Рабочая программа учебной дисциплины
Подборка наиболее важных документов по запросу Рабочая программа учебной дисциплины (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Под образовательной программой понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий (п. 9 ст. 2 Закона об образовании). Она представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов. В случаях, предусмотренных Законом об образовании, она может быть представлена в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации. Об уровнях общего и профессионального образования, образовательных программах и общих требованиях к ним, о дополнительном образовании подробнее см. соответственно п. 4 ст. 2, ч. 4 - 6 ст. 10, ст. ст. 12, 13, гл. 10 Закона об образовании.
(КонсультантПлюс, 2025)Под образовательной программой понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий (п. 9 ст. 2 Закона об образовании). Она представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов. В случаях, предусмотренных Законом об образовании, она может быть представлена в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации. Об уровнях общего и профессионального образования, образовательных программах и общих требованиях к ним, о дополнительном образовании подробнее см. соответственно п. 4 ст. 2, ч. 4 - 6 ст. 10, ст. ст. 12, 13, гл. 10 Закона об образовании.
Статья: Виды объектов авторского права, создаваемых и используемых в сфере науки и образования
(Титова Н.С.)
("Юрист", 2025, N 10)Но, как показывает анализ судебной практики, подобные споры зачастую не возникают по понятным причинам либо единичны. Поэтому если бы существовала четко работающая схема: трудовой договор - должностная инструкция - индивидуальный трудовой план (при этом в план были бы включены конкретные виды создаваемых произведений, их рабочие названия или тематика, объем и иные характеристики), то статус правовой принадлежности такого произведения не вызывал бы сомнений и предотвратил бы спор. Если анализировать все трудовые обязанности работника, с учетом методологии преподавания по каждой учебной дисциплине, то она требует соответствия учебному плану; утверждение рабочей программы учебной дисциплины; проведение семинарских занятий и чтение лекций в соответствии с расписанием; проведение промежуточной аттестации по установленной форме, и можно сделать вывод, что данная деятельность требует четкой детализации по результату выполненной работы.
(Титова Н.С.)
("Юрист", 2025, N 10)Но, как показывает анализ судебной практики, подобные споры зачастую не возникают по понятным причинам либо единичны. Поэтому если бы существовала четко работающая схема: трудовой договор - должностная инструкция - индивидуальный трудовой план (при этом в план были бы включены конкретные виды создаваемых произведений, их рабочие названия или тематика, объем и иные характеристики), то статус правовой принадлежности такого произведения не вызывал бы сомнений и предотвратил бы спор. Если анализировать все трудовые обязанности работника, с учетом методологии преподавания по каждой учебной дисциплине, то она требует соответствия учебному плану; утверждение рабочей программы учебной дисциплины; проведение семинарских занятий и чтение лекций в соответствии с расписанием; проведение промежуточной аттестации по установленной форме, и можно сделать вывод, что данная деятельность требует четкой детализации по результату выполненной работы.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;
Статья: Семейное образование в России и зарубежных странах: подходы к правовому регулированию
(Янкевич С.В., Пучков Е.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 2)Федеральные государственные образовательные стандарты не содержат перечня предметов и образовательных результатов для отдельных лет обучения. Законодательством также не установлены какие-либо требования к учебному плану обучающихся в семейной форме. С одной стороны, это является преимуществом при выборе индивидуальной образовательной траектории. Однако с другой стороны, собственный учебный план часто не совпадает с рабочими программами учебных дисциплин школы, в которой планируется проходить промежуточную аттестацию. Это может приводить к тому, что даже при добросовестном обучении ребенка в семье, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, ребенку не удастся пройти промежуточную аттестацию в конкретной школе, чья программа отличается от плана обучения, составленного в семье. Поэтому выбору школы, в которой планируется проходить промежуточную аттестацию, родители в России уделяют особое внимание.
(Янкевич С.В., Пучков Е.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 2)Федеральные государственные образовательные стандарты не содержат перечня предметов и образовательных результатов для отдельных лет обучения. Законодательством также не установлены какие-либо требования к учебному плану обучающихся в семейной форме. С одной стороны, это является преимуществом при выборе индивидуальной образовательной траектории. Однако с другой стороны, собственный учебный план часто не совпадает с рабочими программами учебных дисциплин школы, в которой планируется проходить промежуточную аттестацию. Это может приводить к тому, что даже при добросовестном обучении ребенка в семье, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, ребенку не удастся пройти промежуточную аттестацию в конкретной школе, чья программа отличается от плана обучения, составленного в семье. Поэтому выбору школы, в которой планируется проходить промежуточную аттестацию, родители в России уделяют особое внимание.
Ситуация: Что входит в обязанности классного руководителя?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, обеспечивать в полном объеме реализацию рабочей программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), рабочей программы воспитания;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, обеспечивать в полном объеме реализацию рабочей программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), рабочей программы воспитания;
Статья: Нормативное регулирование труда преподавателей: проблемы реализации и пути их решения
(Неверов А.Я.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)Анализируя функциональные обязанности преподавателя, а также учитывая методологию преподавания любой учебной дисциплины, - которая включает в себя строгое соответствие учебному и тематическому планам; утверждение рабочей программы учебной дисциплины; проведение занятий в установленное время в соответствии с расписанием; проведение промежуточной аттестации по установленной форме в рамках утвержденного фонда оценочных средств, - необходимо сделать однозначный вывод о том, что данная деятельность полностью соответствует исключительно трудовым правоотношениям и не может регулироваться гражданско-правовыми средствами.
