Расчет выбросов парниковых гАзов
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет выбросов парниковых гАзов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Углеродные единицы и единицы выполнения квоты на выбросы парниковых газов: бухгалтерский аспект
(Малиновская Н.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)Перечень исходных данных, необходимых для расчета
(Малиновская Н.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)Перечень исходных данных, необходимых для расчета
Статья: Единый классификатор аналитических счетов в целях формирования показателей отчетности об устойчивом развитии
(Степанова О.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)<***> ГОСТ Р 70561-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Газы парниковые. Протокол по парниковым газам. Руководство по сфере Охвата 2. Расчет энергетических выбросов парниковых газов: утв. и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.12.2022 N 1507-ст. URL: https://meganorm.ru/Data/794/79417.pdf.
(Степанова О.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)<***> ГОСТ Р 70561-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Газы парниковые. Протокол по парниковым газам. Руководство по сфере Охвата 2. Расчет энергетических выбросов парниковых газов: утв. и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.12.2022 N 1507-ст. URL: https://meganorm.ru/Data/794/79417.pdf.
Нормативные акты
Статья: Особенности ESG-облигаций как инструмента ответственного финансирования
(Жаравин Н.А., Шмарова Л.В.)
("Аудитор", 2025, N 5)Облигации климатического перехода охватывают лишь целевые показатели в области низко углеродного развития, и, как правило, ими являются углеродоемкость продукции либо удельные показатели выбросов парниковых газов в расчете на единицу продукции/выручки. Для выпуска облигаций климатического перехода необходима обоснованность стратегии эмитента в области низкоуглеродного развития.
(Жаравин Н.А., Шмарова Л.В.)
("Аудитор", 2025, N 5)Облигации климатического перехода охватывают лишь целевые показатели в области низко углеродного развития, и, как правило, ими являются углеродоемкость продукции либо удельные показатели выбросов парниковых газов в расчете на единицу продукции/выручки. Для выпуска облигаций климатического перехода необходима обоснованность стратегии эмитента в области низкоуглеродного развития.
Готовое решение: Как представить отчет о выбросах парниковых газов
(КонсультантПлюс, 2025)их деятельность сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 50 000 т и более углекислого газа в год. Определяя массу выбросов парниковых газов за отчетный период, нужно брать в расчет предшествующий год - с 1 января по 31 декабря (п. "б" Критериев);
(КонсультантПлюс, 2025)их деятельность сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 50 000 т и более углекислого газа в год. Определяя массу выбросов парниковых газов за отчетный период, нужно брать в расчет предшествующий год - с 1 января по 31 декабря (п. "б" Критериев);
Готовое решение: Как заполнить заявку о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)массу выбросов парниковых газов, являющихся загрязняющими или озоноразрушающими веществами, в пересчете на углекислый газ (CO-эквивалент), т/год. Показатель рассчитывается согласно Методике количественного определения объема выбросов парниковых газов.
(КонсультантПлюс, 2025)массу выбросов парниковых газов, являющихся загрязняющими или озоноразрушающими веществами, в пересчете на углекислый газ (CO-эквивалент), т/год. Показатель рассчитывается согласно Методике количественного определения объема выбросов парниковых газов.
Статья: Углеродные единицы: зарубежное регулирование. Часть вторая
(Аристов В.В., Медведева Т.М.)
("Хозяйство и право", 2024, N 6)Подобный вывод можно также сделать из анализа польского законодательства, представленного в Отчете <27>: "...согласно польскому определению квоты на выбросы она является правом на выброс в атмосферный воздух эквивалента двуокиси углерода, данное право выдается в рамках системы торговли квотами на выбросы парниковых газов и используется для расчета итогового количества выбросов". Представляется, что это "право", как было сказано ранее, носит публичный характер, который в определенной степени снимает ограничения права собственности в части возможности осуществления выбросов. В Отчете же далее дается анализ правовой природы квоты на выброс в польском законодательстве с постановкой вывода о ее публичном характере. Тем не менее следует упомянуть разъяснение административного суда Польши о свободном обороте углеродных единиц <28>, что в Отчете оценивается как свидетельство отнесения их к "нематериальным имущественным правам". При этом квоты на выбросы могут выступать в качестве предмета залога <29>.
