Публичный тариф
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичный тариф (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 15 ГК РФ "Возмещение убытков"1.4.10. Чтобы взыскать убытки, вызванные тарифным регулированием, оспаривание акта об утверждении тарифа не требуется, если тариф на пассажирские железнодорожные перевозки установлен на уровне ниже экономически обоснованного и публично-правовым образованием не приняты меры, направленные на компенсацию потерь субъекта естественной монополии (позиция ВС РФ) >>>
Позиция ВС РФ: Чтобы взыскать убытки, вызванные тарифным регулированием, оспаривание акта об утверждении тарифа не требуется, если тариф на пассажирские железнодорожные перевозки установлен на уровне ниже экономически обоснованного и публично-правовым образованием не приняты меры, направленные на компенсацию потерь субъекта естественной монополии
Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 302-ЭС15-11950 по делу N А10-554/2013
Применимые нормы: ст. 15 ГК РФВ соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643 при формировании тарифа на железнодорожные перевозки для субъектов естественных монополий допускается отступать от метода экономически обоснованных затрат в целях обеспечения доступности транспортных услуг. Если в результате подобного отступления уполномоченный орган публично-правового образования установил тариф на уровне ниже экономически обоснованного, а мер, направленных на компенсацию потерь перевозчика, публично-правовое образование не приняло, то оно должно возместить перевозчику убытки, причиненные тарифным регулированием. Поскольку данные убытки возникают в связи с тем, что субъект РФ, действующий в пределах предоставленных ему полномочий по государственному регулированию цен на пригородные пассажирские железнодорожные перевозки, учитывает платежеспособность населения, для взыскания таких убытков оспаривать акт об установлении тарифа не требуется.
Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 302-ЭС15-11950 по делу N А10-554/2013
Применимые нормы: ст. 15 ГК РФВ соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643 при формировании тарифа на железнодорожные перевозки для субъектов естественных монополий допускается отступать от метода экономически обоснованных затрат в целях обеспечения доступности транспортных услуг. Если в результате подобного отступления уполномоченный орган публично-правового образования установил тариф на уровне ниже экономически обоснованного, а мер, направленных на компенсацию потерь перевозчика, публично-правовое образование не приняло, то оно должно возместить перевозчику убытки, причиненные тарифным регулированием. Поскольку данные убытки возникают в связи с тем, что субъект РФ, действующий в пределах предоставленных ему полномочий по государственному регулированию цен на пригородные пассажирские железнодорожные перевозки, учитывает платежеспособность населения, для взыскания таких убытков оспаривать акт об установлении тарифа не требуется.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)6. В части 6 комментируемой статьи определено, что правила платежной системы, включая тарифы и иные виды платы за услуги в рамках платежной системы (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "тарифы"), являются публично доступными. Это положение уточнено с 5 мая 2014 г., с 1 июля 2016 г. Законом 2014 г. N 112-ФЗ, принятым в части уточнения требований к деятельности субъектов НПС. В первоначальной редакции данной части говорилось о правилах платежной системы, включая тарифы.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)6. В части 6 комментируемой статьи определено, что правила платежной системы, включая тарифы и иные виды платы за услуги в рамках платежной системы (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "тарифы"), являются публично доступными. Это положение уточнено с 5 мая 2014 г., с 1 июля 2016 г. Законом 2014 г. N 112-ФЗ, принятым в части уточнения требований к деятельности субъектов НПС. В первоначальной редакции данной части говорилось о правилах платежной системы, включая тарифы.
Статья: Взыскание убытков с руководителя и членов органов корпорации в случаях страхования их ответственности
(Лаптев В.А.)
("Юрист", 2025, N 9)В рассматриваемом вопросе принципиальным будет закрепление обязательного страхования ответственности руководителей и директоров организаций, в частности для работы в публичных акционерных обществах. С одной стороны, такой подход будет обеспечивать большие гарантии кредиторам (потерпевшим, корпорациям). С другой стороны, его можно оценить как некое ограничение доступа к руководству компаниями, поскольку при отсутствии публичного регулирования произвольные (высокие) тарифы на обязательное страхование ответственности рассматриваемых лиц будут препятствовать желанию оказывать услуги профессиональным руководителям и директорам по руководству и управлению корпоративными организациями.
(Лаптев В.А.)
("Юрист", 2025, N 9)В рассматриваемом вопросе принципиальным будет закрепление обязательного страхования ответственности руководителей и директоров организаций, в частности для работы в публичных акционерных обществах. С одной стороны, такой подход будет обеспечивать большие гарантии кредиторам (потерпевшим, корпорациям). С другой стороны, его можно оценить как некое ограничение доступа к руководству компаниями, поскольку при отсутствии публичного регулирования произвольные (высокие) тарифы на обязательное страхование ответственности рассматриваемых лиц будут препятствовать желанию оказывать услуги профессиональным руководителям и директорам по руководству и управлению корпоративными организациями.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)6. Правила платежной системы, включая тарифы и иные виды платы за услуги в рамках платежной системы (далее - тарифы), являются публично доступными. Оператор платежной системы вправе не раскрывать информацию о требованиях к защите информации и информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом.
