Работа с 14 лет
Подборка наиболее важных документов по запросу Работа с 14 лет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Выходное пособие в связи с выходом на пенсию и выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка
(КонсультантПлюс, 2025)...стаж работы истца у ответчика составляет 14 лет 11 месяцев 1 день...
(КонсультантПлюс, 2025)...стаж работы истца у ответчика составляет 14 лет 11 месяцев 1 день...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Обязан ли работодатель изменить время начала и окончания работы работницы, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, по ее просьбе с сохранением полного восьмичасового рабочего дня, или он вправе отказать ей в этом?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Обязан ли работодатель изменить время начала и окончания работы работницы, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, по ее просьбе с сохранением полного восьмичасового рабочего дня, или он вправе отказать ей в этом?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Обязан ли работодатель изменить время начала и окончания работы работницы, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, по ее просьбе с сохранением полного восьмичасового рабочего дня, или он вправе отказать ей в этом?
Готовое решение: Как принять на работу несовершеннолетнего
(КонсультантПлюс, 2025)не достигли возраста 14 лет - для работы в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, а также для работы по подготовке к спортивным соревнованиям и участию в спортивных соревнованиях по определенному виду (видам) спорта (ч. 5 ст. 63, ст. ст. 348.1, 348.8 ТК РФ, абз. 4 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1). Организации кинематографии, театры, театральные и концертные организации, цирки могут принимать на работу несовершеннолетних только для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений (ч. 5 ст. 63 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)не достигли возраста 14 лет - для работы в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, а также для работы по подготовке к спортивным соревнованиям и участию в спортивных соревнованиях по определенному виду (видам) спорта (ч. 5 ст. 63, ст. ст. 348.1, 348.8 ТК РФ, абз. 4 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1). Организации кинематографии, театры, театральные и концертные организации, цирки могут принимать на работу несовершеннолетних только для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений (ч. 5 ст. 63 ТК РФ).
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)для лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 4 часа;
(ред. от 29.09.2025)для лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 4 часа;
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлено, что работодатель имеет право привлекать работника в возрасте от 14 до 18 лет к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, выполняемой в период летних каникул по направлению органов службы занятости населения или в составе студенческих отрядов, включенных в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, в следующих случаях:
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлено, что работодатель имеет право привлекать работника в возрасте от 14 до 18 лет к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, выполняемой в период летних каникул по направлению органов службы занятости населения или в составе студенческих отрядов, включенных в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, в следующих случаях:
Статья: Права женщин в контексте универсальных, региональных и национальных (российских) стандартов и механизмов защиты прав человека
(Брюхина Е.Р., Третьякова Е.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)В деле "Juric v. Croatia" по заявлению N 54711/15 были нарушены права заявительницы на получение специальной страховой выплаты в связи с беременностью. Заявительница перенесла экстракорпоральное оплодотворение, и лечащие врачи рекомендовали ей воздержаться на время от работы. Через десять дней заявительница заключила трудовой договор с компанией N, еще через некоторое время она узнала, что экстракорпоральное оплодотворение прошло успешно. Заявительница подала ходатайство о выплате компенсации заработной платы в связи с беременностью, в которой ей было отказано на том основании, что когда заявительница приступила к работе, то она была непригодна для ее выполнения по состоянию здоровья, поскольку десятью днями ранее она перенесла экстракорпоральное оплодотворение. В связи с этим ее работа была признана фиктивной и направлена лишь на получение материальной льготы, в том числе компенсации заработной платы во время ее отсутствия на работе из-за осложнений, связанных с беременностью. Высший административный суд Хорватии отклонил заявление, также указав на то, что заявительница не могла лично выполнять работу из-за беременности и, следовательно, заключенный ею и работодателем трудовой договор направлен на получение материальной выгоды в связи с беременностью. Европейский суд по правам человека установил, что имеет место нарушение ст. 14 (запрет дискриминации), поскольку обращение с женщинами на основании беременности является дискриминацией по признаку пола, только если такое обращение не является оправданным. Кроме того, суд выявил, что соответствующие органы имеют право проводить проверку фактических оснований для страховых выплат, но зачастую такие проверки оказываются направленными против беременных женщин, в результате чего последние приобретают статус "подозрительных". Судом были отклонены попытки уличить в мошенничестве заявительницу, так как она уже имела четырнадцатилетний стаж работы и внесла свой вклад в национальный фонд медицинского страхования. Суд также обратил внимание на то, что заявительница не могла заключить мошеннический договор, поскольку не могла точно знать в данный момент о своей беременности. Дискриминационными признаны судом заявления Правительства Хорватии о том, что "женщины в период беременности должны отказаться от всяческой работы", а следовательно, не имеют право на трудоустройство <31>.
