Расчеты с учредителем по земельному участку
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчеты с учредителем по земельному участку (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.10 "Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование" ЗК РФ"Таким образом, для расчета предельной площади предоставляемого земельного участка следует исходить из количества действующих членов такого объединения, а не его учредителей, как ошибочно полагает кассатор.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Управляющая компания паевого инвестиционного фонда (ПИФ) полагала, что в отношении переданных ей в управление земельных участков подлежит применению ставка земельного налога 0,3, а не 1,5 процента. Суд установил, что в состав паевого инвестиционного фонда, находящегося в доверительном управлении общества, входят земельные участки, принадлежащие на праве общей долевой собственности владельцам инвестиционных паев. Данные земельные участки отнесены к категории земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство". Земельные участки, находящиеся в собственности физических лиц, были переданы ими в доверительное управление обществу в процессе формирования ПИФа, управление которым осуществляется обществом в интересах его учредителей - физических лиц. Суды пришли к выводу, что управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов не являются правообладателями земельных участков, составляющих паевой инвестиционный фонд, а потому исчисление земельного налога в отношении земельных участков, входящих в имущество фонда, с видом разрешенного использования "для жилищного строительства" должно производиться управляющими компаниями по ставке 0,3 процента без учета повышающих коэффициентов, предусмотренных п. 15 ст. 396 НК РФ. Верховный Суд РФ пришел к выводу, что подлежит применению ставка 1,5 процента. Верховный Суд РФ указал, что установление пониженной ставки направлено на предоставление государственной поддержки непосредственно гражданам, которые осуществляют жилищное строительство для удовлетворения собственных нужд, связанных с проживанием. В силу положений Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" экономический смысл создания ПИФа заключается в возможности привлечения большого количества инвесторов для реализации крупных проектов, а также для эффективного управления имуществом (имущественным комплексом) в целях получения максимальной прибыли. Правила доверительного управления также предусматривали получение прибыли в качестве цели инвестиционной политики. Поскольку участки, внесенные в состав имущества фонда, представляют собой актив, который по факту его включения в состав паевого инвестиционного фонда предполагает использование в целях извлечения прибыли, исключается налогообложение данных земельных участков по ставке 0,3 процента при исчислении земельного налога.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Управляющая компания паевого инвестиционного фонда (ПИФ) полагала, что в отношении переданных ей в управление земельных участков подлежит применению ставка земельного налога 0,3, а не 1,5 процента. Суд установил, что в состав паевого инвестиционного фонда, находящегося в доверительном управлении общества, входят земельные участки, принадлежащие на праве общей долевой собственности владельцам инвестиционных паев. Данные земельные участки отнесены к категории земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство". Земельные участки, находящиеся в собственности физических лиц, были переданы ими в доверительное управление обществу в процессе формирования ПИФа, управление которым осуществляется обществом в интересах его учредителей - физических лиц. Суды пришли к выводу, что управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов не являются правообладателями земельных участков, составляющих паевой инвестиционный фонд, а потому исчисление земельного налога в отношении земельных участков, входящих в имущество фонда, с видом разрешенного использования "для жилищного строительства" должно производиться управляющими компаниями по ставке 0,3 процента без учета повышающих коэффициентов, предусмотренных п. 15 ст. 396 НК РФ. Верховный Суд РФ пришел к выводу, что подлежит применению ставка 1,5 процента. Верховный Суд РФ указал, что установление пониженной ставки направлено на предоставление государственной поддержки непосредственно гражданам, которые осуществляют жилищное строительство для удовлетворения собственных нужд, связанных с проживанием. В силу положений Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" экономический смысл создания ПИФа заключается в возможности привлечения большого количества инвесторов для реализации крупных проектов, а также для эффективного управления имуществом (имущественным комплексом) в целях получения максимальной прибыли. Правила доверительного управления также предусматривали получение прибыли в качестве цели инвестиционной политики. Поскольку участки, внесенные в состав имущества фонда, представляют собой актив, который по факту его включения в состав паевого инвестиционного фонда предполагает использование в целях извлечения прибыли, исключается налогообложение данных земельных участков по ставке 0,3 процента при исчислении земельного налога.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сравнительный анализ раскрытия информации о пассивах в балансе организаций
(Арбатская Т.Г., Путырская Я.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 3)Пассив организаций бюджетной сферы представлен совокупностью обязательств и финансового результата. Как такового собственного капитала в его понимании для коммерческих организаций в организациях бюджетной сферы нет. Это связано с тем, что при создании бюджетного и автономного учреждения оно наделяется имуществом на праве оперативного управления (для земельных участков - на праве бессрочного пользования), при этом право собственности на такое имущество сохраняется за публично-правовым образованием - Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием. В результате наделения имуществом в учреждении уставный капитал не формируется, но отражаются расчеты с учредителем по закрепленному имуществу в качестве источника его происхождения. Также действующим законодательством не предусмотрено формирование добавочного и резервного капиталов. Единственным сопоставимым элементом собственного капитала является финансовый результат, который при использовании метода начисления определяется как разница между доходами и расходами отчетного периода.
