Работа иностранца по гпх
Подборка наиболее важных документов по запросу Работа иностранца по гпх (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Иностранные работники3.4. Заключение трудового (гражданско-правового) договора с "визовым" иностранцем, у которого в разрешении на работу указан предыдущий работодатель (заказчик работ, услуг)
Нормативные акты
Справочная информация: "Календарь кадровика на 2025 год"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Представление в территориальный орган МВД России на региональном уровне в субъекте РФ, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства).
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Представление в территориальный орган МВД России на региональном уровне в субъекте РФ, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства).
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Если в ходе расследования несчастного случая, происшедшего с лицом, в том числе иностранным гражданином, выполнявшим работы на основании договора гражданско-правового характера, были установлены содержащиеся в ч. 1 ст. 15 ТК РФ признаки трудовых отношений, дающие основания полагать, что указанным договором фактически регулировались трудовые отношения пострадавшего с работодателем, то материалы расследования несчастного случая, включая заключение государственного инспектора труда, направляются государственным инспектором труда в суд в целях установления характера правоотношений сторон упомянутого договора в соответствии с требованиями ст. 19.1 ТК РФ. Решение об окончательном оформлении данного несчастного случая принимается государственным инспектором труда в зависимости от содержания судебного решения.
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Если в ходе расследования несчастного случая, происшедшего с лицом, в том числе иностранным гражданином, выполнявшим работы на основании договора гражданско-правового характера, были установлены содержащиеся в ч. 1 ст. 15 ТК РФ признаки трудовых отношений, дающие основания полагать, что указанным договором фактически регулировались трудовые отношения пострадавшего с работодателем, то материалы расследования несчастного случая, включая заключение государственного инспектора труда, направляются государственным инспектором труда в суд в целях установления характера правоотношений сторон упомянутого договора в соответствии с требованиями ст. 19.1 ТК РФ. Решение об окончательном оформлении данного несчастного случая принимается государственным инспектором труда в зависимости от содержания судебного решения.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. В ч. 5 ст. 266 КАС РФ установлено, что к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем обстоятельства, а также документы, указанные в п. 1, 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ. При этом правило п. 1 ч. 1 ст. 126 и ч. 7 ст. 125 КАС РФ о приложении документов о направлении копии административного искового заявления участвующим в деле лицам следует толковать ограничительно, поскольку при нахождении иностранного гражданина в специальном учреждении по решению уполномоченного органа и минимальных сроках рассмотрения данной категории дел предполагается необходимость нарочного вручения иностранному гражданину копии административного искового заявления с прилагаемыми документами. К документам, подтверждающим обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, относятся: решение о депортации, решение о реадмиссии, документы, послужившие основанием для принятия данных решений (например, решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации), документы, подтверждающие привлечение гражданина к уголовной или административной ответственности, документы о месте жительства (например, договор коммерческого найма) и месте работы (например, трудовой или гражданско-правовой договор) иностранного гражданина в России и др. При отсутствии у иностранного гражданина удостоверяющего личность документа закон предписывает приложить к административному исковому заявлению заключение об установлении личности. Данная норма изложена как императивная, но в силу закрепленного в ст. 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан порядка установления личности приложение к административному исковому заявлению заключения уполномоченного органа об установлении личности иностранного гражданина не всегда возможно. Так, процедура установления личности предполагает использование различных источников информации о личности иностранного гражданина: подлинники иных документов гражданина, содержащих его персональные данные (свидетельство о рождении, водительское удостоверение, пенсионное удостоверение и т.д.); получение информации из государственных систем (миграционного учет, дактилоскопия); взаимодействие (опрос, опознание) с иными гражданами, располагающими информацией о личности иностранного гражданина; взаимодействие с дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями иностранных государств в РФ, международными организациями. Причем данные источники информации должны использоваться параллельно. Нередко иностранные граждане, подлежащие депортации, скрывают свою личность либо сообщают недостоверные персональные данные. С временной точки зрения опрос свидетелей, предъявление иностранного гражданина для опознания, получение ответов на запросы из представительств и консульских учреждений иностранных государств достаточно продолжительны <1>. Поэтому в п. 13 ст. 