Рабский труд
Подборка наиболее важных документов по запросу Рабский труд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 127.2. Использование рабского труда
(ред. от 17.11.2025)Статья 127.2. Использование рабского труда
Статья: Государственная идеология в современной России - конституционно-правовой взгляд
(Максимов В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Буквальное толкование является весьма категоричным, ставя институт идеологии в один ряд с запретом принудительного (рабского) труда и пыток <5>. Это неудивительно, по словам Н.С. Бондаря и Э.Э. Баринова, в 1993 г. законодатель был решителен установить идеологический плюрализм и избавить новую систему от тоталитарного присутствия <6>. Это подтверждается и С.М. Шахраем: "Все по уши были сыты одной идеологией. Все были согласны, что государственная идеология запрещена" <7>. В данном случае налицо опыт тоталитарной системы, когда идеология воспринималась как "узурпированный" властью подход к осуществлению политики, а не система общественных ценностей и взглядов.
(Максимов В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Буквальное толкование является весьма категоричным, ставя институт идеологии в один ряд с запретом принудительного (рабского) труда и пыток <5>. Это неудивительно, по словам Н.С. Бондаря и Э.Э. Баринова, в 1993 г. законодатель был решителен установить идеологический плюрализм и избавить новую систему от тоталитарного присутствия <6>. Это подтверждается и С.М. Шахраем: "Все по уши были сыты одной идеологией. Все были согласны, что государственная идеология запрещена" <7>. В данном случае налицо опыт тоталитарной системы, когда идеология воспринималась как "узурпированный" властью подход к осуществлению политики, а не система общественных ценностей и взглядов.
Статья: Публичная демонстрация совершаемого преступления: законодательная регламентация и квалификация
(Скрипченко Н.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)В-четвертых, абстрактность диспозиции ч. 1 ст. 127.2 "Использование рабского труда" УК РФ дезориентирует правоприменителя, затрудняя определение характера действий, публичная демонстрация которых будет образовывать состав п. "е" ч. 2 указанной нормы. В частности, неясно, достаточно ли для соответствующей квалификации открытого показа в социальных сетях выполняемой "рабом" работы, образующей суть использования рабского труда; условий жизни потерпевшего, свидетельствующих о его положении как раба. Очевидно, транслируемый контент должен отражать принуждение жертвы к выполнению трудовых функций, зависимое состояние потерпевшего, лишающее его возможности распоряжаться правом на труд по своему усмотрению.
(Скрипченко Н.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)В-четвертых, абстрактность диспозиции ч. 1 ст. 127.2 "Использование рабского труда" УК РФ дезориентирует правоприменителя, затрудняя определение характера действий, публичная демонстрация которых будет образовывать состав п. "е" ч. 2 указанной нормы. В частности, неясно, достаточно ли для соответствующей квалификации открытого показа в социальных сетях выполняемой "рабом" работы, образующей суть использования рабского труда; условий жизни потерпевшего, свидетельствующих о его положении как раба. Очевидно, транслируемый контент должен отражать принуждение жертвы к выполнению трудовых функций, зависимое состояние потерпевшего, лишающее его возможности распоряжаться правом на труд по своему усмотрению.
"Уголовно-правовая охрана человека от посягательств на его анатомические и физиологические свойства: Монография"
(Чукреев В.А.)
("Прометей", 2022)В этой связи необходимо пересмотреть и существенно расширить перечень видов эксплуатации в редакции примечания 2 к статье 127.1 УК РФ "Торговля людьми", где сказано, что под эксплуатацией человека в настоящей статье понимаются использование занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние.
(Чукреев В.А.)
("Прометей", 2022)В этой связи необходимо пересмотреть и существенно расширить перечень видов эксплуатации в редакции примечания 2 к статье 127.1 УК РФ "Торговля людьми", где сказано, что под эксплуатацией человека в настоящей статье понимаются использование занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние.
Статья: Отсутствие учета имущества хозяйствующим субъектом - признак малозначительности присвоения такого имущества иным лицом
(Поляков С.Б.)