(Аристов В.В., Медведева Т.М.)
("Хозяйство и право", 2024, N 6)Подобный вывод можно также сделать из анализа польского законодательства, представленного в Отчете <27>: "...согласно польскому определению квоты на выбросы она является правом на выброс в атмосферный воздух эквивалента двуокиси углерода, данное право выдается в рамках системы торговли квотами на выбросы парниковых газов и используется для расчета итогового количества выбросов". Представляется, что это "право", как было сказано ранее, носит публичный характер, который в определенной степени снимает ограничения права собственности в части возможности осуществления выбросов. В Отчете же далее дается анализ правовой природы квоты на выброс в польском законодательстве с постановкой вывода о ее публичном характере. Тем не менее следует упомянуть разъяснение административного суда Польши о свободном обороте углеродных единиц <28>, что в Отчете оценивается как свидетельство отнесения их к "нематериальным имущественным правам". При этом квоты на выбросы могут выступать в качестве предмета залога <29>.
Статья: Нормативно-правовые механизмы регулирования климатических процессов в России
(Чернов С.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Новая система климатического регулирования в России была утверждена Федеральным законом от 02.07.2021 N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" <8>. Был введен ряд новых требований для хозяйствующих субъектов <9>. В России экономические потери от климатических изменений составляют до 3 трлн руб. в год <10>. В конце октября 2023 г. Президент РФ Владимир Путин утвердил новую Климатическую доктрину <11>, которая является системой взглядов, определяющих принципы, цели, правовые подходы и способы реализации выработанной Российской Федерацией политики, которую она будет подтверждать и отвечать за нее как на международном, так и на государственном уровне. В соответствии с этим документом должны быть созданы условия для достижения государством углеродной нейтральности до 2060 г. В нескольких субъектах РФ успешно начали работу карбоновые полигоны - территории с уникальной экосистемой, созданные для реализации мер контроля климатических активных газов с участием университетов и научных организаций, которые вырабатывают научные и практические рекомендации и материалы для новых нормативных актов. Распоряжением Правительства РФ от 11.03.2023 N 559-р утвержден Национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года <12>. Юристы ведут обобщающую и аналитическую работу для подготовки новых нормативных актов. 10 ноября 2022 г. в рамках работы межфракционной рабочей группы Законодательного Собрания "По правовому обеспечению внедрения "зеленой" экономики как одного из направлений устойчивого развития" состоялся круглый стол Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды на тему "Адаптация к локальным изменениям климата как фактор повышения эффективности использования бюджетных средств" <13>. Субъекты Федерации во исполнение Распоряжения Правительства РФ подготовили планы адаптации к изменениям климата на своих территориях. Так, Республика Карелия распоряжением от 24.03.2023 N 254р-П утвердила План адаптации к изменениям климата в Республике Карелия. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию в апреле 2021 г. определена ответственность субъектов Федерации за принятие планов по изменению климата в субъектах. В России закрепилась система реализации квот на выбросы парниковых газов (Emissions Trading System, ETS). На международном уровне это рыночный инструмент, принцип - "ограничения и торговля". Сложность в том, что в условиях санкций этот механизм для России не работает. Квоты продают по всей Европе, лимиты на парниковые газы устанавливает каждое государство - член Евросоюза <14>. Европейские импортеры должны покупать сертификаты на выбросы углерода, стоимость которых будет соответствовать цене товаров по европейским или иным правилам платы за выбросы углерода <15>. Без решения политических вопросов в Европе сложно реализовать этот механизм <16>. Российские специалисты присматриваются к опыту Европейского Союза. Так, в 2021 г. в ЕС было создано несколько механизмов низкоуглеродного финансирования для помощи энергоемким промышленным секторам и энергетическому сектору с инновационными и инвестиционными задачами перехода к низкоуглеродной экономике <17>. В России сделано очень много для реализации климатических проектов: во-первых, был принят Федеральный закон от 06.03.2022 N 34-ФЗ "О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации" <18> и в сентябре начался эксперимент по квотированию выбросов парниковых газов. Во-вторых, в России была принята методика расчетов выбросов и поглощений парниковых газов в соответствии с Приказом Минприроды России от 27.05.2022 N 371 "Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов" <19>. В-третьих, была закреплена методика мониторинга баланса деградации земель в стране <20>.
