Расчет налога на имущество физических лиц за 2017 год
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет налога на имущество физических лиц за 2017 год (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 02.11.2023 N 88а-37529/2023 (УИД 61RS0023-01-2023-000643-97)
Категория спора: Налог на имущество физических лиц.
Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по налогу на имущество; 2) О взыскании пени, штрафа.
Обстоятельства: Истец ссылался на неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за спорный период.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено в части.Удовлетворяя требования налогового органа в части взыскания с Ж. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 - 2020 годы в общей сумме 1320 руб., исчисленного в отношении принадлежащей налогоплательщику Ж. квартиры N 3, расположенной по адресу: <адрес>, и пени в размере 5,29 руб., суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из доказанности факта неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за указанный период и о соблюдении налоговым органом установленного налоговым законодательством порядка и сроков обращения в суд с административным иском.
Категория спора: Налог на имущество физических лиц.
Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по налогу на имущество; 2) О взыскании пени, штрафа.
Обстоятельства: Истец ссылался на неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за спорный период.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено в части.Удовлетворяя требования налогового органа в части взыскания с Ж. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 - 2020 годы в общей сумме 1320 руб., исчисленного в отношении принадлежащей налогоплательщику Ж. квартиры N 3, расположенной по адресу: <адрес>, и пени в размере 5,29 руб., суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из доказанности факта неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за указанный период и о соблюдении налоговым органом установленного налоговым законодательством порядка и сроков обращения в суд с административным иском.
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16.02.2023 N 88а-6495/2023 (УИД 32RS0029-01-2022-000123-11)
Категория спора: 1) Налог на имущество физических лиц; 2) Земельный налог.
Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по налогу на имущество; 2) О взыскании недоимки по земельному налогу.
Обстоятельства: Ответчик является плательщиком указанных налогов, ему направлялись налоговые уведомления, налоги своевременно не уплачены, в связи с чем выставлены требования об уплате задолженности, требования не исполнены, недоимка по налогам не погашена.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Установленные судами обстоятельства направления налоговых уведомлений и требований об уплате налога не свидетельствуют об исчислении и наличии задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 133 рубля, по земельному налогу за 2016 - 2018 годы - в сумме 2 249 рублей. Размер налогов, исчисленных согласно налоговым уведомлениям, установлен судами с учетом налогового периода 2015 года, недоимка за который ко взысканию не предъявлялась. Содержание судебных актов не позволяет установить, задолженность за какой налоговый период и в каком размере имеется у налогоплательщика и подлежит взысканию. В этой части доводы кассационной жалобы заслуживают внимания.
Категория спора: 1) Налог на имущество физических лиц; 2) Земельный налог.
Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по налогу на имущество; 2) О взыскании недоимки по земельному налогу.
Обстоятельства: Ответчик является плательщиком указанных налогов, ему направлялись налоговые уведомления, налоги своевременно не уплачены, в связи с чем выставлены требования об уплате задолженности, требования не исполнены, недоимка по налогам не погашена.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Установленные судами обстоятельства направления налоговых уведомлений и требований об уплате налога не свидетельствуют об исчислении и наличии задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 133 рубля, по земельному налогу за 2016 - 2018 годы - в сумме 2 249 рублей. Размер налогов, исчисленных согласно налоговым уведомлениям, установлен судами с учетом налогового периода 2015 года, недоимка за который ко взысканию не предъявлялась. Содержание судебных актов не позволяет установить, задолженность за какой налоговый период и в каком размере имеется у налогоплательщика и подлежит взысканию. В этой части доводы кассационной жалобы заслуживают внимания.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Экономический анализ в публичном праве: от теории к практике
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2021, N 11)Заявителю, гражданину В.М. Прексину, принадлежит на праве собственности нежилое помещение в здании, преимущественно занятом автостоянкой. Указанное здание включено Правительством г. Москвы в перечень объектов, налог на которые рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости. Основанием для этого послужило отнесение здания к административно-деловым (торговым) центрам, поскольку вид разрешенного использования земельного участка под этим зданием допускает эксплуатацию автосервиса и автомойки (что соответствует понятию "бытовые услуги"). За 2017 г. заявителю был рассчитан налог на имущество физических лиц в размере 212 744 руб. исходя из кадастровой стоимости названного помещения и соответствующей ей ставки налога. При этом налоговые органы и суды отказались уменьшить эту сумму, применив налоговую льготу, предусмотренную Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" и установленную для случаев, когда здание номинально имеет торговое (деловое) назначение, но фактически используется в соответствующих целях менее чем на 20% от общей площади.