("Мировой судья", 2025, N 5)"Закономерен и приговор государству-надсмотрщику: рабский труд не производителен, социализм, даже и с "человеческим лицом" (1953 - 1991), быстро себя исчерпал" <19>. Зачем сегодня государству быть надсмотрщиком, если частные лица - хозяйствующие субъекты не могут определить ценность того, что у них пропало и пропадает каждый день?
(Поляков С.Б.)
("Мировой судья", 2025, N 5)"Закономерен и приговор государству-надсмотрщику: рабский труд не производителен, социализм, даже и с "человеческим лицом" (1953 - 1991), быстро себя исчерпал" <19>. Зачем сегодня государству быть надсмотрщиком, если частные лица - хозяйствующие субъекты не могут определить ценность того, что у них пропало и пропадает каждый день?
Статья: Новое обстоятельство, отягчающее наказание, в уголовном законодательстве России (научно-практический комментарий к Федеральному закону "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" от 8 августа 2024 года N 218-ФЗ)
(Ермолович Я.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 1)В пояснительной записке к проекту Федерального закона N 218-ФЗ, внесенному группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, отмечалось, что указанный законопроект разработан в целях реализации указания Президента Российской Федерации от 29 июня 2023 г. N Пр-1306 и направлен на противодействие распространению в информационном пространстве деструктивных материалов в виде так называемых треш-стримов, т.е. общедоступных трансляций в прямом эфире (как правило, в сети Интернет), в ходе которых совершаются различные деяния с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего. Такие трансляции пользуются определенной популярностью, а совершение преступлений с публичной демонстрацией, в том числе в сети Интернет, по мнению авторов законопроекта, значительно повышает общественную опасность этих деяний, поскольку посягает не только на жизнь и здоровье, свободу, честь и достоинства конкретных лиц, но также на общественную безопасность и общественный порядок, вводя данное преступное поведение в ранг допустимого и возможного для неограниченного круга лиц. Зрителями данных трансляций становятся преимущественно дети и молодые люди, как правило, с несформировавшимися психикой и ценностями, отмечается авторами законопроекта, а подобные трансляции формируют ощущение, что данные действия можно повторять, что повлекло случаи "подражательства" известным треш-стримерам. Помимо введения нового обстоятельства, отягчающего наказание, авторами законопроекта было предложено усилить уголовную ответственность за совершение 10 преступлений, наиболее часто встречающихся в практике треш-стримеров: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, истязание, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, похищение человека, незаконное лишение свободы, использование рабского труда <1>. Предложенный группой депутатов Государственной Думы законопроект не встретил концептуальных возражений, получил положительные отзывы Верховного Суда Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и был принят с незначительными редакционными изменениями.
(Ермолович Я.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 1)В пояснительной записке к проекту Федерального закона N 218-ФЗ, внесенному группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, отмечалось, что указанный законопроект разработан в целях реализации указания Президента Российской Федерации от 29 июня 2023 г. N Пр-1306 и направлен на противодействие распространению в информационном пространстве деструктивных материалов в виде так называемых треш-стримов, т.е. общедоступных трансляций в прямом эфире (как правило, в сети Интернет), в ходе которых совершаются различные деяния с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего. Такие трансляции пользуются определенной популярностью, а совершение преступлений с публичной демонстрацией, в том числе в сети Интернет, по мнению авторов законопроекта, значительно повышает общественную опасность этих деяний, поскольку посягает не только на жизнь и здоровье, свободу, честь и достоинства конкретных лиц, но также на общественную безопасность и общественный порядок, вводя данное преступное поведение в ранг допустимого и возможного для неограниченного круга лиц. Зрителями данных трансляций становятся преимущественно дети и молодые люди, как правило, с несформировавшимися психикой и ценностями, отмечается авторами законопроекта, а подобные трансляции формируют ощущение, что данные действия можно повторять, что повлекло случаи "подражательства" известным треш-стримерам. Помимо введения нового обстоятельства, отягчающего наказание, авторами законопроекта было предложено усилить уголовную ответственность за совершение 10 преступлений, наиболее часто встречающихся в практике треш-стримеров: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, истязание, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, похищение человека, незаконное лишение свободы, использование рабского труда <1>. Предложенный группой депутатов Государственной Думы законопроект не встретил концептуальных возражений, получил положительные отзывы Верховного Суда Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и был принят с незначительными редакционными изменениями.
