Расчет налогового потенциала
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет налогового потенциала (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговый или доходный потенциал - выбор региона
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)В законодательстве РФ налоговый и доходный потенциалы рассматриваются применительно к процессам межбюджетного выравнивания в качестве инструмента расчета бюджетной обеспеченности территориальных образований (ст. 131 Бюджетного кодекса РФ). Налоговый (иначе экономический) потенциал ранее использовался также в оценке деятельности местных органов власти <18>. Определения налогового и доходного потенциалов в БК РФ отсутствуют, хотя в методике распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ (2004) <19> вводятся понятие и расчет индекса налогового потенциала региона <20>, в методических рекомендациях органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений (2019 г. и 2023 г.) - понятие доходного потенциала муниципального образования (МО) и метод его оценки <21>.
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)В законодательстве РФ налоговый и доходный потенциалы рассматриваются применительно к процессам межбюджетного выравнивания в качестве инструмента расчета бюджетной обеспеченности территориальных образований (ст. 131 Бюджетного кодекса РФ). Налоговый (иначе экономический) потенциал ранее использовался также в оценке деятельности местных органов власти <18>. Определения налогового и доходного потенциалов в БК РФ отсутствуют, хотя в методике распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ (2004) <19> вводятся понятие и расчет индекса налогового потенциала региона <20>, в методических рекомендациях органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений (2019 г. и 2023 г.) - понятие доходного потенциала муниципального образования (МО) и метод его оценки <21>.
Статья: Налог на недвижимое богатство: перспективы введения и оценка фискального потенциала
(Корытин А.В.)
("Финансы", 2023, N 3)Фискальный потенциал налога рассчитывается исходя из оценки налоговой базы, которая затем умножается на соответствующую налоговую ставку с учетом предусмотренных вычетов и льгот.
(Корытин А.В.)
("Финансы", 2023, N 3)Фискальный потенциал налога рассчитывается исходя из оценки налоговой базы, которая затем умножается на соответствующую налоговую ставку с учетом предусмотренных вычетов и льгот.
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(разработаны Минфином России)- сформированы дополнительные условия для роста налогового (экономического) потенциала муниципальных образований (из расчета уровня дотационности муниципальных образований исключены поощрительные (стимулирующие) дотации).
(разработаны Минфином России)- сформированы дополнительные условия для роста налогового (экономического) потенциала муниципальных образований (из расчета уровня дотационности муниципальных образований исключены поощрительные (стимулирующие) дотации).
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации>6. Лицо, являющееся в силу статьи 373 НК РФ плательщиком налога на имущество организаций, обязано представлять в налоговый орган налоговую декларацию и налоговый расчет по авансовым платежам и в том случае, когда оно пользуется льготой по названному налогу и в связи с этим не уплачивает его в бюджет.
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации>6. Лицо, являющееся в силу статьи 373 НК РФ плательщиком налога на имущество организаций, обязано представлять в налоговый орган налоговую декларацию и налоговый расчет по авансовым платежам и в том случае, когда оно пользуется льготой по названному налогу и в связи с этим не уплачивает его в бюджет.
Статья: Отложенные налоги в финансовых учреждениях: обзор эмпирических исследований и роль налоговых эффектов в регулятивном капитале. Часть II
(Аксентьев А.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 11)С другой стороны, если банковское и страховое учреждение финансово устойчиво, то исключение отложенных налоговых активов из состава собственных источников теоретически не оправдано по той причине, что активы компании на праве собственности включают как финансовый, так и налоговый потенциал генерировать экономические выгоды [13]. Это значит, что в зависимости от корпоративной политики управления налоговыми активами менеджеры имеют возможность в будущем снизить налоговый денежный поток, за счет чего может произойти дополнительное высвобождение денежных средств, которые в том числе могут быть использованы в финансовом (погашение долгов по кредитам), инвестиционном (приобретение основных средств) и операционном (выплата заработной платы) направлениях. В этой связи американский подход в части расчета коэффициента RBC [3] будет более информативным в части оценки платежеспособности страховщика.