(Неверов А.Я.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)Анализируя функциональные обязанности преподавателя, а также учитывая методологию преподавания любой учебной дисциплины, - которая включает в себя строгое соответствие учебному и тематическому планам; утверждение рабочей программы учебной дисциплины; проведение занятий в установленное время в соответствии с расписанием; проведение промежуточной аттестации по установленной форме в рамках утвержденного фонда оценочных средств, - необходимо сделать однозначный вывод о том, что данная деятельность полностью соответствует исключительно трудовым правоотношениям и не может регулироваться гражданско-правовыми средствами.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов;
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов;
Статья: О месте и роли юридического образования в образовательной системе Российской Федерации
(Неверов А.Я.)
("Российская юстиция", 2024, N 6)Третий вопрос - это качество реализуемых стандартов. Сравнительный анализ ФГОС, требующих от вузов детальной разработки образовательных программ, учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин, показывает, что только один из них - ФГОС по специальности 40.05.04 "Судебная и прокурорская деятельность (уровень специалитета)" - отличается самостоятельностью и многопрофильностью предусмотренных к освоению компетенций, подразделяя их на общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные <15>.
(Неверов А.Я.)
("Российская юстиция", 2024, N 6)Третий вопрос - это качество реализуемых стандартов. Сравнительный анализ ФГОС, требующих от вузов детальной разработки образовательных программ, учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин, показывает, что только один из них - ФГОС по специальности 40.05.04 "Судебная и прокурорская деятельность (уровень специалитета)" - отличается самостоятельностью и многопрофильностью предусмотренных к освоению компетенций, подразделяя их на общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные <15>.
Статья: Высшее образование в России. "Что ты такое?!"
(Тай Ю.В., Смола А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Согласно Закону об образовании образовательная программа представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов. Соответственно, вуз должен располагать учебным планом, укомплектованным штатом преподавателей, не только по трудовым, но и по гражданско-правовым договорам, материально-технической базой в виде зданий, помещений и прочего недвижимого и движимого имущества, другими ресурсами для осуществления образовательного процесса на предстоящий год. При этом выделить расходы, затраченные на конкретного студента крайне проблематично, ведь обучение производится в отношении групп студентов, зачастую в разном составе по разным предметам/дисциплинам (в соответствии с расписанием).
(Тай Ю.В., Смола А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Согласно Закону об образовании образовательная программа представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов. Соответственно, вуз должен располагать учебным планом, укомплектованным штатом преподавателей, не только по трудовым, но и по гражданско-правовым договорам, материально-технической базой в виде зданий, помещений и прочего недвижимого и движимого имущества, другими ресурсами для осуществления образовательного процесса на предстоящий год. При этом выделить расходы, затраченные на конкретного студента крайне проблематично, ведь обучение производится в отношении групп студентов, зачастую в разном составе по разным предметам/дисциплинам (в соответствии с расписанием).
Статья: Технологии автоматизации как инструмент обеспечения защиты конституционного права граждан на образование
(Омельянович В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)1. Использование ПАОБР происходит в усеченном виде, ограничивается разработкой учебного плана и календарного учебного графика без автоматизированной разработки рабочих программ учебных дисциплин (практик).
(Омельянович В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)1. Использование ПАОБР происходит в усеченном виде, ограничивается разработкой учебного плана и календарного учебного графика без автоматизированной разработки рабочих программ учебных дисциплин (практик).
Статья: Прокурорская проверка подготовки научно-педагогических кадров
(Омельянович В.В.)
("Законность", 2023, N 6)Вузы должны были своевременно (не позднее 17 апреля 2021 г.) в установленном порядке переработать (актуализировать) ОПОП ВО и внести необходимые изменения в элементы образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры), предусмотрев укрупнение научных специальностей. Соответственно, скорректировать учебные планы, рабочие программы учебных дисциплин специализации, по которым сдаются кандидатские экзамены, и их фонды оценочных средств, а также при необходимости календарные учебные графики.
(Омельянович В.В.)
("Законность", 2023, N 6)Вузы должны были своевременно (не позднее 17 апреля 2021 г.) в установленном порядке переработать (актуализировать) ОПОП ВО и внести необходимые изменения в элементы образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры), предусмотрев укрупнение научных специальностей. Соответственно, скорректировать учебные планы, рабочие программы учебных дисциплин специализации, по которым сдаются кандидатские экзамены, и их фонды оценочных средств, а также при необходимости календарные учебные графики.
Статья: Образовательные программы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образовательная программа - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных Законом об образовании случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образовательная программа - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных Законом об образовании случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
Статья: Правовое регулирование деятельности онлайн-школ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) организационно-педагогических условий, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных Законом об образовании случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", далее - Закон об образовании).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) организационно-педагогических условий, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных Законом об образовании случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", далее - Закон об образовании).