Расчет ущерба окружающей среде
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет ущерба окружающей среде (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 16 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗОрган местного самоуправления не уполномочен принимать нормативный правовой акт, регулирующий вопросы исчисления размера ущерба, причиненного окружающей среде >>>
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8.6 "Порча земель" КоАП РФ"Довод кассационной жалобы о доказанности причинения ответчиком ущерба почве со ссылкой на факт привлечения ответчика к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, был предметом оценки судов и обоснованно отклонен ими в связи с тем, что факт привлечения ответчика к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ сам по себе не является безусловным доказательством причинения ответчиком ущерба окружающей среде и обоснованности расчета ущерба."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О трансформации платы за негативное воздействие на окружающую среду в экологический налог
(Иванов М.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)10) необходимо упростить форму и процедуру заполнения декларации и администрирования налога, что снизит административную нагрузку на Росприроднадзор, высвободит сотрудников для проведения контрольно-надзорных мероприятий и расчета ущерба окружающей среде;
(Иванов М.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)10) необходимо упростить форму и процедуру заполнения декларации и администрирования налога, что снизит административную нагрузку на Росприроднадзор, высвободит сотрудников для проведения контрольно-надзорных мероприятий и расчета ущерба окружающей среде;
Статья: Ущерб окружающей среде в интерпретации российских судов
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 10)Данный подход был в свое время оправдан Конституционным Судом РФ в Постановлении от 2 июня 2015 года N 12-П невозможностью точного расчета стоимости возмещения ущерба окружающей среде. Но на сегодняшний день он явно нуждается в корректировке, особенно в свете принятия Федерального закона от 30 декабря 2021 года N 446-ФЗ, обязывающего владельцев некоторых опасных производственных объектов не только иметь план мероприятий по ликвидации загрязнения, но и расчет их стоимости. При этом вводится проверка расчета стоимости со стороны контролирующих органов. То есть в ряде случаев расчет не только возможен, но и требуется по закону.
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 10)Данный подход был в свое время оправдан Конституционным Судом РФ в Постановлении от 2 июня 2015 года N 12-П невозможностью точного расчета стоимости возмещения ущерба окружающей среде. Но на сегодняшний день он явно нуждается в корректировке, особенно в свете принятия Федерального закона от 30 декабря 2021 года N 446-ФЗ, обязывающего владельцев некоторых опасных производственных объектов не только иметь план мероприятий по ликвидации загрязнения, но и расчет их стоимости. При этом вводится проверка расчета стоимости со стороны контролирующих органов. То есть в ряде случаев расчет не только возможен, но и требуется по закону.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"3. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"3. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49
"О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде"14. Утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 ЛК РФ, часть 2 статьи 69 ВК РФ, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах").
"О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде"14. Утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 ЛК РФ, часть 2 статьи 69 ВК РФ, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах").
"Комментарий к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Организацией, на объекте которой произошла авария, осуществляется расчет вреда (экономического ущерба и вреда окружающей среде) от аварии, который подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Организацией, на объекте которой произошла авария, осуществляется расчет вреда (экономического ущерба и вреда окружающей среде) от аварии, который подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.
Информация: Совещание с членами Правительства
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)Третье - экологический ущерб. Окончательные цифры по ущербу животному миру и природным экосистемам мы назовем только после ликвидации всех выбросов аварии, потому что Росприроднадзор рассчитывает ущерб на основе данных о фактическом загрязнении окружающей среды, а региональные власти - по количеству и видовому составу животного мира, который пострадал. Ущерб Росприроднадзор выставит в суде виновникам загрязнения. Основная работа на этом направлении будет проделана, по нашему мнению, в течение трех месяцев.
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)Третье - экологический ущерб. Окончательные цифры по ущербу животному миру и природным экосистемам мы назовем только после ликвидации всех выбросов аварии, потому что Росприроднадзор рассчитывает ущерб на основе данных о фактическом загрязнении окружающей среды, а региональные власти - по количеству и видовому составу животного мира, который пострадал. Ущерб Росприроднадзор выставит в суде виновникам загрязнения. Основная работа на этом направлении будет проделана, по нашему мнению, в течение трех месяцев.
Статья: Значение решений Конституционного Суда Российской Федерации для развития правового регулирования возмещения вреда окружающей среде
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2025, N 2)В Постановлении N 12-П такой подход связан с признанием условности оценки размера причиненного вреда. В этом контексте примечательно также Определение Конституционного Суда от 21 декабря 2011 г. N 1743-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Ува-молоко" на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 77, пунктом 1 статьи 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" <14>, где отмечено, что точный расчет причиненного окружающей среде ущерба затруднен в связи с присущим окружающей среде свойством самостоятельно нейтрализовать негативное антропогенное воздействие (что объективно возможно, разумеется, лишь в определенных пределах).
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2025, N 2)В Постановлении N 12-П такой подход связан с признанием условности оценки размера причиненного вреда. В этом контексте примечательно также Определение Конституционного Суда от 21 декабря 2011 г. N 1743-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Ува-молоко" на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 77, пунктом 1 статьи 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" <14>, где отмечено, что точный расчет причиненного окружающей среде ущерба затруднен в связи с присущим окружающей среде свойством самостоятельно нейтрализовать негативное антропогенное воздействие (что объективно возможно, разумеется, лишь в определенных пределах).