(Арбатская Т.Г., Путырская Я.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 3)Пассив организаций бюджетной сферы представлен совокупностью обязательств и финансового результата. Как такового собственного капитала в его понимании для коммерческих организаций в организациях бюджетной сферы нет. Это связано с тем, что при создании бюджетного и автономного учреждения оно наделяется имуществом на праве оперативного управления (для земельных участков - на праве бессрочного пользования), при этом право собственности на такое имущество сохраняется за публично-правовым образованием - Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием. В результате наделения имуществом в учреждении уставный капитал не формируется, но отражаются расчеты с учредителем по закрепленному имуществу в качестве источника его происхождения. Также действующим законодательством не предусмотрено формирование добавочного и резервного капиталов. Единственным сопоставимым элементом собственного капитала является финансовый результат, который при использовании метода начисления определяется как разница между доходами и расходами отчетного периода.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)2) учредителями покупателя являлись руководитель и учредитель налогоплательщика, родной дядя руководителя налогоплательщика и отец руководителя налогоплательщика;
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)2) учредителями покупателя являлись руководитель и учредитель налогоплательщика, родной дядя руководителя налогоплательщика и отец руководителя налогоплательщика;
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)Расходы на предоставление субсидий бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) (далее - государственное (муниципальное) задание) в части затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование) (далее - имущество учреждения), и затрат на содержание имущества учреждения, не учитываемых при расчете нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (нормативных затрат (затрат) на выполнение работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, которые не представляется возможным отнести к деятельности учреждения, связанной с оказанием конкретных государственных (муниципальных) услуг (выполнением конкретных работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, следует отражать в рамках того подраздела классификации расходов бюджетов, по которому планируется наибольший объем бюджетных ассигнований на предоставление субсидии учреждению на финансовое обеспечение оказания конкретной государственной (муниципальной) услуги (выполнения конкретной работы) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием в общем объеме бюджетных ассигнований на предоставление субсидии учреждению на финансовое обеспечение выполнения им государственного (муниципального) задания.
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)Расходы на предоставление субсидий бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) (далее - государственное (муниципальное) задание) в части затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование) (далее - имущество учреждения), и затрат на содержание имущества учреждения, не учитываемых при расчете нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (нормативных затрат (затрат) на выполнение работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, которые не представляется возможным отнести к деятельности учреждения, связанной с оказанием конкретных государственных (муниципальных) услуг (выполнением конкретных работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, следует отражать в рамках того подраздела классификации расходов бюджетов, по которому планируется наибольший объем бюджетных ассигнований на предоставление субсидии учреждению на финансовое обеспечение оказания конкретной государственной (муниципальной) услуги (выполнения конкретной работы) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием в общем объеме бюджетных ассигнований на предоставление субсидии учреждению на финансовое обеспечение выполнения им государственного (муниципального) задания.
<Письмо> ФНС России от 02.05.2024 N СД-4-21/5182@
"Об Обзоре определяющей судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по спорам, завершенным в I квартале 2024 года, по вопросам налогообложения имущества"Определяя в спорной ситуации порядок уплаты обществом земельного налога, суды отметили, что управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов не являются правообладателями земельных участков, составляющих паевой инвестиционный фонд, а потому исчисление земельного налога в отношении земельных участков, входящих в имущество фонда, с видом разрешенного использования "для жилищного строительства" должно производиться управляющими компаниями по ставке 0,3% без учета повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Кодекса.
"Об Обзоре определяющей судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по спорам, завершенным в I квартале 2024 года, по вопросам налогообложения имущества"Определяя в спорной ситуации порядок уплаты обществом земельного налога, суды отметили, что управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов не являются правообладателями земельных участков, составляющих паевой инвестиционный фонд, а потому исчисление земельного налога в отношении земельных участков, входящих в имущество фонда, с видом разрешенного использования "для жилищного строительства" должно производиться управляющими компаниями по ставке 0,3% без учета повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Кодекса.
Статья: Земля в аренде и в оперативном управлении в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 2)Автономные и бюджетные учреждения в случае получения участка от учредителя делают запись по расчетам с учредителем на сумму первоначальной стоимости земельного участка:
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 2)Автономные и бюджетные учреждения в случае получения участка от учредителя делают запись по расчетам с учредителем на сумму первоначальной стоимости земельного участка:
Статья: Учет жилых помещений в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 5)Автономные и бюджетные учреждения делают запись по расчетам с учредителем на сумму первоначальной стоимости земельного участка (бюджетные учреждения - при вводе в эксплуатацию любого участка, автономные - участка, приобретенного за счет средств, выделенных учредителем).
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 5)Автономные и бюджетные учреждения делают запись по расчетам с учредителем на сумму первоначальной стоимости земельного участка (бюджетные учреждения - при вводе в эксплуатацию любого участка, автономные - участка, приобретенного за счет средств, выделенных учредителем).
