Публичный договор это
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичный договор это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 614 ГК РФ "Арендная плата"5.5.9. Если земельный участок, который является предметом договора аренды с регулируемой арендной платой, переходит из публичной собственности в частную, условия этого договора, касающиеся арендной платы, сами по себе не изменяются (позиция ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно знать о публичном договоре
(КонсультантПлюс, 2025)1. Что такое публичный договор
(КонсультантПлюс, 2025)1. Что такое публичный договор
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Справочная информация: "Правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п. (статья 426 ГК РФ)).
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п. (статья 426 ГК РФ)).
Готовое решение: Как составить договор на выполнение кадастровых работ
(КонсультантПлюс, 2025)Важно, что договор на кадастровые работы - публичный. Это накладывает некоторые ограничения на его условия, в частности в определении размера цены. Она должна быть одинаковой для потребителей одной категории.
(КонсультантПлюс, 2025)Важно, что договор на кадастровые работы - публичный. Это накладывает некоторые ограничения на его условия, в частности в определении размера цены. Она должна быть одинаковой для потребителей одной категории.
Интервью: Административное право до сих пор базируется на советских подходах
("Закон", 2024, N 3)- В административном праве сейчас благодаря цифре встает вопрос о порядке взаимодействия публичной власти с рядовым гражданином или отдельной организацией. С одной стороны, цифра позволяет снять с публичного управленца ведомственную завесу: система стала более открытой. С другой стороны, граждане проявляют большую активность по защите своих прав. Это меняет систему, она становится более разнообразной, перестает быть жестко стандартизированной, как в советское время. Еще одно важное изменение, влияющее на административное право, которое я вижу, - это включение договорных отношений в управленческую ткань, в административное регулирование, чего в советское время, конечно, не было. Появились публичные договоры разного рода: в налоговом праве, в финансовом, между субъектами РФ, между министерствами и губернаторами и т.п., а доктрины публичных договоров при этом нет. Мы еще в 2008 году проводили на нашей кафедре научное мероприятие на тему "Публичный договор", выпустили тогда сборник статей - и он до сих пор состоит в числе редких изданий, которые этой теме посвящены. Стороны в таком договоре определяют свои права и обязанности, способы контроля их исполнения. Это публичные отношения, но использование в них договорных конструкций позволяет привязать абстрактное нормативное регулирование к конкретным участникам. Цифра расширяет и возможности обмена информацией, влияет на ее открытость, однако тут возникает проблема персональных данных. Проблема эта очень насущная, и без ее доктринального осмысления движение вперед невозможно. Но системного подхода к ней пока не прослеживается. Все соглашаются с необходимостью защиты персональных данных, но требуется решение о допустимости использования персональных данных в публичных интересах.
("Закон", 2024, N 3)- В административном праве сейчас благодаря цифре встает вопрос о порядке взаимодействия публичной власти с рядовым гражданином или отдельной организацией. С одной стороны, цифра позволяет снять с публичного управленца ведомственную завесу: система стала более открытой. С другой стороны, граждане проявляют большую активность по защите своих прав. Это меняет систему, она становится более разнообразной, перестает быть жестко стандартизированной, как в советское время. Еще одно важное изменение, влияющее на административное право, которое я вижу, - это включение договорных отношений в управленческую ткань, в административное регулирование, чего в советское время, конечно, не было. Появились публичные договоры разного рода: в налоговом праве, в финансовом, между субъектами РФ, между министерствами и губернаторами и т.п., а доктрины публичных договоров при этом нет. Мы еще в 2008 году проводили на нашей кафедре научное мероприятие на тему "Публичный договор", выпустили тогда сборник статей - и он до сих пор состоит в числе редких изданий, которые этой теме посвящены. Стороны в таком договоре определяют свои права и обязанности, способы контроля их исполнения. Это публичные отношения, но использование в них договорных конструкций позволяет привязать абстрактное нормативное регулирование к конкретным участникам. Цифра расширяет и возможности обмена информацией, влияет на ее открытость, однако тут возникает проблема персональных данных. Проблема эта очень насущная, и без ее доктринального осмысления движение вперед невозможно. Но системного подхода к ней пока не прослеживается. Все соглашаются с необходимостью защиты персональных данных, но требуется решение о допустимости использования персональных данных в публичных интересах.
