Работа в офисе коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Работа в офисе коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14.05.2024 по делу N 88-11724/2024 (УИД 77RS0034-02-2022-008735-89)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: В адрес истицы поступали необоснованные претензии со стороны непосредственного руководителя, оказывалось давление к увольнению по собственному желанию, затем перестала выплачиваться премия, также истцу стали необоснованно и регулярно выносится дисциплинарные взыскания, осуществлялись препятствия в ее трудовой деятельности, о чем истица неоднократно докладывала генеральному директору ответчика.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Проверяя доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приобщила к материалам дела в качестве дополнительного доказательства - выгрузку из системы контроля и управления доступом ООО "Авиакомпания "Победа", указав, что данные системы СКУД подтверждают факты опозданий истца на работу 8, 9, 10, 11, 15, 16, 18, 19, 22, 23, 24, 25, ДД.ММ.ГГГГ, и отметив, что факт неоднократных опозданий был выявлен работодателем только в декабре 2021 года, поскольку согласно объяснениям стороны ответчика, предприятие не ведет постоянный (ежедневный) контроль посещения офиса Авиакомпании работниками, тем более, что в указанный период значительное число работников ООО "Авиакомпания "Победа" выполняло работу удаленно (дистанционно) в связи с общим ростом уровня заболеваемости covid-19.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: В адрес истицы поступали необоснованные претензии со стороны непосредственного руководителя, оказывалось давление к увольнению по собственному желанию, затем перестала выплачиваться премия, также истцу стали необоснованно и регулярно выносится дисциплинарные взыскания, осуществлялись препятствия в ее трудовой деятельности, о чем истица неоднократно докладывала генеральному директору ответчика.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Проверяя доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приобщила к материалам дела в качестве дополнительного доказательства - выгрузку из системы контроля и управления доступом ООО "Авиакомпания "Победа", указав, что данные системы СКУД подтверждают факты опозданий истца на работу 8, 9, 10, 11, 15, 16, 18, 19, 22, 23, 24, 25, ДД.ММ.ГГГГ, и отметив, что факт неоднократных опозданий был выявлен работодателем только в декабре 2021 года, поскольку согласно объяснениям стороны ответчика, предприятие не ведет постоянный (ежедневный) контроль посещения офиса Авиакомпании работниками, тем более, что в указанный период значительное число работников ООО "Авиакомпания "Победа" выполняло работу удаленно (дистанционно) в связи с общим ростом уровня заболеваемости covid-19.
Апелляционное определение Московского городского суда от 10.06.2024 по делу N 33-18042/2024 (УИД 77RS0023-02-2021-009192-61)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; 2) О взыскании платы за вынужденный прогул; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О выдаче дубликата трудовой книжки; 5) Об изменении даты, формулировки, основания увольнения; 6) О признании незаконным увольнения за прогул.
Обстоятельства: Истица указала, что работала у ответчика, приказом была уволена, увольнение считает незаконным.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено; 5) Удовлетворено; 6) Удовлетворено.С 23.03.2020 г. в связи с пандемией COVID-19 К.О.ВА. по личному заявлению была переведена на дистанционную форму работы, с 24.02.2021 г. истец переведена на периодическую дистанционную работу сроком по 11.04.2021 г. Дни работы вне стационарного рабочего места работодателя - вторник и четверг, дни работы в офисе - понедельник, среда, пятница.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; 2) О взыскании платы за вынужденный прогул; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О выдаче дубликата трудовой книжки; 5) Об изменении даты, формулировки, основания увольнения; 6) О признании незаконным увольнения за прогул.
Обстоятельства: Истица указала, что работала у ответчика, приказом была уволена, увольнение считает незаконным.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено; 5) Удовлетворено; 6) Удовлетворено.С 23.03.2020 г. в связи с пандемией COVID-19 К.О.ВА. по личному заявлению была переведена на дистанционную форму работы, с 24.02.2021 г. истец переведена на периодическую дистанционную работу сроком по 11.04.2021 г. Дни работы вне стационарного рабочего места работодателя - вторник и четверг, дни работы в офисе - понедельник, среда, пятница.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как работодателю организовать работу в неблагоприятной эпидемиологической ситуации (из-за коронавируса COVID-19) (не актуализируется с 28.04.2023)
(КонсультантПлюс, 2023)В приказ может быть включена следующая важная информация: очередность перевода на удаленную (дистанционную) работу, простой отдельных подразделений (работников), особенности посещения офиса в условиях распространения коронавируса (если это необходимо), возможность согласования индивидуальных графиков работы и другие особенности организации работы в этот период. При подготовке приказа используйте Рекомендации Роспотребнадзора и Методические рекомендации МР 3.1.0276-22, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 28.02.2022.