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2021, N 11)Заявителю, гражданину В.М. Прексину, принадлежит на праве собственности нежилое помещение в здании, преимущественно занятом автостоянкой. Указанное здание включено Правительством г. Москвы в перечень объектов, налог на которые рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости. Основанием для этого послужило отнесение здания к административно-деловым (торговым) центрам, поскольку вид разрешенного использования земельного участка под этим зданием допускает эксплуатацию автосервиса и автомойки (что соответствует понятию "бытовые услуги"). За 2017 г. заявителю был рассчитан налог на имущество физических лиц в размере 212 744 руб. исходя из кадастровой стоимости названного помещения и соответствующей ей ставки налога. При этом налоговые органы и суды отказались уменьшить эту сумму, применив налоговую льготу, предусмотренную Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" и установленную для случаев, когда здание номинально имеет торговое (деловое) назначение, но фактически используется в соответствующих целях менее чем на 20% от общей площади.
Вопрос: Об исчислении минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества в целях НДФЛ при его продаже.
(Письмо Минфина России от 24.04.2025 N 03-04-05/41455)Аналогичный порядок действия ранее зарегистрированных прав на недвижимое имущество сохранен положениями части 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), в соответствии с которым осуществляется государственная регистрация прав на недвижимое имущество с 01.01.2017.
(Письмо Минфина России от 24.04.2025 N 03-04-05/41455)Аналогичный порядок действия ранее зарегистрированных прав на недвижимое имущество сохранен положениями части 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), в соответствии с которым осуществляется государственная регистрация прав на недвижимое имущество с 01.01.2017.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 30.12.2022 N БВ-4-7/17924@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2022 года по вопросам налогообложения>Доводы гражданина о том, что он, будучи индивидуальным предпринимателем, освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении объектов, используемых в предпринимательской деятельности, и в отношении которых применяется упрощенная система налогообложения, признаны судами несостоятельными, поскольку налоговым органом исчислен и предъявлен к уплате налог на имущество физических лиц за 2017 г., а с заявлением об освобождении налогоплательщика, как индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, гражданин обратился в налоговые органы только в 2019 г., и его право на предоставление льготы закреплено в уведомлении от 30 декабря 2019 г. Таким образом, основания по уплате налога по упрощенной системе налогообложения за 2017 г. у налогоплательщика отсутствовали.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2022 года по вопросам налогообложения>Доводы гражданина о том, что он, будучи индивидуальным предпринимателем, освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении объектов, используемых в предпринимательской деятельности, и в отношении которых применяется упрощенная система налогообложения, признаны судами несостоятельными, поскольку налоговым органом исчислен и предъявлен к уплате налог на имущество физических лиц за 2017 г., а с заявлением об освобождении налогоплательщика, как индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, гражданин обратился в налоговые органы только в 2019 г., и его право на предоставление льготы закреплено в уведомлении от 30 декабря 2019 г. Таким образом, основания по уплате налога по упрощенной системе налогообложения за 2017 г. у налогоплательщика отсутствовали.
<Письмо> ФНС России от 07.11.2022 N БС-4-21/14973@
"Об обзоре правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам налогообложения имущества (за III квартал 2022 г.)"Вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции с физического лица по заявлению налогового органа взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2017 год, а также сумма пени. Для расчета налоговой базы налоговым органом была применена кадастровая стоимость облагаемого имущества по состоянию на 1 января 2017 года. При этом суды отклонили доводы физического лица о необходимости применения кадастровой стоимости, установленной в судебном порядке в соответствии с рыночной стоимостью имущества, поскольку заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано в 2018 году. В этом случае, как указали суды, новая кадастровая стоимость могла учитываться для целей налогообложения только с 1 января 2018 года (согласно редакции положений Налогового кодекса Российской Федерации, действующей до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ).
"Об обзоре правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам налогообложения имущества (за III квартал 2022 г.)"Вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции с физического лица по заявлению налогового органа взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2017 год, а также сумма пени. Для расчета налоговой базы налоговым органом была применена кадастровая стоимость облагаемого имущества по состоянию на 1 января 2017 года. При этом суды отклонили доводы физического лица о необходимости применения кадастровой стоимости, установленной в судебном порядке в соответствии с рыночной стоимостью имущества, поскольку заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано в 2018 году. В этом случае, как указали суды, новая кадастровая стоимость могла учитываться для целей налогообложения только с 1 января 2018 года (согласно редакции положений Налогового кодекса Российской Федерации, действующей до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В информации Росреестра от 2 октября 2017 г. "Росреестр информирует о способах получения сведений о кадастровой стоимости недвижимости" <519> изложены способы получения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Как отмечено при этом, кадастровая стоимость является базовой величиной для исчисления налога на землю, а также на имущество юридических и физических лиц в субъектах России, где региональные органы власти приняли такое решение; кроме того, информация о кадастровой стоимости может быть использована для проведения ряда операций с недвижимостью, например оформления аренды или наследства.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В информации Росреестра от 2 октября 2017 г. "Росреестр информирует о способах получения сведений о кадастровой стоимости недвижимости" <519> изложены способы получения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Как отмечено при этом, кадастровая стоимость является базовой величиной для исчисления налога на землю, а также на имущество юридических и физических лиц в субъектах России, где региональные органы власти приняли такое решение; кроме того, информация о кадастровой стоимости может быть использована для проведения ряда операций с недвижимостью, например оформления аренды или наследства.
