Пзз не утверждены
Подборка наиболее важных документов по запросу Пзз не утверждены (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Общие вопросы аренды государственного (муниципального) земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Само по себе изменение правового режима земельного участка в результате утверждения (внесения изменений) правил землепользования и застройки не свидетельствует о том, что воля публично-правового образования направлена на лишение арендатора права на выкуп земельного участка. Оснований для неприменения к спорным отношениям нормативных актов территориального планирования и градостроительного зонирования в данном случае не имеется (часть 2 статьи 13 АПК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Само по себе изменение правового режима земельного участка в результате утверждения (внесения изменений) правил землепользования и застройки не свидетельствует о том, что воля публично-правового образования направлена на лишение арендатора права на выкуп земельного участка. Оснований для неприменения к спорным отношениям нормативных актов территориального планирования и градостроительного зонирования в данном случае не имеется (часть 2 статьи 13 АПК РФ).
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Представительный орган местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление
(КонсультантПлюс, 2025)ООО... полагая, что бездействие Совета депутатов, выраженное в непринятии решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд...
(КонсультантПлюс, 2025)ООО... полагая, что бездействие Совета депутатов, выраженное в непринятии решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О месте и роли планов в земельных и градостроительных правоотношениях
(Скакодуб Н.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Представляется, что такой непоследовательный подход увеличивает риски для субъектов профессиональной деятельности в области строительства, ввиду того что действующее законодательство не содержит обязывающих положений по обеспечению внесения соответствующих изменений в градостроительную документацию более высокого уровня для уполномоченных органов. По этой причине представляется важным уточнить положения ГрК РФ, прямо закрепив соответствующую обязанность органов местного самоуправления. Для определенных случаев ст. 33 ГрК РФ уже содержит прямое указание на обязанность главы местной администрации инициировать внесение соответствующих изменений (например, ч. 3.2 ст. 33 ГрК РФ). Кроме того, в соответствии с п. 7 ч. 4 ст. 68 ГрК РФ в предмет договора о комплексном развитии включается обязанность уполномоченного органа утвердить только ДПТ, но не обеспечить внесение изменений в генеральный план и ПЗЗ не позднее чем девяносто дней со дня утверждения ДПТ, что прямо предусмотрено ч. 2.1 ст. 24 ГрК РФ и ч. 3.4 ст. 33 ГрК РФ. Непринятие органами местного самоуправления действий по внесению изменений в генеральные планы, ПЗЗ может повлечь невозможность реализации проектов, в частности, невозможность исполнения застройщиком обязательств по заключенному договору о комплексном развитии территорий.
(Скакодуб Н.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Представляется, что такой непоследовательный подход увеличивает риски для субъектов профессиональной деятельности в области строительства, ввиду того что действующее законодательство не содержит обязывающих положений по обеспечению внесения соответствующих изменений в градостроительную документацию более высокого уровня для уполномоченных органов. По этой причине представляется важным уточнить положения ГрК РФ, прямо закрепив соответствующую обязанность органов местного самоуправления. Для определенных случаев ст. 33 ГрК РФ уже содержит прямое указание на обязанность главы местной администрации инициировать внесение соответствующих изменений (например, ч. 3.2 ст. 33 ГрК РФ). Кроме того, в соответствии с п. 7 ч. 4 ст. 68 ГрК РФ в предмет договора о комплексном развитии включается обязанность уполномоченного органа утвердить только ДПТ, но не обеспечить внесение изменений в генеральный план и ПЗЗ не позднее чем девяносто дней со дня утверждения ДПТ, что прямо предусмотрено ч. 2.1 ст. 24 ГрК РФ и ч. 3.4 ст. 33 ГрК РФ. Непринятие органами местного самоуправления действий по внесению изменений в генеральные планы, ПЗЗ может повлечь невозможность реализации проектов, в частности, невозможность исполнения застройщиком обязательств по заключенному договору о комплексном развитии территорий.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При подготовке и утверждении единого документа и внесении в него изменений не допускается включать в положение о территориальном планировании единого документа и карты генерального плана положения, реализация которых приведет к невозможности обеспечения эксплуатации существующих или планируемых для размещения объектов федерального и регионального значения. По проекту единого документа проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со ст. ст. 5.1 и 28 Кодекса. Внесение изменений в единый документ осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в случае, если для внесения таких изменений в генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки не требуется проведение общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При подготовке и утверждении единого документа и внесении в него изменений не допускается включать в положение о территориальном планировании единого документа и карты генерального плана положения, реализация которых приведет к невозможности обеспечения эксплуатации существующих или планируемых для размещения объектов федерального и регионального значения. По проекту единого документа проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со ст. ст. 5.1 и 28 Кодекса. Внесение изменений в единый документ осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в случае, если для внесения таких изменений в генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки не требуется проведение общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 5-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"9. Отсутствие утвержденных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации документов территориального планирования, правил землепользования и застройки не является препятствием для предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях строительства, реконструкции объектов капитального строительства или для принятия решений об изъятии земельных участков и иных объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"9. Отсутствие утвержденных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации документов территориального планирования, правил землепользования и застройки не является препятствием для предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях строительства, реконструкции объектов капитального строительства или для принятия решений об изъятии земельных участков и иных объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 8-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области"9. Отсутствие утвержденных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации документов территориального планирования, правил землепользования и застройки не является препятствием для предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях строительства, реконструкции объектов капитального строительства или для принятия решений об изъятии земельных участков и иных объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области"9. Отсутствие утвержденных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации документов территориального планирования, правил землепользования и застройки не является препятствием для предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях строительства, реконструкции объектов капитального строительства или для принятия решений об изъятии земельных участков и иных объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за февраль 2025 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Михайлова В.С., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 4)Проведенной по делу судебной экспертизой установлено, что постройка, по поводу которой возник спор, соответствует требованиям градостроительных регламентов и правил землепользования и застройки, не является многоквартирным объектом капитального строительства, не имеет дефектов и нарушений, влекущих угрозу жизни и здоровью в случае ее сохранения. Эти выводы, за исключением функционального назначения здания, не оспорены истцом, а суд данное заключение сомнению не подверг, однако мотивов, по которым отклонил выводы судебной экспертизы, в постановлении не привел. При этом параметры отнесения здания к многоквартирному жилому дому судом не устанавливались.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Михайлова В.С., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 4)Проведенной по делу судебной экспертизой установлено, что постройка, по поводу которой возник спор, соответствует требованиям градостроительных регламентов и правил землепользования и застройки, не является многоквартирным объектом капитального строительства, не имеет дефектов и нарушений, влекущих угрозу жизни и здоровью в случае ее сохранения. Эти выводы, за исключением функционального назначения здания, не оспорены истцом, а суд данное заключение сомнению не подверг, однако мотивов, по которым отклонил выводы судебной экспертизы, в постановлении не привел. При этом параметры отнесения здания к многоквартирному жилому дому судом не устанавливались.
Статья: Актуальные вопросы формирования состава комиссий по землепользованию и застройке
(Медведенко К.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 11)Как следует из буквального толкования положений указанной статьи, Комиссия по ПЗЗ не является постоянно действующим органом и создается, по сути, ad hoc. При этом ни ГрК РФ, ни иными нормативными правовыми актами не предусматриваются отдельные требования к порядку формирования и составу Комиссий по ПЗЗ. Указанные вопросы согласно ч. 6 ст. 31 ГрК РФ отнесены к ведению глав местных администраций.
(Медведенко К.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 11)Как следует из буквального толкования положений указанной статьи, Комиссия по ПЗЗ не является постоянно действующим органом и создается, по сути, ad hoc. При этом ни ГрК РФ, ни иными нормативными правовыми актами не предусматриваются отдельные требования к порядку формирования и составу Комиссий по ПЗЗ. Указанные вопросы согласно ч. 6 ст. 31 ГрК РФ отнесены к ведению глав местных администраций.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В судебной практике, с одной стороны, отмечается, что процедура изменения ПЗЗ, ДПТ нормативно урегулирована и не поставлена в зависимость ни от субъективного усмотрения органов, ни от наличия встречного имущественного предоставления заинтересованных лиц; внесение изменений в ПЗЗ с целью обеспечения возможности строительства объектов с иными параметрами застройки (большей плотностью и (или) этажностью) не является безусловной обязанностью органов местного самоуправления; орган местного самоуправления обязан руководствоваться публичными интересами и теми задачами, которые на него возложены, в том числе обеспечением устойчивого развития территории города, создание благоприятной городской среды <1>. С другой - публичное образование, не обеспечившее содействие в выполнении работ, предусмотренных инвестиционным договором, не вправе возлагать на инвестора неблагоприятные имущественные последствия того, что договор не был исполнен; внеся оплату по инвестиционному договору в бюджет публичного образования, но не получив ожидаемого результата от его заключения, застройщик вправе требовать возврата уплаченных им средств; несогласованность позиций государственных органов, выступающих на стороне публичного образования, по вопросу о возможности использования земельного участка для целей, названных в инвестиционном договоре, не должна порождать негативные правовые последствия только для истца как инвестора, поскольку это нарушает баланс интересов сторон спорного