(КонсультантПлюс, 2023)В приказ может быть включена следующая важная информация: очередность перевода на удаленную (дистанционную) работу, простой отдельных подразделений (работников), особенности посещения офиса в условиях распространения коронавируса (если это необходимо), возможность согласования индивидуальных графиков работы и другие особенности организации работы в этот период. При подготовке приказа используйте Рекомендации Роспотребнадзора и Методические рекомендации МР 3.1.0276-22, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 28.02.2022.
Готовое решение: Как составить приказ об организации работы в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации (угрозы распространения COVID-19) (не актуализируется со 2 мая 2023 г.)
(КонсультантПлюс, 2023)меры для тех, кто работает в обычном порядке. Укажите, какие подразделения, работники во время угрозы распространения COVID-19 будут работать, как и раньше (например, в офисе, на своих рабочих местах), какие меры безопасности они должны соблюдать. Например, ограничить перемещения между кабинетами, сразу сообщать о плохом самочувствии своему руководителю, измерять температуру тела перед началом рабочего дня и по его окончании. Если таких мер много, то можете поручить в приказе ответственному лицу подготовить о них отдельный документ;
(КонсультантПлюс, 2023)меры для тех, кто работает в обычном порядке. Укажите, какие подразделения, работники во время угрозы распространения COVID-19 будут работать, как и раньше (например, в офисе, на своих рабочих местах), какие меры безопасности они должны соблюдать. Например, ограничить перемещения между кабинетами, сразу сообщать о плохом самочувствии своему руководителю, измерять температуру тела перед началом рабочего дня и по его окончании. Если таких мер много, то можете поручить в приказе ответственному лицу подготовить о них отдельный документ;
Нормативные акты
Справочная информация: "Санитарно-эпидемиологическое нормирование"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Инструкция о порядке проведения дезинфекционных мероприятий в целях профилактики новой коронавирусной инфекции в офисных помещениях организаций, временно приостановивших деятельность, или сотрудники которых перешли на дистанционную форму работы
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Инструкция о порядке проведения дезинфекционных мероприятий в целях профилактики новой коронавирусной инфекции в офисных помещениях организаций, временно приостановивших деятельность, или сотрудники которых перешли на дистанционную форму работы
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)Минтруд России пояснил, что обязательного требования проводить инструктаж и СОУТ для сотрудников, которых вернули с удаленной работы в офис, нет. Конкретный порядок проведения инструктажей по охране труда определяет работодатель в зависимости от производственной необходимости.
(КонсультантПлюс, 2025)Минтруд России пояснил, что обязательного требования проводить инструктаж и СОУТ для сотрудников, которых вернули с удаленной работы в офис, нет. Конкретный порядок проведения инструктажей по охране труда определяет работодатель в зависимости от производственной необходимости.
Статья: Правовое регулирование удаленной работы в Нидерландах
(Леонова А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)В то же время работникам гарантируется защита от увольнения за подачу заявления о переходе на удаленную занятость (ст. 3). Эта гарантия вместе с возможностью повторения запроса о смене рабочего места один раз в год позволяет работникам действовать смелее и решительнее. Однако право на смену рабочего места не является абсолютным. В решении N 8545345 от 16 июня 2020 г. Окружной суд Гелдерланда пришел к выводу, что удаленная работа невозможна даже во время пандемии коронавируса, если это может повлиять на бизнес <9>. В марте 2020 г. работодатель отправил в WhatsApp сообщение, в котором попросил сотрудников оставаться дома и работать оттуда до дальнейшего уведомления. В апреле 2020 г. работодатель отправил следующее сообщение в WhatsApp с просьбой вернуться в офис. Истец приехал в офис и через несколько дней попросил разрешения продолжить работу из дома. Работодатель согласился удовлетворить просьбу работника при условии, что он должен немедленно вернуться в офис, если это необходимо для бизнеса. В мае 2020 г. компания снова уведомила работников о работе в офисе (в том числе истца). Истец отказался выполнять указания работодателя из-за коронавируса и выступления премьер-министра Нидерландов, в котором последний указал на приоритет дистанционной занятости в период пандемии по крайней мере до сентября 2020 г. Истец придерживался данного указания. В свою очередь, компания отметила, что отказ работника работать в офисе влияет на бизнес. Более того, в компании созданы все необходимые и безопасные условия для работы в офисе. Суд отметил, что выступление премьер-министра имеет статус рекомендаций и не может гарантировать работу на дому, а также не может ограничивать полномочия работодателя.
