Расходные обязательства Российской федерации
Подборка наиболее важных документов по запросу Расходные обязательства Российской федерации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Если суд отказал в удовлетворении требований прокурора, судебные расходы стороны, в пользу которой принят судебный акт, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации
Постановление Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ч. 1 ст. 110 АПК РФ, ст. 1, п. 1 ст. 52 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1Вместе с тем согласно ст. ст. 1 и 52 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 прокурор действует от имени Российской Федерации, финансовое обеспечение деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации является расходным обязательством Российской Федерации. Следовательно, если по результатам рассмотрения заявления прокурора о привлечении лица к административной ответственности арбитражным судом принято решение об отказе в удовлетворении соответствующих требований, судебные расходы (при их наличии) подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Постановление Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ч. 1 ст. 110 АПК РФ, ст. 1, п. 1 ст. 52 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1Вместе с тем согласно ст. ст. 1 и 52 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 прокурор действует от имени Российской Федерации, финансовое обеспечение деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации является расходным обязательством Российской Федерации. Следовательно, если по результатам рассмотрения заявления прокурора о привлечении лица к административной ответственности арбитражным судом принято решение об отказе в удовлетворении соответствующих требований, судебные расходы (при их наличии) подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Расходные обязательства субъекта Российской Федерации в социальной сфере в структуре бюджета
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)"Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)"Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Глава 11. РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
(ред. от 31.07.2025)Глава 11. РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
Статья: Работник едет на военные сборы
(Зимина С.Ю., Мальцева В.И.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)"Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации".
(Зимина С.Ю., Мальцева В.И.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)"Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации".
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Регулирование предоставления и использования субсидии частными субъектами на текущий момент определяется статьями 78 - 78.4 БК РФ, регулирование субсидий, предоставляемых участникам бюджетных правоотношений, - статьями 138.1, 139, 142.2, 142.3 БК РФ. Примечательно то, что определение субсидии, применяемое в отношениях между участниками бюджетного процесса, конкретизировано более детально, нежели определение субсидии, используемое в отношениях частных субъектов (вопросы по целям, определяемым в ст. 78 БК РФ, отсутствуют, поскольку детально регламентирован порядок). Например, в статье 138.1 БК РФ четко обозначено, что субсидии - это межбюджетные трансферы, которые выделяются для софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Не совсем ясно, чем руководствовался законодатель, когда исключал понятие субсидии из статьи 6 БК РФ. Полагаем, что достаточно было бы внести соответствующие изменения в определение понятия субсидии либо разграничить понятия субсидии, используемые для частных субъектов и субъектов бюджетного процесса.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Регулирование предоставления и использования субсидии частными субъектами на текущий момент определяется статьями 78 - 78.4 БК РФ, регулирование субсидий, предоставляемых участникам бюджетных правоотношений, - статьями 138.1, 139, 142.2, 142.3 БК РФ. Примечательно то, что определение субсидии, применяемое в отношениях между участниками бюджетного процесса, конкретизировано более детально, нежели определение субсидии, используемое в отношениях частных субъектов (вопросы по целям, определяемым в ст. 78 БК РФ, отсутствуют, поскольку детально регламентирован порядок). Например, в статье 138.1 БК РФ четко обозначено, что субсидии - это межбюджетные трансферы, которые выделяются для софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Не совсем ясно, чем руководствовался законодатель, когда исключал понятие субсидии из статьи 6 БК РФ. Полагаем, что достаточно было бы внести соответствующие изменения в определение понятия субсидии либо разграничить понятия субсидии, используемые для частных субъектов и субъектов бюджетного процесса.
Статья: Договор целевого финансирования
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке (п. 1 ст. 133 БК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке (п. 1 ст. 133 БК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)согласно ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ) предусмотренные данным Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов РФ; законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; предусмотренные данным Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами России.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)согласно ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ) предусмотренные данным Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов РФ; законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; предусмотренные данным Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами России.
Энциклопедия спорных ситуаций по НДФЛ и страховым взносам.
Облагается ли взносами на травматизм средний заработок, выплачиваемый работнику за время нахождения на военных сборах
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что на время прохождения военных сборов граждане освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка. При этом компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством РФ. Компенсации подлежат расходы организации, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (пп. 5 п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704). Таким образом, в отношении граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время прохождения военных сборов, работодатель несет обязанность по выплате заработной платы с начислениями на фонд оплаты труда. В связи с этим суд признал неправомерным вывод суда нижестоящей инстанции, согласно которому средний заработок работников за время их нахождения на военных сборах не включается в базу для исчисления страховых взносов.
Облагается ли взносами на травматизм средний заработок, выплачиваемый работнику за время нахождения на военных сборах
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что на время прохождения военных сборов граждане освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка. При этом компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством РФ. Компенсации подлежат расходы организации, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (пп. 5 п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704). Таким образом, в отношении граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время прохождения военных сборов, работодатель несет обязанность по выплате заработной платы с начислениями на фонд оплаты труда. В связи с этим суд признал неправомерным вывод суда нижестоящей инстанции, согласно которому средний заработок работников за время их нахождения на военных сборах не включается в базу для исчисления страховых взносов.
Статья: Применение принципа субсидиарности при формировании региональных расходных обязательств
(Андреечев И.С.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Тенденция подтверждается и тем, что федеральными законами расширяются случаи возможности решения субъектами РФ вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов власти. К примеру, с 1 июля 2021 г. предусмотрено право субъектов РФ устанавливать безработным дополнительные выплаты к пособию по безработице <19>. Изначально по Федеральному закону N 122-ФЗ финансирование выплаты такого пособия являлось расходным обязательством РФ, а полномочия по его осуществлению за счет средств федерального бюджета переданы субъектам РФ.
(Андреечев И.С.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Тенденция подтверждается и тем, что федеральными законами расширяются случаи возможности решения субъектами РФ вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов власти. К примеру, с 1 июля 2021 г. предусмотрено право субъектов РФ устанавливать безработным дополнительные выплаты к пособию по безработице <19>. Изначально по Федеральному закону N 122-ФЗ финансирование выплаты такого пособия являлось расходным обязательством РФ, а полномочия по его осуществлению за счет средств федерального бюджета переданы субъектам РФ.
Статья: Специфика реализации права сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации и членов их семей на охрану здоровья и предоставление им медицинской помощи
(Назарова И.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)Финансовое обеспечение деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по реализации гарантий социальной защиты сотрудников Росгвардии и членов их семей в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Следовательно, можно сделать вывод, что экономические условия обеспечения права на охрану здоровья и оказание медицинской помощи сотрудников Росгвардии и членов их семей базируются на средствах федерального бюджета.
(Назарова И.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)Финансовое обеспечение деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по реализации гарантий социальной защиты сотрудников Росгвардии и членов их семей в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Следовательно, можно сделать вывод, что экономические условия обеспечения права на охрану здоровья и оказание медицинской помощи сотрудников Росгвардии и членов их семей базируются на средствах федерального бюджета.