Расчет нмцк строительство
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет нмцк строительство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 22 Закона N 44-ФЗкапитальный ремонт объекта некапитального строительства >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Обоснование НМЦК тарифным, нормативным и проектно-сметным методом
(КонсультантПлюс, 2025)...В обоснование НМЦК управление архитектуры и строительства сослалось на... приказ Минстроя России... "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации...".
(КонсультантПлюс, 2025)...В обоснование НМЦК управление архитектуры и строительства сослалось на... приказ Минстроя России... "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации...".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об определении НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.
(Письмо Минфина России от 05.03.2020 N 24-01-07/16644)Вопрос: Об определении НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.
(Письмо Минфина России от 05.03.2020 N 24-01-07/16644)Вопрос: Об определении НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)9. Проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)9. Проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором. Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 настоящей статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия, при условии, что определение сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящей частью, в соответствии с настоящим Кодексом является обязательным. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров.
(ред. от 31.07.2025)1. Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором. Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 настоящей статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия, при условии, что определение сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящей частью, в соответствии с настоящим Кодексом является обязательным. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке работ по строительству объекта "под ключ" по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что для установления в положении о закупке особого порядка формирования НМЦД для строительства объекта "под ключ" можно ориентироваться на Порядок определения НМЦК строительства объектов "под ключ", утвержденный Приказом Минстроя России от 21.08.2023 N 604/пр, который применяется при закупках по Закону N 44-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что для установления в положении о закупке особого порядка формирования НМЦД для строительства объекта "под ключ" можно ориентироваться на Порядок определения НМЦК строительства объектов "под ключ", утвержденный Приказом Минстроя России от 21.08.2023 N 604/пр, который применяется при закупках по Закону N 44-ФЗ.
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (январь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При этом согласно расчету НМЦК продолжительность выполнения строительно-монтажных работ составляет 17,2 месяца, что противоречит вышеуказанным положениям Конкурсной документации.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При этом согласно расчету НМЦК продолжительность выполнения строительно-монтажных работ составляет 17,2 месяца, что противоречит вышеуказанным положениям Конкурсной документации.
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)4. Проектно-сметный метод. Он заключается в определении НМЦК: а) на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ; б) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России (за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора).
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)4. Проектно-сметный метод. Он заключается в определении НМЦК: а) на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ; б) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России (за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора).
Статья: Проблемы правового обеспечения конкуренции при определении начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации
(Шевлякова И.М.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)Для определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого является строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, используется проектно-сметный метод. Согласно п. 1 ч. 9 ст. 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении НМЦК на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее также - РФ).
(Шевлякова И.М.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)Для определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого является строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, используется проектно-сметный метод. Согласно п. 1 ч. 9 ст. 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении НМЦК на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее также - РФ).
Готовое решение: Как обосновать начальную максимальную цену контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Например, индексы-дефляторы применяются при определении НМЦК на выполнение строительных работ (см. Порядок определения НМЦК при закупках в сфере градостроительной деятельности, утвержденный Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр). Актуальные индексы-дефляторы размещает на своем официальном сайте Минэкономразвития России. Порядок расчета индекса-дефлятора зависит от продолжительности строительства, например:
(КонсультантПлюс, 2025)Например, индексы-дефляторы применяются при определении НМЦК на выполнение строительных работ (см. Порядок определения НМЦК при закупках в сфере градостроительной деятельности, утвержденный Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр). Актуальные индексы-дефляторы размещает на своем официальном сайте Минэкономразвития России. Порядок расчета индекса-дефлятора зависит от продолжительности строительства, например:
Готовое решение: В каком порядке провести закупку работ по капитальному ремонту объекта капстроительства по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Необходимость предусмотреть в смете на капитальный ремонт средства на непредвиденные работы и затраты, а также объем таких средств определяются заказчиком в общем порядке, предусмотренном для определения сметной стоимости строительства (п. 21 Порядка определения НМЦК N 841/пр). Особенностей составления сметной документации для целей капремонта, закупаемого по Закону N 44-ФЗ, в данной части не установлено.
(КонсультантПлюс, 2025)Необходимость предусмотреть в смете на капитальный ремонт средства на непредвиденные работы и затраты, а также объем таких средств определяются заказчиком в общем порядке, предусмотренном для определения сметной стоимости строительства (п. 21 Порядка определения НМЦК N 841/пр). Особенностей составления сметной документации для целей капремонта, закупаемого по Закону N 44-ФЗ, в данной части не установлено.
Вопрос: Могут ли заказчики использовать утвержденный Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр (далее - Приказ N 841/пр) Порядок расчета НМЦК в сфере строительства при определении НМЦК на закупку работ по текущему ремонту?
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 11)"Вестник Института госзакупок", 2022, N 11
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 11)"Вестник Института госзакупок", 2022, N 11
Вопрос: О формировании и обосновании НМЦК при закупках подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
(Письмо Минфина России от 10.12.2020 N 24-01-07/108227)Вопрос: О формировании и обосновании НМЦК при закупках подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
(Письмо Минфина России от 10.12.2020 N 24-01-07/108227)Вопрос: О формировании и обосновании НМЦК при закупках подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июль 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Заказчиком проведен электронный конкурс на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, а именно выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по реконструкции с элементами реставрации и приспособлением для современного использования, включая поставку оборудования по объекту капитального строительства с установленной начальной (максимальной) ценой контракта 713 966 629,55 рубля (извещение N 0995400000224000180) (далее - Конкурс).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Заказчиком проведен электронный конкурс на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, а именно выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по реконструкции с элементами реставрации и приспособлением для современного использования, включая поставку оборудования по объекту капитального строительства с установленной начальной (максимальной) ценой контракта 713 966 629,55 рубля (извещение N 0995400000224000180) (далее - Конкурс).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в ч. 2 комментируемой статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия, при условии, что определение сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящей частью, в соответствии с комментируемым Кодексом является обязательным.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в ч. 2 комментируемой статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия, при условии, что определение сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящей частью, в соответствии с комментируемым Кодексом является обязательным.