Расчет налога на имущество организаций по кадастровой стоимости
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет налога на имущество организаций по кадастровой стоимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 378.2 "Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило доначисление налога на имущество по кадастровой стоимости в отношении нежилого помещения, которое не было включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в то время как само здание, в котором находится помещение, в данный перечень входило. По мнению налогоплательщика, если отдельное помещение не поименовано в перечне, то оснований для исчисления налога на имущество организаций по кадастровой стоимости нет. Налоговый орган указал, что на административно-деловые центры и на входящие в них помещения распространяется одинаковый режим налогообложения. Суд признал обоснованным доначисление налога на имущество, поскольку как на административно-деловые и торговые центры (комплексы), так и на входящие в них помещения должен распространяться одинаковый режим налогообложения, вне зависимости от того, поименовано ли отдельное помещение в перечне, если в перечень включено все здание целиком.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило доначисление налога на имущество по кадастровой стоимости в отношении нежилого помещения, которое не было включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в то время как само здание, в котором находится помещение, в данный перечень входило. По мнению налогоплательщика, если отдельное помещение не поименовано в перечне, то оснований для исчисления налога на имущество организаций по кадастровой стоимости нет. Налоговый орган указал, что на административно-деловые центры и на входящие в них помещения распространяется одинаковый режим налогообложения. Суд признал обоснованным доначисление налога на имущество, поскольку как на административно-деловые и торговые центры (комплексы), так и на входящие в них помещения должен распространяться одинаковый режим налогообложения, вне зависимости от того, поименовано ли отдельное помещение в перечне, если в перечень включено все здание целиком.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 378.2. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества
(ред. от 17.11.2025)Статья 378.2. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества
Вопрос: Об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в целях налога на имущество организаций и уменьшении налоговой базы по нему на сумму НДС.
(Письмо Минфина России от 25.01.2023 N 03-05-05-01/5296)Вопрос: Об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в целях налога на имущество организаций и уменьшении налоговой базы по нему на сумму НДС.
(Письмо Минфина России от 25.01.2023 N 03-05-05-01/5296)Вопрос: Об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в целях налога на имущество организаций и уменьшении налоговой базы по нему на сумму НДС.
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за июнь - июль 2021 г.
(Щекин Д.М., Машков Л.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 9)Возможность не применять кадастровую стоимость при расчете налога на имущество организаций для торговых зданий площадью менее 1 000 кв. м, установленная региональным законом, не распространяется на налог на имущество физических лиц, поскольку порядок расчета такого налога определяется иным актом, принятым органом местного самоуправления.
(Щекин Д.М., Машков Л.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 9)Возможность не применять кадастровую стоимость при расчете налога на имущество организаций для торговых зданий площадью менее 1 000 кв. м, установленная региональным законом, не распространяется на налог на имущество физических лиц, поскольку порядок расчета такого налога определяется иным актом, принятым органом местного самоуправления.
Готовое решение: Как рассчитать и уплатить налог на имущество организаций
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как рассчитать налог на имущество организаций по кадастровой стоимости
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как рассчитать налог на имущество организаций по кадастровой стоимости
Статья: Правовая характеристика и новые аспекты перехода к налогообложению недвижимого имущества организаций по кадастровой стоимости в рамках налога на имущество организаций
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2024, NN 5, 6)<32> Даже самый подробный перечень, как отмечается, не может обеспечить полного охвата. Вследствие этого на уровне Российской Федерации может быть поставлен вопрос о необходимости отмены требования к регионам формировать перечни и автоматически облагать налогом ту или иную категорию имущества по кадастровой стоимости, чтобы при невозможности обложения всех объектов по кадастровой стоимости обеспечить полный охват хотя бы в части той или иной категории имущества. См.: Сашичев В.В., Балакин Р.В. Факторный анализ поступлений налога на имущество организаций, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2023. Т. 58. N 5. С. 230. DOI: 10.55959/MSU0130-0105-6-58-5-10.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2024, NN 5, 6)<32> Даже самый подробный перечень, как отмечается, не может обеспечить полного охвата. Вследствие этого на уровне Российской Федерации может быть поставлен вопрос о необходимости отмены требования к регионам формировать перечни и автоматически облагать налогом ту или иную категорию имущества по кадастровой стоимости, чтобы при невозможности обложения всех объектов по кадастровой стоимости обеспечить полный охват хотя бы в части той или иной категории имущества. См.: Сашичев В.В., Балакин Р.В. Факторный анализ поступлений налога на имущество организаций, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2023. Т. 58. N 5. С. 230. DOI: 10.55959/MSU0130-0105-6-58-5-10.
Статья: Правовые проблемы формирования перечня объектов недвижимого имущества органами государственной власти субъектов РФ в целях взимания налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости. Мониторинг судебных актов за 2016 - 2021 годы
(Ногина О.А., Темиров Э.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)4. Разрешение споров, связанных с исчислением налога
(Ногина О.А., Темиров Э.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)4. Разрешение споров, связанных с исчислением налога
Вопрос: Об отнесении пунктов выдачи товаров к торговым объектам в целях исчисления налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости.
(Письмо Минфина России от 23.05.2025 N 03-05-05-01/50680)Вопрос: Об отнесении пунктов выдачи товаров к торговым объектам в целях исчисления налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости.
