Расчеты криптовалютой
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчеты криптовалютой (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое денежные средства
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли цифровая валюта быть средством платежа
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли цифровая валюта быть средством платежа
Статья: Использование криптовалют в трансграничных расчетах: проблемы и перспективы правового регулирования
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5. Юридические лица, личным законом которых является российское право, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения международных организаций и иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданные на территории Российской Федерации, физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг), за исключением получения цифровой валюты в результате выпуска цифровой валюты и (или) получения лицом, осуществляющим майнинг цифровой валюты (в том числе участником майнинг-пула), лицом, организующим деятельность майнинг-пула, вознаграждения в цифровой валюте за подтверждение записей в информационной системе (в том числе в результате распределения цифровой валюты среди участников майнинг-пула).
(ред. от 27.10.2025)
"О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5. Юридические лица, личным законом которых является российское право, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения международных организаций и иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданные на территории Российской Федерации, физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг), за исключением получения цифровой валюты в результате выпуска цифровой валюты и (или) получения лицом, осуществляющим майнинг цифровой валюты (в том числе участником майнинг-пула), лицом, организующим деятельность майнинг-пула, вознаграждения в цифровой валюте за подтверждение записей в информационной системе (в том числе в результате распределения цифровой валюты среди участников майнинг-пула).
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)В связи с введением санкций в отношении России в 2022 г., отключения от СВИФТ актуальным стал вопрос о необходимости поиска способов осуществления расчетов по внешнеторговым сделкам. Таким решением может стать разработка мультивалютной цифровой платежной платформы, на которой возможно будет осуществлять расчеты по внешнеторговым сделкам в цифровых валютах центральных банков, либо единой валюты, созданной в рамках межгосударственных объединений. Договоренность о создании такой цифровой платежной платформы достигнута на уровне стран, входящих в состав БРИКС, но разработка BRICS Bridge (Брикс Бридж) <1> пока не началась. Для валютного контроля наличие такой платформы и использования цифровых валют центральных банков означает абсолютную прослеживаемость транзакций и их подконтрольность, т.е. фактически использование системы распределенного реестра позволит обеспечить полное соблюдение валютного законодательства.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)В связи с введением санкций в отношении России в 2022 г., отключения от СВИФТ актуальным стал вопрос о необходимости поиска способов осуществления расчетов по внешнеторговым сделкам. Таким решением может стать разработка мультивалютной цифровой платежной платформы, на которой возможно будет осуществлять расчеты по внешнеторговым сделкам в цифровых валютах центральных банков, либо единой валюты, созданной в рамках межгосударственных объединений. Договоренность о создании такой цифровой платежной платформы достигнута на уровне стран, входящих в состав БРИКС, но разработка BRICS Bridge (Брикс Бридж) <1> пока не началась. Для валютного контроля наличие такой платформы и использования цифровых валют центральных банков означает абсолютную прослеживаемость транзакций и их подконтрольность, т.е. фактически использование системы распределенного реестра позволит обеспечить полное соблюдение валютного законодательства.
Интервью: Земельный вопрос у нас не решен до сих пор
("Закон", 2025, N 1)Возьмем криптовалюту. Это не деньги, потому что деньги обладают разными экономическими свойствами (средство платежа, средство накопления богатств и т.д.), но с юридической точки зрения у них только одно свойство - законного платежного средства (ст. 140 ГК). Законное средство платежа - рубль. Это же сказано в Законе о Центральном банке <8>: банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Безналичные денежные средства - это не деньги, это права требования. У них совсем другой правовой режим, чем у наличных денег. Соответственно, криптовалюта, биткойны и т.п. не являются законным платежным средством. Рассчитываться мы с вами можем чем угодно: рукопожатиями, фантиками и т.д. - это следует из принципа свободы договора. Криптовалюта - это, как Л.А. Новоселова сказала, договорные деньги. Расчеты криптовалютой сами по себе не противозаконны, но они создают лишь натуральные обязательства, опять же известные со времен римского права, т.е. не подлежат судебной защите, и полученное по ним не является неосновательным обогащением. Таким образом, никакого особого режима и особого объекта прав применительно к цифре пока нет.