Статья: Публично-правовые ограничения договорных отношений по энергоснабжению: соразмерность частноправовым началам и влияние на отраслевые проблемы
(Максименко П.Н.)
("Гражданское право", 2022, N 5)В науке отмечается невозможность отказа коммерческих организаций от заключения публичного договора <10>, поскольку это необходимо для защиты экономически слабой стороны <11>, в том числе через предоставление ей права понудить к заключению договора <12>. Однако стоит согласиться с мнением, что безусловность такого механизма может приводить к запрещенному ст. 10 ГК РФ злоупотреблению правом, например если после расторжения публичного договора коммерсантом недобросовестный потребитель - неплательщик вновь будет обращаться за заключением нового договора <13>, в чем ему не может отказать в том числе и гарантирующий поставщик.
(Максименко П.Н.)
("Гражданское право", 2022, N 5)В науке отмечается невозможность отказа коммерческих организаций от заключения публичного договора <10>, поскольку это необходимо для защиты экономически слабой стороны <11>, в том числе через предоставление ей права понудить к заключению договора <12>. Однако стоит согласиться с мнением, что безусловность такого механизма может приводить к запрещенному ст. 10 ГК РФ злоупотреблению правом, например если после расторжения публичного договора коммерсантом недобросовестный потребитель - неплательщик вновь будет обращаться за заключением нового договора <13>, в чем ему не может отказать в том числе и гарантирующий поставщик.
Статья: Публичный договор: сфера действия
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)Однако, вероятно, наибольшим ограничением свободы договора является предусмотренное законом обязательство для лица заключить договор (публичный договор). Этот институт существовал еще в Средневековье. В качестве примера можно привести обязанность осуществлять перевозку пилигримов или обязанность общественного извозчика в Англии предоставлять услуги любому желающему <16>. В XIX в. он получил дальнейшее распространение, в том числе благодаря развитию сети железных дорог <17>. Однако в XX в. количество договоров, которые в силу закона стали обязательны к заключению для одной из сторон (а иногда и для двух), существенно возросло. Например, в Германии к 1980 г. насчитывалось около 40 специальных положений закона, обязывающих субъекта вступить в договорные отношения. Эти требования, как правило, касались таких сфер, как электроэнергия, трудовые отношения, антимонопольное законодательство, сельское хозяйство, страхование <18>.
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)Однако, вероятно, наибольшим ограничением свободы договора является предусмотренное законом обязательство для лица заключить договор (публичный договор). Этот институт существовал еще в Средневековье. В качестве примера можно привести обязанность осуществлять перевозку пилигримов или обязанность общественного извозчика в Англии предоставлять услуги любому желающему <16>. В XIX в. он получил дальнейшее распространение, в том числе благодаря развитию сети железных дорог <17>. Однако в XX в. количество договоров, которые в силу закона стали обязательны к заключению для одной из сторон (а иногда и для двух), существенно возросло. Например, в Германии к 1980 г. насчитывалось около 40 специальных положений закона, обязывающих субъекта вступить в договорные отношения. Эти требования, как правило, касались таких сфер, как электроэнергия, трудовые отношения, антимонопольное законодательство, сельское хозяйство, страхование <18>.
Готовое решение: Как расторгнуть договор бытового подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Расторгнуть договор бытового подряда можно в том же порядке, что и любой другой договор. Но есть особенности, касающиеся оснований расторжения договора. Они обусловлены, в частности, тем, что этот договор является публичным, а отношения сторон регулирует еще и законодательство о защите прав потребителей в части, не урегулированной Гражданским кодексом РФ. Так, у подрядчика значительно меньше оснований для отказа от исполнения договора бытового подряда, чем у заказчика. Кроме того, в договоре можно согласовать дополнительные основания для отказа от договора заказчиком. Для подрядчика такой возможности нет.
(КонсультантПлюс, 2025)Расторгнуть договор бытового подряда можно в том же порядке, что и любой другой договор. Но есть особенности, касающиеся оснований расторжения договора. Они обусловлены, в частности, тем, что этот договор является публичным, а отношения сторон регулирует еще и законодательство о защите прав потребителей в части, не урегулированной Гражданским кодексом РФ. Так, у подрядчика значительно меньше оснований для отказа от исполнения договора бытового подряда, чем у заказчика. Кроме того, в договоре можно согласовать дополнительные основания для отказа от договора заказчиком. Для подрядчика такой возможности нет.
