Публичные слушания по проекту бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичные слушания по проекту бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Роль публичных слушаний в бюджетном процессе
(Шебунова Е.Д.)
("Финансовое право", 2023, N 9)В статье рассматриваются место и роль публичных слушаний в бюджетном процессе Российской Федерации. Автором определена актуальность данного явления во взаимосвязи с тенденцией к активному вовлечению граждан в участие в бюджетных отношениях. Дана краткая характеристика возникновения института публичных слушаний в Российской Федерации, проанализированы нормативные правовые акты, в которых регламентировано проведение публичных слушаний по вопросам рассмотрения проекта бюджета и отчета об исполнении бюджета. С учетом анализа положений законодательства, судебной практики и иных актов правореализации выделены основные проблемы применения публичных слушаний в бюджетных правоотношениях, а именно: отсутствие единообразного законодательного закрепления понятия, определяющего данное общественное явление, отсутствие регламентации прав и обязанностей граждан в рамках рассмотрения на публичных слушаниях проекта бюджета и отчета об исполнении бюджета, необходимость законодательного закрепления порядка учета мнения граждан при принятии нормативных правовых актов по итогам проведения публичных слушаний.
(Шебунова Е.Д.)
("Финансовое право", 2023, N 9)В статье рассматриваются место и роль публичных слушаний в бюджетном процессе Российской Федерации. Автором определена актуальность данного явления во взаимосвязи с тенденцией к активному вовлечению граждан в участие в бюджетных отношениях. Дана краткая характеристика возникновения института публичных слушаний в Российской Федерации, проанализированы нормативные правовые акты, в которых регламентировано проведение публичных слушаний по вопросам рассмотрения проекта бюджета и отчета об исполнении бюджета. С учетом анализа положений законодательства, судебной практики и иных актов правореализации выделены основные проблемы применения публичных слушаний в бюджетных правоотношениях, а именно: отсутствие единообразного законодательного закрепления понятия, определяющего данное общественное явление, отсутствие регламентации прав и обязанностей граждан в рамках рассмотрения на публичных слушаниях проекта бюджета и отчета об исполнении бюджета, необходимость законодательного закрепления порядка учета мнения граждан при принятии нормативных правовых актов по итогам проведения публичных слушаний.
Статья: Особенности правового регулирования участия граждан в бюджетном процессе
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 5)Рассматривая предлагаемое выше регулирование, заметим, что законодательством Российской Федерации о публичной власти <10> (в том числе на уровне местного самоуправления) уже предусмотрена обязательность проведения публичных слушаний по проекту бюджета субъекта Российской Федерации (проекту местного бюджета). В то же время действующие законоположения не содержат упоминания о рациональности сроков проведения таких процедур, в чем видится одна из новелл предлагаемого правового регулирования.
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 5)Рассматривая предлагаемое выше регулирование, заметим, что законодательством Российской Федерации о публичной власти <10> (в том числе на уровне местного самоуправления) уже предусмотрена обязательность проведения публичных слушаний по проекту бюджета субъекта Российской Федерации (проекту местного бюджета). В то же время действующие законоположения не содержат упоминания о рациональности сроков проведения таких процедур, в чем видится одна из новелл предлагаемого правового регулирования.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"2. На публичные слушания должны выноситься:
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"2. На публичные слушания должны выноситься:
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Представители органов законодательной власти видят необходимость в дальнейшем развитии процедуры публичных слушаний. В бюджетном законодательстве есть много статей, в которых данная норма закреплена относительно к проекту бюджета и отчету об исполнении закона о бюджете. В частности, в ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 121-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <8> закрепляется требование о проведении публичных слушаний проекта местного бюджета или отчета по его исполнению. Согласно ч. 8 ст. 58 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах публичной власти в субъектах Российской Федерации" <9> по проекту бюджета субъекта Российской Федерации и годовому отчету об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации проводятся публичные слушания или общественные обсуждения.
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Представители органов законодательной власти видят необходимость в дальнейшем развитии процедуры публичных слушаний. В бюджетном законодательстве есть много статей, в которых данная норма закреплена относительно к проекту бюджета и отчету об исполнении закона о бюджете. В частности, в ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 121-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <8> закрепляется требование о проведении публичных слушаний проекта местного бюджета или отчета по его исполнению. Согласно ч. 8 ст. 58 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах публичной власти в субъектах Российской Федерации" <9> по проекту бюджета субъекта Российской Федерации и годовому отчету об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации проводятся публичные слушания или общественные обсуждения.