Статья: Уголовно-правовое значение шантажа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) способа совершения преступления - в этом смысле о шантаже говорят п. "г" ч. 2 ст. 127.2 "Использование рабского труда", ч. 1 ст. 133 "Понуждение к действиям сексуального характера", ч. 1 ст. 183 "Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну", ч. 2 ст. 185.5 "Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества", ч. 2 ст. 230.1 "Склонение спортсмена к использованию субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте", ч. 1 ст. 283.1 "Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну", ч. 1 ст. 302 "Принуждение к даче показаний", ч. 2 ст. 309 "Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу". В этих случаях шантаж указывается либо наряду с иными угрозами (например, п. "г" ч. 2 ст. 127.2), либо как средство принуждения (например, ч. 1 ст. 302).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) способа совершения преступления - в этом смысле о шантаже говорят п. "г" ч. 2 ст. 127.2 "Использование рабского труда", ч. 1 ст. 133 "Понуждение к действиям сексуального характера", ч. 1 ст. 183 "Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну", ч. 2 ст. 185.5 "Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества", ч. 2 ст. 230.1 "Склонение спортсмена к использованию субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте", ч. 1 ст. 283.1 "Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну", ч. 1 ст. 302 "Принуждение к даче показаний", ч. 2 ст. 309 "Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу". В этих случаях шантаж указывается либо наряду с иными угрозами (например, п. "г" ч. 2 ст. 127.2), либо как средство принуждения (например, ч. 1 ст. 302).
Статья: Репарации за рабство и работорговлю: международно-правовой аспект ответственности государств
(Нелаева Г.А., Хабарова Е.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2025, N 2)Среди многочисленных преступлений колониальной эпохи особое место занимает трансатлантическая работорговля. Несмотря на то что Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, была принята в рамках ООН еще в 1956 г., все еще не разработаны правовые механизмы привлечения к ответственности за рабство, работорговлю и использование рабского труда. Также нет и единого понимания, что представляет собой это явление в современном мире, не говоря уже об исторических примерах. В Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (2000) и Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее (Палермский протокол, 2000) приводится определение понятия "торговля людьми" (ст. 3). Однако акцент на современных формах рабства приводит к искаженному пониманию ответственности за данные преступления. Феномен трансатлантической работорговли, продолжавшейся несколько веков, сильно отличается от современной торговли людьми и требует другого подхода. Многие западные страны заявляют, что успешно справились с этой проблемой, запретив рабство и работорговлю еще в XIX в., и что это явление больше их не касается. В настоящем они позиционируют себя как страны, предпринимающие массу усилий по выявлению и предотвращению подобных деяний, а источник проблемы находится вне их границ, где-нибудь в нестабильных регионах Африки и Азии <10>. Необходимо учитывать исторический контекст преступления, чтобы оценить масштаб того ущерба, который был причинен трансатлантической работорговлей. Поэтому дискуссии о репарациях за преступления прошлого, начавшиеся в конце XX - начале XXI в., не прекращаются по сей день.
