Расчет пени по ставке рефинансирования 44 фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет пени по ставке рефинансирования 44 фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2024 N 18АП-798/2024 по делу N А76-21266/2023
Требование: О взыскании пени по контракту энергоснабжения.
Решение: Требование удовлетворено в части.Приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя, в том числе, что расчет пени, произведенной истцом исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации противоречит нормам Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также, что просрочка исполнения обязательств по контрактам ответчика, вызвана отсутствием лимитов бюджетных обязательств, не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств.
Требование: О взыскании пени по контракту энергоснабжения.
Решение: Требование удовлетворено в части.Приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя, в том числе, что расчет пени, произведенной истцом исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации противоречит нормам Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также, что просрочка исполнения обязательств по контрактам ответчика, вызвана отсутствием лимитов бюджетных обязательств, не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств.
Определение Верховного Суда РФ от 05.07.2016 N 302-ЭС16-6816 по делу N А33-21624/2015
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании пеней по государственному контракту.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено частично, поскольку подрядчик надлежащим образом не исполнил обязательства по своевременному выполнению работ, однако размер взыскиваемой неустойки снижен ввиду того, что за нарушение обязательств для сторон контракта установлена неравная имущественная ответственность.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Удовлетворяя заявленные истцом требования частично, суд первой инстанции, с которым согласились суды апелляционной и кассационной инстанций, исследовав фактические обстоятельства спора и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, представленные в материалы дела, руководствуясь статьями 10, 124, 329, 421, 702, 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также правовыми позициями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, установив факт нарушения ответчиком срока выполнения работ, признал, что контрактом установлена неравная имущественная ответственность заказчика и подрядчика в случае нарушения ими обязательств, в связи с чем в целях обеспечения баланса интересов сторон, исчислил пени в соответствии с пунктом 8.4 контракта, предусматривающим размер ответственности заказчика в случае просрочки исполнения обязательств. Расчет судом пени с применением одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации не противоречит пункту 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пункту 8.3 контракта.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании пеней по государственному контракту.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено частично, поскольку подрядчик надлежащим образом не исполнил обязательства по своевременному выполнению работ, однако размер взыскиваемой неустойки снижен ввиду того, что за нарушение обязательств для сторон контракта установлена неравная имущественная ответственность.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Удовлетворяя заявленные истцом требования частично, суд первой инстанции, с которым согласились суды апелляционной и кассационной инстанций, исследовав фактические обстоятельства спора и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, представленные в материалы дела, руководствуясь статьями 10, 124, 329, 421, 702, 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также правовыми позициями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, установив факт нарушения ответчиком срока выполнения работ, признал, что контрактом установлена неравная имущественная ответственность заказчика и подрядчика в случае нарушения ими обязательств, в связи с чем в целях обеспечения баланса интересов сторон, исчислил пени в соответствии с пунктом 8.4 контракта, предусматривающим размер ответственности заказчика в случае просрочки исполнения обязательств. Расчет судом пени с применением одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации не противоречит пункту 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пункту 8.3 контракта.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Обзор основных изменений по неустойкам (штрафам, пеням) при закупке по Закону N 44-ФЗ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)10. Скорректированы положения ч. 5, 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ (применяется с 01.07.2018). Ставка рефинансирования изменена на ключевую ставку.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)10. Скорректированы положения ч. 5, 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ (применяется с 01.07.2018). Ставка рефинансирования изменена на ключевую ставку.
Статья: За несвоевременную оплату электроэнергии учреждение уплатит пени
(Иванова И.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 12)В силу п. 2 ст. 37 Закона N 35-ФЗ потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию поставщику, обязаны уплатить ему пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты. Пеня рассчитывается от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
(Иванова И.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 12)В силу п. 2 ст. 37 Закона N 35-ФЗ потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию поставщику, обязаны уплатить ему пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты. Пеня рассчитывается от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Нормативные акты
Решение Новосибирского УФАС России от 03.04.2019 N 054/06/31-477/2019
Нарушение: ч.ч. 5, 7, п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Решение: Признать жалобу частично обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.В п. п. 7.2, 7.4 проекта контракта установлено, что пеня рассчитывается размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования, что является нарушением ч.ч. 5, 7 ст. 34 ФЗ N 44-ФЗ.
Нарушение: ч.ч. 5, 7, п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Решение: Признать жалобу частично обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.В п. п. 7.2, 7.4 проекта контракта установлено, что пеня рассчитывается размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования, что является нарушением ч.ч. 5, 7 ст. 34 ФЗ N 44-ФЗ.
