Расчет ущерба объектам животного мира
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет ущерба объектам животного мира (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09.07.2024 N 88-13233/2024 (УИД 38RS0032-01-2023-002939-97)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О возмещении вреда, причиненного животному миру.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком причинен вред объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесных участков.
Решение: Удовлетворено.Суды пришли к верному выводу, что представленный истцом расчет ущерба объектам животного мира (охотничьи ресурсам) и среде их обитания произведен в отношении конкретных выделов, уполномоченным специалистом службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области, в соответствии с полномочиями указанного органа, определенными в пп. 5 п. 9 положения о Службе по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30 ноября 2021 г. N 908-пп, с учетом необходимых параметров, предусмотренных Методикой, и правомерно признан судами относимым, допустимым и достоверным доказательством размера причиненного вреда, обязанность по возмещению которого обоснованно возложена на ответчика.
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О возмещении вреда, причиненного животному миру.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком причинен вред объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесных участков.
Решение: Удовлетворено.Суды пришли к верному выводу, что представленный истцом расчет ущерба объектам животного мира (охотничьи ресурсам) и среде их обитания произведен в отношении конкретных выделов, уполномоченным специалистом службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области, в соответствии с полномочиями указанного органа, определенными в пп. 5 п. 9 положения о Службе по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30 ноября 2021 г. N 908-пп, с учетом необходимых параметров, предусмотренных Методикой, и правомерно признан судами относимым, допустимым и достоверным доказательством размера причиненного вреда, обязанность по возмещению которого обоснованно возложена на ответчика.
Апелляционное определение Томского областного суда от 06.11.2024 N 33-3982/2024 (УИД 70RS0013-01-2024-000223-29)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О возмещении вреда, причиненного животному миру.
Обстоятельства: Установлен факт причинения в результате лесозаготовительной деятельности ответчика ущерба животному миру, представлен расчет вреда охотничьим ресурсам на арендованной ответчиком площади.
Решение: Удовлетворено.Доводы апеллянта о том, что плотность населения объектов животного мира за период действия договора аренды лесного участка по некоторым видам животных не изменилась, а по некоторым видам животных выросла, в связи с чем расчет ущерба должен производиться исходя из меньшего коэффициента, судебной коллегией отклоняется, поскольку представленный истцом расчет соответствует Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 N 948 и обоснованно принят в качестве доказательства размера ущерба, причиненного охотничьим ресурсам, действиями ООО "Сиблес".
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О возмещении вреда, причиненного животному миру.
Обстоятельства: Установлен факт причинения в результате лесозаготовительной деятельности ответчика ущерба животному миру, представлен расчет вреда охотничьим ресурсам на арендованной ответчиком площади.
Решение: Удовлетворено.Доводы апеллянта о том, что плотность населения объектов животного мира за период действия договора аренды лесного участка по некоторым видам животных не изменилась, а по некоторым видам животных выросла, в связи с чем расчет ущерба должен производиться исходя из меньшего коэффициента, судебной коллегией отклоняется, поскольку представленный истцом расчет соответствует Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 N 948 и обоснованно принят в качестве доказательства размера ущерба, причиненного охотничьим ресурсам, действиями ООО "Сиблес".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какая установлена ответственность за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду?