(Брюхина Е.Р., Третьякова Е.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)В деле "Juric v. Croatia" по заявлению N 54711/15 были нарушены права заявительницы на получение специальной страховой выплаты в связи с беременностью. Заявительница перенесла экстракорпоральное оплодотворение, и лечащие врачи рекомендовали ей воздержаться на время от работы. Через десять дней заявительница заключила трудовой договор с компанией N, еще через некоторое время она узнала, что экстракорпоральное оплодотворение прошло успешно. Заявительница подала ходатайство о выплате компенсации заработной платы в связи с беременностью, в которой ей было отказано на том основании, что когда заявительница приступила к работе, то она была непригодна для ее выполнения по состоянию здоровья, поскольку десятью днями ранее она перенесла экстракорпоральное оплодотворение. В связи с этим ее работа была признана фиктивной и направлена лишь на получение материальной льготы, в том числе компенсации заработной платы во время ее отсутствия на работе из-за осложнений, связанных с беременностью. Высший административный суд Хорватии отклонил заявление, также указав на то, что заявительница не могла лично выполнять работу из-за беременности и, следовательно, заключенный ею и работодателем трудовой договор направлен на получение материальной выгоды в связи с беременностью. Европейский суд по правам человека установил, что имеет место нарушение ст. 14 (запрет дискриминации), поскольку обращение с женщинами на основании беременности является дискриминацией по признаку пола, только если такое обращение не является оправданным. Кроме того, суд выявил, что соответствующие органы имеют право проводить проверку фактических оснований для страховых выплат, но зачастую такие проверки оказываются направленными против беременных женщин, в результате чего последние приобретают статус "подозрительных". Судом были отклонены попытки уличить в мошенничестве заявительницу, так как она уже имела четырнадцатилетний стаж работы и внесла свой вклад в национальный фонд медицинского страхования. Суд также обратил внимание на то, что заявительница не могла заключить мошеннический договор, поскольку не могла точно знать в данный момент о своей беременности. Дискриминационными признаны судом заявления Правительства Хорватии о том, что "женщины в период беременности должны отказаться от всяческой работы", а следовательно, не имеют право на трудоустройство <31>.
Готовое решение: Какие есть особенности приема на работу женщин и лиц с семейными обязанностями
(КонсультантПлюс, 2025)Если мать-одиночку с ребенком до 14 лет принимаете на работу, которая полностью или частично приходится на ночные часы, она, в частности, должна быть в письменной форме ознакомлена со своим правом отказаться от работы в ночное время и дать вам письменное согласие на работу в такое время. Такие выводы сделаны с учетом ч. 5 ст. 96, ч. 3 ст. 259 ТК РФ, абз. 2 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1.
(КонсультантПлюс, 2025)Если мать-одиночку с ребенком до 14 лет принимаете на работу, которая полностью или частично приходится на ночные часы, она, в частности, должна быть в письменной форме ознакомлена со своим правом отказаться от работы в ночное время и дать вам письменное согласие на работу в такое время. Такие выводы сделаны с учетом ч. 5 ст. 96, ч. 3 ст. 259 ТК РФ, абз. 2 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1.