(Аксентьев А.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 11)С другой стороны, если банковское и страховое учреждение финансово устойчиво, то исключение отложенных налоговых активов из состава собственных источников теоретически не оправдано по той причине, что активы компании на праве собственности включают как финансовый, так и налоговый потенциал генерировать экономические выгоды [13]. Это значит, что в зависимости от корпоративной политики управления налоговыми активами менеджеры имеют возможность в будущем снизить налоговый денежный поток, за счет чего может произойти дополнительное высвобождение денежных средств, которые в том числе могут быть использованы в финансовом (погашение долгов по кредитам), инвестиционном (приобретение основных средств) и операционном (выплата заработной платы) направлениях. В этой связи американский подход в части расчета коэффициента RBC [3] будет более информативным в части оценки платежеспособности страховщика.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта РФ исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта РФ исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.
Статья: Правовое регулирование банковской деятельности в новых регионах Российской Федерации
(Тарасенко О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)Следует также принять во внимание, что построение банковского бизнеса в новых регионах проходит на фоне трансформации организации денежного обращения. С момента вхождения ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав Российской Федерации их денежной единицей становится рубль, обращение гривны и осуществление расчетов в гривнах допускалось только до 31 декабря 2022 г. При этом отдельные виды платежей (налоговые, бюджетные, социальные) изначально требовалось осуществлять только в рублях.
(Тарасенко О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)Следует также принять во внимание, что построение банковского бизнеса в новых регионах проходит на фоне трансформации организации денежного обращения. С момента вхождения ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав Российской Федерации их денежной единицей становится рубль, обращение гривны и осуществление расчетов в гривнах допускалось только до 31 декабря 2022 г. При этом отдельные виды платежей (налоговые, бюджетные, социальные) изначально требовалось осуществлять только в рублях.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Федеральным законом "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" от 25 февраля 2022 г. N 17-ФЗ установлено, что в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2027 г. проводится данный эксперимент. Сумма налога в рамках данного специального режима налогообложения будет исчисляться по итогам налогового периода налоговым органом на основе сведений о доходах и расходах, представленных налогоплательщиком посредством применения контрольно-кассовой техники, сведений о доходах и расходах, полученных от уполномоченной кредитной организации, а также данных о доходах, переданных налогоплательщиком через личный кабинет.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Федеральным законом "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" от 25 февраля 2022 г. N 17-ФЗ установлено, что в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2027 г. проводится данный эксперимент. Сумма налога в рамках данного специального режима налогообложения будет исчисляться по итогам налогового периода налоговым органом на основе сведений о доходах и расходах, представленных налогоплательщиком посредством применения контрольно-кассовой техники, сведений о доходах и расходах, полученных от уполномоченной кредитной организации, а также данных о доходах, переданных налогоплательщиком через личный кабинет.
Статья: Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и подразделений органов внутренних дел в обеспечении безопасности дорожного движения
(Мигущенко О.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1)Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что органами местного самоуправления и подразделениями органов внутренних дел, несмотря на значительные проблемы, проводится большая работа в области обеспечении безопасности дорожного движения. Однако эта работа была бы более эффективной, если бы взаимодействие строилось не на субъективной, но на объективной основе, на методологии не идеалистической, а материалистической. Не личные качества, но система общественных отношений является решающим фактором развития любого общества. В этом смысле следует пересмотреть многие позиции, но прежде всего понять, что эффективное взаимодействие возможно лишь в том случае, когда узковедомственные интересы "перекрываются" общим социальным интересом. Такой опыт в нашей стране был, и его надо использовать. Первым шагом на пути к социальному государству должно стать рассмотрение вопроса о возможности введения штрафа, который бы рассчитывался исходя из суммы годового дохода нарушителя. Однако сама по себе эта мера, как и любая другая "сама по себе", не в состоянии кардинально изменить ситуацию. Поэтому данную меру следует увязать с введением прогрессивного подоходного налога и дальнейшими действиями по изменению существующих производственных отношений в направлении развития социальной функции Российского государства. Это позволит начать работу по восстановлению экономического потенциала муниципальных образований.