Статья: Актуальные проблемы нормотворчества в сфере регулирования налоговых правоотношений: специальный налоговый режим как механизм легализации (часть 3)
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)О том, что проблема обеспечения безусловности взыскания в случае неуплаты налоговых платежей имеет системный характер, свидетельствуют следующие факты. Во-первых, в период с 2015 по 2018 г. имели место две налоговые амнистии. Первая налоговая амнистия введена Федеральным законом 8 июня 2015 г. N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <20>, вторая - Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <21>. По разным данным, последняя амнистия распространялась по меньшей мере на 42 млн человек и на задолженность в почти 80 млрд руб. В данном случае речь шла о физических лицах, не исполнивших по разным причинам по состоянию на 1 января 2015 г. обязанность 1) по уплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога, обязанность по исчислению которых возложена на налоговый орган; 2) по уплате налогов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; 3) по уплате страховых взносов (по состоянию на 1 января 2017 г.). Одной из главных причин амнистии, кроме неспособности лица к уплате налога, являлся опять-таки чисто экономический вопрос, напрямую связанный с несоразмерностью затрат на взыскание и суммами взыскиваемых налогов.
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)О том, что проблема обеспечения безусловности взыскания в случае неуплаты налоговых платежей имеет системный характер, свидетельствуют следующие факты. Во-первых, в период с 2015 по 2018 г. имели место две налоговые амнистии. Первая налоговая амнистия введена Федеральным законом 8 июня 2015 г. N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <20>, вторая - Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <21>. По разным данным, последняя амнистия распространялась по меньшей мере на 42 млн человек и на задолженность в почти 80 млрд руб. В данном случае речь шла о физических лицах, не исполнивших по разным причинам по состоянию на 1 января 2015 г. обязанность 1) по уплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога, обязанность по исчислению которых возложена на налоговый орган; 2) по уплате налогов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; 3) по уплате страховых взносов (по состоянию на 1 января 2017 г.). Одной из главных причин амнистии, кроме неспособности лица к уплате налога, являлся опять-таки чисто экономический вопрос, напрямую связанный с несоразмерностью затрат на взыскание и суммами взыскиваемых налогов.
Статья: Двойное налогообложение имущества физического лица
(Снегирев А.Г.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Разъяснения Минфина, представленные в Письме от 24.11.2017 N 03-05-04-01/77887 (доведено до налоговых органов Письмом ФНС России от 11.01.2018 N БС-4-21/195), не касаются вопросов исчисления налога на имущество физических лиц. Финансисты в указанном Письме ответили на вопрос об обложении налогом на имущество организаций здания (строения, сооружения) и помещений в нем. Один из выводов: налогообложение здания со всеми помещениями в нем с одновременным налогообложением отдельных помещений этого здания (двойное налогообложение) положениями Налогового кодекса не допускается. Такой же подход озвучен в Письме Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2020 N 04-16-3515/20-0-1.
(Снегирев А.Г.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Разъяснения Минфина, представленные в Письме от 24.11.2017 N 03-05-04-01/77887 (доведено до налоговых органов Письмом ФНС России от 11.01.2018 N БС-4-21/195), не касаются вопросов исчисления налога на имущество физических лиц. Финансисты в указанном Письме ответили на вопрос об обложении налогом на имущество организаций здания (строения, сооружения) и помещений в нем. Один из выводов: налогообложение здания со всеми помещениями в нем с одновременным налогообложением отдельных помещений этого здания (двойное налогообложение) положениями Налогового кодекса не допускается. Такой же подход озвучен в Письме Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2020 N 04-16-3515/20-0-1.
