Работа госорганов коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Работа госорганов коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Расторжение или изменение договора аренды из-за форс-мажора в связи с коронавирусом
(КонсультантПлюс, 2025)"...Арендатор... направил арендодателю уведомление о досрочном расторжении договора, сославшись на невозможность его дальнейшего исполнения по причине пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19), ссылаясь на то, что распространение новой коронавирусной инфекции признано обстоятельством непреодолимой силы, то есть форс-мажорным обстоятельством. В связи с чем с... по... приостановлена работа предприятий общественного питания, и деятельность ответчика подпадает под данные ограничения, так как помещение арендуется под кафе-пекарню. В этой связи ответчик не мог использовать арендуемое помещение в связи с прямым запретом государственных органов.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Арендатор... направил арендодателю уведомление о досрочном расторжении договора, сославшись на невозможность его дальнейшего исполнения по причине пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19), ссылаясь на то, что распространение новой коронавирусной инфекции признано обстоятельством непреодолимой силы, то есть форс-мажорным обстоятельством. В связи с чем с... по... приостановлена работа предприятий общественного питания, и деятельность ответчика подпадает под данные ограничения, так как помещение арендуется под кафе-пекарню. В этой связи ответчик не мог использовать арендуемое помещение в связи с прямым запретом государственных органов.
Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 02.04.2024 N 33-3488/2024 (УИД 54RS0002-01-2023-000299-89)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; 3) О взыскании компенсации за задержку выплат; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на невыплату ответчиком заработной платы в полном объеме.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.Так же, не приняты какие либо отдельные нормативные акты и иными государственными органами в отношении иной оплаты труда для работников городского автоэлектротранспорта в период пандемии COVID-19. Ссылка на необходимость прохождения вакцинации против коронавирусной инфекции и отстранение от работы в связи с ее отсутствием не свидетельствует о наличии работы истца во вредных и (или) опасных условиях труда, за которые предусмотрена доплата в соответствии с требованиями трудового законодательства и доводы жалобы в данной части построены на ошибочном толковании норм права.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; 3) О взыскании компенсации за задержку выплат; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на невыплату ответчиком заработной платы в полном объеме.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.Так же, не приняты какие либо отдельные нормативные акты и иными государственными органами в отношении иной оплаты труда для работников городского автоэлектротранспорта в период пандемии COVID-19. Ссылка на необходимость прохождения вакцинации против коронавирусной инфекции и отстранение от работы в связи с ее отсутствием не свидетельствует о наличии работы истца во вредных и (или) опасных условиях труда, за которые предусмотрена доплата в соответствии с требованиями трудового законодательства и доводы жалобы в данной части построены на ошибочном толковании норм права.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законодательства Российской Федерации в сфере миграции в условиях цифровизации
(Мишунина А.А., Телятников М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)При этом смело можно утверждать, что количество обращений граждан будет только расти. Также активному применению цифровых технологий способствуют и внешние причины, которые напрямую затрагивают деятельность государственных органов. Катализатором в понимании неизбежности повсеместного внедрения информационных технологий на территории РФ явилась и ситуация с COVID-19, которая повысила потребность государственных органов налаживать процесс работы в дистанционном режиме, в том числе для принятия оперативных решений.
(Мишунина А.А., Телятников М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)При этом смело можно утверждать, что количество обращений граждан будет только расти. Также активному применению цифровых технологий способствуют и внешние причины, которые напрямую затрагивают деятельность государственных органов. Катализатором в понимании неизбежности повсеместного внедрения информационных технологий на территории РФ явилась и ситуация с COVID-19, которая повысила потребность государственных органов налаживать процесс работы в дистанционном режиме, в том числе для принятия оперативных решений.
Статья: О некоторых аспектах работы парламента в период пандемии
(Малышенко В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)Ключевые слова: пандемия, коронавирус (COVID-19), удаленная работа, видео-конференц-связь, законодательные (представительные) органы государственной власти.