(Мигущенко О.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1)Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что органами местного самоуправления и подразделениями органов внутренних дел, несмотря на значительные проблемы, проводится большая работа в области обеспечении безопасности дорожного движения. Однако эта работа была бы более эффективной, если бы взаимодействие строилось не на субъективной, но на объективной основе, на методологии не идеалистической, а материалистической. Не личные качества, но система общественных отношений является решающим фактором развития любого общества. В этом смысле следует пересмотреть многие позиции, но прежде всего понять, что эффективное взаимодействие возможно лишь в том случае, когда узковедомственные интересы "перекрываются" общим социальным интересом. Такой опыт в нашей стране был, и его надо использовать. Первым шагом на пути к социальному государству должно стать рассмотрение вопроса о возможности введения штрафа, который бы рассчитывался исходя из суммы годового дохода нарушителя. Однако сама по себе эта мера, как и любая другая "сама по себе", не в состоянии кардинально изменить ситуацию. Поэтому данную меру следует увязать с введением прогрессивного подоходного налога и дальнейшими действиями по изменению существующих производственных отношений в направлении развития социальной функции Российского государства. Это позволит начать работу по восстановлению экономического потенциала муниципальных образований.
Статья: Интегрированная отчетность образовательного учреждения: вызовы времени
(Аверина О.И., Колесник Н.Ф.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 8)В частности, Т.П. Карпова отмечает: "...особый интерес вызывает информация об эффективности деятельности исполнительной власти субъектов Федерации (структура и состав аппарата управления, результативность управления, коррумпированность и т.д.). Собственников предприятия, поставщиков, покупателей, кредиторов, налоговые органы, акционеров интересует другая информация: какую концепцию бизнеса выстроила и придерживается организация (корпорация, общество); данные о доходах и эффективности использования ресурсов; об изменении доли собственного капитала и его сохранности; об эффективности инвестиций; о правильности исчисления и полноте уплаты налогов и т.п." [15].
(Аверина О.И., Колесник Н.Ф.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 8)В частности, Т.П. Карпова отмечает: "...особый интерес вызывает информация об эффективности деятельности исполнительной власти субъектов Федерации (структура и состав аппарата управления, результативность управления, коррумпированность и т.д.). Собственников предприятия, поставщиков, покупателей, кредиторов, налоговые органы, акционеров интересует другая информация: какую концепцию бизнеса выстроила и придерживается организация (корпорация, общество); данные о доходах и эффективности использования ресурсов; об изменении доли собственного капитала и его сохранности; об эффективности инвестиций; о правильности исчисления и полноте уплаты налогов и т.п." [15].
Статья: Проблемы государственно-правовой защиты самозанятых в России
(Глотов С.А., Куркина Н.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)В существующих современных условиях хозяйственной деятельности государственный эксперимент по реализации и использованию в хозяйственной деятельности института самозанятости, отраженный в нормах Закона N 422-ФЗ, имеет отправной точкой 1 января 2019 г. в российских регионах: Москва, Татарстан, Московская и Калужская области. И уже через год, с 1 января 2020 г., применение режима самозанятости получило распространение на территории следующих субъектов: Санкт-Петербург, Башкортостан, Нижегородская, Ростовская, Сахалинская, Тюменская области, Красноярский, Пермский края и другие. Рассчитанный на 10 лет, сегодня эксперимент охватил всю Российскую Федерацию и, как показывает практика, имеет активность положительной динамики (в начале 2023 г., по данным налоговой статистики <7>, самозанятых было 7 млн человек, а в начале 2024 г., как отмечалось выше, уже более 9 млн), что значительно опережало прогнозные показатели федерального проекта "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами" (1,8 млн человек), сам же потенциал самозанятости в России оценивается примерно в 16 - 17 млн человек, 22% от общего числа экономически занятого населения России.