(Консультация эксперта, 2025)Согласно п. п. 12 - 14 Постановления N 49 вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме (п. 1 ст. 77 Закона N 7-ФЗ, ст. 1064 ГК РФ). Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином окружающей среде, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно (п. 3 ст. 1083 ГК РФ). Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона N 7-ФЗ). Для определения размера возмещения вреда подлежат применению таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.) (п. 3 ст. 77, п. 1 ст. 78 Закона N 7-ФЗ, ч. 3, 4 ст. 100 ЛК РФ, ч. 2 ст. 69 ВК РФ, ст. 51 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
(Консультация эксперта, 2025)Согласно п. п. 12 - 14 Постановления N 49 вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме (п. 1 ст. 77 Закона N 7-ФЗ, ст. 1064 ГК РФ). Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином окружающей среде, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно (п. 3 ст. 1083 ГК РФ). Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона N 7-ФЗ). Для определения размера возмещения вреда подлежат применению таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.) (п. 3 ст. 77, п. 1 ст. 78 Закона N 7-ФЗ, ч. 3, 4 ст. 100 ЛК РФ, ч. 2 ст. 69 ВК РФ, ст. 51 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
Статья: Судебная практика по делам о дорожно-транспортных происшествиях с участием животных
(Кичигин Н.В.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)В соответствии со ст. 56 Федерального закона "О животном мире" юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
(Кичигин Н.В.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)В соответствии со ст. 56 Федерального закона "О животном мире" юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"О животном мире"Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
(ред. от 13.12.2024)
"О животном мире"Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 N 1219
(ред. от 24.04.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5.2.101. порядок исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный незаконной добычей или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;
(ред. от 24.04.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5.2.101. порядок исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный незаконной добычей или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;
Статья: Межотраслевые связи гражданского и экологического права и их влияние на зеленую экономику
(Федорова П.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)2. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред. Возмещение экологического вреда как межотраслевой институт гражданского и экологического права включает в себя два подраздела: возмещение вреда природным объектам и комплексам и возмещение вреда жизни, здоровью, имуществу граждан (имуществу юридических лиц). Особенности первой деликтной конструкции заключаются в том, что экологическим законодательством предусмотрены специальные правила возмещения вреда - в соответствии с таксами и методиками (ст. 78 Закона об охране окружающей среды). Отличие между таксами и методиками заключается не в том, какому природному объекту причинен вред, а в "простой" или "сложной" процедуре определения размера вреда. В случае с таксами расчет размера вреда производится в более простом порядке, например количество незаконно уничтоженных деревьев определенных пород (или объектов животного мира) умножается на установленный соответствующими таксами коэффициент; в случае с методиками (при загрязнении водоема) подобные подсчеты произвести затруднительно или невозможно, что и обусловливает более сложную формулу расчета причиненного природе ущерба (это могут быть коэффициенты, учитывающие природно-климатические условия, различные экологические факторы состояния водных объектов, коэффициент индексации, учитывающий инфляционную составляющую экономического развития, коэффициент, учитывающий интенсивность негативного воздействия загрязняющих веществ на водный объект, и т.д.) <10>.
(Федорова П.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)2. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред. Возмещение экологического вреда как межотраслевой институт гражданского и экологического права включает в себя два подраздела: возмещение вреда природным объектам и комплексам и возмещение вреда жизни, здоровью, имуществу граждан (имуществу юридических лиц). Особенности первой деликтной конструкции заключаются в том, что экологическим законодательством предусмотрены специальные правила возмещения вреда - в соответствии с таксами и методиками (ст. 78 Закона об охране окружающей среды). Отличие между таксами и методиками заключается не в том, какому природному объекту причинен вред, а в "простой" или "сложной" процедуре определения размера вреда. В случае с таксами расчет размера вреда производится в более простом порядке, например количество незаконно уничтоженных деревьев определенных пород (или объектов животного мира) умножается на установленный соответствующими таксами коэффициент; в случае с методиками (при загрязнении водоема) подобные подсчеты произвести затруднительно или невозможно, что и обусловливает более сложную формулу расчета причиненного природе ущерба (это могут быть коэффициенты, учитывающие природно-климатические условия, различные экологические факторы состояния водных объектов, коэффициент индексации, учитывающий инфляционную составляющую экономического развития, коэффициент, учитывающий интенсивность негативного воздействия загрязняющих веществ на водный объект, и т.д.) <10>.
Статья: Экологический туризм как вид экологического предпринимательства: новое в регулировании особо охраняемых природных территорий
(Иванова Д.В.)
("Гражданское право", 2024, N 1)По итогам проведения анализа изменений, внесенных в законодательство об ООПТ в последние десятилетия, специалистами в области экологического права делается справедливый вывод о том, что многие из этих поправок направлены не только на решение стратегических задач по охране природы и устойчивому развитию, но и на более узкую цель, такую как освоение территорий и развитие предпринимательства в конкретных локациях <16>. Важно отметить, что изменения, ослабляющие режим охраны ООПТ, могут иметь серьезные последствия для биоразнообразия и экосистем. Расширение возможностей организации рекреации и туризма в пределах ООПТ способно увеличить негативное воздействие человеческой деятельности на природу, включая загрязнение, разрушение экосистем и потерю биоразнообразия. Решения, касающиеся ослабления режима охраны ООПТ, должны быть основаны на обоснованных научных данных и стратегическом планировании, с учетом приоритетного интереса сохранения природы в долгосрочной перспективе. Выполнению данного условия способствует проведение расчета предельно допустимой рекреационной емкости, являющейся "...максимально возможным количеством посетителей, которые могут посетить в качестве туриста ООПТ либо ее отдельные части в единицу времени без деградации природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем" <17>. Согласно новому правовому регулированию расчет производится не менее чем раз в 5 лет либо при выявлении изменений туристских объектов, что позволяет постоянно актуализировать имеющуюся информацию и не допустить возникновение ущерба ООПТ.