Решение Новосибирского УФАС России от 21.12.2018 N 08-01-634
Нарушение: ч. 3 ст. 65, п. 11 ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 66, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 4, ч. 7, ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Решение: Признать жалобу частично обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.Кроме того, установлено, что п. 5.3 и п. 5.6 проекта контракта содержит порядок расчета пени за просрочку исполнения обязательств по контракту с использованием ставки рефинансирования Центрального Банка РФ. Однако в настоящее время в соответствии с ч. 7 ст. 34 ФЗ N 44-ФЗ и п. 10 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, необходимо применять ключевую ставку Центрального Банка РФ.
Нарушение: ч. 3 ст. 65, п. 11 ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 66, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 4, ч. 7, ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Решение: Признать жалобу частично обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.Кроме того, установлено, что п. 5.3 и п. 5.6 проекта контракта содержит порядок расчета пени за просрочку исполнения обязательств по контракту с использованием ставки рефинансирования Центрального Банка РФ. Однако в настоящее время в соответствии с ч. 7 ст. 34 ФЗ N 44-ФЗ и п. 10 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, необходимо применять ключевую ставку Центрального Банка РФ.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за сентябрь 2019 г.
(Карапетов А.Г., Матвиенко С.В., Мороз А.И., Сафонова М.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2019, N 11)При взыскании пеней за имевший место до погашения основного долга период просрочки оплаты по государственному или муниципальному контракту согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" применимая для целей расчета ставка рефинансирования определяется по дате погашения основного долга, а не по дате принятия решения о взыскании начисленной за период просрочки неустойки. Содержащееся в п. 38 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017) указание на применимость при расчете неустойки ставки, действующей на момент принятия судом решения о взыскании неустойки, не распространяется на ситуацию, когда основной долг уже погашен, и касается случая, когда истец требует погашения не только неустойки, но и основного долга.
(Карапетов А.Г., Матвиенко С.В., Мороз А.И., Сафонова М.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2019, N 11)При взыскании пеней за имевший место до погашения основного долга период просрочки оплаты по государственному или муниципальному контракту согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" применимая для целей расчета ставка рефинансирования определяется по дате погашения основного долга, а не по дате принятия решения о взыскании начисленной за период просрочки неустойки. Содержащееся в п. 38 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017) указание на применимость при расчете неустойки ставки, действующей на момент принятия судом решения о взыскании неустойки, не распространяется на ситуацию, когда основной долг уже погашен, и касается случая, когда истец требует погашения не только неустойки, но и основного долга.
Статья: Госзакупки: новые документы и разъяснения
("Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2017, N 7)38. При расчете пени, подлежащей взысканию в судебном порядке за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту в соответствии с ч. 5 и 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, суд вправе применить размер ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент вынесения судебного решения.
("Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2017, N 7)38. При расчете пени, подлежащей взысканию в судебном порядке за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту в соответствии с ч. 5 и 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, суд вправе применить размер ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент вынесения судебного решения.
Статья: О подготовке проекта контракта
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2019, N 4)Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ <18> был изменен порядок определения размера пени, которая должна быть уплачена заказчиком и поставщиком в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. С 01.07.2018 при расчете размера пени используется ключевая ставка Банка России. Указав в проекте контракта "ставку рефинансирования", заказчик нарушил формальные требования ч. 5, 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в части определения размера пени <19>.
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2019, N 4)Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ <18> был изменен порядок определения размера пени, которая должна быть уплачена заказчиком и поставщиком в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. С 01.07.2018 при расчете размера пени используется ключевая ставка Банка России. Указав в проекте контракта "ставку рефинансирования", заказчик нарушил формальные требования ч. 5, 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в части определения размера пени <19>.
Статья: Обзор изменений в законодательстве о контрактной системе, вступающих в силу с 1 января 2016 г.
(Удалихин А.В.)
("Прогосзаказ.рф", 2016, N 1)Кроме того, Постановлением Правительства России от 8 декабря 2015 г. N 1340 установлено, что во всех отношениях, на которые распространяется действие актов Правительства, где содержится понятие "ставка рефинансирования", с 1 января 2016 г. будет применяться понятие "ключевая ставка Банка России", если другое не предусмотрено федеральным законом. Участников контрактной системы данная новелла касается в вопросе указания в проектах контрактов порядка расчета пени.
(Удалихин А.В.)
("Прогосзаказ.рф", 2016, N 1)Кроме того, Постановлением Правительства России от 8 декабря 2015 г. N 1340 установлено, что во всех отношениях, на которые распространяется действие актов Правительства, где содержится понятие "ставка рефинансирования", с 1 января 2016 г. будет применяться понятие "ключевая ставка Банка России", если другое не предусмотрено федеральным законом. Участников контрактной системы данная новелла касается в вопросе указания в проектах контрактов порядка расчета пени.
