Работники аппарата мировых судей
Подборка наиболее важных документов по запросу Работники аппарата мировых судей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Публикация судебных актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На судебных участках мировых судей обязанность по размещению текстов судебных актов в сети Интернет, а также ответственность за передачу текстов судебных актов для размещения, за размещение текстов судебных актов в сети Интернет и исключение из них персональных данных возлагаются на уполномоченных работников аппаратов мировых судей органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими организационное обеспечение деятельности мировых судей.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На судебных участках мировых судей обязанность по размещению текстов судебных актов в сети Интернет, а также ответственность за передачу текстов судебных актов для размещения, за размещение текстов судебных актов в сети Интернет и исключение из них персональных данных возлагаются на уполномоченных работников аппаратов мировых судей органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими организационное обеспечение деятельности мировых судей.
Статья: Организация работы мировых судей в Российской Федерации и пути ее совершенствования
(Нестеров В.М.)
("Мировой судья", 2024, N 11)В п. 3, 4 ст. 9 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" (введены Федеральным законом от 18 апреля 2018 г. N 76-ФЗ) закреплено руководство мировым судьей своими работниками, кроме этого, установлено согласование с мировым судьей перемещения работника, применение мер поощрения, взыскания, утверждение графика отпусков работников аппарата мирового судьи, которое осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
(Нестеров В.М.)
("Мировой судья", 2024, N 11)В п. 3, 4 ст. 9 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" (введены Федеральным законом от 18 апреля 2018 г. N 76-ФЗ) закреплено руководство мировым судьей своими работниками, кроме этого, установлено согласование с мировым судьей перемещения работника, применение мер поощрения, взыскания, утверждение графика отпусков работников аппарата мирового судьи, которое осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Работникам аппарата мирового судьи присваиваются классные чины государственной гражданской службы субъекта РФ. При этом работники аппарата мирового судьи также могут замещать должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта РФ.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Работникам аппарата мирового судьи присваиваются классные чины государственной гражданской службы субъекта РФ. При этом работники аппарата мирового судьи также могут замещать должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта РФ.
Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"9. Деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются во взаимодействии с советом судей соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта Российской Федерации. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи также могут замещать должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
(ред. от 23.07.2025)
"О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"9. Деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются во взаимодействии с советом судей соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта Российской Федерации. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи также могут замещать должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Статья: Исполнительное производство и судебное администрирование: содержание и новые приоритеты
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2022, N 4)С 2015 г. в Российской Федерации в Федеральном законе "Об исполнительном производстве" установлена возможность направления приставам-исполнителям исполнительных документов в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Данное нововведение позволило осуществить технологические усовершенствования в исполнительном производстве судов. К 2018 г. специалистами ФГБУ ИАЦ Судебного департамента при Верховном Суде РФ была проведена опытная эксплуатация по формированию исполнительных документов между судами общей юрисдикции Нижегородской и Ульяновской областей, а также участками мировых судей Московской области с подразделениями ФССП России. Тогда же были начаты работы по взаимодействию с ПАО "Сбербанк", которые позволили разработать механизм проверки наличия предъявленного в банк исполнительного документа в федеральной базе исполнительных документов <12>. В настоящее время продолжается поэтапное внедрение механизмов межведомственного электронного взаимодействия с ФССП России <13>. На практике направление электронных бланков исполнительных листов в части субъектов РФ обеспечивается не только аппаратом федеральных судов, но и работниками аппарата мировых судей.
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2022, N 4)С 2015 г. в Российской Федерации в Федеральном законе "Об исполнительном производстве" установлена возможность направления приставам-исполнителям исполнительных документов в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Данное нововведение позволило осуществить технологические усовершенствования в исполнительном производстве судов. К 2018 г. специалистами ФГБУ ИАЦ Судебного департамента при Верховном Суде РФ была проведена опытная эксплуатация по формированию исполнительных документов между судами общей юрисдикции Нижегородской и Ульяновской областей, а также участками мировых судей Московской области с подразделениями ФССП России. Тогда же были начаты работы по взаимодействию с ПАО "Сбербанк", которые позволили разработать механизм проверки наличия предъявленного в банк исполнительного документа в федеральной базе исполнительных документов <12>. В настоящее время продолжается поэтапное внедрение механизмов межведомственного электронного взаимодействия с ФССП России <13>. На практике направление электронных бланков исполнительных листов в части субъектов РФ обеспечивается не только аппаратом федеральных судов, но и работниками аппарата мировых судей.