("Закон", 2025, N 1)Возьмем криптовалюту. Это не деньги, потому что деньги обладают разными экономическими свойствами (средство платежа, средство накопления богатств и т.д.), но с юридической точки зрения у них только одно свойство - законного платежного средства (ст. 140 ГК). Законное средство платежа - рубль. Это же сказано в Законе о Центральном банке <8>: банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Безналичные денежные средства - это не деньги, это права требования. У них совсем другой правовой режим, чем у наличных денег. Соответственно, криптовалюта, биткойны и т.п. не являются законным платежным средством. Рассчитываться мы с вами можем чем угодно: рукопожатиями, фантиками и т.д. - это следует из принципа свободы договора. Криптовалюта - это, как Л.А. Новоселова сказала, договорные деньги. Расчеты криптовалютой сами по себе не противозаконны, но они создают лишь натуральные обязательства, опять же известные со времен римского права, т.е. не подлежат судебной защите, и полученное по ним не является неосновательным обогащением. Таким образом, никакого особого режима и особого объекта прав применительно к цифре пока нет.
Вопрос: Об оплате цифровой валютой, ее выпуске, обороте и расчете ее рыночной стоимости, налоге при УСН при операциях с нею, реквизитах кассового чека (БСО), указываемых в рублях, и бухучете цифровой валюты.
(Письмо Минфина России от 26.04.2024 N 05-06-11/37970)Вопрос: Об оплате цифровой валютой, ее выпуске, обороте и расчете ее рыночной стоимости, налоге при УСН при операциях с нею, реквизитах кассового чека (БСО), указываемых в рублях, и бухучете цифровой валюты.
(Письмо Минфина России от 26.04.2024 N 05-06-11/37970)Вопрос: Об оплате цифровой валютой, ее выпуске, обороте и расчете ее рыночной стоимости, налоге при УСН при операциях с нею, реквизитах кассового чека (БСО), указываемых в рублях, и бухучете цифровой валюты.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Стоит отметить, что многие центральные банки уже работают над пилотными проектами по созданию национальных цифровых валют. Разработки ведутся в Швеции, Южной Корее, Сингапуре. Предполагается, что внедрение собственной цифровой валюты благоприятно скажется на экономической ситуации в стране. Параллельно рассматриваются проекты по использованию криптовалюты в повседневных государственных вопросах, для приобретения опыта расчетов цифровыми валютами, а также внедрения новых норм для более эффективного регулирования.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Стоит отметить, что многие центральные банки уже работают над пилотными проектами по созданию национальных цифровых валют. Разработки ведутся в Швеции, Южной Корее, Сингапуре. Предполагается, что внедрение собственной цифровой валюты благоприятно скажется на экономической ситуации в стране. Параллельно рассматриваются проекты по использованию криптовалюты в повседневных государственных вопросах, для приобретения опыта расчетов цифровыми валютами, а также внедрения новых норм для более эффективного регулирования.
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Обратим внимание на следующий пример из судебной практики. В деле N А40-147440/2019 апеллянт ссылается на недобросовестное поведение должника, выразившееся в том числе в сокрытии информации о принадлежавших должнику криптокошельках и криптовалюте <241>. Расчеты с кредиторами были завершены должником, и суд первой инстанции освободил должника от исполнения обязательств. В материалах дела доказательств, являющихся основанием применения норм п. 4 и 5 ст. 213.28 ФЗ о банкротстве, не допускающих освобождение гражданина от обязательств, судом выявлено не было. Ввиду чего доказательств наличия у должника криптовалюты апеллянтом представлено не было, и апелляционная жалоба не была удовлетворена. Однако данный кейс выявляет такую проблему, связанную с включением криптовалюты в состав конкурсной массы, как доказывание наличия у должника криптовалют, информацию и доступ к которым он сам не предоставляет.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Обратим внимание на следующий пример из судебной практики. В деле N А40-147440/2019 апеллянт ссылается на недобросовестное поведение должника, выразившееся в том числе в сокрытии информации о принадлежавших должнику криптокошельках и криптовалюте <241>. Расчеты с кредиторами были завершены должником, и суд первой инстанции освободил должника от исполнения обязательств. В материалах дела доказательств, являющихся основанием применения норм п. 4 и 5 ст. 213.28 ФЗ о банкротстве, не допускающих освобождение гражданина от обязательств, судом выявлено не было. Ввиду чего доказательств наличия у должника криптовалюты апеллянтом представлено не было, и апелляционная жалоба не была удовлетворена. Однако данный кейс выявляет такую проблему, связанную с включением криптовалюты в состав конкурсной массы, как доказывание наличия у должника криптовалют, информацию и доступ к которым он сам не предоставляет.
Вопрос: Об оплате цифровой валютой и расчете ее рыночной стоимости, бухучете активов и налоге на прибыль при реализации приобретенной цифровой валюты.