Готовое решение: Как приватизировать унитарные предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция и прочее имущество, подлежащее приватизации;
(КонсультантПлюс, 2025)земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция и прочее имущество, подлежащее приватизации;
Готовое решение: Как учреждению учитывать земельные участки
(КонсультантПлюс, 2025)Справедливую стоимость в условной оценке исчисляйте исходя из методики расчета рыночной оценки единичного земельного участка, которую применяют органы по управлению имуществом в сфере земельных отношений, или исходя из кадастровой стоимости аналогичного участка, сведения о котором внесены в ЕГРН (пп. "б" п. 17 Федерального стандарта N 34н).
(КонсультантПлюс, 2025)Справедливую стоимость в условной оценке исчисляйте исходя из методики расчета рыночной оценки единичного земельного участка, которую применяют органы по управлению имуществом в сфере земельных отношений, или исходя из кадастровой стоимости аналогичного участка, сведения о котором внесены в ЕГРН (пп. "б" п. 17 Федерального стандарта N 34н).
Готовое решение: Как до 2026 г. казенному, бюджетному и автономному учреждению разработать рабочий план счетов в составе приложений к учетной политике
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, например, при согласовании с субъектом консолидации в рамках учетной политики с учетом требований законодательства РФ, учредителя вы можете включить в рабочий план счетов дополнительную группировку расчетов:
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, например, при согласовании с субъектом консолидации в рамках учетной политики с учетом требований законодательства РФ, учредителя вы можете включить в рабочий план счетов дополнительную группировку расчетов:
Статья: Новые НДФЛ-вопросы при продаже имущества и не только
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2024, N 9)Гражданин в 2023 г. купил у двух учредителей ООО их доли за 9 млн руб. Потом при ликвидации ООО получил недвижимость (здание, земельный участок) кадастровой стоимостью 10 млн руб. Можно ли при декларировании дохода в виде стоимости полученной при ликвидации ООО недвижимости учесть расходы в сумме 9 млн руб.?
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2024, N 9)Гражданин в 2023 г. купил у двух учредителей ООО их доли за 9 млн руб. Потом при ликвидации ООО получил недвижимость (здание, земельный участок) кадастровой стоимостью 10 млн руб. Можно ли при декларировании дохода в виде стоимости полученной при ликвидации ООО недвижимости учесть расходы в сумме 9 млн руб.?
Статья: Правомерность расходования субсидии на оплату электроэнергии объекта, используемого в том числе для оказания платных услуг
(Капелина Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 10)Нормативно-правовым актом муниципалитета утвержден порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ). Данным порядком установлено, что объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальными учреждениями муниципальных услуг, на выполнение работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за муниципальным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем на это, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения.
(Капелина Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 10)Нормативно-правовым актом муниципалитета утвержден порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ). Данным порядком установлено, что объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальными учреждениями муниципальных услуг, на выполнение работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за муниципальным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем на это, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения.
Готовое решение: Как оценивают эффективность использования имущества в отношении учреждений
(КонсультантПлюс, 2025)доля недвижимого имущества (за исключением предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков), не используемого учреждением и (или) переданного в аренду (пользование). При расчете не учитывается недвижимое имущество, переданное по решению учредителя в безвозмездное пользование иным подведомственным ему учреждениям. В баллах этот показатель не оценивается.
(КонсультантПлюс, 2025)доля недвижимого имущества (за исключением предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков), не используемого учреждением и (или) переданного в аренду (пользование). При расчете не учитывается недвижимое имущество, переданное по решению учредителя в безвозмездное пользование иным подведомственным ему учреждениям. В баллах этот показатель не оценивается.
Статья: Критерии раскрытия информации при составлении отчетности за 2024 год
(Зарипова М.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 1)Отмечено, что информация о завершении расчетов по временному привлечению денежных средств между источниками финансового обеспечения, осуществляемых в пределах остатка средств на лицевом счете (в кассе) учреждения, сформировавшихся на отчетную дату, является существенной. Она подлежит раскрытию пояснениями в таблице 10 разд. 4 "Анализ показателей отчетности учреждения" пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760). В случае, когда до представления отчетности учреждением указанные расчеты не завершены, в пояснениях раскрывается информация о планируемых мероприятиях (сроках и суммах) по завершении расчетов.
(Зарипова М.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 1)Отмечено, что информация о завершении расчетов по временному привлечению денежных средств между источниками финансового обеспечения, осуществляемых в пределах остатка средств на лицевом счете (в кассе) учреждения, сформировавшихся на отчетную дату, является существенной. Она подлежит раскрытию пояснениями в таблице 10 разд. 4 "Анализ показателей отчетности учреждения" пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760). В случае, когда до представления отчетности учреждением указанные расчеты не завершены, в пояснениях раскрывается информация о планируемых мероприятиях (сроках и суммах) по завершении расчетов.
Вопрос: Каков порядок преобразования унитарного предприятия в акционерное общество?
(Консультация эксперта, 2025)Помимо решения, должен быть также составлен передаточный акт, в котором определяется состав передаваемого имущественного комплекса унитарного предприятия. Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.
(Консультация эксперта, 2025)Помимо решения, должен быть также составлен передаточный акт, в котором определяется состав передаваемого имущественного комплекса унитарного предприятия. Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.