(Письмо Минфина России от 23.05.2025 N 03-05-05-01/50680)Вопрос: Об отнесении пунктов выдачи товаров к торговым объектам в целях исчисления налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости.
Статья: Состав объектов недвижимого имущества, облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости имущества, и его правовая регламентация в Налоговом кодексе Российской Федерации
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2021, N 9)Учитывая сказанное выше, необходимо, однако, обратить внимание на то, что цели внесения различных изменений в положения п. 1 ст. 378.2 НК РФ не следует в обязательном порядке связывать исключительно с расширением состава объектов недвижимого имущества организаций. В качестве примера можно указать на изменения, внесенные в подп. 2 п. 1 данной статьи НК РФ согласно такому нормативному правовому акту, как Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ <34> (далее - Закон N 401-ФЗ). Изменения в подп. 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса были внесены в целях приведения формулировок данной нормы в соответствие с законодательством, регулирующим вопросы регистрации недвижимого имущества, в связи с тем, что с 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ <35>. При этом Законом N 401-ФЗ предусмотрены и другие изменения ст. 378.2 НК РФ <36>. В развитие этого необходимо обратить внимание на то, что и до, и после изменения положений подп. 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса нормами Закона N 401-ФЗ в данном подпункте закреплены такие объекты недвижимого имущества, как соответствующие нежилые помещения. То есть после изменений данного подпункта в состав объектов недвижимого имущества не были добавлены новые объекты недвижимого имущества так, как это было реализовано в подп. 4 п. 1 ст. 378.2 Кодекса посредством Закона N 379-ФЗ. Следовательно, цели, которые лежат в основе изменений соответствующих подпунктов п. 1 ст. 378.2 НК РФ, могут быть различными. С учетом изменений, которые вносились в подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, возникает, соответственно, закономерный вопрос о том, насколько вероятным является дальнейшее расширение состава объектов недвижимого имущества организаций, которые закреплены в п. 1 данной статьи НК РФ. Следует думать, что сложность ответа на данный вопрос обусловлена тем, что такой вопрос находится в зависимости от будущих изменений правового регулирования юридической конструкции налога на имущество организаций и элементов этого налога, включая налоговую базу данного налога. Для пояснения необходимо обратить внимание на то, что, как отмечено в статье К.К. Лебедева, не позднее 2024 г. будет осуществлен полный переход расчета налоговой базы по налогу на имущество организаций по кадастровой стоимости принадлежащих им объектов недвижимости. Соответствующим Федеральным законом <37> внесены изменения в Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ <38>. В частности, предусмотрен постепенный переход к оценке всех объектов недвижимости по их кадастровой стоимости <39>.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2021, N 9)Учитывая сказанное выше, необходимо, однако, обратить внимание на то, что цели внесения различных изменений в положения п. 1 ст. 378.2 НК РФ не следует в обязательном порядке связывать исключительно с расширением состава объектов недвижимого имущества организаций. В качестве примера можно указать на изменения, внесенные в подп. 2 п. 1 данной статьи НК РФ согласно такому нормативному правовому акту, как Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ <34> (далее - Закон N 401-ФЗ). Изменения в подп. 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса были внесены в целях приведения формулировок данной нормы в соответствие с законодательством, регулирующим вопросы регистрации недвижимого имущества, в связи с тем, что с 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ <35>. При этом Законом N 401-ФЗ предусмотрены и другие изменения ст. 378.2 НК РФ <36>. В развитие этого необходимо обратить внимание на то, что и до, и после изменения положений подп. 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса нормами Закона N 401-ФЗ в данном подпункте закреплены такие объекты недвижимого имущества, как соответствующие нежилые помещения. То есть после изменений данного подпункта в состав объектов недвижимого имущества не были добавлены новые объекты недвижимого имущества так, как это было реализовано в подп. 4 п. 1 ст. 378.2 Кодекса посредством Закона N 379-ФЗ. Следовательно, цели, которые лежат в основе изменений соответствующих подпунктов п. 1 ст. 378.2 НК РФ, могут быть различными. С учетом изменений, которые вносились в подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, возникает, соответственно, закономерный вопрос о том, насколько вероятным является дальнейшее расширение состава объектов недвижимого имущества организаций, которые закреплены в п. 1 данной статьи НК РФ. Следует думать, что сложность ответа на данный вопрос обусловлена тем, что такой вопрос находится в зависимости от будущих изменений правового регулирования юридической конструкции налога на имущество организаций и элементов этого налога, включая налоговую базу данного налога. Для пояснения необходимо обратить внимание на то, что, как отмечено в статье К.К. Лебедева, не позднее 2024 г. будет осуществлен полный переход расчета налоговой базы по налогу на имущество организаций по кадастровой стоимости принадлежащих им объектов недвижимости. Соответствующим Федеральным законом <37> внесены изменения в Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ <38>. В частности, предусмотрен постепенный переход к оценке всех объектов недвижимости по их кадастровой стоимости <39>.
Вопрос: Об исчислении налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, используемых для оказания медицинских услуг населению.
(Письмо Минфина России от 13.10.2023 N 03-05-05-01/97556)Вопрос: Об исчислении налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, используемых для оказания медицинских услуг населению.
(Письмо Минфина России от 13.10.2023 N 03-05-05-01/97556)Вопрос: Об исчислении налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, используемых для оказания медицинских услуг населению.