Публичный кредит
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичный кредит (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Кредит1. Квалификация кредитного договора в качестве публичного (ст. 426 ГК РФ)
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)государственных гарантий иностранных государств, государственных (муниципальных) гарантий публично-правовых образований, имеющих просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, предоставляющим бюджетный кредит;
(ред. от 31.07.2025)государственных гарантий иностранных государств, государственных (муниципальных) гарантий публично-правовых образований, имеющих просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, предоставляющим бюджетный кредит;
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Общие положения о государственных (муниципальных) заимствованиях закреплены в ст. 103 БК РФ, в п. 1 которой (в ред. Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ <335>) определено, что под государственными (муниципальными) заимствованиями понимается привлечение от имени публично-правового образования заемных средств в бюджет публично-правового образования путем размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг и в форме кредитов, по которым возникают долговые обязательства публично-правового образования как заемщика.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Общие положения о государственных (муниципальных) заимствованиях закреплены в ст. 103 БК РФ, в п. 1 которой (в ред. Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ <335>) определено, что под государственными (муниципальными) заимствованиями понимается привлечение от имени публично-правового образования заемных средств в бюджет публично-правового образования путем размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг и в форме кредитов, по которым возникают долговые обязательства публично-правового образования как заемщика.
Статья: Развитие межбюджетных отношений в рамках бюджетно-налоговой политики, направленной на обеспечение финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Считается, что в широком смысле бюджет является сбалансированным, если объем запланированных в бюджете расходов соответствует объему прогнозируемых объемов доходов бюджета. Трудно оспорить состояние сбалансированности бюджета при равенстве доходов и расходов, однако не стоит умалять регулирующее значение публичного кредита как важнейшей составляющей бюджетно-налоговой политики, к которому прибегает публично-правовое образование при наличии дефицита бюджета. При этом поступления денежных средств в бюджет в форме заимствований не могут быть отнесены к доходам бюджетов в силу несовпадения их правовых признаков.
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Считается, что в широком смысле бюджет является сбалансированным, если объем запланированных в бюджете расходов соответствует объему прогнозируемых объемов доходов бюджета. Трудно оспорить состояние сбалансированности бюджета при равенстве доходов и расходов, однако не стоит умалять регулирующее значение публичного кредита как важнейшей составляющей бюджетно-налоговой политики, к которому прибегает публично-правовое образование при наличии дефицита бюджета. При этом поступления денежных средств в бюджет в форме заимствований не могут быть отнесены к доходам бюджетов в силу несовпадения их правовых признаков.
Статья: Направления совершенствования системы финансового законодательства Российской Федерации
(Горбунова О.Н., Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 11)2) государственный и муниципальный кредит (далее - публичный кредит);
(Горбунова О.Н., Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 11)2) государственный и муниципальный кредит (далее - публичный кредит);
"Хозяйственные общества как форма ведения бизнеса: учебное пособие"
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)В публичном акционерном обществе "Орион" среди акционеров есть Банк, которому принадлежат 4% обыкновенных голосующих акций, а также ООО "Сигма", у которого 51% обыкновенных голосующих акций. Банк выдает публичному акционерному обществу "Орион" крупный кредит и хочет контролировать принимаемые органами управления компании решения. С этой целью Банк и ООО "Сигма" 1 июля 2023 г. заключают акционерное соглашение, по которому Банк может определять (фактически распоряжаясь голосами, принадлежащими ООО "Сигма") порядок голосования по ряду ключевых вопросов на общем собрании акционеров. Поскольку ООО "Сигма", следуя условиям договора, обязано голосовать в соответствии с указаниями Банка, то Банк приобретает возможность распоряжаться как своими голосами (4%), так и голосами ООО "Сигма" (51%). Теперь под контролем Банка будет 55% голосующих акций этого публичного акционерного общества. В описанной ситуации Банк направляет в ПАО "Орион" уведомление не позднее 6 июля 2023 г. и сообщает в нем обществу о том, что он приобрел права, позволяющие ему определять порядок голосования на общем собрании с помощью подконтрольных ему 55% голосующих акций.
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)В публичном акционерном обществе "Орион" среди акционеров есть Банк, которому принадлежат 4% обыкновенных голосующих акций, а также ООО "Сигма", у которого 51% обыкновенных голосующих акций. Банк выдает публичному акционерному обществу "Орион" крупный кредит и хочет контролировать принимаемые органами управления компании решения. С этой целью Банк и ООО "Сигма" 1 июля 2023 г. заключают акционерное соглашение, по которому Банк может определять (фактически распоряжаясь голосами, принадлежащими ООО "Сигма") порядок голосования по ряду ключевых вопросов на общем собрании акционеров. Поскольку ООО "Сигма", следуя условиям договора, обязано голосовать в соответствии с указаниями Банка, то Банк приобретает возможность распоряжаться как своими голосами (4%), так и голосами ООО "Сигма" (51%). Теперь под контролем Банка будет 55% голосующих акций этого публичного акционерного общества. В описанной ситуации Банк направляет в ПАО "Орион" уведомление не позднее 6 июля 2023 г. и сообщает в нем обществу о том, что он приобрел права, позволяющие ему определять порядок голосования на общем собрании с помощью подконтрольных ему 55% голосующих акций.
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)В свою очередь Правила Биржи. Часть IV. Секция рынка депозитов является неотъемлемой частью Правил проведения торгов на фондовом рынке, рынке депозитов и рынке кредитов Публичного акционерного общества "Московская Биржа ММВБ-РТС" (далее - Правила Биржи), принята в соответствии с Уставом Биржи, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и устанавливает особенности проведения торгов в Секции рынка депозитов (п. 1.1.1 и 1.1.2 Правил Биржи. Часть IV. Секция рынка депозитов).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)В свою очередь Правила Биржи. Часть IV. Секция рынка депозитов является неотъемлемой частью Правил проведения торгов на фондовом рынке, рынке депозитов и рынке кредитов Публичного акционерного общества "Московская Биржа ММВБ-РТС" (далее - Правила Биржи), принята в соответствии с Уставом Биржи, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и устанавливает особенности проведения торгов в Секции рынка депозитов (п. 1.1.1 и 1.1.2 Правил Биржи. Часть IV. Секция рынка депозитов).
