Расчетная санитарно-защитная зона
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчетная санитарно-защитная зона (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сокращение санитарно-защитной зоны
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если будет установлено, что в основу проекта обоснования расчетной санитарно-защитной зоны при ее уменьшении были положены недостоверные и искаженные сведения, то в уменьшении санитарно-защитной зоны будет отказано (Определение Верховного Суда РФ от 12.02.2018 N 305-КГ17-22478 по делу N А40-23729/2017).
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если будет установлено, что в основу проекта обоснования расчетной санитарно-защитной зоны при ее уменьшении были положены недостоверные и искаженные сведения, то в уменьшении санитарно-защитной зоны будет отказано (Определение Верховного Суда РФ от 12.02.2018 N 305-КГ17-22478 по делу N А40-23729/2017).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)С утверждением Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 Правил регулирование в данной части существенно изменилось <1>. Однако ввиду наличия переходного периода вступления в силу новых норм о ЗОУИТ гарантии в настоящее время не действуют в полном объеме, и до 2025 года могут продолжать существовать нормативные и расчетные СЗЗ, введенные просто по классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, без проекта (см. далее).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)С утверждением Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 Правил регулирование в данной части существенно изменилось <1>. Однако ввиду наличия переходного периода вступления в силу новых норм о ЗОУИТ гарантии в настоящее время не действуют в полном объеме, и до 2025 года могут продолжать существовать нормативные и расчетные СЗЗ, введенные просто по классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, без проекта (см. далее).
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
(ред. от 26.12.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Статья: Зоны с особыми условиями использования территорий объектов нефтегазового комплекса
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Здесь следует упомянуть о том, что в документах территориального планирования и градостроительного зонирования содержатся сведения об огромном количестве ориентировочных СЗЗ (недоустановленных), однако предварительные СЗЗ не порождают ограничений в использовании земельных участков и отображении в генеральных планах, правилах землепользования и застройки. Это подтверждается практикой Верховного Суда Российской Федерации (см., например, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21 марта 2023 года N 308-ЭС22-25486). Кроме того, с 1 января 2026 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают свое существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений в отношении которых установлены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, должны были до 1 октября 2024 года обратиться в уполномоченный орган с заявлением о принятии решений об установлении СЗЗ (подп. 13 ст. 26 Закона N 342-ФЗ).
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Здесь следует упомянуть о том, что в документах территориального планирования и градостроительного зонирования содержатся сведения об огромном количестве ориентировочных СЗЗ (недоустановленных), однако предварительные СЗЗ не порождают ограничений в использовании земельных участков и отображении в генеральных планах, правилах землепользования и застройки. Это подтверждается практикой Верховного Суда Российской Федерации (см., например, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21 марта 2023 года N 308-ЭС22-25486). Кроме того, с 1 января 2026 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают свое существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений в отношении которых установлены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, должны были до 1 октября 2024 года обратиться в уполномоченный орган с заявлением о принятии решений об установлении СЗЗ (подп. 13 ст. 26 Закона N 342-ФЗ).
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Должен ли подрядчик известить заказчика о просчетах в перечне работ по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Письмом от 29.10.2016 N 1388/1 ответчик сообщил истцу о том, что в 2014 году Обществом ПБ "Формат" был разработан проект "Расчет воздействия существующей швейной фабрики на атмосферный воздух по химическим и физическим факторам" на предприятие ООО "Кедровая швейная фабрика", в случае необходимости ответчик гарантировал проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта расчетной санитарно-защитной зоны швейной фабрики, в связи с чем просил истца не приостанавливать разработку проектной документации.
Должен ли подрядчик известить заказчика о просчетах в перечне работ по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Письмом от 29.10.2016 N 1388/1 ответчик сообщил истцу о том, что в 2014 году Обществом ПБ "Формат" был разработан проект "Расчет воздействия существующей швейной фабрики на атмосферный воздух по химическим и физическим факторам" на предприятие ООО "Кедровая швейная фабрика", в случае необходимости ответчик гарантировал проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта расчетной санитарно-защитной зоны швейной фабрики, в связи с чем просил истца не приостанавливать разработку проектной документации.