(Леонова А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)В то же время работникам гарантируется защита от увольнения за подачу заявления о переходе на удаленную занятость (ст. 3). Эта гарантия вместе с возможностью повторения запроса о смене рабочего места один раз в год позволяет работникам действовать смелее и решительнее. Однако право на смену рабочего места не является абсолютным. В решении N 8545345 от 16 июня 2020 г. Окружной суд Гелдерланда пришел к выводу, что удаленная работа невозможна даже во время пандемии коронавируса, если это может повлиять на бизнес <9>. В марте 2020 г. работодатель отправил в WhatsApp сообщение, в котором попросил сотрудников оставаться дома и работать оттуда до дальнейшего уведомления. В апреле 2020 г. работодатель отправил следующее сообщение в WhatsApp с просьбой вернуться в офис. Истец приехал в офис и через несколько дней попросил разрешения продолжить работу из дома. Работодатель согласился удовлетворить просьбу работника при условии, что он должен немедленно вернуться в офис, если это необходимо для бизнеса. В мае 2020 г. компания снова уведомила работников о работе в офисе (в том числе истца). Истец отказался выполнять указания работодателя из-за коронавируса и выступления премьер-министра Нидерландов, в котором последний указал на приоритет дистанционной занятости в период пандемии по крайней мере до сентября 2020 г. Истец придерживался данного указания. В свою очередь, компания отметила, что отказ работника работать в офисе влияет на бизнес. Более того, в компании созданы все необходимые и безопасные условия для работы в офисе. Суд отметил, что выступление премьер-министра имеет статус рекомендаций и не может гарантировать работу на дому, а также не может ограничивать полномочия работодателя.
Статья: Законодательные инициативы, связанные с дистанционным трудом: временный ажиотаж на фоне пандемии или устойчивая тенденция?
(Лютов Н.Л.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)Эксперты ОНФ предложили закрепить в Трудовом кодексе право совмещать работу в офисе и дистанционно // Сайт Общероссийского народного фронта. 2020. 19 марта. URL: https://onf.ru/2020/03/19/eksperty-onf-predlozhili-zakrepit-v-trudovom-kodekse-pravo-sovmeshchat-rabotu-v-ofise-i/.
(Лютов Н.Л.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)Эксперты ОНФ предложили закрепить в Трудовом кодексе право совмещать работу в офисе и дистанционно // Сайт Общероссийского народного фронта. 2020. 19 марта. URL: https://onf.ru/2020/03/19/eksperty-onf-predlozhili-zakrepit-v-trudovom-kodekse-pravo-sovmeshchat-rabotu-v-ofise-i/.
"Корпоративная конфликтология: монография"
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022) часть сотрудников некой очень крупной организации переводится на удаленные формы работы, однако отдельным работникам приходится страховать коллег и работать в офисе. Созданные приказами генеральных директоров "оперативные штабы по борьбе и преодолению", развивая бурную деятельность, вводят порядок, согласно которому офисные работники обязаны пройти тестирование на коронавирус мобилизованными в экстренном порядке уполномоченными частными диагностическими центрами. Последние перегружены заказами, результаты исследований сообщаются компании-заказчику через три-пять дней, в течение которых... сотрудники-"очники" благополучно допускаются к работе в офисе.
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022) часть сотрудников некой очень крупной организации переводится на удаленные формы работы, однако отдельным работникам приходится страховать коллег и работать в офисе. Созданные приказами генеральных директоров "оперативные штабы по борьбе и преодолению", развивая бурную деятельность, вводят порядок, согласно которому офисные работники обязаны пройти тестирование на коронавирус мобилизованными в экстренном порядке уполномоченными частными диагностическими центрами. Последние перегружены заказами, результаты исследований сообщаются компании-заказчику через три-пять дней, в течение которых... сотрудники-"очники" благополучно допускаются к работе в офисе.
Статья: Новые параметры разрешения международных коммерческих споров в 2021 году
(Ермакова Е.П.)
("Третейский суд", 2022, N 1)В апреле 2020 г. был опубликован совместный меморандум "Арбитраж и COVID-19", инициированный 13-ю крупными международными арбитражными учреждениями и организациями. Инициатива была направлена на объединение основных международных арбитражных институтов и организаций для преодоления воздействия пандемии COVID-19 на международный арбитраж. Следует подчеркнуть, что ни одно из учреждений, присоединившихся к меморандуму, не приостановило прием новых заявлений об арбитраже в результате пандемии. В период с марта по июнь 2020 г. административные офисы многих арбитражных учреждений (включая офисы Арбитражного центра ICC, Лондонского арбитража, МЦУИС, Американской арбитражной ассоциации) работали полностью удаленно, и сторонам, как правило, предлагалось передавать все сообщения в электронном виде по электронной почте.