Статья: Направления дифференциации законодательства о труде и занятости населения: в фокусе внимания молодежь и молодые специалисты
(Серова А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)При этом хочется надеяться, что возникающие в последние годы политико-экономические вызовы не изменят данный курс, а обусловленные необходимостью государственного реагирования на них новые политико-правовые решения будут гармонично встроены в него. В этой связи критически можно относиться к новеллам ТК РФ о порядке устройства на работу лиц в возрасте 14 лет <14>, поскольку они не вполне вписываются в этот контекст: отказ от получения письменного согласия органов опеки и попечительства лишает компетентный орган возможности оценить поручаемую 14-летнему лицу работу в качестве легкого труда и соответствие иных условий его трудового договора требованиям трудового законодательства и интересам такого работника. Но, если взглянуть на них иначе, в этом можно усмотреть начало формирования государством на законодательном уровне нового подхода к решению проблемы занятости молодежи. Условно его можно обозначить как динамический, когда речь идет о процессе формирования личности молодого специалиста. В психологии учеными предлагается рассматривать профессиональное развитие молодого специалиста как совокупность трех последовательно возникающих этапов: выбор профессии, получение профессионального образования и начало профессиональной деятельности <15>. Задумка государства кроется в том, чтобы в трудовом законодательстве, и не только, создать правовые условия для каждого из этих этапов. Как было отмечено несколькими выступающими на заседании Государственного Совета РФ 22 декабря 2022 г., рынок труда нуждается в более активном привлечении лиц в возрасте 14 - 18 лет путем снятия барьеров, препятствующих трудоустройству подростков. В пояснительной записке к законопроекту N 231551-8 "О внесении изменений в статью 63 Трудового кодекса Российской Федерации" было указано: "Первая работа для подростка - это возможность получить первый трудовой опыт, начать распоряжаться первыми личными доходами, а также профориентация - помощь найти трудовые отношения и социальное обеспечение, подходящую профессию для его дальнейшего развития и становления как личности" <16>. Недаром в законодательство об образовании также внесены изменения в части трудового воспитания обучающихся <17>, которые коррелируют с высказанной идеей. Авторы законопроекта указывали, что дополнение перечня обязанностей обучающихся участием в общественно полезном труде будет способствовать формированию правильного отношения к труду, что представляет собой длительный процесс, который имеет отсроченный результат, а потому его необходимо начинать в детстве <18>.
(Серова А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)При этом хочется надеяться, что возникающие в последние годы политико-экономические вызовы не изменят данный курс, а обусловленные необходимостью государственного реагирования на них новые политико-правовые решения будут гармонично встроены в него. В этой связи критически можно относиться к новеллам ТК РФ о порядке устройства на работу лиц в возрасте 14 лет <14>, поскольку они не вполне вписываются в этот контекст: отказ от получения письменного согласия органов опеки и попечительства лишает компетентный орган возможности оценить поручаемую 14-летнему лицу работу в качестве легкого труда и соответствие иных условий его трудового договора требованиям трудового законодательства и интересам такого работника. Но, если взглянуть на них иначе, в этом можно усмотреть начало формирования государством на законодательном уровне нового подхода к решению проблемы занятости молодежи. Условно его можно обозначить как динамический, когда речь идет о процессе формирования личности молодого специалиста. В психологии учеными предлагается рассматривать профессиональное развитие молодого специалиста как совокупность трех последовательно возникающих этапов: выбор профессии, получение профессионального образования и начало профессиональной деятельности <15>. Задумка государства кроется в том, чтобы в трудовом законодательстве, и не только, создать правовые условия для каждого из этих этапов. Как было отмечено несколькими выступающими на заседании Государственного Совета РФ 22 декабря 2022 г., рынок труда нуждается в более активном привлечении лиц в возрасте 14 - 18 лет путем снятия барьеров, препятствующих трудоустройству подростков. В пояснительной записке к законопроекту N 231551-8 "О внесении изменений в статью 63 Трудового кодекса Российской Федерации" было указано: "Первая работа для подростка - это возможность получить первый трудовой опыт, начать распоряжаться первыми личными доходами, а также профориентация - помощь найти трудовые отношения и социальное обеспечение, подходящую профессию для его дальнейшего развития и становления как личности" <16>. Недаром в законодательство об образовании также внесены изменения в части трудового воспитания обучающихся <17>, которые коррелируют с высказанной идеей. Авторы законопроекта указывали, что дополнение перечня обязанностей обучающихся участием в общественно полезном труде будет способствовать формированию правильного отношения к труду, что представляет собой длительный процесс, который имеет отсроченный результат, а потому его необходимо начинать в детстве <18>.