Статья: Мировая юстиция: состояние, проблемы, перспективы
(Момотов В.В.)
("Мировой судья", 2022, N 3)В соответствии с действующим законодательством оплата труда мировых судей осуществляется через федеральное финансирование Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, а материально-техническое обеспечение и оплата труда работников аппарата мировых судей осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующего субъекта Российской Федерации.
(Момотов В.В.)
("Мировой судья", 2022, N 3)В соответствии с действующим законодательством оплата труда мировых судей осуществляется через федеральное финансирование Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, а материально-техническое обеспечение и оплата труда работников аппарата мировых судей осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья: Особенности публично-правового статуса государственного служащего в сфере организационного обеспечения деятельности судов
(Корякин И.И.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)В Республике Саха (Якутия) приняты подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие некоторые вопросы государственной гражданской службы, относящиеся и к деятельности работников аппарата мировых судей - государственных гражданских служащих:
(Корякин И.И.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)В Республике Саха (Якутия) приняты подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие некоторые вопросы государственной гражданской службы, относящиеся и к деятельности работников аппарата мировых судей - государственных гражданских служащих:
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Важным для обеспечения гарантий самостоятельности мировых судей стал Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей", которым установлена обязанность высших исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ взаимодействовать с советами судей субъектов РФ при разработке бюджета субъекта РФ в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и финансирования оплаты труда работников аппарата мировых судей, а также обязательности согласования с советом судей субъекта РФ уменьшения объема финансирования, выделенного на обеспечение деятельности мировых судей. Это позволило повысить контроль за расходованием бюджетных средств и сократить случаи их необоснованного снижения.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Важным для обеспечения гарантий самостоятельности мировых судей стал Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей", которым установлена обязанность высших исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ взаимодействовать с советами судей субъектов РФ при разработке бюджета субъекта РФ в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и финансирования оплаты труда работников аппарата мировых судей, а также обязательности согласования с советом судей субъекта РФ уменьшения объема финансирования, выделенного на обеспечение деятельности мировых судей. Это позволило повысить контроль за расходованием бюджетных средств и сократить случаи их необоснованного снижения.
Статья: Судебная система Российской Федерации в условиях современных вызовов
(Догадайло Е.Ю., Носов С.И., Чепунов О.И.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 3)Существенно обновилось законодательство о статусе и организационном обеспечении деятельности мировых судей. Речь идет прежде всего о дальнейшей законодательной унификации правового статуса судей федеральных судов и мировых судей, в том числе путем закрепления принципа несменяемости мирового судьи <5>. Этим же Федеральным законом закреплены нормы, предусматривающие взаимодействие региональных советов судей и органов публичной власти субъектов Российской Федерации при разработке бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на обеспечение деятельности мировых судей. Данное положение имеет важное значение для обеспечения гарантий самостоятельности мировых судей путем использования инструментов организационного обеспечения их деятельности. Однако представителями судейского сообщества высказывается мнение о том, что имеющиеся законодательные меры не решают проблем должного финансирования деятельности мировых судей. Отмечается, что зависимость отправления правосудия мировыми судьями от экономики конкретного субъекта Российской Федерации "противоречит статусу судебной власти и может негативно сказываться на реализации гражданами права на судебную защиту своих интересов" <6>. В качестве пути решения предлагается закрепление на федеральном уровне стандартов штатного расписания и заработной платы работников аппарата мировых судей, материально-технического обеспечения мировых судей. Сама идея должного финансирования деятельности мировых судей заслуживает поддержки. Вместе с тем предложение о закреплении на федеральном уровне стандартов штатного расписания и заработной платы вызывает вопросы. В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (ст. 1, 9, 10) мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, а структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. При закреплении на федеральном уровне стандартов штатного расписания аппарата мирового судьи возникает закономерный вопрос о том, будет ли соответствующий уровень стандартов обеспечиваться за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта Российской Федерации. Исходя из положений указанного Федерального закона такое обеспечение будет возложено на бюджеты субъектов Российской Федерации. Данный вопрос потребует серьезной проработки и согласования с органами власти субъектов Российской Федерации, и добиться в этом вопросе консенсуса, учитывая существенные различия в уровнях социально-экономического развития разных регионов России, будет непросто.
