Публикация текстов судебных актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Публикация текстов судебных актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 18 "Формирование состава суда" АПК РФ"Положения статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают возможность замены судьи в случаях заявленного и удовлетворенного самоотвода или отвода судьи, либо длительного отсутствия судьи, арбитражного заседателя ввиду болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке. Поскольку арбитражное процессуальное законодательство не устанавливает каких-либо ограничительных сроков для замены судьи, предусматривая в качестве гарантии прав и законных интересов участников процесса лишь правило о том, что в случае замены судьи в процессе рассмотрения дела судебное разбирательство должно быть произведено с самого начала; в данном случае замена судьи произведена за день до судебного заседания, о чем вынесено соответствующее определение, и оснований полагать, что правило части 5 статьи 18 названного Кодекса в данном случае не соблюдено, не имеется, суд округа полагает, что приведенный довод не может быть положен в основание отмены постановления суда. Публикация текста судебного акта на следующий день является технической особенностью программы и не свидетельствует о допущенном судом процессуальном нарушении."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15 "Особенности размещения в сети "Интернет" текстов судебных актов" Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации""В силу положений ч. 3 ст. 15 указанного Федерального закона, из текста опубликованных судебных актов не исключаются фамилия и инициалы осужденного.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен федеральными законами. Например, правила публикации текстов судебных актов закреплены в Федеральном законе от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен федеральными законами. Например, правила публикации текстов судебных актов закреплены в Федеральном законе от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
Статья: Защита чести и достоинства от информации, размещенной в запрещенных социальных сетях: анализ судебной практики
(Сидоренко Э.Л.)
("Мировой судья", 2025, N 3)Решением Химкинского городского суда признаны не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию Н. сведения, распространенные Д. в аккаунте в социальной сети "Инстаграм". На Д. возложена обязанность при наличии технической возможности удалить из своего аккаунта в социальной сети "Инстаграм" и опровергнуть данные сведения путем опубликования опровержения в форме сообщения о принятом по делу судебном решении с обязательной публикацией текста настоящего судебного акта в течение пяти календарных дней. С Д. в пользу Н. взыскана компенсация морального вреда, причиненного деловой репутации <9>.
(Сидоренко Э.Л.)
("Мировой судья", 2025, N 3)Решением Химкинского городского суда признаны не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию Н. сведения, распространенные Д. в аккаунте в социальной сети "Инстаграм". На Д. возложена обязанность при наличии технической возможности удалить из своего аккаунта в социальной сети "Инстаграм" и опровергнуть данные сведения путем опубликования опровержения в форме сообщения о принятом по делу судебном решении с обязательной публикацией текста настоящего судебного акта в течение пяти календарных дней. С Д. в пользу Н. взыскана компенсация морального вреда, причиненного деловой репутации <9>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)2. Тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, а также тексты иных судебных актов, вынесенных Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации по делам, рассматриваемым в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, арбитражными судами, за исключением текстов судебных актов, указанных в части 6 настоящей статьи, размещаются в сети "Интернет" в полном объеме.
(ред. от 14.07.2022)
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)2. Тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, а также тексты иных судебных актов, вынесенных Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации по делам, рассматриваемым в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, арбитражными судами, за исключением текстов судебных актов, указанных в части 6 настоящей статьи, размещаются в сети "Интернет" в полном объеме.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"Порядок реализации данного права лицами, не являющимися участниками административного судопроизводства, регулируется нормами Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Так, согласно части 2 статьи 15 данного закона тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, за исключением текстов судебных актов, указанных в части 4 названной статьи, размещаются в сети "Интернет".
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"Порядок реализации данного права лицами, не являющимися участниками административного судопроизводства, регулируется нормами Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Так, согласно части 2 статьи 15 данного закона тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, за исключением текстов судебных актов, указанных в части 4 названной статьи, размещаются в сети "Интернет".
Статья: Соблюдение баланса публичных и частных интересов при цифровизации судебной системы
(Кощеев Н.К.)
("Юрист", 2025, N 4)Ввиду отсутствия правовой конструкции, обязывающей деперсонифицировать данные, размещаемые арбитражными судами, и одновременно наличия в законе обязанности публиковать все судебные акты в сети Интернет, на наш взгляд, необходимо внести дополнения в п. 2 и 3 ст. 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" следующим способом: исключить из п. 2 Закона обязанность арбитражных судов опубликовывать тексты судебных актов в полном объеме, дополнить п. 3 включением арбитражных судов в перечень судов, которым необходимо деанонимизировать персональные данные.
(Кощеев Н.К.)
("Юрист", 2025, N 4)Ввиду отсутствия правовой конструкции, обязывающей деперсонифицировать данные, размещаемые арбитражными судами, и одновременно наличия в законе обязанности публиковать все судебные акты в сети Интернет, на наш взгляд, необходимо внести дополнения в п. 2 и 3 ст. 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" следующим способом: исключить из п. 2 Закона обязанность арбитражных судов опубликовывать тексты судебных актов в полном объеме, дополнить п. 3 включением арбитражных судов в перечень судов, которым необходимо деанонимизировать персональные данные.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. Электронное судопроизводство предоставляет, при наличии технической возможности лицам, участвующим в деле, а также иным заинтересованным лицам доступ к материалам административного дела в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Размещение судебных актов в общедоступную сеть Интернет регулирует порядок и особенности процесса формирования базы данных судебных актов с учетом охраны персональных данных. В силу ч. 4 ст. 11 КАС РФ каждый имеет право знакомиться в установленном порядке со вступившим в законную силу судебным решением по рассмотренному в открытом судебном заседании административному делу, за исключением случаев ограничения этого права в соответствии с законом. Порядок реализации данного права лицам регулируется нормами Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации": согласно ч. 2 ст. 15 данного Закона тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, за исключением текстов судебных актов, указанных в ч. 4 названной статьи, размещаются в сети Интернет. Пункт 3 ст. 15 "Особенности размещения в сети "Интернет" текстов судебных актов" указанного Закона предусматривает, что перед размещением в открытом доступе из всех актов, вынесенных судами общей юрисдикции и Верховным Судом РФ, персональные данные их участников удаляются. Аналогичное требование содержится в Положении о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 3.2, 3.3, ст. 15), утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2017. Защита персональных данных сторон и участников процесса становилась предметом рассмотрения Конституционного Суда в контексте обеспечения доступа к судебной защите при обращении в суд (Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 3-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н.П. Глушкова на нарушение его конституционных прав статьями 3, 5, 6 и 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьями 8 и 9 Федерального закона "О персональных данных"), а также нарушения конфиденциальности данных как права на охрану частной жизни при рассмотрении дел по существу (Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 N 162-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина И.Г. Данилова на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ, частями 1 и 2 статьи 15 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"). Разъяснения по поводу размещения персональных данных общедоступным способом в судебных актах давали и различные ведомства. Так, в Письме Федеральной налоговой службы от 08.09.2022 N БВ-3-7/9757@ "О распространении персональных данных сотрудником территориального органа ФНС России" повторяются положения специальных законов для вывода о том, что "если лицо является участником судебного разбирательства, то его персональные данные должны быть раскрыты в силу требования закона, в связи с чем согласие на обработку персональных данных не требуется". О правомерности размещения персональных данных на сайтах судов давал разъяснения и Роскомнадзор, уточнивший, что в случае обнаружения в Интернете текста судебного акта, содержащего персональные данные гражданина в объеме, превышающем установленный порядок, гражданин вправе обратиться в адрес суда или в Роскомнадзор с требованием об удалении таких персональных данных (https://rkn.gov.ru/press/news/news51616.htm).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. Электронное судопроизводство предоставляет, при наличии технической возможности лицам, участвующим в деле, а также иным заинтересованным лицам доступ к материалам административного дела в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Размещение судебных актов в общедоступную сеть Интернет регулирует порядок и особенности процесса формирования базы данных судебных актов с учетом охраны персональных данных. В силу ч. 4 ст. 11 КАС РФ каждый имеет право знакомиться в установленном порядке со вступившим в законную силу судебным решением по рассмотренному в открытом судебном заседании административному делу, за исключением случаев ограничения этого права в соответствии с законом. Порядок реализации данного права лицам регулируется нормами Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации": согласно ч. 2 ст. 15 данного Закона тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, за исключением текстов судебных актов, указанных в ч. 4 названной статьи, размещаются в сети Интернет. Пункт 3 ст. 15 "Особенности размещения в сети "Интернет" текстов судебных актов" указанного Закона предусматривает, что перед размещением в открытом доступе из всех актов, вынесенных судами общей юрисдикции и Верховным Судом РФ, персональные данные их участников удаляются. Аналогичное требование содержится в Положении о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 3.2, 3.3, ст. 15), утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2017. Защита персональных данных сторон и участников процесса становилась предметом рассмотрения Конституционного Суда в контексте обеспечения доступа к судебной защите при обращении в суд (Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 3-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н.П. Глушкова на нарушение его конституционных прав статьями 3, 5, 6 и 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьями 8 и 9 Федерального закона "О персональных данных"), а также нарушения конфиденциальности данных как права на охрану частной жизни при рассмотрении дел по существу (Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 N 162-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина И.Г. Данилова на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ, частями 1 и 2 статьи 15 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"). Разъяснения по поводу размещения персональных данных общедоступным способом в судебных актах давали и различные ведомства. Так, в Письме Федеральной налоговой службы от 08.09.2022 N БВ-3-7/9757@ "О распространении персональных данных сотрудником территориального органа ФНС России" повторяются положения специальных законов для вывода о том, что "если лицо является участником судебного разбирательства, то его персональные данные должны быть раскрыты в силу требования закона, в связи с чем согласие на обработку персональных данных не требуется". О правомерности размещения персональных данных на сайтах судов давал разъяснения и Роскомнадзор, уточнивший, что в случае обнаружения в Интернете текста судебного акта, содержащего персональные данные гражданина в объеме, превышающем установленный порядок, гражданин вправе обратиться в адрес суда или в Роскомнадзор с требованием об удалении таких персональных данных (https://rkn.gov.ru/press/news/news51616.htm).
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Решение о допустимости трансляции судебного заседания определяется судом с учетом соблюдения интересов правосудия, обеспечения безопасности участников судопроизводства, предотвращения разглашения информации, отнесенной в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну. Не подлежат трансляции по радио, телевидению и в сети Интернет судебные заседания, связанные с рассмотрением дел, по которым не публикуются тексты судебных актов (см. выше), а также закрытые судебные заседания.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Решение о допустимости трансляции судебного заседания определяется судом с учетом соблюдения интересов правосудия, обеспечения безопасности участников судопроизводства, предотвращения разглашения информации, отнесенной в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну. Не подлежат трансляции по радио, телевидению и в сети Интернет судебные заседания, связанные с рассмотрением дел, по которым не публикуются тексты судебных актов (см. выше), а также закрытые судебные заседания.
Статья: Информационная деятельность судов в Российской Федерации
(Алиев Т.Т.)
("Российский судья", 2023, N 6)Рассматривая вопрос раскрытия или частичного раскрытия персональных данных при опубликовании текстов судебных актов и при раскрытии информации об участниках дел на официальных сайтах судов, необходимо обратить внимание на следующие положения конституционного, гражданского и уголовного законодательства. Статьей 23 Конституции Российской Федерации <10> провозглашено право каждого на неприкосновенность частной жизни, семейную и личную тайны, а также защиту чести и доброго имени. Так, частная жизнь представляет собой некий суверенитет, который подразумевает неприкосновенность среды обитания личности. При этом тайна в данном случае не выступает в виде какой-либо противоправной деятельности, а выражается в естественном желании человека иметь свой мир, скрытый от посторонних лиц. Тайна и неприкосновенность составляют природу указанного института <11>.
(Алиев Т.Т.)
("Российский судья", 2023, N 6)Рассматривая вопрос раскрытия или частичного раскрытия персональных данных при опубликовании текстов судебных актов и при раскрытии информации об участниках дел на официальных сайтах судов, необходимо обратить внимание на следующие положения конституционного, гражданского и уголовного законодательства. Статьей 23 Конституции Российской Федерации <10> провозглашено право каждого на неприкосновенность частной жизни, семейную и личную тайны, а также защиту чести и доброго имени. Так, частная жизнь представляет собой некий суверенитет, который подразумевает неприкосновенность среды обитания личности. При этом тайна в данном случае не выступает в виде какой-либо противоправной деятельности, а выражается в естественном желании человека иметь свой мир, скрытый от посторонних лиц. Тайна и неприкосновенность составляют природу указанного института <11>.
Статья: Диффамация и алгоритмы: новое измерение старой проблемы
(Дискин Е.И.)
("Закон", 2024, N 1)На практике решения по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации, по которым истец заявлял требование об удалении информации, попавшей в сеть Интернет, обычно излагаются следующим образом: решением Химкинского городского суда признаны не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию Н. сведения, распространенные Д. в аккаунте в социальной сети "Инстаграм" <2>. На Д. возложена обязанность при наличии технической возможности удалить из своего аккаунта в социальной сети "Инстаграм" и опровергнуть данные сведения путем опубликования опровержения в форме сообщения о принятом по делу судебном решении с обязательной публикацией текста настоящего судебного акта в течение пяти календарных дней с момента вступления в законную силу настоящего решения. С Д. в пользу Н. взыскана компенсация морального вреда в размере 50 000 руб. <3>. Разумеется, такие решения отнюдь не единичны - в практике кассационных судов процент судебных актов, по искам в которых заявляются требования об удалении порочащей информации из аккаунта или с личной страницы ответчика, колеблется от 45 до 60% (Первый - Пятый кассационные суды), а порой доходит до 80% (Девятый кассационный суд) <4>.
(Дискин Е.И.)
("Закон", 2024, N 1)На практике решения по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации, по которым истец заявлял требование об удалении информации, попавшей в сеть Интернет, обычно излагаются следующим образом: решением Химкинского городского суда признаны не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию Н. сведения, распространенные Д. в аккаунте в социальной сети "Инстаграм" <2>. На Д. возложена обязанность при наличии технической возможности удалить из своего аккаунта в социальной сети "Инстаграм" и опровергнуть данные сведения путем опубликования опровержения в форме сообщения о принятом по делу судебном решении с обязательной публикацией текста настоящего судебного акта в течение пяти календарных дней с момента вступления в законную силу настоящего решения. С Д. в пользу Н. взыскана компенсация морального вреда в размере 50 000 руб. <3>. Разумеется, такие решения отнюдь не единичны - в практике кассационных судов процент судебных актов, по искам в которых заявляются требования об удалении порочащей информации из аккаунта или с личной страницы ответчика, колеблется от 45 до 60% (Первый - Пятый кассационные суды), а порой доходит до 80% (Девятый кассационный суд) <4>.