Готовое решение: Как привлечь работников к работе в выходной день
(КонсультантПлюс, 2025)4) матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до 14 лет, если такая работа запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (ч. 3 ст. 259 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)4) матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до 14 лет, если такая работа запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (ч. 3 ст. 259 ТК РФ).
Готовое решение: Какие обязательные условия должны быть включены в трудовой договор
(КонсультантПлюс, 2025)На практике дату рождения иногда указывают в трудовом договоре с несовершеннолетним работником, хотя нормативно такое требование не предусмотрено. Например, чтобы в случае приема на работу лица, не достигшего возраста 14 лет, в частности, было понятно, почему трудовой договор подписан не самим работником, а другим лицом - одним из родителей (усыновителем, опекуном) с учетом ч. 5 ст. 63, ч. 5 ст. 348.8 ТК РФ, абз. 4 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1.
(КонсультантПлюс, 2025)На практике дату рождения иногда указывают в трудовом договоре с несовершеннолетним работником, хотя нормативно такое требование не предусмотрено. Например, чтобы в случае приема на работу лица, не достигшего возраста 14 лет, в частности, было понятно, почему трудовой договор подписан не самим работником, а другим лицом - одним из родителей (усыновителем, опекуном) с учетом ч. 5 ст. 63, ч. 5 ст. 348.8 ТК РФ, абз. 4 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1.
Готовое решение: Как оформить неполное рабочее время матерям
(КонсультантПлюс, 2025)Относительно справки от второго родителя Роструд при рассмотрении частной ситуации отметил, что для перевода женщины, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, на работу в режиме неполного рабочего времени достаточно ее заявления. Работодатель не вправе отказать ей в установлении такого режима из-за отсутствия каких-то документов от отца ребенка (Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований за III квартал 2021 г.).
(КонсультантПлюс, 2025)Относительно справки от второго родителя Роструд при рассмотрении частной ситуации отметил, что для перевода женщины, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, на работу в режиме неполного рабочего времени достаточно ее заявления. Работодатель не вправе отказать ей в установлении такого режима из-за отсутствия каких-то документов от отца ребенка (Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований за III квартал 2021 г.).
Статья: Очень молодые работники: эксперт рассказал об особенностях трудоустройства подростков
(Санина Ю.)
("Трудовое право", 2023, N 1)Ограничение работ детей до 14 лет связано не с летним периодом, как в заметке, а с характером деятельности. До 14 лет детям разрешается работать только в сфере творческой деятельности (цирк, кино, театр, концертная деятельность) и в спорте. Просто так привлекать к работе детей до 14 лет нельзя - даже в летнее время. Тут эксперт ошиблась.
(Санина Ю.)
("Трудовое право", 2023, N 1)Ограничение работ детей до 14 лет связано не с летним периодом, как в заметке, а с характером деятельности. До 14 лет детям разрешается работать только в сфере творческой деятельности (цирк, кино, театр, концертная деятельность) и в спорте. Просто так привлекать к работе детей до 14 лет нельзя - даже в летнее время. Тут эксперт ошиблась.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В Федеральном законе о занятости не раскрывается категория "молодежь" и не употребляется понятие "молодой специалист". При этом в числе основных направлений государственной политики в сфере занятости указано осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К их числу отнесены: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; граждане в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущие работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации либо с даты окончания прохождения военной службы по призыву (п. 2 ст. 6, подп. "в", "и" п. 4 ч. 1 ст. 2). Именно этим категориям молодых граждан предоставляются меры государственной поддержки в сфере занятости населения. В частности, к основным мерам такой поддержки отнесена организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время (п. 2 ч. 3 ст. 28). Организация прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования молодежью входит в число дополнительных мер государственной поддержки в сфере занятости населения (п. 8 ч. 5 ст. 28). Такие дополнительные меры, в том числе направленные на содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы, вправе разрабатывать Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (ч. 4, п. 1 ч. 5 ст. 28).