(Догадайло Е.Ю., Носов С.И., Чепунов О.И.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 3)Существенно обновилось законодательство о статусе и организационном обеспечении деятельности мировых судей. Речь идет прежде всего о дальнейшей законодательной унификации правового статуса судей федеральных судов и мировых судей, в том числе путем закрепления принципа несменяемости мирового судьи <5>. Этим же Федеральным законом закреплены нормы, предусматривающие взаимодействие региональных советов судей и органов публичной власти субъектов Российской Федерации при разработке бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на обеспечение деятельности мировых судей. Данное положение имеет важное значение для обеспечения гарантий самостоятельности мировых судей путем использования инструментов организационного обеспечения их деятельности. Однако представителями судейского сообщества высказывается мнение о том, что имеющиеся законодательные меры не решают проблем должного финансирования деятельности мировых судей. Отмечается, что зависимость отправления правосудия мировыми судьями от экономики конкретного субъекта Российской Федерации "противоречит статусу судебной власти и может негативно сказываться на реализации гражданами права на судебную защиту своих интересов" <6>. В качестве пути решения предлагается закрепление на федеральном уровне стандартов штатного расписания и заработной платы работников аппарата мировых судей, материально-технического обеспечения мировых судей. Сама идея должного финансирования деятельности мировых судей заслуживает поддержки. Вместе с тем предложение о закреплении на федеральном уровне стандартов штатного расписания и заработной платы вызывает вопросы. В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (ст. 1, 9, 10) мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, а структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. При закреплении на федеральном уровне стандартов штатного расписания аппарата мирового судьи возникает закономерный вопрос о том, будет ли соответствующий уровень стандартов обеспечиваться за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта Российской Федерации. Исходя из положений указанного Федерального закона такое обеспечение будет возложено на бюджеты субъектов Российской Федерации. Данный вопрос потребует серьезной проработки и согласования с органами власти субъектов Российской Федерации, и добиться в этом вопросе консенсуса, учитывая существенные различия в уровнях социально-экономического развития разных регионов России, будет непросто.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При этом при установлении нормативов расходов на финансовое обеспечение полномочий, указанных в п. 72 ч. 1 ст. 44 настоящего Федерального закона, по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей и оплате труда работников аппарата мировых судей высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации взаимодействует с советом судей субъекта Российской Федерации.
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При этом при установлении нормативов расходов на финансовое обеспечение полномочий, указанных в п. 72 ч. 1 ст. 44 настоящего Федерального закона, по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей и оплате труда работников аппарата мировых судей высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации взаимодействует с советом судей субъекта Российской Федерации.
Статья: Конституционная модель взаимодействия в конституционных актах современной России
(Комарова В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Взаимодействие закреплено также как способ решения определенных вопросов, таких как установление нормативов расходов по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей и оплате труда работников аппарата мировых судей. В этом случае высший исполнительный орган субъекта федерации взаимодействует с советом судей субъекта.
(Комарова В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Взаимодействие закреплено также как способ решения определенных вопросов, таких как установление нормативов расходов по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей и оплате труда работников аппарата мировых судей. В этом случае высший исполнительный орган субъекта федерации взаимодействует с советом судей субъекта.
Статья: Информационные технологии и оптимизация гражданского судопроизводства на судебных участках мировых судей в аспекте неразрывной связи
(Латышева Н.А., Ершов Р.А.)
("Мировой судья", 2024, N 1)Оценка значимости таких взаимосвязей в условиях совместного предметного ведения с субъектами РФ нашла выражение в федеральной поддержке (софинансировании) данных мероприятий на основе федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы" <17>. В этой связи задачи судебного администрирования заключаются в последовательной реализации четкой системы планирования и контроля с целью оперативного внедрения новых возможностей и получения работниками аппарата мирового судьи цифровых компетенций. Продолжение традиции, заключенной в формуле "суда скорого, правового, милостивого и равного для всех" Судебной реформы 1864 г., особенно актуализируется в новых технологических условиях при активном контролирующем участии советов судей в субъектах РФ с учетом роли судейского корпуса в формировании судебной власти в стране <18>.