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)6. Правила платежной системы, включая тарифы и иные виды платы за услуги в рамках платежной системы (далее - тарифы), являются публично доступными. Оператор платежной системы вправе не раскрывать информацию о требованиях к защите информации и информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом.
Приказ ФАС России от 19.06.2024 N 409/24
"Об установлении тарифа на услуги публичного акционерного общества "Транснефть" по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам по маршруту "Приемо-сдаточный пункт "Кириши-НП" (прием от общества с ограниченной ответственностью "Кинеф") - аэропорт "Пулково" (Базовый склад горюче-смазочных материалов акционерного общества "Совэкс"), оказываемые обществу с ограниченной ответственностью "Сантел"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.08.2024 N 79043)Зарегистрировано в Минюсте России 7 августа 2024 г. N 79043
"Об установлении тарифа на услуги публичного акционерного общества "Транснефть" по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам по маршруту "Приемо-сдаточный пункт "Кириши-НП" (прием от общества с ограниченной ответственностью "Кинеф") - аэропорт "Пулково" (Базовый склад горюче-смазочных материалов акционерного общества "Совэкс"), оказываемые обществу с ограниченной ответственностью "Сантел"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.08.2024 N 79043)Зарегистрировано в Минюсте России 7 августа 2024 г. N 79043
Статья: Принципы и правовая природа возмещения транспортным организациям потерь, обусловленных установлением тарифных льгот (преимуществ) по провозной плате
(Фролов А.И.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Развивая приведенные положения, можно утверждать, что соответствующее публично-правовое образование, устанавливая тарифы на перевозку, обязано в полном объеме компенсировать потери перевозчиков вне зависимости от применяемых порядков, регламентов и процедур и вне зависимости от доведенных лимитов бюджетных обязательств.
(Фролов А.И.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Развивая приведенные положения, можно утверждать, что соответствующее публично-правовое образование, устанавливая тарифы на перевозку, обязано в полном объеме компенсировать потери перевозчиков вне зависимости от применяемых порядков, регламентов и процедур и вне зависимости от доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Статья: Продолжать открытый диалог
(Горяинов А.)
("Современные страховые технологии", 2024, N 6)Нельзя забывать, что страховщики, в отличие от других игроков финансового рынка, в меньшей степени ориентированы на прибыль, а выполняют социальную функцию - поддержку граждан в неблагоприятных обстоятельствах. Именно поэтому отдельные виды страхования являются обязательными, а договоры - публичными, с фиксированными коридорами страховых тарифов. Никто не может себе представить публичный депозитный или кредитный договор с банком. Поэтому, понимая свою роль в социальной защите граждан, для страховщиков главное - это защита интересов добросовестных страхователей.
(Горяинов А.)
("Современные страховые технологии", 2024, N 6)Нельзя забывать, что страховщики, в отличие от других игроков финансового рынка, в меньшей степени ориентированы на прибыль, а выполняют социальную функцию - поддержку граждан в неблагоприятных обстоятельствах. Именно поэтому отдельные виды страхования являются обязательными, а договоры - публичными, с фиксированными коридорами страховых тарифов. Никто не может себе представить публичный депозитный или кредитный договор с банком. Поэтому, понимая свою роль в социальной защите граждан, для страховщиков главное - это защита интересов добросовестных страхователей.
Статья: Банковские комиссии: уроки судебных дел
(Горшкова Л., Назарченко И.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2025, N 1)1. Как правило, судебные инстанции до кассации продолжают рассматривать судебные споры по банковским комиссиям достаточно формально, на основе условий договоров между банками и клиентами, условий тарифов, которые имплементированы в такие договоры или находятся на сайтах банков. В таких судебных актах отмечается, что клиент сам согласился на повышенные комиссии при подписании договора или дал согласие на одностороннее изменение банком размера комиссии и самостоятельно должен проводить мониторинг тарифов банка в публичных источниках. При одностороннем изменении банками комиссий, если клиент не согласен с таким изменением, он может расторгнуть договор или воспользоваться другими банками/иными альтернативами. Такая аргументация подкрепляется доводами о надлежащем уведомлении клиента о повышении комиссии.
(Горшкова Л., Назарченко И.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2025, N 1)1. Как правило, судебные инстанции до кассации продолжают рассматривать судебные споры по банковским комиссиям достаточно формально, на основе условий договоров между банками и клиентами, условий тарифов, которые имплементированы в такие договоры или находятся на сайтах банков. В таких судебных актах отмечается, что клиент сам согласился на повышенные комиссии при подписании договора или дал согласие на одностороннее изменение банком размера комиссии и самостоятельно должен проводить мониторинг тарифов банка в публичных источниках. При одностороннем изменении банками комиссий, если клиент не согласен с таким изменением, он может расторгнуть договор или воспользоваться другими банками/иными альтернативами. Такая аргументация подкрепляется доводами о надлежащем уведомлении клиента о повышении комиссии.
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Административные договорные цены применяются сторонами при утверждении органами публичной власти тарифов и т.д. К примеру, Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2022 г. N 211 "О ценообразовании в области обращения с отходами производства и потребления I и II классов опасности" утверждены Правила регулирования тарифов по обращению с отходами производства и потребления I и II классов опасности.
