Публичный сервитут для строительства дороги
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичный сервитут для строительства дороги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Строительство автомобильных дорог
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном ч. 1.1 ст. 57.3 ГрК РФ, если иное не установлено ч. 7.3 ст. 51 ГрК РФ;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном ч. 1.1 ст. 57.3 ГрК РФ, если иное не установлено ч. 7.3 ст. 51 ГрК РФ;
Статья: Частные и публичные сервитуты при государственной кадастровой оценке земельных участков
(Краснова Т.С., Жестовская Д.А., Силко Н.С., Лепехина О.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)Согласно первой сложно подвергнуть сомнению то обстоятельство, что публичный сервитут по гл. V.7 ЗК РФ необходим для реализации публичных функций. Проведение света, газа, воды, строительство дорог и т.п. осуществляются в интересах неопределенного круга лиц, и предусмотренная гл. V.7 ЗК РФ возможность установления публичного сервитута в пользу определимого лица не влияет на его публично-правовой характер. Выделение такого критерия, как интерес, позволяет выявить целевое назначение публичного сервитута - его направленность на удовлетворение интересов конкретного лица или неопределенного круга лиц. Установление публичного сервитута по гл. V.7 ЗК РФ направлено скорее на оптимизацию государственного управления и сосредоточение всех этапов выполнения задач обеспечения населения определенными ресурсами на одном лице. Именно такое лицо наделено правом ходатайствовать об установлении публичного сервитута, принимать участие в соответствующих судебных спорах и платить за установленный сервитут.
(Краснова Т.С., Жестовская Д.А., Силко Н.С., Лепехина О.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)Согласно первой сложно подвергнуть сомнению то обстоятельство, что публичный сервитут по гл. V.7 ЗК РФ необходим для реализации публичных функций. Проведение света, газа, воды, строительство дорог и т.п. осуществляются в интересах неопределенного круга лиц, и предусмотренная гл. V.7 ЗК РФ возможность установления публичного сервитута в пользу определимого лица не влияет на его публично-правовой характер. Выделение такого критерия, как интерес, позволяет выявить целевое назначение публичного сервитута - его направленность на удовлетворение интересов конкретного лица или неопределенного круга лиц. Установление публичного сервитута по гл. V.7 ЗК РФ направлено скорее на оптимизацию государственного управления и сосредоточение всех этапов выполнения задач обеспечения населения определенными ресурсами на одном лице. Именно такое лицо наделено правом ходатайствовать об установлении публичного сервитута, принимать участие в соответствующих судебных спорах и платить за установленный сервитут.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)организации, являющиеся единым оператором или региональным оператором газификации, если публичный сервитут устанавливается для строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов систем газоснабжения, реконструкции или капитального ремонта их частей;
(КонсультантПлюс, 2025)организации, являющиеся единым оператором или региональным оператором газификации, если публичный сервитут устанавливается для строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов систем газоснабжения, реконструкции или капитального ремонта их частей;
Статья: Особенности размещения линейных объектов на основании публичного сервитута
(Горелова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Согласно положениям ст. 25 Федерального закона N 257-ФЗ публичный сервитут устанавливается в целях прокладки, переноса, переустройства и эксплуатации инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог.
(Горелова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Согласно положениям ст. 25 Федерального закона N 257-ФЗ публичный сервитут устанавливается в целях прокладки, переноса, переустройства и эксплуатации инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог.
Готовое решение: Как установить частный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линий электропередач (связи), трубопроводов, автомобильных дорог и других линейных объектов;
(КонсультантПлюс, 2025)строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линий электропередач (связи), трубопроводов, автомобильных дорог и других линейных объектов;
Интервью: Задача соседского права - заставить считаться с интересами соседей и до разумных пределов переносить неудобства, которые причиняет соседство
("Закон", 2024, N 10)Или возьмем норму о необходимой дороге. У нас в 90-е годы стали решать проблему прохода по чужим участкам через платный сервитут, что кажется несправедливым. Ведь часто такая дорога и проход складывались без решения пользователей - исторически, при приватизации отдельных зданий и выкупе отдельными лицами участков с проездными путями или в силу особенностей ландшафта. У немцев норма о необходимой дороге сформулирована так, что если собственник участка, оставшийся без прохода к нему, осознанно пошел на такое разделение при формировании нескольких земельных участков и остался без выезда к публичной дороге, то он вправе требовать установления частного сервитута. Если это произошло без волевого участия лица, то право необходимой дороги является естественным и не может быть ограничено, оно должно быть предоставлено среди прочего и административными актами на безвозмездной основе. Можно привести много примеров, но мне кажется важным именно сейчас закрепить в ГК эти нормы, потому что в условиях роста загородного строительства много городских жителей выезжают жить из городской местности в сельскую, не зная особенностей правил проживания в сельской местности. Кроме того, традиции соседского проживания и обычные нормы, которые действовали ранее, во многом уже утрачены. Если наши деды, прадеды, прапрадеды жили в деревнях и знали обычаи, которые продолжали действовать и в советской России, то сейчас люди переезжают в деревню и не знают даже элементарных правил. Хотя бы самые общие правила должны быть прописаны в ГК.