(Малышенко В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)Ключевые слова: пандемия, коронавирус (COVID-19), удаленная работа, видео-конференц-связь, законодательные (представительные) органы государственной власти.
Нормативные акты
Приказ Минздрава России от 12.11.2021 N 1047
"Об организации образовательного процесса в подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации"1. Руководителям организаций в соответствии с актами высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), издаваемыми исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на соответствующей территории Российской Федерации, обеспечить:
"Об организации образовательного процесса в подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации"1. Руководителям организаций в соответствии с актами высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), издаваемыми исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на соответствующей территории Российской Федерации, обеспечить:
"Комментарий судебной практики. Выпуск 28"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)1.1. Истец обратился в Подольский городской суд Московской области с иском об обязании Подольского управления социальной защиты населения начислить пособие на малолетнего ребенка. Свои требования истец мотивировала тем, что она является матерью малолетнего ребенка, проживает в городе Подольске и имеет основание на получение вышеуказанного пособия согласно ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418 "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей". В связи с распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) были введены ограничения в работе государственных органов, что привело к тому, что истец не смогла воспользоваться правом на получение ежемесячного пособия на ребенка, и повлекло нарушение прав истца, для восстановления которых она вынуждена обратиться в суд.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)1.1. Истец обратился в Подольский городской суд Московской области с иском об обязании Подольского управления социальной защиты населения начислить пособие на малолетнего ребенка. Свои требования истец мотивировала тем, что она является матерью малолетнего ребенка, проживает в городе Подольске и имеет основание на получение вышеуказанного пособия согласно ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418 "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей". В связи с распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) были введены ограничения в работе государственных органов, что привело к тому, что истец не смогла воспользоваться правом на получение ежемесячного пособия на ребенка, и повлекло нарушение прав истца, для восстановления которых она вынуждена обратиться в суд.
Статья: Конституционный Суд РФ признал законным отстранение от работы сотрудника в случае его отказа от прививки против коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 2)2. В условиях режима повышенной готовности, вводимого органами государственной власти субъектов РФ в целях профилактики и предотвращения распространения на соответствующей территории новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), данная норма действует во взаимосвязи с положениями ряда иных законодательных актов, регулирующих отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и ст. 76 ТК РФ, включая часть вторую, устанавливающую общее правило определения срока отстранения от работы, которое - вопреки утверждению заявителей - ограничено во времени и продолжается до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 2)2. В условиях режима повышенной готовности, вводимого органами государственной власти субъектов РФ в целях профилактики и предотвращения распространения на соответствующей территории новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), данная норма действует во взаимосвязи с положениями ряда иных законодательных актов, регулирующих отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и ст. 76 ТК РФ, включая часть вторую, устанавливающую общее правило определения срока отстранения от работы, которое - вопреки утверждению заявителей - ограничено во времени и продолжается до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения.
Готовое решение: Как проводить срочные (экстренные) закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При принятии решения о проведении срочной закупки неконкурентным способом рекомендуем придерживаться следующего принципа: закупать можно только те товары (услуги, работы), которые непосредственно необходимы вследствие экстренных обстоятельств. На обязательность указанной причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для данных целей при закупках по Закону N 44-ФЗ указывали, например, госорганы в период распространения новой коронавирусной инфекции. Полагаем, что на данные позиции можно ориентироваться и при закупках по Закону N 223-ФЗ (Письмо Минфина России от 15.04.2020 N 24-05-05/30387, совместное Письмо Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
(КонсультантПлюс, 2025)При принятии решения о проведении срочной закупки неконкурентным способом рекомендуем придерживаться следующего принципа: закупать можно только те товары (услуги, работы), которые непосредственно необходимы вследствие экстренных обстоятельств. На обязательность указанной причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для данных целей при закупках по Закону N 44-ФЗ указывали, например, госорганы в период распространения новой коронавирусной инфекции. Полагаем, что на данные позиции можно ориентироваться и при закупках по Закону N 223-ФЗ (Письмо Минфина России от 15.04.2020 N 24-05-05/30387, совместное Письмо Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
Статья: Уголовная политика в области обеспечения энергетической безопасности
(Нудель С.Л., Горенская Е.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 9)Отметим, что рейтинг нашей страны с 2018 г. повысился на 30 позиций. По мнению Министра энергетики РФ, "такое существенное укрепление позиции России в Индексе трилеммы МИРЭС - закономерный результат совместной системной работы органов государственной власти, системообразующих компаний ТЭК, академического сообщества и отраслевых ассоциаций по повышению устойчивости и надежности энергосистемы России" <11>. Однако Индекс трилеммы наглядно показал, какие вопросы необходимо проработать субъектам энергобезопасности.
