходит на основании установленных медицинских показаний и при отсутствии противопоказаний, предусмотренных законодательством. С этой целью проводится медицинское обследование и готовится соответствующий пакет документов. Но здоровье конкретной женщины и то "окно возможностей" для рождения ребенка может быть не очень большим. Оно зависит от целого ряда обстоятельств, которые плохо поддаются прогнозированию и стандартизации. При этом процесс обследования и получения этого вида медицинской помощи по квоте является достаточно продолжительным по времени. Рекомендуемый срок обследования не должен превышать шесть месяцев <9>. В действительности, проходя обследования, некоторые пациенты в силу разных причин не всегда успевают уложиться в установленные сроки. Поэтому зачастую лица, имеющие проблемы с деторождением и которые намерены использовать возможности вспомогательных репродуктивных технологий для рождения у них детей, самостоятельно обращаются в соответствующие клиники уже платно, несут высокие финансовые затраты и параллельно проходят обследования для включения в этот реестр. В итоге пациент, имеющий право на получение этого вида медпомощи за счет государства, оплачивает услуги клиники самостоятельно, а направление по ОМС получает позже. Современное российское законодательство не предусматривает возможности возврата в этом случае хотя бы части денег за проведенные процедуры. Складывается ситуация, при которой выделенные государством на проведение процедуры экстракорпорального оплодотворения деньги не используются, так как можно осуществить только весь комплекс процедур целиком, и потраченные пациентом на эти же цели деньги вернуть тоже невозможно, что значительно ухудшает финансовое состояние семьи. Для поддержки таких семей было бы целесообразно внести в законодательство норму, предусматривающую в случае получения женщиной, уже начавшей протокол экстракорпорального оплодотворения за свой счет, а позже включенной в соответствующий реестр и получившей квоту на оказание высокотехнологичной медицинской помощи для преодоления бесплодия, возможности возврата ей государством потраченных ею средств за те осуществленные этапы, которые входят в программу (овариальная стимуляция, пункция фолликулов яичников для получения ооцитов, инсеминация ооцитов специально подготовленной спермой мужа, культивирование эмбрионов, перенос эмбрионов в полость матки, криоконсервация и разморозка криоконсервированных эмбрионов, внутриматочное введение размороженного эмбриона) <10>.
Статья: Государственно-частное партнерство в здравоохранении России на современном этапе
(Курдюкова О.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)В 2021 - 2022 гг. в здравоохранении осуществляется 155 проектов в формате ГЧП, бюджет которых достигает 162,2 млрд руб. 125,1 млрд руб. было привлечено путем частных вложений. Превалирующая часть средств направлена на блок высокотехнологичной медицинской помощи, где реализуется 72 проекта (более 79 млрд руб., частными из которых являются 58,2 млрд руб.). Первичная медицинская помощь охватывает 44 проекта (сумма вложений - около 53 млрд руб., 39 млрд руб. - инвестиции частного сектора). Также ключевыми отраслями, которые затрагивают проекты, являются: контроль и ремонт оборудования отрасли - 12 проектов на 12,2 млрд руб.; реабилитационная сфера и санаторно-курортный сектор - 9 проектов (около 7 млрд руб.) <3>.
(Курдюкова О.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)В 2021 - 2022 гг. в здравоохранении осуществляется 155 проектов в формате ГЧП, бюджет которых достигает 162,2 млрд руб. 125,1 млрд руб. было привлечено путем частных вложений. Превалирующая часть средств направлена на блок высокотехнологичной медицинской помощи, где реализуется 72 проекта (более 79 млрд руб., частными из которых являются 58,2 млрд руб.). Первичная медицинская помощь охватывает 44 проекта (сумма вложений - около 53 млрд руб., 39 млрд руб. - инвестиции частного сектора). Также ключевыми отраслями, которые затрагивают проекты, являются: контроль и ремонт оборудования отрасли - 12 проектов на 12,2 млрд руб.; реабилитационная сфера и санаторно-курортный сектор - 9 проектов (около 7 млрд руб.) <3>.