("Закон", 2024, N 10)Или возьмем норму о необходимой дороге. У нас в 90-е годы стали решать проблему прохода по чужим участкам через платный сервитут, что кажется несправедливым. Ведь часто такая дорога и проход складывались без решения пользователей - исторически, при приватизации отдельных зданий и выкупе отдельными лицами участков с проездными путями или в силу особенностей ландшафта. У немцев норма о необходимой дороге сформулирована так, что если собственник участка, оставшийся без прохода к нему, осознанно пошел на такое разделение при формировании нескольких земельных участков и остался без выезда к публичной дороге, то он вправе требовать установления частного сервитута. Если это произошло без волевого участия лица, то право необходимой дороги является естественным и не может быть ограничено, оно должно быть предоставлено среди прочего и административными актами на безвозмездной основе. Можно привести много примеров, но мне кажется важным именно сейчас закрепить в ГК эти нормы, потому что в условиях роста загородного строительства много городских жителей выезжают жить из городской местности в сельскую, не зная особенностей правил проживания в сельской местности. Кроме того, традиции соседского проживания и обычные нормы, которые действовали ранее, во многом уже утрачены. Если наши деды, прадеды, прапрадеды жили в деревнях и знали обычаи, которые продолжали действовать и в советской России, то сейчас люди переезжают в деревню и не знают даже элементарных правил. Хотя бы самые общие правила должны быть прописаны в ГК.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Например, ст. 39.23 ЗК РФ предусматривает, что для размещения линейных объектов, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка, может быть заключено соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Например, такое соглашение может быть заключено для строительства примыкания к автомобильной дороге <1>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Например, ст. 39.23 ЗК РФ предусматривает, что для размещения линейных объектов, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка, может быть заключено соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Например, такое соглашение может быть заключено для строительства примыкания к автомобильной дороге <1>.
Статья: О месте общественных обсуждений, публичных слушаний в системе регулирования публичного сервитута для отдельных целей
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Такое ходатайство в зависимости от цели установления публичного сервитута для отдельных целей согласно п. 2 ст. 39.41 ЗК РФ должно в свое обоснование приводить реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования, предусматривающего размещение объекта федерального, регионального или местного значения или реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей или реквизиты решения об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа или реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд или проект организации строительства объекта федерального, регионального или местного значения в случае установления публичного сервитута для целей, предусмотренных п. 2 ст. 39.37 ЗК РФ.
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Такое ходатайство в зависимости от цели установления публичного сервитута для отдельных целей согласно п. 2 ст. 39.41 ЗК РФ должно в свое обоснование приводить реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования, предусматривающего размещение объекта федерального, регионального или местного значения или реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей или реквизиты решения об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа или реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд или проект организации строительства объекта федерального, регионального или местного значения в случае установления публичного сервитута для целей, предусмотренных п. 2 ст. 39.37 ЗК РФ.
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель в целях, указанных в п. п. 1 и 6 ст. 39.37 ЗК РФ, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий (п. 2 ст. 78 ЗК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель в целях, указанных в п. п. 1 и 6 ст. 39.37 ЗК РФ, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий (п. 2 ст. 78 ЗК РФ).
Статья: Публичный сервитут как основание использования земельных участков, занятых линейными объектами
(Фадеев М.М.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)Такой подход представляется более убедительным и обоснованным, учитывая современные потребности в реализации соответствующих инфраструктурных проектов, направленных на удовлетворение именно публичных интересов (строительство газопроводного, нефтепроводного и иного транспорта, автомобильных дорог и т.д.).
(Фадеев М.М.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)Такой подход представляется более убедительным и обоснованным, учитывая современные потребности в реализации соответствующих инфраструктурных проектов, направленных на удовлетворение именно публичных интересов (строительство газопроводного, нефтепроводного и иного транспорта, автомобильных дорог и т.д.).
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель в целях, указанных в п. п. 1 и 6 ст. 39.37 настоящего Кодекса, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель в целях, указанных в п. п. 1 и 6 ст. 39.37 настоящего Кодекса, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Органы власти вправе разрешить организации ЖКХ, связи или иному лицу использовать участок на условиях публичного сервитута для отдельных целей, чтобы разместить:
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Органы власти вправе разрешить организации ЖКХ, связи или иному лицу использовать участок на условиях публичного сервитута для отдельных целей, чтобы разместить: