Пункт временного содержания животных
Подборка наиболее важных документов по запросу Пункт временного содержания животных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20.11.2024 N 66а-1380/2024 (УИД 04OS0000-01-2023-000413-61)
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Бурятия от 06.08.2024 о признании недействующими отдельных положений Закона Республики Бурятия от 22.11.2023 N 185-VII "Об установлении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и определении перечня мероприятий при осуществлении такой деятельности на территории Республики Бурятия".Суд первой инстанции обоснованно не согласился с доводами административных истцов в части установленных в статье 2 Закона N 185-VII понятий животного, представляющего опасность для человека, зарегистрированного животного, пункта временного содержания, невостребованного животного, поскольку они не противоречат нормам федерального законодательства, доводы апелляционной жалобы со ссылками на Перечень потенциально опасных собак, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2019 года N 974, об обратном не свидетельствуют.
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Бурятия от 06.08.2024 о признании недействующими отдельных положений Закона Республики Бурятия от 22.11.2023 N 185-VII "Об установлении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и определении перечня мероприятий при осуществлении такой деятельности на территории Республики Бурятия".Суд первой инстанции обоснованно не согласился с доводами административных истцов в части установленных в статье 2 Закона N 185-VII понятий животного, представляющего опасность для человека, зарегистрированного животного, пункта временного содержания, невостребованного животного, поскольку они не противоречат нормам федерального законодательства, доводы апелляционной жалобы со ссылками на Перечень потенциально опасных собак, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2019 года N 974, об обратном не свидетельствуют.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Безнадзорные животные
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2024 N 38-П "По делу о проверке конституционности части 4 статьи 7, абзаца первого части 1 и части 7 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Республики Бурятия" указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку они по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, допуская - при установлении законодательным актом субъекта РФ порядка обращения с животными без владельцев, в том числе содержащего не предусмотренные Законом об ответственном обращении с животными мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, - определение оснований для умерщвления животных без владельцев, размещенных в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, предполагают, что таковое:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2024 N 38-П "По делу о проверке конституционности части 4 статьи 7, абзаца первого части 1 и части 7 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Республики Бурятия" указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку они по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, допуская - при установлении законодательным актом субъекта РФ порядка обращения с животными без владельцев, в том числе содержащего не предусмотренные Законом об ответственном обращении с животными мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, - определение оснований для умерщвления животных без владельцев, размещенных в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, предполагают, что таковое:
Статья: Правовое регулирование эвтаназии животных без владельца: за и против
(Анисимов А.П., Буркова В.Н., Волков И.К., Ермаков А.М., Фомина А.С., Шебеко С.К.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 3)Закон Магаданской области от 27.11.2023 N 2867-ОЗ "О содержании животных без владельцев в пунктах временного содержания животных" предусматривает (п. 5 ст. 2), что пункт временного содержания вправе в случаях выявления признаков непереносимых физических страданий безнадзорного животного при наличии у него достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания, и/или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью, и/или заболевания, опасного для человека и животных, и/или неоднократного проявления немотивированной агрессивности принять решение о дальнейшем пребывании в нем отловленного животного без владельца (термин "умерщвление" в Законе не используется).
(Анисимов А.П., Буркова В.Н., Волков И.К., Ермаков А.М., Фомина А.С., Шебеко С.К.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 3)Закон Магаданской области от 27.11.2023 N 2867-ОЗ "О содержании животных без владельцев в пунктах временного содержания животных" предусматривает (п. 5 ст. 2), что пункт временного содержания вправе в случаях выявления признаков непереносимых физических страданий безнадзорного животного при наличии у него достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания, и/или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью, и/или заболевания, опасного для человека и животных, и/или неоднократного проявления немотивированной агрессивности принять решение о дальнейшем пребывании в нем отловленного животного без владельца (термин "умерщвление" в Законе не используется).
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5. Содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается, если иное не установлено законодательными актами субъектов Российской Федерации.
