Публичный показ произведения
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичный показ произведения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение авторских и патентных прав
(КонсультантПлюс, 2025)Привлекают к ответственности по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ за нарушение авторских прав на музыкальное произведение организатора публичного показа за плату фильма, в котором используется данное произведение без разрешения и выплаты вознаграждения правообладателю, даже если фактически прибыль не была получена
(КонсультантПлюс, 2025)Привлекают к ответственности по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ за нарушение авторских прав на музыкальное произведение организатора публичного показа за плату фильма, в котором используется данное произведение без разрешения и выплаты вознаграждения правообладателю, даже если фактически прибыль не была получена
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Борьба с лжеатрибуцией в России и за рубежом
(Николаева Н.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 5)Рассматривая законодательство стран англосаксонской системы в контексте обозначенной проблематики, хотелось бы в первую очередь отметить правовое регулирование, предусмотренное авторским правом Великобритании. Закон "Об авторском праве, дизайне и патентах" 1988 г. наделяет авторов рядом моральных прав, направленных на защиту их неимущественных интересов, включая право на имя, позволяющее автору требовать указания своего имени при любом воспроизведении созданного им произведения или доведения его до всеобщего сведения. При этом ст. 84 указанного Закона предусматривает самостоятельное право, которое может принадлежать не только авторам, но и любым иным физическим лицам, противодействовать ложному указанию авторства произведения <2>, то есть требовать воздержания от ложного указания его имени в качестве автора литературного, драматического, музыкального или художественного произведения или режиссера фильма. При этом действиями по указанию авторства могут быть признаны любые заявления как явного, так и предположительного характера. Нарушителями являются лица, которые осуществили публикацию или публичный показ произведения с ложным именем автора, а также лица, использующие экземпляры таких произведений в своей предпринимательской деятельности при условии, что они знали или имели основания полагать о наличии ложного указания авторства. Срок действия данного права на противодействие ложной атрибуции отличается от срока действия иных моральных прав. Если действительность последних соответствует сроку действия имущественного права на определенное произведение, то право на запрет указания ложного авторства ограничено 20 годами после смерти автора <3>, защиту которого может осуществлять назначенный им личный представитель <4>.
(Николаева Н.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 5)Рассматривая законодательство стран англосаксонской системы в контексте обозначенной проблематики, хотелось бы в первую очередь отметить правовое регулирование, предусмотренное авторским правом Великобритании. Закон "Об авторском праве, дизайне и патентах" 1988 г. наделяет авторов рядом моральных прав, направленных на защиту их неимущественных интересов, включая право на имя, позволяющее автору требовать указания своего имени при любом воспроизведении созданного им произведения или доведения его до всеобщего сведения. При этом ст. 84 указанного Закона предусматривает самостоятельное право, которое может принадлежать не только авторам, но и любым иным физическим лицам, противодействовать ложному указанию авторства произведения <2>, то есть требовать воздержания от ложного указания его имени в качестве автора литературного, драматического, музыкального или художественного произведения или режиссера фильма. При этом действиями по указанию авторства могут быть признаны любые заявления как явного, так и предположительного характера. Нарушителями являются лица, которые осуществили публикацию или публичный показ произведения с ложным именем автора, а также лица, использующие экземпляры таких произведений в своей предпринимательской деятельности при условии, что они знали или имели основания полагать о наличии ложного указания авторства. Срок действия данного права на противодействие ложной атрибуции отличается от срока действия иных моральных прав. Если действительность последних соответствует сроку действия имущественного права на определенное произведение, то право на запрет указания ложного авторства ограничено 20 годами после смерти автора <3>, защиту которого может осуществлять назначенный им личный представитель <4>.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Публичный показ произведения, т.е. любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности, непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается ли произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения. Публичный показ произведения необходимо отличать от публичного исполнения.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Публичный показ произведения, т.е. любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности, непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается ли произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения. Публичный показ произведения необходимо отличать от публичного исполнения.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;
(ред. от 23.07.2025)3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 N 14
"О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака"Такими действиями могут являться совершаемые без согласия автора или обладателя смежных прав воспроизведение (изготовление одного или нескольких экземпляров произведения либо его части в любой материальной форме, в том числе запись произведения или фонограммы в память ЭВМ, на жесткий диск компьютера), продажа, сдача в прокат экземпляров произведений или фонограмм, публичный показ или публичное исполнение произведения, обнародование произведений, фонограмм, исполнений, постановок для всеобщего сведения посредством их передачи по радио или телевидению (передача в эфир), распространение в сети Интернет, перевод произведения, его переработка, переработка фонограммы, модификация программы для ЭВМ или базы данных, а также иные действия, совершенные без оформления в соответствии с законом договора либо соглашения.
