Расчет тепловой нагрузки на отопление
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет тепловой нагрузки на отопление (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 19.07.2023 N 33-16457/2023
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования управляющей организации: 1) О взыскании платы за помещение и коммунальные услуги; 2) О взыскании пеней.
Обстоятельства: Собственником нежилого помещения не исполнены обязательства по внесению платы за помещение и коммунальные услуги.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на уплату государственной пошлины - удовлетворено.Применительно к настоящему спору, в трех многоквартирных домах имеется узел учета тепловой энергии, осуществляющий учет теплопотребления одновременно этих многоквартирных домов (домов "на сцепке") и рассчитанную тепловую нагрузку всех "сцепочных" домов, расчет платы за услугу "отопление" производился по показаниям узла учета тепловой энергии пропорционально площади расположенных "на сцепке" жилых домов.
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования управляющей организации: 1) О взыскании платы за помещение и коммунальные услуги; 2) О взыскании пеней.
Обстоятельства: Собственником нежилого помещения не исполнены обязательства по внесению платы за помещение и коммунальные услуги.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на уплату государственной пошлины - удовлетворено.Применительно к настоящему спору, в трех многоквартирных домах имеется узел учета тепловой энергии, осуществляющий учет теплопотребления одновременно этих многоквартирных домов (домов "на сцепке") и рассчитанную тепловую нагрузку всех "сцепочных" домов, расчет платы за услугу "отопление" производился по показаниям узла учета тепловой энергии пропорционально площади расположенных "на сцепке" жилых домов.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2023 N 17АП-5960/2023-ГК по делу N А60-31455/2022
Требование: О проведении перерасчета излишне начисленной платы за поставленные ресурсы.
Решение: В удовлетворении требования отказано.В силу пункта 1.4. территориальных строительных норм ТСН 23-301-2004, на которые ссылается истец в своих пояснениях, установлен прямой запрет на их применение в отношении зданий, которые были построены до 2004 года (спорное здание истца построено в 1978 году). Что касается Методики N 81, которую якобы берет за основу истец, то данная методика также не может являться тем нормативным или методическим документом, который должен быть положен в основу расчета тепловой нагрузки для целей подключения вновь, поскольку данная методика предназначена для проведения именно энергоаудита уже отапливаемых объектов с целью выявления источников и причин нерациональных затрат и неоправданных потерь, а также для разработки рекомендаций и предложений по экономии энергоресурсов.
Требование: О проведении перерасчета излишне начисленной платы за поставленные ресурсы.
Решение: В удовлетворении требования отказано.В силу пункта 1.4. территориальных строительных норм ТСН 23-301-2004, на которые ссылается истец в своих пояснениях, установлен прямой запрет на их применение в отношении зданий, которые были построены до 2004 года (спорное здание истца построено в 1978 году). Что касается Методики N 81, которую якобы берет за основу истец, то данная методика также не может являться тем нормативным или методическим документом, который должен быть положен в основу расчета тепловой нагрузки для целей подключения вновь, поскольку данная методика предназначена для проведения именно энергоаудита уже отапливаемых объектов с целью выявления источников и причин нерациональных затрат и неоправданных потерь, а также для разработки рекомендаций и предложений по экономии энергоресурсов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Теплоснабжение: понятие, порядок учета, условия поставки
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При неисправности ПУ или истечения срока поверки для расчета берется среднесуточное количество тепловой энергии, теплоносителя, определенное по приборам учета за время штатной работы в отчетный период, приведенное к расчетной температуре наружного воздуха. При нарушении срока передачи данных ПУ - среднесуточное количество за предыдущий расчетный период. Если же такое значение высчитать невозможно, например, из-за отсутствия данных за прошлый период, иной отопительный сезон и т.п., то при расчете принимаются во внимание значения, установленные в договоре теплоснабжения - величина тепловой нагрузки, количество тепловой энергии, которое может быть произведено и (или) передано по тепловым сетям за единицу времени (п. п. 118, 119, 121 Правил учета, п. 7 ст. 2 Закона о теплоснабжении).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При неисправности ПУ или истечения срока поверки для расчета берется среднесуточное количество тепловой энергии, теплоносителя, определенное по приборам учета за время штатной работы в отчетный период, приведенное к расчетной температуре наружного воздуха. При нарушении срока передачи данных ПУ - среднесуточное количество за предыдущий расчетный период. Если же такое значение высчитать невозможно, например, из-за отсутствия данных за прошлый период, иной отопительный сезон и т.п., то при расчете принимаются во внимание значения, установленные в договоре теплоснабжения - величина тепловой нагрузки, количество тепловой энергии, которое может быть произведено и (или) передано по тепловым сетям за единицу времени (п. п. 118, 119, 121 Правил учета, п. 7 ст. 2 Закона о теплоснабжении).
Статья: Подключение к тепловым сетям
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- размер платы за подключение (в том числе с приложением расчета указанной платы);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- размер платы за подключение (в том числе с приложением расчета указанной платы);
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2115
(ред. от 31.03.2025)
"Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"размер платы за подключение (в том числе с приложением расчета указанной платы);
(ред. от 31.03.2025)
"Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"размер платы за подключение (в том числе с приложением расчета указанной платы);
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"8. В отопительный сезон лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить действия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения, при наличии технической возможности такого регулирования и при соблюдении тепловых и гидравлических режимов, а также требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил. Если расчеты за потребляемую в многоквартирном доме тепловую энергию осуществляются с учетом величины тепловой нагрузки, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано определить величину тепловой нагрузки при соблюдении установленных требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил и произвести иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия в целях оптимизации расходов собственников помещений в многоквартирном доме на оплату тепловой энергии. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме информацию о проводимых в соответствии с требованиями настоящей части действиях или об отсутствии возможности их проведения по технологическим причинам.
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"8. В отопительный сезон лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить действия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения, при наличии технической возможности такого регулирования и при соблюдении тепловых и гидравлических режимов, а также требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил. Если расчеты за потребляемую в многоквартирном доме тепловую энергию осуществляются с учетом величины тепловой нагрузки, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано определить величину тепловой нагрузки при соблюдении установленных требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил и произвести иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия в целях оптимизации расходов собственников помещений в многоквартирном доме на оплату тепловой энергии. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме информацию о проводимых в соответствии с требованиями настоящей части действиях или об отсутствии возможности их проведения по технологическим причинам.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Со своей стороны, напомним: если исполнителем коммунальной услуги по отоплению в МКД, не оборудованном ОПУ тепловой энергии, является УК, ТСЖ, ЖК, иной специализированный потребительский кооператив и имеется обязанность (до 01.07.2020) и техническая возможность по установке такого прибора учета, стоимость поставленной в дом тепловой энергии определяется в особом порядке. Стоимость рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в доме с применением повышающего коэффициента 1,1. Соответственно, у исполнителя коммунальной услуги возникает дополнительная финансовая нагрузка, не компенсируемая потребителями.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Со своей стороны, напомним: если исполнителем коммунальной услуги по отоплению в МКД, не оборудованном ОПУ тепловой энергии, является УК, ТСЖ, ЖК, иной специализированный потребительский кооператив и имеется обязанность (до 01.07.2020) и техническая возможность по установке такого прибора учета, стоимость поставленной в дом тепловой энергии определяется в особом порядке. Стоимость рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в доме с применением повышающего коэффициента 1,1. Соответственно, у исполнителя коммунальной услуги возникает дополнительная финансовая нагрузка, не компенсируемая потребителями.