(Латышева Н.А., Ершов Р.А.)
("Мировой судья", 2024, N 1)Оценка значимости таких взаимосвязей в условиях совместного предметного ведения с субъектами РФ нашла выражение в федеральной поддержке (софинансировании) данных мероприятий на основе федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы" <17>. В этой связи задачи судебного администрирования заключаются в последовательной реализации четкой системы планирования и контроля с целью оперативного внедрения новых возможностей и получения работниками аппарата мирового судьи цифровых компетенций. Продолжение традиции, заключенной в формуле "суда скорого, правового, милостивого и равного для всех" Судебной реформы 1864 г., особенно актуализируется в новых технологических условиях при активном контролирующем участии советов судей в субъектах РФ с учетом роли судейского корпуса в формировании судебной власти в стране <18>.
Статья: Отдельные аспекты деятельности публичной власти на федеральной территории
(Алексеева Т.М.)
("Мировой судья", 2022, N 1)Кроме того, в силу ст. 6 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" финансовое обеспечение деятельности мировых судей (за исключением обеспечения оплаты труда мировых судей, которое осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ) осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом, вопрос о финансовой составляющей также остается открытым, поскольку в настоящее время финансовое обеспечение работников аппарата мировых судей происходит из бюджета субъекта Российской Федерации, а в дальнейшем, видимо, будет осуществляться из бюджета федерального, что, в свою очередь, приведет к неравенству финансовой обеспеченности различных видов публично-правовых образований <19>. Поэтому "придание федеральной территории "Сириус" правосубъектности возможно обосновать только необходимостью придавать федеральной территории статус собственника или предоставлять ей отдельный бюджет" <20>.
(Алексеева Т.М.)
("Мировой судья", 2022, N 1)Кроме того, в силу ст. 6 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" финансовое обеспечение деятельности мировых судей (за исключением обеспечения оплаты труда мировых судей, которое осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ) осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом, вопрос о финансовой составляющей также остается открытым, поскольку в настоящее время финансовое обеспечение работников аппарата мировых судей происходит из бюджета субъекта Российской Федерации, а в дальнейшем, видимо, будет осуществляться из бюджета федерального, что, в свою очередь, приведет к неравенству финансовой обеспеченности различных видов публично-правовых образований <19>. Поэтому "придание федеральной территории "Сириус" правосубъектности возможно обосновать только необходимостью придавать федеральной территории статус собственника или предоставлять ей отдельный бюджет" <20>.
"Упрощенные производства в гражданском судопроизводстве"
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Мировой судья объективно и в силу закона лишен возможности проверить в течение 3 дней как правоспособность должника, так и место его регистрации, место фактического пребывания. Все эти обстоятельства мировой судья узнает из заявления взыскателя и из прилагаемых взыскателем документов. Бывают, конечно, и исключения, когда мировой судья либо работники его аппарата располагают "непроцессуальной" информацией о должнике. Но такая "непроцессуальная" информация лишь повод оперативно сделать запрос о представлении адресной справки, о представлении копии записи акта о смерти. В этих редких случаях и с риском нарушения процессуальных сроков у мирового судьи сохраняется возможность вынести определение об отказе в принятии заявления взыскателя.
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Мировой судья объективно и в силу закона лишен возможности проверить в течение 3 дней как правоспособность должника, так и место его регистрации, место фактического пребывания. Все эти обстоятельства мировой судья узнает из заявления взыскателя и из прилагаемых взыскателем документов. Бывают, конечно, и исключения, когда мировой судья либо работники его аппарата располагают "непроцессуальной" информацией о должнике. Но такая "непроцессуальная" информация лишь повод оперативно сделать запрос о представлении адресной справки, о представлении копии записи акта о смерти. В этих редких случаях и с риском нарушения процессуальных сроков у мирового судьи сохраняется возможность вынести определение об отказе в принятии заявления взыскателя.