Статья: Медико-юридические аспекты назначения лекарственных препаратов вне инструкции по медицинскому применению (off-label)
(Сергеев Ю.Д., Бисюк Ю.В., Вериковский В.А., Голева И.В., Черникова Г.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 4)С нашей точки зрения, необходимо на федеральном уровне регламентировать порядок назначения лекарственных препаратов off-label, что позволит в интересах оказания медицинской помощи пациентам реализовать их назначение и применение в соответствии с клиническими рекомендациями, по параметрам, не указанным в инструкции по медицинскому применению, а также назначение и применение зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов, не включенных в стандарты медицинской помощи и (или) не предусмотренных соответствующими клиническими рекомендациями. Внесение указанных изменений в действующее законодательство позволит устранить правовую неопределенность при осуществлении закупки лекарственных препаратов с целью назначения off-label, обеспечить их оплату из средств обязательного медицинского страхования при оказании специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи, а также высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.
(Сергеев Ю.Д., Бисюк Ю.В., Вериковский В.А., Голева И.В., Черникова Г.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 4)С нашей точки зрения, необходимо на федеральном уровне регламентировать порядок назначения лекарственных препаратов off-label, что позволит в интересах оказания медицинской помощи пациентам реализовать их назначение и применение в соответствии с клиническими рекомендациями, по параметрам, не указанным в инструкции по медицинскому применению, а также назначение и применение зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов, не включенных в стандарты медицинской помощи и (или) не предусмотренных соответствующими клиническими рекомендациями. Внесение указанных изменений в действующее законодательство позволит устранить правовую неопределенность при осуществлении закупки лекарственных препаратов с целью назначения off-label, обеспечить их оплату из средств обязательного медицинского страхования при оказании специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи, а также высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.
"Годовой отчет для учреждений здравоохранения - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Новым п. 17(1) определено, что государственное учреждение в случае возникновения в текущем году остатка субсидии при условии выполнения государственного задания, а также при отсутствии не погашенной в течение 3 месяцев кредиторской задолженности за счет средств субсидии на оказание высокотехнологичной медицинской помощи использует остаток субсидии на следующие расходы:
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Новым п. 17(1) определено, что государственное учреждение в случае возникновения в текущем году остатка субсидии при условии выполнения государственного задания, а также при отсутствии не погашенной в течение 3 месяцев кредиторской задолженности за счет средств субсидии на оказание высокотехнологичной медицинской помощи использует остаток субсидии на следующие расходы:
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Комментируемая статья закрепляет финансово-правовые основы мер и мероприятий, реализуемых в сфере медицинской помощи гражданам и санаторно-курортного лечения. Аналогичные правовые характеристики имеют источники финансового обеспечения мер и мероприятий охраны здоровья граждан, предусмотренные ст. 82 настоящего Закона. Одной из особенностей политики РФ в сфере финансового обеспечения оказания гражданам медицинской помощи и санаторно-курортного лечения является то, что эта политика носит ярко выраженный социальный характер в силу предоставления за счет финансирования бюджетными средствами медицинских услуг, оказания медицинской помощи гражданам, нуждающимся в консультировании и лечении, зачастую не имеющим достаточно денежных средств для оплаты лечения, в том числе, если речь идет о высокотехнологичной медицинской помощи.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Комментируемая статья закрепляет финансово-правовые основы мер и мероприятий, реализуемых в сфере медицинской помощи гражданам и санаторно-курортного лечения. Аналогичные правовые характеристики имеют источники финансового обеспечения мер и мероприятий охраны здоровья граждан, предусмотренные ст. 82 настоящего Закона. Одной из особенностей политики РФ в сфере финансового обеспечения оказания гражданам медицинской помощи и санаторно-курортного лечения является то, что эта политика носит ярко выраженный социальный характер в силу предоставления за счет финансирования бюджетными средствами медицинских услуг, оказания медицинской помощи гражданам, нуждающимся в консультировании и лечении, зачастую не имеющим достаточно денежных средств для оплаты лечения, в том числе, если речь идет о высокотехнологичной медицинской помощи.