Готовое решение: Для чего нужен протокол разногласий и как его составить
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что в некоторых случаях вы обязаны составить протокол разногласий. В частности, если вы не согласны с условиями договора, заключение которого обязательно для вас. Например, если договор является публичным. При этом контрагент, получивший протокол, может передать разногласия на рассмотрение суда (п. 1 ст. 445 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что в некоторых случаях вы обязаны составить протокол разногласий. В частности, если вы не согласны с условиями договора, заключение которого обязательно для вас. Например, если договор является публичным. При этом контрагент, получивший протокол, может передать разногласия на рассмотрение суда (п. 1 ст. 445 ГК РФ).
Путеводитель по судебной практике. Доверительное управление имуществом2.1. Можно ли включить в договор доверительного управления публичным имуществом условие, по которому по окончании срока действия договора это имущество поступает в собственность доверительного управляющего
Статья: Возражения против иска о понуждении к заключению договора
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 5)Обратим внимание на то обстоятельство, что даже в тех случаях, где потребителя (в широком смысле слова) отстраняют от услуги, предоставляемой по публичному договору, это происходит не навсегда, а лишь временно. Обусловлено это, вероятно, тем, что нередко в рамках публичного договора предоставление, осуществляемое обязанной стороной, носит значимый характер. В частности, для пассажиров воздушного транспорта возможность воспользоваться услугами перевозчика гарантирует право на свободу передвижения. В свою очередь, для перевозчиков взаимодействие с сервисом услуг такси может являться необходимой предпосылкой для реализации права на труд и права на выбор профессии <36>.
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 5)Обратим внимание на то обстоятельство, что даже в тех случаях, где потребителя (в широком смысле слова) отстраняют от услуги, предоставляемой по публичному договору, это происходит не навсегда, а лишь временно. Обусловлено это, вероятно, тем, что нередко в рамках публичного договора предоставление, осуществляемое обязанной стороной, носит значимый характер. В частности, для пассажиров воздушного транспорта возможность воспользоваться услугами перевозчика гарантирует право на свободу передвижения. В свою очередь, для перевозчиков взаимодействие с сервисом услуг такси может являться необходимой предпосылкой для реализации права на труд и права на выбор профессии <36>.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Представляется, что основным фактором, определяющим возможность сохранения или прекращения договорных отношений по такому договору, является решение публично-правовых задач. Данный договор содержит существенную публично-правовую составляющую, поскольку основной задачей его заключения является достижение целей, названных в преамбуле Закона об объектах культурного наследия (сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объекта культурного наследия как объекта, представляющего уникальную ценность для всего народа Российской Федерации). Соответственно, при заключении любого договора в отношении объекта культурного наследия приоритетным будет обеспечение сохранности (охраны) такого объекта. Из этих же постулатов исходит и законодательство субъектов Российской Федерации - как ранее действовавший Закон Московской области от 21.01.2005 N 26/2005-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках и культуры) в Московской области", так и принятый впоследствии Закон Московской области от 08.02.2018 N 11/2018-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области". Участники договора изначально не принимали эту основную, публичную цель договора во внимание (арендодатель был прежде всего заинтересован в получении арендной платы, арендатор - в получении в аренду офисов по низкой (насколько это возможно) цене), что и стало отчасти причиной невозможности решить вопрос по соглашению сторон.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Представляется, что основным фактором, определяющим возможность сохранения или прекращения договорных отношений по такому договору, является решение публично-правовых задач. Данный договор содержит существенную публично-правовую составляющую, поскольку основной задачей его заключения является достижение целей, названных в преамбуле Закона об объектах культурного наследия (сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объекта культурного наследия как объекта, представляющего уникальную ценность для всего народа Российской Федерации). Соответственно, при заключении любого договора в отношении объекта культурного наследия приоритетным будет обеспечение сохранности (охраны) такого объекта. Из этих же постулатов исходит и законодательство субъектов Российской Федерации - как ранее действовавший Закон Московской области от 21.01.2005 N 26/2005-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках и культуры) в Московской области", так и принятый впоследствии Закон Московской области от 08.02.2018 N 11/2018-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области". Участники договора изначально не принимали эту основную, публичную цель договора во внимание (арендодатель был прежде всего заинтересован в получении арендной платы, арендатор - в получении в аренду офисов по низкой (насколько это возможно) цене), что и стало отчасти причиной невозможности решить вопрос по соглашению сторон.