Статья: Понятие и сущность муниципальных процедур
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Однако на законодательном уровне более часто полномочие субъектов местного самоуправления лишь называется без последующего перечисления процедур, применение которых обеспечит его реализацию. К примеру, в ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <7> к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесено право утверждения местного бюджета и отчета о его исполнении. Необходимость его утверждения подтверждена в ст. 9 Бюджетного кодекса РФ <8>. В этой же статье на органы местного самоуправления возлагается такое полномочие, как установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета. Следовательно, федеральный законодатель ориентирует органы местного самоуправления самим определять процедуры бюджетной деятельности. Этим правом воспользовались органы местного самоуправления всех видов муниципальных образований. Так, например, решением Скопинского городского Совета депутатов Рязанской области от 26.10.2012 N 163/97 утверждено Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании - городском округе город Скопин Рязанской области <9>. В этом Положении определены процедуры, составляющие в совокупности муниципальный бюджетный процесс как часть общего бюджетного процесса. К ним относятся внесение в представительный орган городской администрацией проекта решения о бюджете муниципального образования с прилагающимся к нему пакетом документов, включение вопроса о рассмотрении местного бюджета в предварительную повестку дня заседания Думы, издание постановления о назначении публичных слушаний по проекту бюджета, их проведение, направление проекта бюджета в орган муниципального финансового контроля для подготовки соответствующего заключения, рассмотрение проекта решения о бюджете на заседаниях комиссий городской Думы, принятие бюджетной комиссией Думы решения о внесении проекта бюджета на рассмотрение Думы или об его отклонении и доработке администрацией города. В этом случае создается согласительная комиссия из ее представителей и депутатов. При достижении согласия между ними проект бюджета представляет на заседании городской Думы начальник финансового управления администрации города Скопина. Затем повторно осуществляются процедуры обсуждения проекта бюджета, голосования и промульгации решения об утверждении городского бюджета.
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Однако на законодательном уровне более часто полномочие субъектов местного самоуправления лишь называется без последующего перечисления процедур, применение которых обеспечит его реализацию. К примеру, в ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <7> к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесено право утверждения местного бюджета и отчета о его исполнении. Необходимость его утверждения подтверждена в ст. 9 Бюджетного кодекса РФ <8>. В этой же статье на органы местного самоуправления возлагается такое полномочие, как установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета. Следовательно, федеральный законодатель ориентирует органы местного самоуправления самим определять процедуры бюджетной деятельности. Этим правом воспользовались органы местного самоуправления всех видов муниципальных образований. Так, например, решением Скопинского городского Совета депутатов Рязанской области от 26.10.2012 N 163/97 утверждено Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании - городском округе город Скопин Рязанской области <9>. В этом Положении определены процедуры, составляющие в совокупности муниципальный бюджетный процесс как часть общего бюджетного процесса. К ним относятся внесение в представительный орган городской администрацией проекта решения о бюджете муниципального образования с прилагающимся к нему пакетом документов, включение вопроса о рассмотрении местного бюджета в предварительную повестку дня заседания Думы, издание постановления о назначении публичных слушаний по проекту бюджета, их проведение, направление проекта бюджета в орган муниципального финансового контроля для подготовки соответствующего заключения, рассмотрение проекта решения о бюджете на заседаниях комиссий городской Думы, принятие бюджетной комиссией Думы решения о внесении проекта бюджета на рассмотрение Думы или об его отклонении и доработке администрацией города. В этом случае создается согласительная комиссия из ее представителей и депутатов. При достижении согласия между ними проект бюджета представляет на заседании городской Думы начальник финансового управления администрации города Скопина. Затем повторно осуществляются процедуры обсуждения проекта бюджета, голосования и промульгации решения об утверждении городского бюджета.
Статья: Правовые проблемы охраны атмосферного воздуха городских и сельских поселений
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2023, N 2)<18> См.: Решение Собрания депутатов Нартинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия от 25 ноября 2020 г. N 17 "О принятии проекта решения "О бюджете Нартинского сельского муниципального образования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и назначении публичных слушаний по проекту бюджета муниципального образования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов". URL: http://xn7sbabu2cbzs.xn--p1ai/documents/496.html (дата обращения: 03.03.2022).
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2023, N 2)<18> См.: Решение Собрания депутатов Нартинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия от 25 ноября 2020 г. N 17 "О принятии проекта решения "О бюджете Нартинского сельского муниципального образования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и назначении публичных слушаний по проекту бюджета муниципального образования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов". URL: http://xn7sbabu2cbzs.xn--p1ai/documents/496.html (дата обращения: 03.03.2022).
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Принцип участия граждан в бюджетном процессе законодатель совсем недавно включил в перечень принципов бюджетной системы РФ, однако не разъясняет его. По нашему мнению, он тесно связан с принципом прозрачности бюджета и выражается в публичных слушаниях проекта закона о бюджете на текущий год и плановый период, а также отчета об исполнении бюджета.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Принцип участия граждан в бюджетном процессе законодатель совсем недавно включил в перечень принципов бюджетной системы РФ, однако не разъясняет его. По нашему мнению, он тесно связан с принципом прозрачности бюджета и выражается в публичных слушаниях проекта закона о бюджете на текущий год и плановый период, а также отчета об исполнении бюджета.