(Чернов С.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Новая система климатического регулирования в России была утверждена Федеральным законом от 02.07.2021 N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" <8>. Был введен ряд новых требований для хозяйствующих субъектов <9>. В России экономические потери от климатических изменений составляют до 3 трлн руб. в год <10>. В конце октября 2023 г. Президент РФ Владимир Путин утвердил новую Климатическую доктрину <11>, которая является системой взглядов, определяющих принципы, цели, правовые подходы и способы реализации выработанной Российской Федерацией политики, которую она будет подтверждать и отвечать за нее как на международном, так и на государственном уровне. В соответствии с этим документом должны быть созданы условия для достижения государством углеродной нейтральности до 2060 г. В нескольких субъектах РФ успешно начали работу карбоновые полигоны - территории с уникальной экосистемой, созданные для реализации мер контроля климатических активных газов с участием университетов и научных организаций, которые вырабатывают научные и практические рекомендации и материалы для новых нормативных актов. Распоряжением Правительства РФ от 11.03.2023 N 559-р утвержден Национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года <12>. Юристы ведут обобщающую и аналитическую работу для подготовки новых нормативных актов. 10 ноября 2022 г. в рамках работы межфракционной рабочей группы Законодательного Собрания "По правовому обеспечению внедрения "зеленой" экономики как одного из направлений устойчивого развития" состоялся круглый стол Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды на тему "Адаптация к локальным изменениям климата как фактор повышения эффективности использования бюджетных средств" <13>. Субъекты Федерации во исполнение Распоряжения Правительства РФ подготовили планы адаптации к изменениям климата на своих территориях. Так, Республика Карелия распоряжением от 24.03.2023 N 254р-П утвердила План адаптации к изменениям климата в Республике Карелия. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию в апреле 2021 г. определена ответственность субъектов Федерации за принятие планов по изменению климата в субъектах. В России закрепилась система реализации квот на выбросы парниковых газов (Emissions Trading System, ETS). На международном уровне это рыночный инструмент, принцип - "ограничения и торговля". Сложность в том, что в условиях санкций этот механизм для России не работает. Квоты продают по всей Европе, лимиты на парниковые газы устанавливает каждое государство - член Евросоюза <14>. Европейские импортеры должны покупать сертификаты на выбросы углерода, стоимость которых будет соответствовать цене товаров по европейским или иным правилам платы за выбросы углерода <15>. Без решения политических вопросов в Европе сложно реализовать этот механизм <16>. Российские специалисты присматриваются к опыту Европейского Союза. Так, в 2021 г. в ЕС было создано несколько механизмов низкоуглеродного финансирования для помощи энергоемким промышленным секторам и энергетическому сектору с инновационными и инвестиционными задачами перехода к низкоуглеродной экономике <17>. В России сделано очень много для реализации климатических проектов: во-первых, был принят Федеральный закон от 06.03.2022 N 34-ФЗ "О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации" <18> и в сентябре начался эксперимент по квотированию выбросов парниковых газов. Во-вторых, в России была принята методика расчетов выбросов и поглощений парниковых газов в соответствии с Приказом Минприроды России от 27.05.2022 N 371 "Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов" <19>. В-третьих, была закреплена методика мониторинга баланса деградации земель в стране <20>.