(ред. от 08.08.2024)
"Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5. Содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается, если иное не установлено законодательными актами субъектов Российской Федерации.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Абзацем вторым п. 4.22 Правил, определяющим судьбу отловленных безнадзорных животных после истечения срока их пребывания в пункте временного содержания, предусмотрен выпуск безнадзорных животных в среду обитания в месте отлова вне границ детских и спортивных площадок, территорий образовательных организаций, организаций здравоохранения и общественного питания.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Абзацем вторым п. 4.22 Правил, определяющим судьбу отловленных безнадзорных животных после истечения срока их пребывания в пункте временного содержания, предусмотрен выпуск безнадзорных животных в среду обитания в месте отлова вне границ детских и спортивных площадок, территорий образовательных организаций, организаций здравоохранения и общественного питания.
Статья: Создание приютов для животных: административно-правовой аспект
(Хорьков В.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Представляется, что понятие приюта как имущественного комплекса должно быть закреплено в действующем Федеральном законе. Кстати, дополнительным аргументом в пользу такого решения может быть закрепление понятия "приюта" как имущественного комплекса в Модельном законе "Об обращении с животными", принятом на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление N 29-17 от 31 октября 2007 г.) <3>. В статье 1 Модельного закона содержится следующее определение понятия "приют": "Приют для животных - имущественный комплекс, специально предназначенный и оборудованный для содержания животных-компаньонов, изъятых или иным образом отчужденных, найденных или переданных из пункта временного содержания животных, а также помещенных их владельцами на определенное время".
(Хорьков В.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Представляется, что понятие приюта как имущественного комплекса должно быть закреплено в действующем Федеральном законе. Кстати, дополнительным аргументом в пользу такого решения может быть закрепление понятия "приюта" как имущественного комплекса в Модельном законе "Об обращении с животными", принятом на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление N 29-17 от 31 октября 2007 г.) <3>. В статье 1 Модельного закона содержится следующее определение понятия "приют": "Приют для животных - имущественный комплекс, специально предназначенный и оборудованный для содержания животных-компаньонов, изъятых или иным образом отчужденных, найденных или переданных из пункта временного содержания животных, а также помещенных их владельцами на определенное время".
Статья: Законодательство субъектов РФ в области обращения с животными нуждается в совершенствовании
(Хорьков В.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 5)Закон Ленинградской области от 23 декабря 2019 г. "Об обращении с животными без владельцев на территории Ленинградской области" <8>, Закон Тамбовской области от 2 декабря 2014 года (с изм. на 10.06.2019) "Об отдельных вопросах в сфере обращения с животными на территории Тамбовской области" <9> регулируют порядок деятельности пунктов временного содержания животных без владельцев. Так, ч. 4 ст. 5 Закона Тамбовской области предусматривает, что животные без владельцев после отлова помещаются в приют или пункт временного содержания на срок не более 10 суток. Такие нормы могли действовать только до вступления в силу с 1 января 2020 г. ст. 16 Федерального закона. С 1 января 2020 года животные без владельцев в обязательном порядке передаются в приюты. Федеральным законом с указанной даты не допускается деятельность пунктов временного содержания животных без владельцев. Тем не менее Законы Ленинградской и Тамбовской областей не приведены в соответствие с Федеральным законом.
(Хорьков В.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 5)Закон Ленинградской области от 23 декабря 2019 г. "Об обращении с животными без владельцев на территории Ленинградской области" <8>, Закон Тамбовской области от 2 декабря 2014 года (с изм. на 10.06.2019) "Об отдельных вопросах в сфере обращения с животными на территории Тамбовской области" <9> регулируют порядок деятельности пунктов временного содержания животных без владельцев. Так, ч. 4 ст. 5 Закона Тамбовской области предусматривает, что животные без владельцев после отлова помещаются в приют или пункт временного содержания на срок не более 10 суток. Такие нормы могли действовать только до вступления в силу с 1 января 2020 г. ст. 16 Федерального закона. С 1 января 2020 года животные без владельцев в обязательном порядке передаются в приюты. Федеральным законом с указанной даты не допускается деятельность пунктов временного содержания животных без владельцев. Тем не менее Законы Ленинградской и Тамбовской областей не приведены в соответствие с Федеральным законом.