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В Федеральном законе о занятости не раскрывается категория "молодежь" и не употребляется понятие "молодой специалист". При этом в числе основных направлений государственной политики в сфере занятости указано осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К их числу отнесены: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; граждане в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущие работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации либо с даты окончания прохождения военной службы по призыву (п. 2 ст. 6, подп. "в", "и" п. 4 ч. 1 ст. 2). Именно этим категориям молодых граждан предоставляются меры государственной поддержки в сфере занятости населения. В частности, к основным мерам такой поддержки отнесена организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время (п. 2 ч. 3 ст. 28). Организация прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования молодежью входит в число дополнительных мер государственной поддержки в сфере занятости населения (п. 8 ч. 5 ст. 28). Такие дополнительные меры, в том числе направленные на содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы, вправе разрабатывать Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (ч. 4, п. 1 ч. 5 ст. 28).
Готовое решение: Как уволить работника по собственному желанию в связи с необходимостью ухода за ребенком до 14 лет
(КонсультантПлюс, 2025)Запись об увольнении работника по собственному желанию в связи с необходимостью ухода за ребенком до 14 лет внесите по тем же правилам, что и другие записи об увольнении. Главное, правильно укажите формулировку основания увольнения, предусмотренную п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. При этом, если в заявлении об увольнении работник указал причину увольнения "в связи с необходимостью осуществления ухода за ребенком до 14 лет", рекомендуем запись об увольнении внести в трудовую книжку с указанием этой причины в силу абз. 2 п. 17 Порядка ведения и хранения трудовых книжек. В данный момент какие-либо льготы (преимущества), связанные с увольнением по собственному желанию из-за ухода за ребенком до 14 лет, федеральным законодательством не предусмотрены. Однако такие льготы (преимущества) могут предусматриваться в ведомственных актах или актах субъектов РФ. Например, в случае расторжения трудового договора в связи с уходом за ребенком в возрасте до 14 лет при поступлении на работу до достижения ребенком указанного возраста за работниками некоторых федеральных бюджетных научных учреждений сохраняется стаж работы (п. 2.2.7 Положения, приведенного в Приложении N 5 к Примерному положению об оплате труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.08.2008 N 463н), абз. 2 п. 17 Порядка ведения и хранения трудовых книжек).
(КонсультантПлюс, 2025)Запись об увольнении работника по собственному желанию в связи с необходимостью ухода за ребенком до 14 лет внесите по тем же правилам, что и другие записи об увольнении. Главное, правильно укажите формулировку основания увольнения, предусмотренную п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. При этом, если в заявлении об увольнении работник указал причину увольнения "в связи с необходимостью осуществления ухода за ребенком до 14 лет", рекомендуем запись об увольнении внести в трудовую книжку с указанием этой причины в силу абз. 2 п. 17 Порядка ведения и хранения трудовых книжек. В данный момент какие-либо льготы (преимущества), связанные с увольнением по собственному желанию из-за ухода за ребенком до 14 лет, федеральным законодательством не предусмотрены. Однако такие льготы (преимущества) могут предусматриваться в ведомственных актах или актах субъектов РФ. Например, в случае расторжения трудового договора в связи с уходом за ребенком в возрасте до 14 лет при поступлении на работу до достижения ребенком указанного возраста за работниками некоторых федеральных бюджетных научных учреждений сохраняется стаж работы (п. 2.2.7 Положения, приведенного в Приложении N 5 к Примерному положению об оплате труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.08.2008 N 463н), абз. 2 п. 17 Порядка ведения и хранения трудовых книжек).
Статья: Правовое обеспечение стимулирования привлечения инвестиций в сферу градостроительства
(Белицкая А.В., Потапова Л.В.)