(Ермакова Е.П.)
("Третейский суд", 2022, N 1)В апреле 2020 г. был опубликован совместный меморандум "Арбитраж и COVID-19", инициированный 13-ю крупными международными арбитражными учреждениями и организациями. Инициатива была направлена на объединение основных международных арбитражных институтов и организаций для преодоления воздействия пандемии COVID-19 на международный арбитраж. Следует подчеркнуть, что ни одно из учреждений, присоединившихся к меморандуму, не приостановило прием новых заявлений об арбитраже в результате пандемии. В период с марта по июнь 2020 г. административные офисы многих арбитражных учреждений (включая офисы Арбитражного центра ICC, Лондонского арбитража, МЦУИС, Американской арбитражной ассоциации) работали полностью удаленно, и сторонам, как правило, предлагалось передавать все сообщения в электронном виде по электронной почте.
Статья: Удаленная работа по новому закону
(Гибадуллина З.)
("Трудовое право", 2021, N 1)Еще совсем до недавнего времени удаленная работа воспринималась чем-то экзотическим, а желание соискателя работать вне офиса - верхом наглости. Но с началом пандемии 2020 года удаленная (дистанционная) работа стремительно вошла в нашу жизнь и прочно заняла свои позиции.
(Гибадуллина З.)
("Трудовое право", 2021, N 1)Еще совсем до недавнего времени удаленная работа воспринималась чем-то экзотическим, а желание соискателя работать вне офиса - верхом наглости. Но с началом пандемии 2020 года удаленная (дистанционная) работа стремительно вошла в нашу жизнь и прочно заняла свои позиции.
Статья: Электронное правосудие в арбитражном процессе: новые вызовы и адаптация судопроизводства
(Канцер Ю.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 2)Онлайн-заседание является квинтэссенцией развития электронного правосудия в России. Появился такой механизм в связи с необходимостью участия представителей сторон спора в условиях самоизоляции (из дома, из офиса).
(Канцер Ю.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 2)Онлайн-заседание является квинтэссенцией развития электронного правосудия в России. Появился такой механизм в связи с необходимостью участия представителей сторон спора в условиях самоизоляции (из дома, из офиса).
Статья: Трансформация отдельных институтов трудового права в условиях цифровизации
(Козлов Ю.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 1)Как известно, цифровизация общества подталкивает многих работников и работодателей к использованию дистанционного труда. Современная действительность буквально стирает пространственные границы, работник может выполнять трудовую функцию в удобном для него месте и оставаться подконтрольным работодателю. В одних случаях это экономически выгодно, например, позволяет оптимизировать затраты на аренду офисов, организацию и обеспечение рабочих мест, в других случаях становится необходимостью, что отчетливо показали ограничения, установленные во многих странах в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.
(Козлов Ю.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 1)Как известно, цифровизация общества подталкивает многих работников и работодателей к использованию дистанционного труда. Современная действительность буквально стирает пространственные границы, работник может выполнять трудовую функцию в удобном для него месте и оставаться подконтрольным работодателю. В одних случаях это экономически выгодно, например, позволяет оптимизировать затраты на аренду офисов, организацию и обеспечение рабочих мест, в других случаях становится необходимостью, что отчетливо показали ограничения, установленные во многих странах в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.
Статья: Невозврат с удаленки в офис - прогул?
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 24)Работница по условиям трудового договора трудилась в офисе компании, расположенном в Москве. В связи с угрозой распространения коронавируса с работниками компании 17 марта 2020 г. было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору в соответствии с Указом мэра г. Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности". В нем местом работы работника указано место его фактического проживания, что действует до выпуска компетентными органами государственной власти соответствующих актов и распоряжений.
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 24)Работница по условиям трудового договора трудилась в офисе компании, расположенном в Москве. В связи с угрозой распространения коронавируса с работниками компании 17 марта 2020 г. было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору в соответствии с Указом мэра г. Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности". В нем местом работы работника указано место его фактического проживания, что действует до выпуска компетентными органами государственной власти соответствующих актов и распоряжений.
Статья: Изменения в налогообложении доходов физических лиц при цифровизации труда
(Юлгушева Л.Ш.)