"О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака"Такими действиями могут являться совершаемые без согласия автора или обладателя смежных прав воспроизведение (изготовление одного или нескольких экземпляров произведения либо его части в любой материальной форме, в том числе запись произведения или фонограммы в память ЭВМ, на жесткий диск компьютера), продажа, сдача в прокат экземпляров произведений или фонограмм, публичный показ или публичное исполнение произведения, обнародование произведений, фонограмм, исполнений, постановок для всеобщего сведения посредством их передачи по радио или телевидению (передача в эфир), распространение в сети Интернет, перевод произведения, его переработка, переработка фонограммы, модификация программы для ЭВМ или базы данных, а также иные действия, совершенные без оформления в соответствии с законом договора либо соглашения.
"Доверительное управление наследственным имуществом: монография"
("Проспект", 2025)В частности, обозначая содержание исключительного права без привязки к конкретному объекту правовой охраны, закон (ст. 1229 ГК РФ) устанавливает возможность правообладателя использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. При этом отдельные способы не раскрываются. Вместе с тем п. 2 ст. 1270 ГК РФ приводит хоть и примерный, но весьма пространный перечень способов использования произведения. К ним, в частности, относятся: 1) воспроизведение произведения; 2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров; 3) публичный показ произведения; 4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения; 5) прокат оригинала или экземпляра произведения; 6) публичное исполнение произведения; 7) сообщение в эфир либо по кабелю; 8) ретрансляция; 9) перевод или другая переработка произведения; 10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта; 11) доведение произведения до всеобщего сведения.
("Проспект", 2025)В частности, обозначая содержание исключительного права без привязки к конкретному объекту правовой охраны, закон (ст. 1229 ГК РФ) устанавливает возможность правообладателя использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. При этом отдельные способы не раскрываются. Вместе с тем п. 2 ст. 1270 ГК РФ приводит хоть и примерный, но весьма пространный перечень способов использования произведения. К ним, в частности, относятся: 1) воспроизведение произведения; 2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров; 3) публичный показ произведения; 4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения; 5) прокат оригинала или экземпляра произведения; 6) публичное исполнение произведения; 7) сообщение в эфир либо по кабелю; 8) ретрансляция; 9) перевод или другая переработка произведения; 10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта; 11) доведение произведения до всеобщего сведения.
Статья: Правовое регулирование облачного гейминга
(Чурилов А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)Исключительное право на доведение произведения до всеобщего сведения на международном уровне закреплено в ст. 8 Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности об авторском праве 1996 г. и воспринято отечественным гражданским законодательством. Автор обладает исключительным правом на доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору <15>. Этот вопрос можно разрешить однозначно в первую очередь в отношении модели SaaS, поскольку все приложения и игры предоставляются игроку и уже установлены на устройствах оператора, игрок получает к ним доступ без необходимости совершения дополнительных действий, как то: установка, оптимизация игры и т.д. Следовательно, критерий "новая публика", который применяется для выявления факта доведения до всеобщего сведения <16>, соблюдается в любом случае только при использовании модели SaaS, поскольку сама суть этой модели состоит в предоставлении доступа к игре неограниченному кругу лиц в любое время. Игроки не являются правообладателями, они лишь получатели этой игры и составляют новую публику. К такому же выводу, но применительно к публичному показу произведения пришел Верховный Суд США в деле American Broadcasting Cos., Inc. v. Aereo, Inc. <17>.