(Иванова Д.В.)
("Гражданское право", 2024, N 1)По итогам проведения анализа изменений, внесенных в законодательство об ООПТ в последние десятилетия, специалистами в области экологического права делается справедливый вывод о том, что многие из этих поправок направлены не только на решение стратегических задач по охране природы и устойчивому развитию, но и на более узкую цель, такую как освоение территорий и развитие предпринимательства в конкретных локациях <16>. Важно отметить, что изменения, ослабляющие режим охраны ООПТ, могут иметь серьезные последствия для биоразнообразия и экосистем. Расширение возможностей организации рекреации и туризма в пределах ООПТ способно увеличить негативное воздействие человеческой деятельности на природу, включая загрязнение, разрушение экосистем и потерю биоразнообразия. Решения, касающиеся ослабления режима охраны ООПТ, должны быть основаны на обоснованных научных данных и стратегическом планировании, с учетом приоритетного интереса сохранения природы в долгосрочной перспективе. Выполнению данного условия способствует проведение расчета предельно допустимой рекреационной емкости, являющейся "...максимально возможным количеством посетителей, которые могут посетить в качестве туриста ООПТ либо ее отдельные части в единицу времени без деградации природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем" <17>. Согласно новому правовому регулированию расчет производится не менее чем раз в 5 лет либо при выявлении изменений туристских объектов, что позволяет постоянно актуализировать имеющуюся информацию и не допустить возникновение ущерба ООПТ.
Статья: Новые правила уголовно-правовой оценки незаконной охоты с причинением крупного ущерба
(Жеребцов А.П.)
("Российский следователь", 2021, N 3)В силу ст. 58 Закона N 209-ФЗ возмещение вреда, причиненного этим ресурсам, осуществляется по утвержденным на основании Закона N 52-ФЗ соответствующим таксам и методикам, и согласно которому (ст. 56) разграничивается вред объектам животного мира и вред среде их обитания.
(Жеребцов А.П.)
("Российский следователь", 2021, N 3)В силу ст. 58 Закона N 209-ФЗ возмещение вреда, причиненного этим ресурсам, осуществляется по утвержденным на основании Закона N 52-ФЗ соответствующим таксам и методикам, и согласно которому (ст. 56) разграничивается вред объектам животного мира и вред среде их обитания.
Статья: Проблемы борьбы с незаконной торговлей дикими животными и растениями, находящимися под угрозой уничтожения
(Диканова Т.А.)
("Экологическое право", 2023, N 1)В России цена на теневом рынке объектов СИТЕС многократно ниже, чем за рубежом. Например, в Китае цена мускуса кабарги в 10 раз больше, чем продают российские браконьеры. Вред природе определяется по российской теневой цене, а должен, на наш взгляд, - по ценам в стране назначения товара. Поскольку для торговли, например, лапами медведя убивают самого медведя; ущерб должен определяться с учетом этого обстоятельства. Важно, чтобы критерии исчисления ущерба были определены нормативно. Статья 56 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" <15> предусматривает ответственность юридических лиц и граждан за вред объектам животного мира и среде их обитания; утверждена методика его исчисления <16>. Но это касается охотничьих трофеев, а не объектов СИТЕС. Несмотря на неоднократные обращения к Административным органам СИТЕС составить справочники по ценам на объекты СИТЕС и передать их таможенным органам <17>, это до сих пор не сделано.
(Диканова Т.А.)
("Экологическое право", 2023, N 1)В России цена на теневом рынке объектов СИТЕС многократно ниже, чем за рубежом. Например, в Китае цена мускуса кабарги в 10 раз больше, чем продают российские браконьеры. Вред природе определяется по российской теневой цене, а должен, на наш взгляд, - по ценам в стране назначения товара. Поскольку для торговли, например, лапами медведя убивают самого медведя; ущерб должен определяться с учетом этого обстоятельства. Важно, чтобы критерии исчисления ущерба были определены нормативно. Статья 56 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" <15> предусматривает ответственность юридических лиц и граждан за вред объектам животного мира и среде их обитания; утверждена методика его исчисления <16>. Но это касается охотничьих трофеев, а не объектов СИТЕС. Несмотря на неоднократные обращения к Административным органам СИТЕС составить справочники по ценам на объекты СИТЕС и передать их таможенным органам <17>, это до сих пор не сделано.