(Глотов С.А., Куркина Н.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)В существующих современных условиях хозяйственной деятельности государственный эксперимент по реализации и использованию в хозяйственной деятельности института самозанятости, отраженный в нормах Закона N 422-ФЗ, имеет отправной точкой 1 января 2019 г. в российских регионах: Москва, Татарстан, Московская и Калужская области. И уже через год, с 1 января 2020 г., применение режима самозанятости получило распространение на территории следующих субъектов: Санкт-Петербург, Башкортостан, Нижегородская, Ростовская, Сахалинская, Тюменская области, Красноярский, Пермский края и другие. Рассчитанный на 10 лет, сегодня эксперимент охватил всю Российскую Федерацию и, как показывает практика, имеет активность положительной динамики (в начале 2023 г., по данным налоговой статистики <7>, самозанятых было 7 млн человек, а в начале 2024 г., как отмечалось выше, уже более 9 млн), что значительно опережало прогнозные показатели федерального проекта "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами" (1,8 млн человек), сам же потенциал самозанятости в России оценивается примерно в 16 - 17 млн человек, 22% от общего числа экономически занятого населения России.
Статья: Государственная кадастровая оценка в Российской Федерации в 2023 году
(Шереметьев Д.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 1)Таким образом, кадастровая стоимость сама по себе не определяет степень налоговой нагрузки на правообладателя объекта недвижимости, несущего обязательства, рассчитываемые с учетом кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость призвана отражать объективный экономический потенциал объектов недвижимости, схожих с тем объектом недвижимости, стоимость которого определяется.
(Шереметьев Д.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 1)Таким образом, кадастровая стоимость сама по себе не определяет степень налоговой нагрузки на правообладателя объекта недвижимости, несущего обязательства, рассчитываемые с учетом кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость призвана отражать объективный экономический потенциал объектов недвижимости, схожих с тем объектом недвижимости, стоимость которого определяется.
Статья: Государственно-правовое регулирование использования и охраны защитных лесных насаждений в сельском хозяйстве
(Пышьева Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Налоговый кодекс РФ специальных налоговых льгот в случае проведения агролесомелиорации не предусматривает. В данном случае действуют нормы более широкой сферы применения. Нормы-стимулы экологической и отчасти аграрной направленности сосредоточены в гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, которая, по мнению специалистов в области налогового права, обладает самым существенным потенциалом для экологизации <40>. В ней указано, что при определении налоговой базы по налогу не учитываются доходы в виде стоимости полученных мелиоративных и иных объектов сельскохозяйственного назначения (пп. 19 п. 1 ст. 251), в расчет берутся материальные расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (пп. 7 п. 1 ст. 254), а также расходы на рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия. Однако, что понимается под понятиями "объекты сельскохозяйственного назначения", "имущество природоохранного назначения", "природоохранные мероприятия", в налоговом законодательстве не раскрывается. В связи с этим возникает вопрос: могут ли защитные лесные насаждения быть отнесены к таким объектам, имуществу и мероприятиям одновременно или порознь? Данная неопределенность понятий может вызвать трудности в толковании норм и отнесении правоприменителем определенного имущества к имуществу природоохранного назначения, а мероприятий к природоохранным по своему усмотрению. Все это говорит о невысокой эффективности налоговых стимулов в целом <41>. Во избежание негативных ситуаций требуется унификация и гармонизация налогового законодательства с природоохранным, аграрным и иным законодательством, в том числе посредством закрепления легальных дефиниций указанных понятий. В связи с этим следует согласиться с мнением Т.В. Петровой о том, что именно "наличие развернутых легальных определений, раскрывающих правовое содержание тех или иных понятий и категорий, используемых в экологическом законодательстве, а также трансформация этих понятий в законодательство иной отраслевой принадлежности... является непременным условием практической применимости правовых мер экономического стимулирования" <42>.