(Чурилов А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)Исключительное право на доведение произведения до всеобщего сведения на международном уровне закреплено в ст. 8 Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности об авторском праве 1996 г. и воспринято отечественным гражданским законодательством. Автор обладает исключительным правом на доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору <15>. Этот вопрос можно разрешить однозначно в первую очередь в отношении модели SaaS, поскольку все приложения и игры предоставляются игроку и уже установлены на устройствах оператора, игрок получает к ним доступ без необходимости совершения дополнительных действий, как то: установка, оптимизация игры и т.д. Следовательно, критерий "новая публика", который применяется для выявления факта доведения до всеобщего сведения <16>, соблюдается в любом случае только при использовании модели SaaS, поскольку сама суть этой модели состоит в предоставлении доступа к игре неограниченному кругу лиц в любое время. Игроки не являются правообладателями, они лишь получатели этой игры и составляют новую публику. К такому же выводу, но применительно к публичному показу произведения пришел Верховный Суд США в деле American Broadcasting Cos., Inc. v. Aereo, Inc. <17>.
Статья: Границы правомерной и неправомерной трансляции видеоигр
(Залялов Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Следующие способы, которые необходимо выделить, - это публичный показ и публичное исполнение. Для начала важно отметить, что мнения авторов разных работ различаются. Так, Е.А. Артемьева <3> утверждает, что публичный показ произведения неприменим к трансляциям видеоигр, поскольку в них редко демонстрируются статичные фрагменты результата интеллектуальной деятельности: как сама игра, так и стрим характеризуются динамичностью. Э.Э. Сулейманов и А.К. Шульга <4> (в их статье речь идет об аудиовизуальных произведениях, поскольку видеоигра по своей правовой форме является сложным объектом; большинство исследователей считают видеоигры аудиовизуальными произведениями или мультимедийными продуктами; при этом российский правопорядок позволяет судам (правоприменителям) относить видеоигры к тому или иному виду <5>) утверждают, что исключительное право на аудиовизуальное произведение реализуется посредством как публичного показа, так и публичного исполнения; таким образом, названные авторы приходят к выводу, что законодатель не дает точных пояснений относительно отличия публичного показа от публичного исполнения, что позволяет трактовать данные понятия по-разному. Вероятнее всего, верна позиция Е.А. Артемьевой. Она ссылается на постановления Девятого арбитражного апелляционного суда, Суда по интеллектуальным правам и ФАС Московского округа, из которых следует, что законодатель определяет Интернет как информационно-телекоммуникационную сеть, которая не является местом, открытым для свободного посещения, в связи с чем по смыслу ст. 1276 ГК РФ публичный показ не может быть применен к трансляциям видеоигр (стримам). Соответственно, если ориентироваться строго на действующее законодательство, такие способы использования, как публичный показ и публичное исполнение, можно не рассматривать для определения правовой природы трансляции игрового процесса (видеоигры), а институт производного произведения, как уже выяснено, тоже не может быть применен к специфике стрима (трансляции). Таким образом, вопрос правовой природы хотя и тесно связан с вопросом о границах правомерной и неправомерной трансляции, все же требует отдельного научного исследования, которому необходимо посвятить самостоятельную работу.
(Залялов Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Следующие способы, которые необходимо выделить, - это публичный показ и публичное исполнение. Для начала важно отметить, что мнения авторов разных работ различаются. Так, Е.А. Артемьева <3> утверждает, что публичный показ произведения неприменим к трансляциям видеоигр, поскольку в них редко демонстрируются статичные фрагменты результата интеллектуальной деятельности: как сама игра, так и стрим характеризуются динамичностью. Э.Э. Сулейманов и А.К. Шульга <4> (в их статье речь идет об аудиовизуальных произведениях, поскольку видеоигра по своей правовой форме является сложным объектом; большинство исследователей считают видеоигры аудиовизуальными произведениями или мультимедийными продуктами; при этом российский правопорядок позволяет судам (правоприменителям) относить видеоигры к тому или иному виду <5>) утверждают, что исключительное право на аудиовизуальное произведение реализуется посредством как публичного показа, так и публичного исполнения; таким образом, названные авторы приходят к выводу, что законодатель не дает точных пояснений относительно отличия публичного показа от публичного исполнения, что позволяет трактовать данные понятия по-разному. Вероятнее всего, верна позиция Е.