правоотношения <2>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В судебной практике, с одной стороны, отмечается, что процедура изменения ПЗЗ, ДПТ нормативно урегулирована и не поставлена в зависимость ни от субъективного усмотрения органов, ни от наличия встречного имущественного предоставления заинтересованных лиц; внесение изменений в ПЗЗ с целью обеспечения возможности строительства объектов с иными параметрами застройки (большей плотностью и (или) этажностью) не является безусловной обязанностью органов местного самоуправления; орган местного самоуправления обязан руководствоваться публичными интересами и теми задачами, которые на него возложены, в том числе обеспечением устойчивого развития территории города, создание благоприятной городской среды <1>. С другой - публичное образование, не обеспечившее содействие в выполнении работ, предусмотренных инвестиционным договором, не вправе возлагать на инвестора неблагоприятные имущественные последствия того, что договор не был исполнен; внеся оплату по инвестиционному договору в бюджет публичного образования, но не получив ожидаемого результата от его заключения, застройщик вправе требовать возврата уплаченных им средств; несогласованность позиций государственных органов, выступающих на стороне публичного образования, по вопросу о возможности использования земельного участка для целей, названных в инвестиционном договоре, не должна порождать негативные правовые последствия только для истца как инвестора, поскольку это нарушает баланс интересов сторон спорного правоотношения <2>.
Ситуация: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Рассматриваемый порядок изменения видов разрешенного использования земельного участка действует до 01.03.2026. С указанной даты изменение видов разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, а не в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) муниципального образования (п. 9 ст. 1, п. 1 ст. 5, п. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 17 Закона от 31.07.2025 N 295-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Рассматриваемый порядок изменения видов разрешенного использования земельного участка действует до 01.03.2026. С указанной даты изменение видов разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, а не в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) муниципального образования (п. 9 ст. 1, п. 1 ст. 5, п. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 17 Закона от 31.07.2025 N 295-ФЗ).
Статья: Изменение цели использования публичных земельных участков при изменении правил землепользования и застройки
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)Постоянное развитие общества требует корректировать планируемое использование территорий для повышения эффективности осуществляемой на них экономической деятельности. В связи с этим со временем в документы территориального планирования (прежде всего в генеральный план), а затем и в правила землепользования и застройки могут быть внесены поправки, кардинально меняющие правовой режим арендуемых земельных участков. Например, изначально стороны заключили договор аренды земельного участка сельскохозяйственного использования с видом разрешенного использования "для личного подсобного хозяйства", на что было прямо указано в договоре. Через несколько лет органы муниципальной власти утвердили изменения в генеральный план сельского поселения, включив данный участок в границы одного из населенных пунктов, после чего - в силу принципа соответствия документов территориального планирования и документов градостроительного зонирования, предполагающего, что правила землепользования и застройки не должны противоречить генеральному плану муниципального образования <2>, - были также изменены правила землепользования и застройки сельского поселения, на основании которых арендуемый земельный участок был включен в границы территориальной зоны общественно-деловой застройки.
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)Постоянное развитие общества требует корректировать планируемое использование территорий для повышения эффективности осуществляемой на них экономической деятельности. В связи с этим со временем в документы территориального планирования (прежде всего в генеральный план), а затем и в правила землепользования и застройки могут быть внесены поправки, кардинально меняющие правовой режим арендуемых земельных участков. Например, изначально стороны заключили договор аренды земельного участка сельскохозяйственного использования с видом разрешенного использования "для личного подсобного хозяйства", на что было прямо указано в договоре. Через несколько лет органы муниципальной власти утвердили изменения в генеральный план сельского поселения, включив данный участок в границы одного из населенных пунктов, после чего - в силу принципа соответствия документов территориального планирования и документов градостроительного зонирования, предполагающего, что правила землепользования и застройки не должны противоречить генеральному плану муниципального образования <2>, - были также изменены правила землепользования и застройки сельского поселения, на основании которых арендуемый земельный участок был включен в границы территориальной зоны общественно-деловой застройки.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По проекту единого документа, изменений в единый документ проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в аналогичном с проектом Генплана порядке. При этом в случае, если внесение аналогичных изменений в Генплан или ПЗЗ не требует проведения публичных слушаний либо общественных обсуждений, они точно так же не проводятся.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По проекту единого документа, изменений в единый документ проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в аналогичном с проектом Генплана порядке. При этом в случае, если внесение аналогичных изменений в Генплан или ПЗЗ не требует проведения публичных слушаний либо общественных обсуждений, они точно так же не проводятся.