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)7) необходимостью осуществления внеплановых платежей по обязательствам, в том числе в рамках публичного размещения ценных бумаг, полученных синдицированных кредитов, номинированных в рублях и/или иностранной валюте и/или полученных от финансовых организаций с иностранным участием;
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)7) необходимостью осуществления внеплановых платежей по обязательствам, в том числе в рамках публичного размещения ценных бумаг, полученных синдицированных кредитов, номинированных в рублях и/или иностранной валюте и/или полученных от финансовых организаций с иностранным участием;
Статья: Прекращение права собственности лизингодателя на предмет лизинга при отказе в его изъятии: основания и последствия
(Иванова Ю.)
("Банковское кредитование", 2023, N 5)Рассматриваемая ситуация с прекращением права собственности лизингодателя в связи с утратой обеспечительной функции может затрагивать и интересы кредиторов - залогодержателей лизингодателя в отношении предмета лизинга. Зачастую для приобретения имущества с целью передачи в лизинг лизингодатели сами привлекают финансирование на возвратной основе, обычно в виде кредитов, публичных или непубличных займов.
(Иванова Ю.)
("Банковское кредитование", 2023, N 5)Рассматриваемая ситуация с прекращением права собственности лизингодателя в связи с утратой обеспечительной функции может затрагивать и интересы кредиторов - залогодержателей лизингодателя в отношении предмета лизинга. Зачастую для приобретения имущества с целью передачи в лизинг лизингодатели сами привлекают финансирование на возвратной основе, обычно в виде кредитов, публичных или непубличных займов.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В. Особенности правовой доктрины Испании и стран Латинской Америки. Доктрина финансового права Испании, во-первых, по причине известной изолированности от остальной Европы в условиях политического режима, приверженного закрытости, и, во-вторых, под влиянием личности и авторитета профессора Фернандо Санз де Буханда, считающегося основателем национальной школы финансового и налогового права (Derecho Financiero y Tributario), приобрела определенные специфические черты, сохранив некоторые традиционные подходы курсов финансового права первой половины XX в. Дидактические подходы строятся на идее возможности существования совмещенного курса налогового и финансового права, в который наряду с собственно налоговым правом входят вопросы бюджета (el derecho presupuestario) и публичного кредита.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В. Особенности правовой доктрины Испании и стран Латинской Америки. Доктрина финансового права Испании, во-первых, по причине известной изолированности от остальной Европы в условиях политического режима, приверженного закрытости, и, во-вторых, под влиянием личности и авторитета профессора Фернандо Санз де Буханда, считающегося основателем национальной школы финансового и налогового права (Derecho Financiero y Tributario), приобрела определенные специфические черты, сохранив некоторые традиционные подходы курсов финансового права первой половины XX в. Дидактические подходы строятся на идее возможности существования совмещенного курса налогового и финансового права, в который наряду с собственно налоговым правом входят вопросы бюджета (el derecho presupuestario) и публичного кредита.
Статья: Внешние долговые требования Российской Федерации: особенности правового регулирования
(Цареградская Ю.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Сходной позиции придерживается Е.В. Покачалова, вводящая в отечественный научный оборот термин "публичный кредит" и обосновывающая его в своих исследованиях. Автор подчеркивает, что данный вид кредита представлен двумя его видами - государственным и муниципальным, - и представляет совокупность финансово-правовых норм, регулирующих отношения между должником и кредитором, в которых государство выступает в обеих ролях в зависимости от привлечения денежных средств для покрытия дефицита бюджета или их предоставления иным субъектам национального и международного права (публично-правовым и коллективным). Отмечается также его прямая связь с государственным долгом <16>.
(Цареградская Ю.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Сходной позиции придерживается Е.В. Покачалова, вводящая в отечественный научный оборот термин "публичный кредит" и обосновывающая его в своих исследованиях. Автор подчеркивает, что данный вид кредита представлен двумя его видами - государственным и муниципальным, - и представляет совокупность финансово-правовых норм, регулирующих отношения между должником и кредитором, в которых государство выступает в обеих ролях в зависимости от привлечения денежных средств для покрытия дефицита бюджета или их предоставления иным субъектам национального и международного права (публично-правовым и коллективным). Отмечается также его прямая связь с государственным долгом <16>.
Статья: Доктрина науки финансового права: эволюционное развитие и современность
(Грачева Е.Ю., Арзуманова Л.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)В частности, М.Ф. Орлов разделял частный и публичный кредиты <21>. Говоря о государственном кредите, автор отмечает, что "вся наука финансов состоит в том, чтоб оба сии средства... поставить в совершенное равновесие таким образом, чтоб налоги не вредили кредиту, а кредит облегчал налоги", и дает их принципиальные отличительные признаки: "...свойство налога есть насилие, а свойство займа - свобода" <22>.
(Грачева Е.Ю., Арзуманова Л.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)В частности, М.Ф. Орлов разделял частный и публичный кредиты <21>. Говоря о государственном кредите, автор отмечает, что "вся наука финансов состоит в том, чтоб оба сии средства... поставить в совершенное равновесие таким образом, чтоб налоги не вредили кредиту, а кредит облегчал налоги", и дает их принципиальные отличительные признаки: "...свойство налога есть насилие, а свойство займа - свобода" <22>.