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан установлен трехмесячный срок проведения процедуры установления личности, который может быть однократно продлен еще на три месяца. Соответственно, при отсутствии у уполномоченного органа достоверной информации, которая подтверждает личность иностранного гражданина и является основанием для составления заключения, такой орган не может составить заключение об установлении личности иностранного гражданина и приложить его к административному исковому заявлению. В этом случае к административному исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие реализацию уполномоченным органом процедуры установления личности, в том числе конкретные действия, выполненные уполномоченным органом (например, протоколы опроса свидетелей, запросы в представительства и консульские учреждения иностранных государств, справки об отсутствии информации об иностранном гражданине в государственных системах).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. В ч. 5 ст. 266 КАС РФ установлено, что к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем обстоятельства, а также документы, указанные в п. 1, 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ. При этом правило п. 1 ч. 1 ст. 126 и ч. 7 ст. 125 КАС РФ о приложении документов о направлении копии административного искового заявления участвующим в деле лицам следует толковать ограничительно, поскольку при нахождении иностранного гражданина в специальном учреждении по решению уполномоченного органа и минимальных сроках рассмотрения данной категории дел предполагается необходимость нарочного вручения иностранному гражданину копии административного искового заявления с прилагаемыми документами. К документам, подтверждающим обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, относятся: решение о депортации, решение о реадмиссии, документы, послужившие основанием для принятия данных решений (например, решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации), документы, подтверждающие привлечение гражданина к уголовной или административной ответственности, документы о месте жительства (например, договор коммерческого найма) и месте работы (например, трудовой или гражданско-правовой договор) иностранного гражданина в России и др. При отсутствии у иностранного гражданина удостоверяющего личность документа закон предписывает приложить к административному исковому заявлению заключение об установлении личности. Данная норма изложена как императивная, но в силу закрепленного в ст. 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан порядка установления личности приложение к административному исковому заявлению заключения уполномоченного органа об установлении личности иностранного гражданина не всегда возможно. Так, процедура установления личности предполагает использование различных источников информации о личности иностранного гражданина: подлинники иных документов гражданина, содержащих его персональные данные (свидетельство о рождении, водительское удостоверение, пенсионное удостоверение и т.д.); получение информации из государственных систем (миграционного учет, дактилоскопия); взаимодействие (опрос, опознание) с иными гражданами, располагающими информацией о личности иностранного гражданина; взаимодействие с дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями иностранных государств в РФ, международными организациями. Причем данные источники информации должны использоваться параллельно. Нередко иностранные граждане, подлежащие депортации, скрывают свою личность либо сообщают недостоверные персональные данные. С временной точки зрения опрос свидетелей, предъявление иностранного гражданина для опознания, получение ответов на запросы из представительств и консульских учреждений иностранных государств достаточно продолжительны <1>. Поэтому в п. 13 ст. 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан установлен трехмесячный срок проведения процедуры установления личности, который может быть однократно продлен еще на три месяца. Соответственно, при отсутствии у уполномоченного органа достоверной информации, которая подтверждает личность иностранного гражданина и является основанием для составления заключения, такой орган не может составить заключение об установлении личности иностранного гражданина и приложить его к административному исковому заявлению. В этом случае к административному исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие реализацию уполномоченным органом процедуры установления личности, в том числе конкретные действия, выполненные уполномоченным органом (например, протоколы опроса свидетелей, запросы в представительства и консульские учреждения иностранных государств, справки об отсутствии информации об иностранном гражданине в государственных системах).