(Письмо Минфина России от 27.06.2024 N 07-01-09/59941)Вопрос: Об оплате цифровой валютой и расчете ее рыночной стоимости, бухучете активов и налоге на прибыль при реализации приобретенной цифровой валюты.
(Письмо Минфина России от 27.06.2024 N 07-01-09/59941)Вопрос: Об оплате цифровой валютой и расчете ее рыночной стоимости, бухучете активов и налоге на прибыль при реализации приобретенной цифровой валюты.
Статья: Майнинг в действии
(Кузнецова Н., Гукасян Г.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 30)Мы предполагаем, что такие возможности, в частности в отношении расчетов цифровыми валютами с иностранными контрагентами, могут быть проработаны в будущем в рамках ЭПР.
(Кузнецова Н., Гукасян Г.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 30)Мы предполагаем, что такие возможности, в частности в отношении расчетов цифровыми валютами с иностранными контрагентами, могут быть проработаны в будущем в рамках ЭПР.
Вопрос: О запрете оплаты товаров, работ, услуг цифровой валютой, регулировании выпуска и оборота цифровых валют, определении понятий, ключевых параметров и порядка расчета рыночной стоимости цифровой валюты.
(Письмо Минфина России от 03.05.2024 N 05-06-11/41356)Вопрос: О запрете оплаты товаров, работ, услуг цифровой валютой, регулировании выпуска и оборота цифровых валют, определении понятий, ключевых параметров и порядка расчета рыночной стоимости цифровой валюты.
(Письмо Минфина России от 03.05.2024 N 05-06-11/41356)Вопрос: О запрете оплаты товаров, работ, услуг цифровой валютой, регулировании выпуска и оборота цифровых валют, определении понятий, ключевых параметров и порядка расчета рыночной стоимости цифровой валюты.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 117: В январе 2022 года на сайте Банка России был опубликован доклад для общественных консультаций "Риски криптовалют и возможные меры регулирования". Банки заинтересованы в создании условий для их легального участия в международных расчетах криптовалютами.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 117: В январе 2022 года на сайте Банка России был опубликован доклад для общественных консультаций "Риски криптовалют и возможные меры регулирования". Банки заинтересованы в создании условий для их легального участия в международных расчетах криптовалютами.
Статья: Правовые основы и перспективы использования цифровых финансовых активов и цифровой валюты в трансграничных операциях
(Исмаилов И.Ш.)
("Финансовое право", 2024, N 10)Использование в трансграничных расчетах цифровых валют центральных банков (CBDC), таких, например, как цифровой рубль или цифровой юань, отлично вписывается в текущую повестку дедолларизации, потому создание таких механизмов является важным стратегическим вопросом не только для России, но и для многих зарубежных государств. Организовать межгосударственное использование CBDC можно на основе различных моделей: создание совместных или взаимосвязанных систем обработки и проведения платежей либо же создание единой мультивалютной системы с взаимной конвертацией, единым стандартом и интерфейсом, клиринговым механизмом, общими условиями доступа, которая уже станет базисом для подключения национальных платформ <6>. Даже первые модели предполагают значительные шаги в гармонизации законодательства, технологической инфраструктуры и форматов взаимодействия, а создание новой мультивалютной платформы - еще более глубокий процесс, требующий формирования новой инфраструктуры и единого контрольного подразделения. Исходя из этого, более простым способом является обеспечение совместимости национальных платежных систем или создание общего технологического интерфейса <7>.
(Исмаилов И.Ш.)
("Финансовое право", 2024, N 10)Использование в трансграничных расчетах цифровых валют центральных банков (CBDC), таких, например, как цифровой рубль или цифровой юань, отлично вписывается в текущую повестку дедолларизации, потому создание таких механизмов является важным стратегическим вопросом не только для России, но и для многих зарубежных государств. Организовать межгосударственное использование CBDC можно на основе различных моделей: создание совместных или взаимосвязанных систем обработки и проведения платежей либо же создание единой мультивалютной системы с взаимной конвертацией, единым стандартом и интерфейсом, клиринговым механизмом, общими условиями доступа, которая уже станет базисом для подключения национальных платформ <6>. Даже первые модели предполагают значительные шаги в гармонизации законодательства, технологической инфраструктуры и форматов взаимодействия, а создание новой мультивалютной платформы - еще более глубокий процесс, требующий формирования новой инфраструктуры и единого контрольного подразделения. Исходя из этого, более простым способом является обеспечение совместимости национальных платежных систем или создание общего технологического интерфейса <7>.