Статья: Спор о признании незаконным отказа в предоставлении и взыскании имущественного или социального налогового вычета по НДФЛ (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что возможность применения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) при продаже имущества для целей исчисления и уплаты НДФЛ не распространяется на физических лиц, использующих имущество в предпринимательской деятельности, что определено в ст. 220 НК РФ (Определения от 14.07.2011 N 1017-О-О, от 19.11.2015 N 2552-О, от 29.03.2016 N 486-О, от 28.02.2017 N 238-О, от 28.06.2018 N 1634-О, от 17.07.2018 N 1678-О).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что возможность применения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) при продаже имущества для целей исчисления и уплаты НДФЛ не распространяется на физических лиц, использующих имущество в предпринимательской деятельности, что определено в ст. 220 НК РФ (Определения от 14.07.2011 N 1017-О-О, от 19.11.2015 N 2552-О, от 29.03.2016 N 486-О, от 28.02.2017 N 238-О, от 28.06.2018 N 1634-О, от 17.07.2018 N 1678-О).
Вопрос: О направлении налоговыми органами через ЛК налогоплательщика документа (сведений) вида "уведомление об изменении порядка определения налоговой базы" в отношении кадастровой стоимости в 2023 г.
(Письмо ФНС России от 31.01.2023 N БС-4-21/1055@)В ЛК в соответствии с порядком его ведения размещается информация об объектах недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения по налогам (в том числе о кадастровой стоимости, применяемой в качестве налоговой базы), поступившая в налоговые органы от органов, указанных в статье 85 Кодекса, включая органы Росреестра, осуществляющие кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (подпункт 1 пункта 6 приложения к приказу ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@).
(Письмо ФНС России от 31.01.2023 N БС-4-21/1055@)В ЛК в соответствии с порядком его ведения размещается информация об объектах недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения по налогам (в том числе о кадастровой стоимости, применяемой в качестве налоговой базы), поступившая в налоговые органы от органов, указанных в статье 85 Кодекса, включая органы Росреестра, осуществляющие кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (подпункт 1 пункта 6 приложения к приказу ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@).
"Земельный участок: как грамотно распорядиться"
(выпуск 11)
(Жмурко С.Е.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Согласно разъяснениям Минфина России (письмо от 16.05.2017 N 03-05-04-01/29325) для исчисления налога на имущество физических лиц к хозпостройкам относятся объекты недвижимости на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества и садоводства или индивидуального жилищного строительства.
(выпуск 11)
(Жмурко С.Е.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Согласно разъяснениям Минфина России (письмо от 16.05.2017 N 03-05-04-01/29325) для исчисления налога на имущество физических лиц к хозпостройкам относятся объекты недвижимости на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества и садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Статья: Перерасчет налога в случае ошибочного применения налоговой льготы
(Тишин А.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 1)Так как П. в 2016, 2017 годы являлась плательщиком налога на имущество физических лиц, налоговый орган соблюдал установленный порядок взыскания (направлял налоговые уведомления о перерасчете в соответствии с п. 3 ст. 409 НК РФ не более чем за три налоговых периода, предшествующие календарному году его направления, подавал заявления о взыскании мировому судье и в районный суд с соблюдением шестимесячных сроков, определенных ст. 48 НК РФ), расчет налога и пени произведен верно, судебная коллегия пришла к выводу о том, что имеются основания для взыскания недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017 годы в названных в административном иске размерах.
(Тишин А.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 1)Так как П. в 2016, 2017 годы являлась плательщиком налога на имущество физических лиц, налоговый орган соблюдал установленный порядок взыскания (направлял налоговые уведомления о перерасчете в соответствии с п. 3 ст. 409 НК РФ не более чем за три налоговых периода, предшествующие календарному году его направления, подавал заявления о взыскании мировому судье и в районный суд с соблюдением шестимесячных сроков, определенных ст. 48 НК РФ), расчет налога и пени произведен верно, судебная коллегия пришла к выводу о том, что имеются основания для взыскания недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017 годы в названных в административном иске размерах.
Статья: О налогообложении земельных участков и дачного имущества в Москве и Московской области
(Ефимова Е.И.)
("Экологическое право", 2021, N 3)С 1 января 2015 г. налог на дачное имущество физических лиц исчислялся на основании актов представительных органов власти городских и сельских поселений в составе районов Московской области. К примеру, только в Истринском районе Московской области таких актов было 14 <4>, в Наро-Фоминском районе - 12 актов <5>, в Одинцовском районе - 80 актов <6>.
(Ефимова Е.И.)
("Экологическое право", 2021, N 3)С 1 января 2015 г. налог на дачное имущество физических лиц исчислялся на основании актов представительных органов власти городских и сельских поселений в составе районов Московской области. К примеру, только в Истринском районе Московской области таких актов было 14 <4>, в Наро-Фоминском районе - 12 актов <5>, в Одинцовском районе - 80 актов <6>.