Статья: Правовой статус граждан Казахстана в Российской Федерации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обязанность по направлению работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомлений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предусмотрена и в случае прекращения (расторжения) с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обязанность по направлению работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомлений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предусмотрена и в случае прекращения (расторжения) с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Готовое решение: Как оплачивается больничный лист иностранным гражданам
(КонсультантПлюс, 2025)Иностранцам, работающим по ГПД и иным договорам (кроме трудового), пособие выплачивается, только если сумма страховых взносов, начисленная с выплат в их пользу (в том числе в рамках трудовых отношений) за предыдущий календарный год, в совокупности составляет не менее стоимости страхового года (ч. 4.2 ст. 2 Закона N 255-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Иностранцам, работающим по ГПД и иным договорам (кроме трудового), пособие выплачивается, только если сумма страховых взносов, начисленная с выплат в их пользу (в том числе в рамках трудовых отношений) за предыдущий календарный год, в совокупности составляет не менее стоимости страхового года (ч. 4.2 ст. 2 Закона N 255-ФЗ).
Готовое решение: Как облагаются выплаты иностранным работникам
(КонсультантПлюс, 2025)Исчисление и уплата НДФЛ с выплат по заключенному с иностранцем ГПД на выполнение работ (оказание услуг) осуществляются в общем порядке. Особенности предусмотрены только для выплат иностранцам, работающим по патенту, и гражданам стран ЕАЭС.
(КонсультантПлюс, 2025)Исчисление и уплата НДФЛ с выплат по заключенному с иностранцем ГПД на выполнение работ (оказание услуг) осуществляются в общем порядке. Особенности предусмотрены только для выплат иностранцам, работающим по патенту, и гражданам стран ЕАЭС.
Готовое решение: Как заполнить и представить в налоговый орган ежемесячную форму персонифицированных сведений о физических лицах (форму по КНД 1151162)
(КонсультантПлюс, 2025)Если же иностранный работник выполняет трудовые обязанности (работы, услуги по ГПД) за пределами РФ, то застрахованным лицом он не является и выплаты такому работнику не признаются объектом обложения страховыми взносами. Поэтому включать данные о таком работнике в форму персонифицированных сведений не нужно (п. 3.1 Порядка заполнения формы персонифицированных сведений о физлицах, п. 5 ст. 420 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если же иностранный работник выполняет трудовые обязанности (работы, услуги по ГПД) за пределами РФ, то застрахованным лицом он не является и выплаты такому работнику не признаются объектом обложения страховыми взносами. Поэтому включать данные о таком работнике в форму персонифицированных сведений не нужно (п. 3.1 Порядка заполнения формы персонифицированных сведений о физлицах, п. 5 ст. 420 НК РФ).
Готовое решение: Что нужно знать о трудовой деятельности работников, имеющих разрешение на работу
(КонсультантПлюс, 2025)8. Как заключить трудовой (гражданско-правовой) договор с "визовым" иностранцем, у которого в разрешении на работу указан предыдущий работодатель (заказчик работ, услуг)
(КонсультантПлюс, 2025)8. Как заключить трудовой (гражданско-правовой) договор с "визовым" иностранцем, у которого в разрешении на работу указан предыдущий работодатель (заказчик работ, услуг)
Вопрос: Гражданин РФ (не ИП) заключает гражданско-правовой договор с иностранным гражданином для личных нужд - выполнения строительных работ, помощи по хозяйству, присмотра за детьми и т.п. Должен ли гражданин РФ платить страховые взносы на травматизм? Нужно ли ему регистрироваться в СФР и сдавать соответствующую отчетность?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Гражданин РФ (не ИП) заключает гражданско-правовой договор с иностранным гражданином для личных нужд - выполнения строительных работ, помощи по хозяйству, присмотра за детьми и т.п. Должен ли гражданин РФ платить страховые взносы на травматизм? Нужно ли ему регистрироваться в СФР и сдавать соответствующую отчетность?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Гражданин РФ (не ИП) заключает гражданско-правовой договор с иностранным гражданином для личных нужд - выполнения строительных работ, помощи по хозяйству, присмотра за детьми и т.п. Должен ли гражданин РФ платить страховые взносы на травматизм? Нужно ли ему регистрироваться в СФР и сдавать соответствующую отчетность?