Статья: Правовые последствия отображения ориентировочных санитарно-защитных зон в градостроительной документации
(Баталов Г.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)<2> Кирсанов А.Р. "Недоустановленные" санитарно-защитные зоны, или О правовых основаниях и последствиях включения в правила землепользования и застройки ориентировочных и расчетных санитарно-защитных зон // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. N 7. С. 83 - 89.
(Баталов Г.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)<2> Кирсанов А.Р. "Недоустановленные" санитарно-защитные зоны, или О правовых основаниях и последствиях включения в правила землепользования и застройки ориентировочных и расчетных санитарно-защитных зон // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. N 7. С. 83 - 89.
Интервью: Градостроительный кодекс РФ как зеркало "полезной" раздвоенности мышления и законодательства
("Закон", 2025, N 3)- Возьмем наиболее показательный пример - санитарно-защитную зону (СЗЗ). Избежать деструкции - наложения СЗЗ на зону жилой застройки - можно только загодя, в рамках предварительного планирования по осмысленному сопряжению границ этих зон. Если ты не обязан следовать предписаниям правил землепользования и застройки, то можешь построить промышленный объект так, что распространяемая от него СЗЗ накроет зону жилой застройки. Без следования таким предписаниям ты не сможешь добиться того, чтобы СЗЗ не накладывались бы на жилые территории. Далее возникают основания для изъятия жилых помещений, хотя такие помещения возникли тут задолго до строительства нового промышленного объекта, - основания ложные, несправедливые, зато одобренные дуалистическим законодательством. В этом законодательстве явлена ошибочная логика, исправить которую можно только посредством градорегулирования в рамках, первоначально задаваемых территориальным планированием и градостроительным зонированием. А это те институты, которые не могут регулироваться Земельным кодексом РФ, которому ныне ошибочно предписано регулировать зоны с особыми условиями использования территорий. Примечательно, что ГрК РФ в исходной редакции 2004 года (двадцать лет назад) уже предложил принципиальное решение вопроса, указывая, что СЗЗ не должны выходить за пределы границ производственных территориальных зон, для чего надлежит (1) посредством документов градорегулирования планировать размещение соответствующих объектов так, чтобы распространяемые от них расчетные СЗЗ не выходили за границы производственных зон; (2) подготавливать индивидуальные проекты СЗЗ (при необходимости их разработки) также при соблюдении указанного требования. Такой подход блокирует то, что ныне нерационально, несправедливо разрешается ЗК РФ, - возможность, чтобы СЗЗ от вновь создаваемых производственных объектов задним числом накрывали жилые объекты, в том числе ранее созданные <10>.
("Закон", 2025, N 3)- Возьмем наиболее показательный пример - санитарно-защитную зону (СЗЗ). Избежать деструкции - наложения СЗЗ на зону жилой застройки - можно только загодя, в рамках предварительного планирования по осмысленному сопряжению границ этих зон. Если ты не обязан следовать предписаниям правил землепользования и застройки, то можешь построить промышленный объект так, что распространяемая от него СЗЗ накроет зону жилой застройки. Без следования таким предписаниям ты не сможешь добиться того, чтобы СЗЗ не накладывались бы на жилые территории. Далее возникают основания для изъятия жилых помещений, хотя такие помещения возникли тут задолго до строительства нового промышленного объекта, - основания ложные, несправедливые, зато одобренные дуалистическим законодательством. В этом законодательстве явлена ошибочная логика, исправить которую можно только посредством градорегулирования в рамках, первоначально задаваемых территориальным планированием и градостроительным зонированием. А это те институты, которые не могут регулироваться Земельным кодексом РФ, которому ныне ошибочно предписано регулировать зоны с особыми условиями использования территорий. Примечательно, что ГрК РФ в исходной редакции 2004 года (двадцать лет назад) уже предложил принципиальное решение вопроса, указывая, что СЗЗ не должны выходить за пределы границ производственных территориальных зон, для чего надлежит (1) посредством документов градорегулирования планировать размещение соответствующих объектов так, чтобы распространяемые от них расчетные СЗЗ не выходили за границы производственных зон; (2) подготавливать индивидуальные проекты СЗЗ (при необходимости их разработки) также при соблюдении указанного требования. Такой подход блокирует то, что ныне нерационально, несправедливо разрешается ЗК РФ, - возможность, чтобы СЗЗ от вновь создаваемых производственных объектов задним числом накрывали жилые объекты, в том числе ранее созданные <10>.