(Нелаева Г.А., Хабарова Е.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2025, N 2)Среди многочисленных преступлений колониальной эпохи особое место занимает трансатлантическая работорговля. Несмотря на то что Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, была принята в рамках ООН еще в 1956 г., все еще не разработаны правовые механизмы привлечения к ответственности за рабство, работорговлю и использование рабского труда. Также нет и единого понимания, что представляет собой это явление в современном мире, не говоря уже об исторических примерах. В Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (2000) и Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее (Палермский протокол, 2000) приводится определение понятия "торговля людьми" (ст. 3). Однако акцент на современных формах рабства приводит к искаженному пониманию ответственности за данные преступления. Феномен трансатлантической работорговли, продолжавшейся несколько веков, сильно отличается от современной торговли людьми и требует другого подхода. Многие западные страны заявляют, что успешно справились с этой проблемой, запретив рабство и работорговлю еще в XIX в., и что это явление больше их не касается. В настоящем они позиционируют себя как страны, предпринимающие массу усилий по выявлению и предотвращению подобных деяний, а источник проблемы находится вне их границ, где-нибудь в нестабильных регионах Африки и Азии <10>. Необходимо учитывать исторический контекст преступления, чтобы оценить масштаб того ущерба, который был причинен трансатлантической работорговлей. Поэтому дискуссии о репарациях за преступления прошлого, начавшиеся в конце XX - начале XXI в., не прекращаются по сей день.
"Корыстные преступления против собственности с использованием информационно-телекоммуникационных сетей: вопросы квалификации: монография"
(Овсюков Д.А.)
(под науч. ред. С.М. Кочои)
("Проспект", 2023)В литературе принято считать, что предметом вымогательства (ст. 163 УК РФ) следует признавать: 1) чужое имущество; 2) право на имущество и 3) другие действия имущественного характера. К последним согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2015 N 56 "О судебной практике по делам о вымогательстве (статья 163 Уголовного кодекса Российской Федерации)" относятся действия, не связанные непосредственно с переходом права собственности или других вещных прав (в частности, производство работ или оказание услуг, являющихся возмездными в обычных условиях гражданского оборота; исполнение потерпевшим за виновного обязательств) <1>. Однако такая трактовка "иных действий имущественного характера" не может не вызывать у нас вопросов. В частности, она порождает проблемы разграничения с некоторыми составами преступлений, такими как использование рабского труда или принуждение к совершению сделки <2>.
(Овсюков Д.А.)
(под науч. ред. С.М. Кочои)
("Проспект", 2023)В литературе принято считать, что предметом вымогательства (ст. 163 УК РФ) следует признавать: 1) чужое имущество; 2) право на имущество и 3) другие действия имущественного характера. К последним согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2015 N 56 "О судебной практике по делам о вымогательстве (статья 163 Уголовного кодекса Российской Федерации)" относятся действия, не связанные непосредственно с переходом права собственности или других вещных прав (в частности, производство работ или оказание услуг, являющихся возмездными в обычных условиях гражданского оборота; исполнение потерпевшим за виновного обязательств) <1>. Однако такая трактовка "иных действий имущественного характера" не может не вызывать у нас вопросов. В частности, она порождает проблемы разграничения с некоторыми составами преступлений, такими как использование рабского труда или принуждение к совершению сделки <2>.
Статья: Уголовно-правовые, криминологические, криминалистические аспекты публичной демонстрации преступлений против личности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет
(Пестерева Ю.С., Тимошенко С.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Однако следует принять во внимание, что в данный момент совершение умышленного преступления с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет), является не преступлением, а лишь одним из обстоятельств, отягчающих наказание (п. "т" ч. 1 ст. 63 УК РФ). Исходя из этого, каждый элемент криминалистической характеристики следует рассматривать комплексно с учетом базовых преступлений, к числу которых целесообразно отнести убийство, умышленное причинение тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью, побои, истязание, угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, похищение человека, незаконное лишение свободы, использование рабского труда, если они сопровождались ведением треш-стрима.
(Пестерева Ю.С., Тимошенко С.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Однако следует принять во внимание, что в данный момент совершение умышленного преступления с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет), является не преступлением, а лишь одним из обстоятельств, отягчающих наказание (п. "т" ч. 1 ст. 63 УК РФ). Исходя из этого, каждый элемент криминалистической характеристики следует рассматривать комплексно с учетом базовых преступлений, к числу которых целесообразно отнести убийство, умышленное причинение тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью, побои, истязание, угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, похищение человека, незаконное лишение свободы, использование рабского труда, если они сопровождались ведением треш-стрима.