("Финансы", 2023, N 10)Пандемия COVID-19 внесла существенные коррективы в организацию труда: вынужденный переход на удаленный формат работы заставил многие компании пересмотреть отношение к дистанционной занятости. Выяснилось, что качество работы при удаленном труде в большинстве случаев не страдает, но при этом у компаний появилась возможность значительно сэкономить на аренде офисных помещений [1].
(Юлгушева Л.Ш.)
("Финансы", 2023, N 10)Пандемия COVID-19 внесла существенные коррективы в организацию труда: вынужденный переход на удаленный формат работы заставил многие компании пересмотреть отношение к дистанционной занятости. Выяснилось, что качество работы при удаленном труде в большинстве случаев не страдает, но при этом у компаний появилась возможность значительно сэкономить на аренде офисных помещений [1].
"Актуальные проблемы эффективности частного права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Сокращение объема гражданского оборота привело к сокращению нотариальных актов в некоторых европейских странах более чем на 80%, что, в свою очередь, послужило причиной увольнения части сотрудников, либо их временного отстранения от работы <197>. Несмотря на единство экономического пространства, законодательство европейских государств не унифицировано. В Бельгии пандемия является форс-мажором, оправдывающим временное увольнение сотрудников. Во Франции уволить сотрудника можно, и в этом случае государство в период действия режима самоизоляции выплачивает пособие в размере 85% от зарплаты, а нотариусу компенсирует выплату аванса сотруднику. В Австрии можно отсутствовать на работе до трех месяцев при наличии отпусков, в том числе за предыдущие годы. В период отпуска, а также в течение месяца после его окончания работодатель не может уволить сотрудника. При этом в период карантина в Австрии никаких ограничений на работу нотариальных контор и сотрудников нотариальных контор не вводили. В Бельгии же вся нотариальная деятельность осуществлялась дистанционно из дома, в то время как во Франции дистанционный метод работы носил рекомендательный характер. В Испании королевским указом было объявлено чрезвычайное положение, при этом нотариальные услуги считались необходимыми услугами, поэтому нотариальные конторы оставались открытыми только для сторон нотариального акта, переводчиков и свидетелей. Министерство юстиции Германии в своем постановлении разъяснило значимость роли нотариата в гражданском обороте, в результате чего все нотариальные конторы были открыты, многие из них использовали возможность создания домашних офисов для своих сотрудников. Даже наиболее пострадавшая от COVID-19 Италия не запретила нотариусам осуществлять свою функцию, так как ст. 142 Нотариального закона гласит, что "Нотариус, который покидает нотариальную контору в период эпидемии или заразных болезней, наказывается увольнением..." <198>. Контакты с клиентами в Италии были сведены к минимуму, переговоры велись посредством телефонной и электронной связи, большинство сотрудников нотариальных контор работали удаленно.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Сокращение объема гражданского оборота привело к сокращению нотариальных актов в некоторых европейских странах более чем на 80%, что, в свою очередь, послужило причиной увольнения части сотрудников, либо их временного отстранения от работы <197>. Несмотря на единство экономического пространства, законодательство европейских государств не унифицировано. В Бельгии пандемия является форс-мажором, оправдывающим временное увольнение сотрудников. Во Франции уволить сотрудника можно, и в этом случае государство в период действия режима самоизоляции выплачивает пособие в размере 85% от зарплаты, а нотариусу компенсирует выплату аванса сотруднику. В Австрии можно отсутствовать на работе до трех месяцев при наличии отпусков, в том числе за предыдущие годы. В период отпуска, а также в течение месяца после его окончания работодатель не может уволить сотрудника. При этом в период карантина в Австрии никаких ограничений на работу нотариальных контор и сотрудников нотариальных контор не вводили. В Бельгии же вся нотариальная деятельность осуществлялась дистанционно из дома, в то время как во Франции дистанционный метод работы носил рекомендательный характер. В Испании королевским указом было объявлено чрезвычайное положение, при этом нотариальные услуги считались необходимыми услугами, поэтому нотариальные конторы оставались открытыми только для сторон нотариального акта, переводчиков и свидетелей. Министерство юстиции Германии в своем постановлении разъяснило значимость роли нотариата в гражданском обороте, в результате чего все нотариальные конторы были открыты, многие из них использовали возможность создания домашних офисов для своих сотрудников. Даже наиболее пострадавшая от COVID-19 Италия не запретила нотариусам осуществлять свою функцию, так как ст. 142 Нотариального закона гласит, что "Нотариус, который покидает нотариальную контору в период эпидемии или заразных болезней, наказывается увольнением..." <198>. Контакты с клиентами в Италии были сведены к минимуму, переговоры велись посредством телефонной и электронной связи, большинство сотрудников нотариальных контор работали удаленно.