Публичные слушания по уставу
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичные слушания по уставу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Преобразование и объединение муниципальных образований
(КонсультантПлюс, 2025)Как следует из материалов дела и установлено решением суда... по вопросу об объединении в Хорольском муниципальном районе и поселениях, входящих в состав Хорольского муниципального района, в том числе в Ярославском городском поселении, были проведены публичные слушания в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 28 Федерального закона N 131-ФЗ и на основании уставов муниципальных образований.
(КонсультантПлюс, 2025)Как следует из материалов дела и установлено решением суда... по вопросу об объединении в Хорольском муниципальном районе и поселениях, входящих в состав Хорольского муниципального района, в том числе в Ярославском городском поселении, были проведены публичные слушания в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 28 Федерального закона N 131-ФЗ и на основании уставов муниципальных образований.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)25. В ч. 25 комментируемой статьи установлен срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам правил благоустройства территорий. Данный срок исчисляется со дня опубликования оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)25. В ч. 25 комментируемой статьи установлен срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам правил благоустройства территорий. Данный срок исчисляется со дня опубликования оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Статья: Общественный контроль в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ общественный контроль осуществляется в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, в иных формах, не противоречащих Федеральному закону N 212-ФЗ, а также в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия. Публичные слушания в соответствии с ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" могут быть организованы представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования. Частью 4 ст. 28 названного Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено определение порядка организации и проведения публичных слушаний уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Как показала практика, в порядок организации и проведения публичных слушаний включается значительное число вопросов: от назначения публичных слушаний, организации регистрации, выступлений участников до оснований признания публичных слушаний несостоявшимися. В связи с этим указанная выше норма представляется некорректной в части, допускающей включение данного порядка в устав муниципального образования. Учитывая, что устав муниципального образования является основным нормативным правовым актом муниципального образования, регламентирующим работу всего муниципалитета, включение в него значительного по объему текста, посвященного публичным слушаниям, не представляется целесообразным. На основании изложенного из ч. 4 ст. 28 Федерального закона N 131-ФЗ предлагается исключить правило о возможности определения порядка организации и проведения публичных слушаний лишь уставом муниципального образования.
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ общественный контроль осуществляется в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, в иных формах, не противоречащих Федеральному закону N 212-ФЗ, а также в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия. Публичные слушания в соответствии с ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" могут быть организованы представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования. Частью 4 ст. 28 названного Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено определение порядка организации и проведения публичных слушаний уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Как показала практика, в порядок организации и проведения публичных слушаний включается значительное число вопросов: от назначения публичных слушаний, организации регистрации, выступлений участников до оснований признания публичных слушаний несостоявшимися. В связи с этим указанная выше норма представляется некорректной в части, допускающей включение данного порядка в устав муниципального образования. Учитывая, что устав муниципального образования является основным нормативным правовым актом муниципального образования, регламентирующим работу всего муниципалитета, включение в него значительного по объему текста, посвященного публичным слушаниям, не представляется целесообразным. На основании изложенного из ч. 4 ст. 28 Федерального закона N 131-ФЗ предлагается исключить правило о возможности определения порядка организации и проведения публичных слушаний лишь уставом муниципального образования.
Нормативные акты
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Глава 5. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Глава 5. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Федеральный закон от 21.07.2005 N 97-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"О государственной регистрации уставов муниципальных образований"3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования, муниципального правового акта о порядке учета предложений по этому проекту и порядке участия граждан в его обсуждении, а также сведения о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования.
(ред. от 20.03.2025)
"О государственной регистрации уставов муниципальных образований"3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования, муниципального правового акта о порядке учета предложений по этому проекту и порядке участия граждан в его обсуждении, а также сведения о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования.
Статья: Конституционно-правовые основы участия молодежи в принятии и исполнении государственных решений
(Савицкая О.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)В соответствии со ст. 28 Федерального закона N 131-ФЗ для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
(Савицкая О.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)В соответствии со ст. 28 Федерального закона N 131-ФЗ для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Статья: Понятие и сущность муниципальных процедур
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Анализ муниципальных процессуальных актов показывает, что муниципальные процедуры характеризуют следующие признаки. Первым признаком муниципальных процедур является признак обязательности. Он проявляется в том, что нормы, утверждающие муниципальные процедуры, содержатся в нормативных процессуальных правовых актах, которые обязательны для исполнения субъектами местного самоуправления, которым они адресованы. Их неисполнение влечет признание незаконным полученного результата. Отказ от проведения публичных слушаний по проекту устава муниципального образования, к примеру, является основанием для отказа в его государственной регистрации. Обязательность муниципальных процедур проявляется и в недопущении их осуществления по усмотрению правоприменителей, так как чаще всего они конкретны и безальтернативны. Исключение, пожалуй, составляют случаи выбора формы голосования при решении вопроса о рассмотрении на заседании представительного органа проекта нормативного акта, когда внесено несколько проектов по одному и тому же вопросу. В таких случаях могут применяться рейтинговые и иные виды голосования.
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Анализ муниципальных процессуальных актов показывает, что муниципальные процедуры характеризуют следующие признаки. Первым признаком муниципальных процедур является признак обязательности. Он проявляется в том, что нормы, утверждающие муниципальные процедуры, содержатся в нормативных процессуальных правовых актах, которые обязательны для исполнения субъектами местного самоуправления, которым они адресованы. Их неисполнение влечет признание незаконным полученного результата. Отказ от проведения публичных слушаний по проекту устава муниципального образования, к примеру, является основанием для отказа в его государственной регистрации. Обязательность муниципальных процедур проявляется и в недопущении их осуществления по усмотрению правоприменителей, так как чаще всего они конкретны и безальтернативны. Исключение, пожалуй, составляют случаи выбора формы голосования при решении вопроса о рассмотрении на заседании представительного органа проекта нормативного акта, когда внесено несколько проектов по одному и тому же вопросу. В таких случаях могут применяться рейтинговые и иные виды голосования.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Сроки проведения общественных обсуждений и публичных слушаний определяются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в пределах минимальных и максимальных сроков, установленных ГрК РФ.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Сроки проведения общественных обсуждений и публичных слушаний определяются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в пределах минимальных и максимальных сроков, установленных ГрК РФ.
Статья: Роль публичных слушаний в бюджетном процессе
(Шебунова Е.Д.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Статья 28 Закона об общих принципах организации МСУ устанавливает, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Также в указанной статье закреплена обязанность органов местного самоуправления заблаговременно оповещать граждан через сеть Интернет.
(Шебунова Е.Д.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Статья 28 Закона об общих принципах организации МСУ устанавливает, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Также в указанной статье закреплена обязанность органов местного самоуправления заблаговременно оповещать граждан через сеть Интернет.