(Пышьева Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Налоговый кодекс РФ специальных налоговых льгот в случае проведения агролесомелиорации не предусматривает. В данном случае действуют нормы более широкой сферы применения. Нормы-стимулы экологической и отчасти аграрной направленности сосредоточены в гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, которая, по мнению специалистов в области налогового права, обладает самым существенным потенциалом для экологизации <40>. В ней указано, что при определении налоговой базы по налогу не учитываются доходы в виде стоимости полученных мелиоративных и иных объектов сельскохозяйственного назначения (пп. 19 п. 1 ст. 251), в расчет берутся материальные расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (пп. 7 п. 1 ст. 254), а также расходы на рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия. Однако, что понимается под понятиями "объекты сельскохозяйственного назначения", "имущество природоохранного назначения", "природоохранные мероприятия", в налоговом законодательстве не раскрывается. В связи с этим возникает вопрос: могут ли защитные лесные насаждения быть отнесены к таким объектам, имуществу и мероприятиям одновременно или порознь? Данная неопределенность понятий может вызвать трудности в толковании норм и отнесении правоприменителем определенного имущества к имуществу природоохранного назначения, а мероприятий к природоохранным по своему усмотрению. Все это говорит о невысокой эффективности налоговых стимулов в целом <41>. Во избежание негативных ситуаций требуется унификация и гармонизация налогового законодательства с природоохранным, аграрным и иным законодательством, в том числе посредством закрепления легальных дефиниций указанных понятий. В связи с этим следует согласиться с мнением Т.В. Петровой о том, что именно "наличие развернутых легальных определений, раскрывающих правовое содержание тех или иных понятий и категорий, используемых в экологическом законодательстве, а также трансформация этих понятий в законодательство иной отраслевой принадлежности... является непременным условием практической применимости правовых мер экономического стимулирования" <42>.
Статья: Направления совершенствования финансово-правового регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации
(Таран Н.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)В условиях российской финансово-правовой системы "мягкие" бюджетные ограничения стали привычной практикой, порождающей множество дискуссий среди экономистов и юристов [1]. Одним из ключевых аргументов в пользу существования таких ограничений является их способность обеспечивать финансовую стабильность в период кризисов, когда субъекты Федерации сталкиваются с непредвиденными расходами и необходимостью срочного выделения дополнительных бюджетных средств бюджетам этих субъектов. Однако это также создает стимулы для региональных властей полагаться на дополнительные межбюджетные трансферты, выделяемые из федерального бюджета, не заботясь о рациональном использовании собственных ресурсов и не предпринимая усилий для увеличения собственной доходной базы. Такая практика непосредственно влияет на налоговое администрирование в субъектах Российской Федерации. Когда субъекты Российской Федерации рассчитывают на то, что федеральное правительство способно компенсировать их бюджетный дефицит, интерес к разработке и внедрению эффективного финансово-правового регулирования системы сбора налогов резко снижается. В свою очередь это приводит к тому, что налоговый потенциал субъектов остается не полностью реализованным, а бюджетные средства расходуются неэффективно.
(Таран Н.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)В условиях российской финансово-правовой системы "мягкие" бюджетные ограничения стали привычной практикой, порождающей множество дискуссий среди экономистов и юристов [1]. Одним из ключевых аргументов в пользу существования таких ограничений является их способность обеспечивать финансовую стабильность в период кризисов, когда субъекты Федерации сталкиваются с непредвиденными расходами и необходимостью срочного выделения дополнительных бюджетных средств бюджетам этих субъектов. Однако это также создает стимулы для региональных властей полагаться на дополнительные межбюджетные трансферты, выделяемые из федерального бюджета, не заботясь о рациональном использовании собственных ресурсов и не предпринимая усилий для увеличения собственной доходной базы. Такая практика непосредственно влияет на налоговое администрирование в субъектах Российской Федерации. Когда субъекты Российской Федерации рассчитывают на то, что федеральное правительство способно компенсировать их бюджетный дефицит, интерес к разработке и внедрению эффективного финансово-правового регулирования системы сбора налогов резко снижается. В свою очередь это приводит к тому, что налоговый потенциал субъектов остается не полностью реализованным, а бюджетные средства расходуются неэффективно.