("Юрист", 2025, N 6)Возвращаясь к вопросу о роли агентств в создании стимулирующего правового режима развития градостроительства, стоит обратить внимание на опыт Великобритании, где большую роль в преобразовании застроенных территорий играли региональные агентства по редевелопменту. В Законе о региональных агентствах по редевелопменту (RDA) целями деятельности таких агентств были провозглашены: дальнейшее экономическое развитие и возрождение территорий, повышение эффективности бизнеса и конкурентоспособности, содействие занятости населения, вклад в устойчивое развитие <16>. Через четырнадцать лет работы агентства были ликвидированы, их функции были переданы местным предпринимательским партнерствам, которые представляют собой добровольные партнерства между местными властями и предприятиями. Вопросами редевелопмента и доступного жилья занимались также Жилищная корпорация и Английское партнерство по обновлению городов, функции которых в настоящее время выполняет агентство The Homes and Communities Agency - вневедомственный орган, который занимается вопросами финансирования строительства доступного жилья <17> (отметим, что в Российской Федерации, например, создан финансовый институт развития в жилищной сфере ДОМ.РФ <18>). Агентство Homes England (далее - Агентство) призвано обеспечить переход от грантового финансирования социального жилья к инвестированию в инфраструктуру, восстановление и сдачу нового социального и доступного жилья и осуществить стратегический подход к восстановлению территорий. Для этого оно наделено полномочиями по использованию и восстановлению земель, имеет право приобретать, распоряжаться земельными участками, в том числе путем заключения договоров или путем принудительного изъятия земельных участков (в случае одобрения министра окружающей среды), осуществлять строительство, капитальный ремонт и снос зданий, а также наделено полномочиями по приобретению, строительству, переоборудованию, реконструкции объектов инфраструктуры <19>. Также Агентство уполномочено выполнять функции органа местного самоуправления по планированию территорий (local planning authority) в рамках территории, определенной приказом министра окружающей среды для редевелопмента. Агентство публикует декларацию об участии в местном управлении, в котором указывается степень вмешательства Агентства в полномочия органов местного самоуправления, для осуществления таких полномочий создается специальный комитет и подкомитеты <20>. Представляется, что опыт данного Агентства может быть использован при трансформации функций ДОМ.РФ за счет расширения целей его деятельности в рамках реализации государственной инвестиционной политики в сфере градостроительства.
(Белицкая А.В., Потапова Л.В.)
("Юрист", 2025, N 6)Возвращаясь к вопросу о роли агентств в создании стимулирующего правового режима развития градостроительства, стоит обратить внимание на опыт Великобритании, где большую роль в преобразовании застроенных территорий играли региональные агентства по редевелопменту. В Законе о региональных агентствах по редевелопменту (RDA) целями деятельности таких агентств были провозглашены: дальнейшее экономическое развитие и возрождение территорий, повышение эффективности бизнеса и конкурентоспособности, содействие занятости населения, вклад в устойчивое развитие <16>. Через четырнадцать лет работы агентства были ликвидированы, их функции были переданы местным предпринимательским партнерствам, которые представляют собой добровольные партнерства между местными властями и предприятиями. Вопросами редевелопмента и доступного жилья занимались также Жилищная корпорация и Английское партнерство по обновлению городов, функции которых в настоящее время выполняет агентство The Homes and Communities Agency - вневедомственный орган, который занимается вопросами финансирования строительства доступного жилья <17> (отметим, что в Российской Федерации, например, создан финансовый институт развития в жилищной сфере ДОМ.РФ <18>). Агентство Homes England (далее - Агентство) призвано обеспечить переход от грантового финансирования социального жилья к инвестированию в инфраструктуру, восстановление и сдачу нового социального и доступного жилья и осуществить стратегический подход к восстановлению территорий. Для этого оно наделено полномочиями по использованию и восстановлению земель, имеет право приобретать, распоряжаться земельными участками, в том числе путем заключения договоров или путем принудительного изъятия земельных участков (в случае одобрения министра окружающей среды), осуществлять строительство, капитальный ремонт и снос зданий, а также наделено полномочиями по приобретению, строительству, переоборудованию, реконструкции объектов инфраструктуры <19>. Также Агентство уполномочено выполнять функции органа местного самоуправления по планированию территорий (local planning authority) в рамках территории, определенной приказом министра окружающей среды для редевелопмента. Агентство публикует декларацию об участии в местном управлении, в котором указывается степень вмешательства Агентства в полномочия органов местного самоуправления, для осуществления таких полномочий создается специальный комитет и подкомитеты <20>. Представляется, что опыт данного Агентства может быть использован при трансформации функций ДОМ.РФ за счет расширения целей его деятельности в рамках реализации государственной инвестиционной политики в сфере градостроительства.