(Нудель С.Л., Горенская Е.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 9)Отметим, что рейтинг нашей страны с 2018 г. повысился на 30 позиций. По мнению Министра энергетики РФ, "такое существенное укрепление позиции России в Индексе трилеммы МИРЭС - закономерный результат совместной системной работы органов государственной власти, системообразующих компаний ТЭК, академического сообщества и отраслевых ассоциаций по повышению устойчивости и надежности энергосистемы России" <11>. Однако Индекс трилеммы наглядно показал, какие вопросы необходимо проработать субъектам энергобезопасности.
Статья: Списание неустоек в сфере государственных и муниципальных закупок: проблемы правоприменения
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 3)Так, пандемия коронавирусной инфекции признавалась судами обстоятельством непреодолимой силы с учетом фактической невозможности осуществления поставщиком производственной деятельности, несогласования уполномоченными государственными органами режима работы предприятия поставщика, приостановление посещение предприятия сотрудниками, а также невозможность исполнения контрактных обязательств на дистанционной основе. Кроме того, на невозможность исполнения обязательств по контракту влияло и фактическое приостановление деятельности единственного поставщика составной части товара.
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 3)Так, пандемия коронавирусной инфекции признавалась судами обстоятельством непреодолимой силы с учетом фактической невозможности осуществления поставщиком производственной деятельности, несогласования уполномоченными государственными органами режима работы предприятия поставщика, приостановление посещение предприятия сотрудниками, а также невозможность исполнения контрактных обязательств на дистанционной основе. Кроме того, на невозможность исполнения обязательств по контракту влияло и фактическое приостановление деятельности единственного поставщика составной части товара.
Статья: Неизбежная трансформация принципа письменности в исковом производстве - эффективная альтернатива и гарантия судебной защиты
(Ткачева Н.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 6)<1> Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней"; Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"; Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2020 г. N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" // СПС "КонсультантПлюс".
(Ткачева Н.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 6)<1> Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней"; Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"; Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2020 г. N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" // СПС "КонсультантПлюс".
Готовое решение: Как составить положение о временном переводе работников на дистанционную работу по инициативе работодателя в связи с распространением коронавируса COVID-19 (не актуализируется с 25.04.2023)
(КонсультантПлюс, 2023)Если, например, в вашем субъекте РФ орган государственной власти принял решение о необходимости временного перевода работников на дистанционную работу в связи с распространением COVID-19 и вы осуществляете такой перевод, примите положение о временном переводе работников на дистанционную (удаленную) работу (ч. 1, 3 ст. 312.9 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2023)Если, например, в вашем субъекте РФ орган государственной власти принял решение о необходимости временного перевода работников на дистанционную работу в связи с распространением COVID-19 и вы осуществляете такой перевод, примите положение о временном переводе работников на дистанционную (удаленную) работу (ч. 1, 3 ст. 312.9 ТК РФ).
Статья: Национально-культурная автономия как конституционно-правовая форма самоопределения этнических сообществ (на примере Республики Саха (Якутия))
(Корякин К.Д.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)В связи с данными преобразованиями возникает вопрос об эффективности реализации политики в сфере национально-культурных отношений в Республике Саха (Якутия), так как деятельность в такой деликатной сфере, как национально-культурные отношения, может быть построена только при слаженной и последовательной работе органов государственной власти.