Статья: Учет субсидий, выделенных на оказание ВТМП
(Мухин С.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 5)Пунктом 17(1) Правил N 1302 определено, что государственное учреждение в случае возникновения в текущем году остатка субсидии при условии выполнения государственного задания, а также при отсутствии не погашенной в течение трех месяцев кредиторской задолженности за счет средств субсидии на оказание высокотехнологичной медицинской помощи использует остаток субсидии на следующие расходы:
(Мухин С.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 5)Пунктом 17(1) Правил N 1302 определено, что государственное учреждение в случае возникновения в текущем году остатка субсидии при условии выполнения государственного задания, а также при отсутствии не погашенной в течение трех месяцев кредиторской задолженности за счет средств субсидии на оказание высокотехнологичной медицинской помощи использует остаток субсидии на следующие расходы:
Статья: Применение технологий искусственного интеллекта при оказании услуг: взгляд цивилиста на проблему
(Подузова Е.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)Известно, что при проведении высокотехнологичных медицинских вмешательств часто присутствуют студенты. Проведение указанных медицинских вмешательств также транслируется студентам с помощью средств видеосвязи. В судебной практике выработан подход, не имеющий должной аргументации, согласно которому студенты-практиканты вправе присутствовать при проведении медицинского вмешательства независимо от согласия пациента на раскрытие в учебных целях информации, составляющей врачебную тайну <23>. Считаем указанный подход противоречащим закону, поскольку разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в целях использования в учебном процессе допускается только с письменного согласия пациента или его законного представителя (п. 3 ст. 13 Закона об охране здоровья граждан).
(Подузова Е.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)Известно, что при проведении высокотехнологичных медицинских вмешательств часто присутствуют студенты. Проведение указанных медицинских вмешательств также транслируется студентам с помощью средств видеосвязи. В судебной практике выработан подход, не имеющий должной аргументации, согласно которому студенты-практиканты вправе присутствовать при проведении медицинского вмешательства независимо от согласия пациента на раскрытие в учебных целях информации, составляющей врачебную тайну <23>. Считаем указанный подход противоречащим закону, поскольку разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в целях использования в учебном процессе допускается только с письменного согласия пациента или его законного представителя (п. 3 ст. 13 Закона об охране здоровья граждан).
Статья: Данные и доказательства реальной клинической практики: сравнительно-правовое исследование
(Брежнев А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)<6> См., например: Powell A.A., Power L., Westrop S., McOwat K., Campbell H., Simmons R., et al. Real-world data shows increased reactogenicity in adults after heterologous compared to homologous prime-boost COVID-19 vaccination, March - June 2021, England // Eurosurveillance. 2021; 26(28):2100634; Liu F., Panagiotakos D. Real-world data: a brief review of the methods, applications, challenges and opportunities // BMC Med Res Methodol 22, 287 (2022). URL: https://doi.org/10.1186/s12874-022-01768-6; Перхов В.И. Стандарты высокотехнологичной медицинской помощи и реальная клиническая практика // Здравоохранение Российской Федерации. 2009. N 3. С. 31 - 42.
(Брежнев А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)<6> См., например: Powell A.A., Power L., Westrop S., McOwat K., Campbell H., Simmons R., et al. Real-world data shows increased reactogenicity in adults after heterologous compared to homologous prime-boost COVID-19 vaccination, March - June 2021, England // Eurosurveillance. 2021; 26(28):2100634; Liu F., Panagiotakos D. Real-world data: a brief review of the methods, applications, challenges and opportunities // BMC Med Res Methodol 22, 287 (2022). URL: https://doi.org/10.1186/s12874-022-01768-6; Перхов В.И. Стандарты высокотехнологичной медицинской помощи и реальная клиническая практика // Здравоохранение Российской Федерации. 2009. N 3. С. 31 - 42.