Статья: Совершенствование законодательства в сфере трудовой деятельности иностранных граждан как способ легализации их доходов, подлежащих налогообложению
(Геймур О.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)В статье рассматриваются проблемы миграционной политики в сфере трудовых и связанных с ними налоговых отношений в Российской Федерации. На основе изучения изменений нормативно-правовой базы в сфере миграции, в частности положений о постановке на миграционный учет, выдаче виз и приглашений, получении патента и разрешения на работу, заключении трудового и гражданско-правового договоров с иностранными гражданами, анализируются потребности и особенности найма иностранцев на работу, причины незаконной трудовой деятельности иностранных граждан на территории России и последствия данной деятельности для экономики и общества Российского государства. Исследована действенность норм налогового и административного законодательства о правонарушениях иностранных граждан. Предлагаются варианты и возможные пути улучшения взаимодействия для продуктивной и качественной работы налоговых и миграционных органов.
(Геймур О.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)В статье рассматриваются проблемы миграционной политики в сфере трудовых и связанных с ними налоговых отношений в Российской Федерации. На основе изучения изменений нормативно-правовой базы в сфере миграции, в частности положений о постановке на миграционный учет, выдаче виз и приглашений, получении патента и разрешения на работу, заключении трудового и гражданско-правового договоров с иностранными гражданами, анализируются потребности и особенности найма иностранцев на работу, причины незаконной трудовой деятельности иностранных граждан на территории России и последствия данной деятельности для экономики и общества Российского государства. Исследована действенность норм налогового и административного законодательства о правонарушениях иностранных граждан. Предлагаются варианты и возможные пути улучшения взаимодействия для продуктивной и качественной работы налоговых и миграционных органов.
Статья: Язык соглашений об избежании двойного налогообложения: трудности перевода
(Савицкий А.И.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)Однако русский перевод слова "employment" - "работа по найму", по нашему убеждению, может привести к некорректному применению статьи, поскольку точное русское выражение "работа по найму" может подпадать под более широкое понятие работы и услуг, регламентируемых Гражданским кодексом РФ, вместо ограничения работы трудовыми функциями в рамках трудового договора, регулируемого Трудовым кодексом РФ. Эти опасения подтверждаются судебной практикой, например, решением по делу N А56-20669/2013, где все судебные инстанции пришли к выводу о том, что вознаграждение по агентскому договору, по которому физическое лицо обязано осуществлять продажу недвижимого имущества, охватывается ст. 15 Соглашения с Германией. Оставив без удовлетворения жалобу налогоплательщика, суд сослался на ст. 3 налогового договора и применил Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <17> с целью раскрытия понятия "работа по найму", согласно ст. 2 которого "трудовая деятельность иностранного гражданина - работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)".
(Савицкий А.И.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)Однако русский перевод слова "employment" - "работа по найму", по нашему убеждению, может привести к некорректному применению статьи, поскольку точное русское выражение "работа по найму" может подпадать под более широкое понятие работы и услуг, регламентируемых Гражданским кодексом РФ, вместо ограничения работы трудовыми функциями в рамках трудового договора, регулируемого Трудовым кодексом РФ. Эти опасения подтверждаются судебной практикой, например, решением по делу N А56-20669/2013, где все судебные инстанции пришли к выводу о том, что вознаграждение по агентскому договору, по которому физическое лицо обязано осуществлять продажу недвижимого имущества, охватывается ст. 15 Соглашения с Германией. Оставив без удовлетворения жалобу налогоплательщика, суд сослался на ст. 3 налогового договора и применил Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <17> с целью раскрытия понятия "работа по найму", согласно ст. 2 которого "трудовая деятельность иностранного гражданина - работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)".