(Корякин К.Д.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)В связи с данными преобразованиями возникает вопрос об эффективности реализации политики в сфере национально-культурных отношений в Республике Саха (Якутия), так как деятельность в такой деликатной сфере, как национально-культурные отношения, может быть построена только при слаженной и последовательной работе органов государственной власти.
Статья: Повышение благосостояния работников как приоритетная задача социальной политики государства
(Кучина Ю.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)О повышении благосостояния граждан как основной задаче для государства неоднократно говорил и Президент РФ В.В. Путин <5>, в своих выступлениях оценивая динамику работы государственных органов в данном направлении. Так, еще в 2019 г. на форуме "Россия зовет!" результаты работы по повышению доходов граждан как одного из ключевых индикаторов экономического развития страны были названы "скромными" <6>; в разгар пандемии COVID-19, следствием которой стало значительное падение ВВП, рост безработицы, приостановление производств, стремительный рост цен, президент также признал, что из-за сложной ситуации реальные доходы населения падают <7>, что является "угрозой для стабильного развития, для демографического будущего" <8>. Тем не менее, несмотря на начало специальной военной операции, значительное усиление санкционного давления западных стран в начале 2022 г., уже в ноябре Президент РФ заявил о формировании позитивной динамики снижения уровня бедности, требуя "роста реальных доходов и чтобы сами люди ощущали улучшение своего благосостояния" <9>.
(Кучина Ю.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)О повышении благосостояния граждан как основной задаче для государства неоднократно говорил и Президент РФ В.В. Путин <5>, в своих выступлениях оценивая динамику работы государственных органов в данном направлении. Так, еще в 2019 г. на форуме "Россия зовет!" результаты работы по повышению доходов граждан как одного из ключевых индикаторов экономического развития страны были названы "скромными" <6>; в разгар пандемии COVID-19, следствием которой стало значительное падение ВВП, рост безработицы, приостановление производств, стремительный рост цен, президент также признал, что из-за сложной ситуации реальные доходы населения падают <7>, что является "угрозой для стабильного развития, для демографического будущего" <8>. Тем не менее, несмотря на начало специальной военной операции, значительное усиление санкционного давления западных стран в начале 2022 г., уже в ноябре Президент РФ заявил о формировании позитивной динамики снижения уровня бедности, требуя "роста реальных доходов и чтобы сами люди ощущали улучшение своего благосостояния" <9>.
Вопрос: Как организовать делопроизводство, документооборот и хранение документов в организации?
(Консультация эксперта, 2025)В части трудовых отношений Минтруд России рекомендует организовать применение гибких режимов работы, в первую очередь это различные формы работы на дому: удаленная, дистанционная, надомная работа. Рекомендуется осуществлять переход на удаленную работу всех работников, для которых существуют такие технические возможности. Взаимодействие работников и работодателей по организации удаленной, дистанционной работы может оформляться путем обмена электронными образами документов с последующим их оформлением в установленном порядке (п. 1 Рекомендаций по применению гибких форм занятости в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации (ст. 312.2 ТК РФ, Приложение к Письму Минтруда России от 23.04.2020 N 14-2/10/П-3710)).
(Консультация эксперта, 2025)В части трудовых отношений Минтруд России рекомендует организовать применение гибких режимов работы, в первую очередь это различные формы работы на дому: удаленная, дистанционная, надомная работа. Рекомендуется осуществлять переход на удаленную работу всех работников, для которых существуют такие технические возможности. Взаимодействие работников и работодателей по организации удаленной, дистанционной работы может оформляться путем обмена электронными образами документов с последующим их оформлением в установленном порядке (п. 1 Рекомендаций по применению гибких форм занятости в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации (ст. 312.2 ТК РФ, Приложение к Письму Минтруда России от 23.04.2020 N 14-2/10/П-3710)).