Публичные слушания правила землепользования
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичные слушания правила землепользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации""В силу ч. 12 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.01.2021 орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Статья: Изменение цели использования публичных земельных участков при изменении правил землепользования и застройки
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)второе: изменение обстоятельств было вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при должной степени заботливости и осмотрительности. Арендатор публичного земельного участка является частным лицом, которое не обладает властными полномочиями, позволяющими ему преодолевать нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, изменяющие правовой режим земельного участка. Арендатор вправе участвовать в публичных слушаниях, на которых обсуждается проект правил землепользования и застройки, и его мнение учитывается при решении вопроса об утверждении изменений. Однако регламентация процедуры проведения публичных слушаний по вопросам принятия градостроительных документов предполагает, что выраженное заинтересованным лицом мнение носит совещательный, а не обязательный характер. Так, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что публичные слушания не являются формой осуществления власти народом, а их предназначение заключается прежде всего в получении общественной оценки принимаемого нормативно-правового акта и в обеспечении открытости процесса принятия органами власти решений, непосредственно затрагивающих условия проживания и жизнедеятельности населения <19>. Поэтому само по себе внесение изменений в правила землепользования и застройки, с которыми не согласился арендатор публичного земельного участка, не является основанием для признания таких изменений незаконными. Из этого следует, что арендатор объективно не имеет легальных возможностей для преодоления сложившегося противоречия между договорной целью использования и измененным градостроительным регламентом;
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)второе: изменение обстоятельств было вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при должной степени заботливости и осмотрительности. Арендатор публичного земельного участка является частным лицом, которое не обладает властными полномочиями, позволяющими ему преодолевать нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, изменяющие правовой режим земельного участка. Арендатор вправе участвовать в публичных слушаниях, на которых обсуждается проект правил землепользования и застройки, и его мнение учитывается при решении вопроса об утверждении изменений. Однако регламентация процедуры проведения публичных слушаний по вопросам принятия градостроительных документов предполагает, что выраженное заинтересованным лицом мнение носит совещательный, а не обязательный характер. Так, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что публичные слушания не являются формой осуществления власти народом, а их предназначение заключается прежде всего в получении общественной оценки принимаемого нормативно-правового акта и в обеспечении открытости процесса принятия органами власти решений, непосредственно затрагивающих условия проживания и жизнедеятельности населения <19>. Поэтому само по себе внесение изменений в правила землепользования и застройки, с которыми не согласился арендатор публичного земельного участка, не является основанием для признания таких изменений незаконными. Из этого следует, что арендатор объективно не имеет легальных возможностей для преодоления сложившегося противоречия между договорной целью использования и измененным градостроительным регламентом;
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
(ред. от 31.07.2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ
(ред. от 30.11.2024)
"Об инновационном центре "Сколково"10. Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки Центра не проводятся.
(ред. от 30.11.2024)
"Об инновационном центре "Сколково"10. Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки Центра не проводятся.
Статья: Роль территориального зонирования в правовом режиме земель
(Ефимова Е.И.)
("Экологическое право", 2022, N 2)Еще не так давно судебная практика шла по пути отказа истцам в оспаривании и правил землепользования и застройки, и генеральных планов по формальным основаниям. В качестве этих оснований указывались следующие: у собственника любого землевладения, любого здания в границах поселений была возможность принять участие в публичных слушаниях по вопросам утверждения правил землепользования и застройки, генпланов. Информация о проведении публичных слушаний была общедоступна, своевременно размещена в сети Интернет. Неучастие в обсуждении ПЗЗ и генпланов, а также отсутствие принесенных истцом замечаний на их проекты приравнивалось судами к согласию с градостроительными планами и с градостроительной политикой конкретного региона. В удовлетворении исков по этим формальным основаниям отказывалось.
(Ефимова Е.И.)
("Экологическое право", 2022, N 2)Еще не так давно судебная практика шла по пути отказа истцам в оспаривании и правил землепользования и застройки, и генеральных планов по формальным основаниям. В качестве этих оснований указывались следующие: у собственника любого землевладения, любого здания в границах поселений была возможность принять участие в публичных слушаниях по вопросам утверждения правил землепользования и застройки, генпланов. Информация о проведении публичных слушаний была общедоступна, своевременно размещена в сети Интернет. Неучастие в обсуждении ПЗЗ и генпланов, а также отсутствие принесенных истцом замечаний на их проекты приравнивалось судами к согласию с градостроительными планами и с градостроительной политикой конкретного региона. В удовлетворении исков по этим формальным основаниям отказывалось.
Статья: Спойлерство как частный случай злоупотребления полномочиями
(Блохин П.Д.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 1)Насколько действующее правовое регулирование позволяет реализовать эти требования на практике в каждом отдельном случае? Представляется, что нормы статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации призваны обеспечить именно реальное участие действительно заинтересованных лиц в публичных слушаниях. Например, по проектам правил землепользования и застройки и проектам изменений в них к участию в публичных слушаниях допускаются: а) граждане, постоянно проживающие на соответствующей территории; б) правообладатели находящихся в пределах этой территории участков и зданий; в) правообладатели помещений в таких зданиях (часть 2). Градостроительный кодекс г. Москвы расширяет этот перечень - что вполне соотносится с полномочиями субъекта РФ по предмету совместного ведения (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции РФ) <14> - за счет работающих на соответствующей территории граждан, а также городских и местных депутатов (часть 2 статьи 68). Однако здесь уже появляется пространство для злоупотреблений в виде централизованного привлечения государственных и муниципальных служащих, работников государственных и муниципальных предприятий и бюджетных учреждений к такому участию.
(Блохин П.Д.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 1)Насколько действующее правовое регулирование позволяет реализовать эти требования на практике в каждом отдельном случае? Представляется, что нормы статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации призваны обеспечить именно реальное участие действительно заинтересованных лиц в публичных слушаниях. Например, по проектам правил землепользования и застройки и проектам изменений в них к участию в публичных слушаниях допускаются: а) граждане, постоянно проживающие на соответствующей территории; б) правообладатели находящихся в пределах этой территории участков и зданий; в) правообладатели помещений в таких зданиях (часть 2). Градостроительный кодекс г. Москвы расширяет этот перечень - что вполне соотносится с полномочиями субъекта РФ по предмету совместного ведения (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции РФ) <14> - за счет работающих на соответствующей территории граждан, а также городских и местных депутатов (часть 2 статьи 68). Однако здесь уже появляется пространство для злоупотреблений в виде централизованного привлечения государственных и муниципальных служащих, работников государственных и муниципальных предприятий и бюджетных учреждений к такому участию.
Статья: Надзор за исполнением законов в сфере капитального строительства
(Хусяйнова С.Г.)
("Законность", 2022, N 9)Фиксируются нарушения при проведении публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки в муниципальных образованиях.
(Хусяйнова С.Г.)
("Законность", 2022, N 9)Фиксируются нарушения при проведении публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки в муниципальных образованиях.