Статья: Минкомсвязь разработала типовые условия контрактов на создание программ для ЭВМ
(Комиссарова Т.Ю.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 6)Отметим, что согласно типовому контракту при расчете пеней должна использоваться ставка рефинансирования. Однако с 01.07.2018 в Законе N 44-ФЗ произошли изменения, и вместо ставки рефинансирования заказчик и поставщик должны применять ключевую ставку ЦБ РФ. По нашему мнению, это положение вступает в противоречие с действующим законодательством.
(Комиссарова Т.Ю.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 6)Отметим, что согласно типовому контракту при расчете пеней должна использоваться ставка рефинансирования. Однако с 01.07.2018 в Законе N 44-ФЗ произошли изменения, и вместо ставки рефинансирования заказчик и поставщик должны применять ключевую ставку ЦБ РФ. По нашему мнению, это положение вступает в противоречие с действующим законодательством.
Вопрос: Вправе ли заказчик установить в контракте условие о пенях за нарушение обязательства не в фиксированном виде, а указав порядок исчисления пеней в виде диапазона от 1/300 до ставки рефинансирования исходя из соразмерности нарушенному обязательству?
(Консультация эксперта, 2015)Как следует из Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 N 09АП-23374/2015-АК, 09АП-23375/2015-АК по делу N А40-18865/2015, включение в проект контракта условия о том, что заказчик вправе установить размер пеней в виде диапазона от 1/300 до ставки рефинансирования, исходя из соразмерности нарушенному обязательству, не свидетельствует о нарушении ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
(Консультация эксперта, 2015)Как следует из Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 N 09АП-23374/2015-АК, 09АП-23375/2015-АК по делу N А40-18865/2015, включение в проект контракта условия о том, что заказчик вправе установить размер пеней в виде диапазона от 1/300 до ставки рефинансирования, исходя из соразмерности нарушенному обязательству, не свидетельствует о нарушении ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
Вопрос: О применении ставки рефинансирования Банка России при расчете неустойки за просрочку исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) контрактных обязательств.
(Письмо Минфина России от 22.01.2016 N 02-02-15/2350)Учитывая изложенное, поскольку в контракты включено условие об уплате неустойки в соответствии с пунктом 6 Правил, предусматривающим использование ставки рефинансирования, установленной на дату уплаты пени, при расчете неустойки независимо от срока заключения контракта, по мнению Департамента, применяются положения Федерального закона N 44-ФЗ, то есть используется ставка рефинансирования, которая с 1 января 2016 года приравнена к ключевой ставке.
(Письмо Минфина России от 22.01.2016 N 02-02-15/2350)Учитывая изложенное, поскольку в контракты включено условие об уплате неустойки в соответствии с пунктом 6 Правил, предусматривающим использование ставки рефинансирования, установленной на дату уплаты пени, при расчете неустойки независимо от срока заключения контракта, по мнению Департамента, применяются положения Федерального закона N 44-ФЗ, то есть используется ставка рефинансирования, которая с 1 января 2016 года приравнена к ключевой ставке.
"Индустрия гостеприимства в России"
(Бычков А.И.)
("Инфотропик Медиа", 2017)За просрочку в оплате своих услуг гостиница вправе предъявить заказчику сравнительно невысокие санкции: она может на просроченную к оплате сумму начислить пени из расчета 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ в соответствии с п. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. В настоящее время, поскольку с 01.01.2016 самостоятельное значение ставки рефинансирования ЦБ РФ не устанавливается, то учитывается ключевая ставка (указание ЦБ РФ от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России").
(Бычков А.И.)
("Инфотропик Медиа", 2017)За просрочку в оплате своих услуг гостиница вправе предъявить заказчику сравнительно невысокие санкции: она может на просроченную к оплате сумму начислить пени из расчета 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ в соответствии с п. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. В настоящее время, поскольку с 01.01.2016 самостоятельное значение ставки рефинансирования ЦБ РФ не устанавливается, то учитывается ключевая ставка (указание ЦБ РФ от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России").
Статья: Почему с 2016 года "подорожали" пени?
(Петрова Н.А.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 3)Таким образом, поскольку в контракты включено условие об уплате неустойки, предусматривающее использование ставки рефинансирования, установленной на дату уплаты пеней, при расчете неустойки независимо от срока заключения контракта применяются положения Федерального закона N 44-ФЗ, то есть используется ставка рефинансирования, которая с 1 января 2016 г. приравнена к ключевой ставке (Письмо Минфина России от 22.01.2016 N 02-02-15/2350).
(Петрова Н.А.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 3)Таким образом, поскольку в контракты включено условие об уплате неустойки, предусматривающее использование ставки рефинансирования, установленной на дату уплаты пеней, при расчете неустойки независимо от срока заключения контракта применяются положения Федерального закона N 44-ФЗ, то есть используется ставка рефинансирования, которая с 1 января 2016 г. приравнена к ключевой ставке (Письмо Минфина России от 22.01.2016 N 02-02-15/2350).