А. Артемьевой. Она ссылается на постановления Девятого арбитражного апелляционного суда, Суда по интеллектуальным правам и ФАС Московского округа, из которых следует, что законодатель определяет Интернет как информационно-телекоммуникационную сеть, которая не является местом, открытым для свободного посещения, в связи с чем по смыслу ст. 1276 ГК РФ публичный показ не может быть применен к трансляциям видеоигр (стримам). Соответственно, если ориентироваться строго на действующее законодательство, такие способы использования, как публичный показ и публичное исполнение, можно не рассматривать для определения правовой природы трансляции игрового процесса (видеоигры), а институт производного произведения, как уже выяснено, тоже не может быть применен к специфике стрима (трансляции). Таким образом, вопрос правовой природы хотя и тесно связан с вопросом о границах правомерной и неправомерной трансляции, все же требует отдельного научного исследования, которому необходимо посвятить самостоятельную работу.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Самопомощь (самозащита и организационные санкции) активируется в неюрисдикционной форме - правообладатель, иное заинтересованное лицо при защите своих прав и охраняемых интересов действуют самостоятельно, не обращаются в официальные учреждения. В частности, правообладатель открывает публике свое имя, блокирует правонарушителю доступ к охраняемому контенту, прекращает трансляцию, прерывает публичный показ, отзывает произведение из печати, помечает скрытой маркировкой контент сайта или, например, базы данных и т.д. (меры самозащиты); подает претензию, легализует контрафактные экземпляры раскаявшегося, признавшего вину нарушителя, заключает с ним договор, отказывается от существенно нарушенного другой стороной договора, запрещает организации по коллективному управлению управлять принадлежащими ему исключительными правами без договора и т.д. (организационные санкции). Прямо перечисленные здесь фактические (самозащита) и юридические (организационные санкции) возможности осуществления правообладателем самостоятельных (без обращения в суд или административный орган) действий, кроме того, что относятся к неюрисдикционной форме защиты, осуществляются и как способы (средства) защиты.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Самопомощь (самозащита и организационные санкции) активируется в неюрисдикционной форме - правообладатель, иное заинтересованное лицо при защите своих прав и охраняемых интересов действуют самостоятельно, не обращаются в официальные учреждения. В частности, правообладатель открывает публике свое имя, блокирует правонарушителю доступ к охраняемому контенту, прекращает трансляцию, прерывает публичный показ, отзывает произведение из печати, помечает скрытой маркировкой контент сайта или, например, базы данных и т.д. (меры самозащиты); подает претензию, легализует контрафактные экземпляры раскаявшегося, признавшего вину нарушителя, заключает с ним договор, отказывается от существенно нарушенного другой стороной договора, запрещает организации по коллективному управлению управлять принадлежащими ему исключительными правами без договора и т.д. (организационные санкции). Прямо перечисленные здесь фактические (самозащита) и юридические (организационные санкции) возможности осуществления правообладателем самостоятельных (без обращения в суд или административный орган) действий, кроме того, что относятся к неюрисдикционной форме защиты, осуществляются и как способы (средства) защиты.
Статья: Об учете особенностей способа неправомочного использования объекта интеллектуальной собственности при расчете компенсации за нарушение авторских прав
(Фомин В.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;
(Фомин В.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;
Статья: Идеальная доля в исключительном авторском праве: утопия или реальность?
(Щербак Н.В.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 5)- публичный показ произведения, т.е. любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности, непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается ли произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения. Публичный показ произведения необходимо отличать от публичного исполнения;
(Щербак Н.В.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 5)- публичный показ произведения, т.е. любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности, непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается ли произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения. Публичный показ произведения необходимо отличать от публичного исполнения;
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Публичный показ произведения (the right to display the copyrighted work publicly), т.е. любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения (подп. 3 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Данное правомочие характерно для статичных объектов <1> и по общему правилу неприменимо к компьютерным программам, ценность которых в их "поведении", предполагающем именно динамическое использование. Данный вывод поддерживается и в судебной практике <2>.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Публичный показ произведения (the right to display the copyrighted work publicly), т.е. любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения (подп. 3 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Данное правомочие характерно для статичных объектов <1> и по общему правилу неприменимо к компьютерным программам, ценность которых в их "поведении", предполагающем именно динамическое использование. Данный вывод поддерживается и в судебной практике <2>.