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Административные договорные цены применяются сторонами при утверждении органами публичной власти тарифов и т.д. К примеру, Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2022 г. N 211 "О ценообразовании в области обращения с отходами производства и потребления I и II классов опасности" утверждены Правила регулирования тарифов по обращению с отходами производства и потребления I и II классов опасности.
Статья: Нотариальный тариф: проблемы обеспечения конституционного равновесия при определении параметров
(Кустова М.В., Рассказова Н.Ю.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 3)Более того, привлекательность для государства принятого в условиях этого нового регулирования подхода может усматриваться в стремлении исключить потенциальные споры с нотариусами по поводу возмещения (компенсации) им выпадающих доходов в случае утверждения государством тарифов в размере, оказавшемся ниже уровня экономически обоснованных затрат на выполнение соответствующих публичных функций (возмещения межтарифной разницы). Это может в какой-то мере объяснять решение законодателя допустить установление нотариальных тарифов в региональной части на основании согласованного взаимодействия между ФНП и Минюстом. Однако если учитывать природу нотариального тарифа как обязательного публичного платежа (сбора, обеспечивающего реализацию публичной функции), то с конституционно-правовых позиций не могут не вызывать вопросы менее строгие требования к установлению размера тарифов при участии ФНП по сравнению с требованиями к установлению фискальных сборов при участии Правительства РФ.
(Кустова М.В., Рассказова Н.Ю.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 3)Более того, привлекательность для государства принятого в условиях этого нового регулирования подхода может усматриваться в стремлении исключить потенциальные споры с нотариусами по поводу возмещения (компенсации) им выпадающих доходов в случае утверждения государством тарифов в размере, оказавшемся ниже уровня экономически обоснованных затрат на выполнение соответствующих публичных функций (возмещения межтарифной разницы). Это может в какой-то мере объяснять решение законодателя допустить установление нотариальных тарифов в региональной части на основании согласованного взаимодействия между ФНП и Минюстом. Однако если учитывать природу нотариального тарифа как обязательного публичного платежа (сбора, обеспечивающего реализацию публичной функции), то с конституционно-правовых позиций не могут не вызывать вопросы менее строгие требования к установлению размера тарифов при участии ФНП по сравнению с требованиями к установлению фискальных сборов при участии Правительства РФ.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Спорные вопросы цены договоров энергоснабжения отражают комплексный характер отношений в сфере производства, оборота, транспортировки и потребления энергетических ресурсов. О.Ю. Шилохвост критиковал подход арбитражных судов, выражающийся в "редактировании" составами судов условий договоров в случае их несоответствия императивным нормам законодательства вместо того, чтобы исключать их из договора <1>. Очевидно, такой подход был основан на принципе стабильности гражданского оборота и принципе сохранения договора <2>. Так, абз. 6 п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О свободе договора и ее пределах" иллюстрирует случай, когда норма, не имеющая прямого указания на ее императивность, тем не менее является императивной. И хотя согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом ее количество на основе данных приборов учета при условии, что иное не предусмотрено, в том числе договором сторон, если плата за единицу энергетического ресурса является регулируемой, то установление соглашением сторон иного количества энергии, подлежащего оплате ее получателем, допустимо при невозможности определить фактически принятое им количество энергии на основе приборов, и при отсутствии способа определения количества принятой энергии в правовых актах. Такое ограничение свободы определения цены направлено на защиту публичных интересов, обеспечиваемых государственным регулированием тарифов. Следует отметить, что тарифное регулирование присуще, как правило, товарным рынкам с высокой социальной значимостью для неопределенного круга лиц либо товарным рынкам, на которых объективно отсутствует конкуренция или доминируют естественные монополии <3>.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Спорные вопросы цены договоров энергоснабжения отражают комплексный характер отношений в сфере производства, оборота, транспортировки и потребления энергетических ресурсов. О.Ю. Шилохвост критиковал подход арбитражных судов, выражающийся в "редактировании" составами судов условий договоров в случае их несоответствия императивным нормам законодательства вместо того, чтобы исключать их из договора <1>. Очевидно, такой подход был основан на принципе стабильности гражданского оборота и принципе сохранения договора <2>. Так, абз. 6 п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О свободе договора и ее пределах" иллюстрирует случай, когда норма, не имеющая прямого указания на ее императивность, тем не менее является императивной. И хотя согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом ее количество на основе данных приборов учета при условии, что иное не предусмотрено, в том числе договором сторон, если плата за единицу энергетического ресурса является регулируемой, то установление соглашением сторон иного количества энергии, подлежащего оплате ее получателем, допустимо при невозможности определить фактически принятое им количество энергии на основе приборов, и при отсутствии способа определения количества принятой энергии в правовых актах. Такое ограничение свободы определения цены направлено на защиту публичных интересов, обеспечиваемых государственным регулированием тарифов. Следует отметить, что тарифное регулирование присуще, как правило, товарным рынкам с высокой социальной значимостью для неопределенного круга лиц либо товарным рынкам, на которых объективно отсутствует конкуренция или доминируют естественные монополии <3>.