Статья: Вопросы возмещения вреда, причиненного окружающей среде
(Рогова Е.В., Забавко Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)В настоящий момент применению подлежат Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами <5>; Методика определения размеров ущерба от деградации почв и земель <6>; Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах <7>; Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод <8>; Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений <9>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства <10>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды <11>; Таксы для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования <12>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам <13>; Нормативы стоимости и Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания <14>; Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах <15>; Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам <16>; Таксы для исчисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, заготовка древесины которых допускается, Таксы для исчисления размера вреда, причиненного лесным насаждениям, заготовка древесины которых не допускается, Таксы для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением вреда, причиненного лесным насаждениям, и применяемая с ними Методика определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства <17>; Методика исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам <18>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды <19>; Таксы для исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации <20>.
(Рогова Е.В., Забавко Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)В настоящий момент применению подлежат Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами <5>; Методика определения размеров ущерба от деградации почв и земель <6>; Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах <7>; Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод <8>; Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений <9>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства <10>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды <11>; Таксы для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования <12>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам <13>; Нормативы стоимости и Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания <14>; Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах <15>; Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам <16>; Таксы для исчисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, заготовка древесины которых допускается, Таксы для исчисления размера вреда, причиненного лесным насаждениям, заготовка древесины которых не допускается, Таксы для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением вреда, причиненного лесным насаждениям, и применяемая с ними Методика определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства <17>; Методика исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам <18>; Таксы и Методика исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды <19>; Таксы для исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации <20>.
Статья: Проблемы возмещения вреда, причиненного охотничьим ресурсам лесозаготовительной деятельностью
(Рогова Е.В., Забавко Р.А.)
("Администратор суда", 2023, N 4)Другая проблема связана с тем, что в нормативах, по которым организуются проекты освоения лесов, не конкретизированы позиции природоохранных и культивационных мероприятий по охране охотничьих ресурсов, так как основное внимание уделяется защите особо охраняемых диких птиц и зверей <6>. В этой связи у предпринимателей отсутствуют четкие критерии проведения экономических расчетов, повышаются хозяйственные риски, снижаются рентабельность производства, инвестиционная привлекательность. В связи с тем что исковая давность по делам рассматриваемой категории составляет 20 лет, предприниматели вынуждены периодически производить процедуру банкротства, ликвидации и т.д. для обнуления указанных рисков. В итоге все это неблагоприятно сказывается на экономике. Иногда предприниматели в инициативном порядке самостоятельно проводят исследования в части определения возможного негативного воздействия на объекты животного мира и реализуют соответствующие защитные и культивационные мероприятия, однако они не всегда совпадают с расчетами фактического ущерба, производимого в соответствии с методикой, и даже не всегда учитываются при предъявлении соответствующих требований о возмещении ущерба лесопользователям.
(Рогова Е.В., Забавко Р.А.)
("Администратор суда", 2023, N 4)Другая проблема связана с тем, что в нормативах, по которым организуются проекты освоения лесов, не конкретизированы позиции природоохранных и культивационных мероприятий по охране охотничьих ресурсов, так как основное внимание уделяется защите особо охраняемых диких птиц и зверей <6>. В этой связи у предпринимателей отсутствуют четкие критерии проведения экономических расчетов, повышаются хозяйственные риски, снижаются рентабельность производства, инвестиционная привлекательность. В связи с тем что исковая давность по делам рассматриваемой категории составляет 20 лет, предприниматели вынуждены периодически производить процедуру банкротства, ликвидации и т.д. для обнуления указанных рисков. В итоге все это неблагоприятно сказывается на экономике. Иногда предприниматели в инициативном порядке самостоятельно проводят исследования в части определения возможного негативного воздействия на объекты животного мира и реализуют соответствующие защитные и культивационные мероприятия, однако они не всегда совпадают с расчетами фактического ущерба, производимого в соответствии с методикой, и даже не всегда учитываются при предъявлении соответствующих требований о возмещении ущерба лесопользователям.
Вопрос: Что считается лесом?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 5 п. 3.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом. Соответственно, исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам (элементам природной среды), например, лесной растительности, животному миру, подземным водам.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 5 п. 3.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом. Соответственно, исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам (элементам природной среды), например, лесной растительности, животному миру, подземным водам.