Публичные слушания экологическая
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичные слушания экологическая (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Общественная экспертиза
(КонсультантПлюс, 2025)Не согласившись с отказом в регистрации, полагая, что в действительности общественная экологическая экспертиза объекта не проводилась, так как в нарушение действующего законодательства информация о ее начале не публиковалась в СМИ, а также в предполагаемые даты ее проведения третьими лицами объект экспертизы отсутствовал, так как отсутствовал протокол общественных слушаний, заявитель обратился в суд [с заявленными требованиями - ред.].
(КонсультантПлюс, 2025)Не согласившись с отказом в регистрации, полагая, что в действительности общественная экологическая экспертиза объекта не проводилась, так как в нарушение действующего законодательства информация о ее начале не публиковалась в СМИ, а также в предполагаемые даты ее проведения третьими лицами объект экспертизы отсутствовал, так как отсутствовал протокол общественных слушаний, заявитель обратился в суд [с заявленными требованиями - ред.].
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2024 N 19АП-4522/2024 по делу N А08-3520/2023
Требование: О взыскании пени по муниципальному контракту на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на рекультивацию объекта.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено в части.При этом, истец предоставил ответчику публичные слушания, которые проводились в 2018 году, и которые в 2019 году уже представлялись в составе документации на экологическую экспертизу, которая получила отрицательное заключение данной экспертизы.
Требование: О взыскании пени по муниципальному контракту на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на рекультивацию объекта.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено в части.При этом, истец предоставил ответчику публичные слушания, которые проводились в 2018 году, и которые в 2019 году уже представлялись в составе документации на экологическую экспертизу, которая получила отрицательное заключение данной экспертизы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Эколого-правовые конфликты: понятие, классификация, особенности правового регулирования
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2021, N 5)Эффективной мерой предупреждения эколого-правовых конфликтов является участие общества в принятии эколого-значимых решений, особенно на стадии планирования какой-либо деятельности. В качестве примеров закрепленных действующим законодательством способов выяснения мнения общественности по вопросам охраны окружающей среды и природопользования можно привести такие, как: общественные обсуждения проектов федеральных законов, публичные слушания, общественная экологическая экспертиза и др. Проведение названных процедур позволяет как реально прояснить мнение общества в целом или отдельных групп людей, в связи с чем иметь возможность скорректировать планируемые действия или бездействие, так и примирить интересы участвующих сторон еще на этой стадии.
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2021, N 5)Эффективной мерой предупреждения эколого-правовых конфликтов является участие общества в принятии эколого-значимых решений, особенно на стадии планирования какой-либо деятельности. В качестве примеров закрепленных действующим законодательством способов выяснения мнения общественности по вопросам охраны окружающей среды и природопользования можно привести такие, как: общественные обсуждения проектов федеральных законов, публичные слушания, общественная экологическая экспертиза и др. Проведение названных процедур позволяет как реально прояснить мнение общества в целом или отдельных групп людей, в связи с чем иметь возможность скорректировать планируемые действия или бездействие, так и примирить интересы участвующих сторон еще на этой стадии.
Статья: Экологическая миграция: международно-правовые основы и внутригосударственные пути решения
(Зиннатуллин А.З., Сагитов С.М.)
("Миграционное право", 2023, N 1)Закрепление в российском экологическом законодательстве обязанности органов власти и местного самоуправления использовать публичные слушания по всем вопросам экологического нормирования, а также при принятии решений, затрагивающих субъективные права в области охраны окружающей среды, позволит минимизировать социальную напряженность, которую все чаще вызывают нерациональные проекты, санкционированные государством.
(Зиннатуллин А.З., Сагитов С.М.)
("Миграционное право", 2023, N 1)Закрепление в российском экологическом законодательстве обязанности органов власти и местного самоуправления использовать публичные слушания по всем вопросам экологического нормирования, а также при принятии решений, затрагивающих субъективные права в области охраны окружающей среды, позволит минимизировать социальную напряженность, которую все чаще вызывают нерациональные проекты, санкционированные государством.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об основах общественного контроля в Российской Федерации"3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на общественные отношения, регулируемые законодательством о выборах и референдумах, общественные отношения, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений и публичных слушаний в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, а также на общественные отношения, возникающие при осуществлении общественными инспекторами по охране окружающей среды общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), общественными инспекторами в области обращения с животными общественного контроля в области обращения с животными.
(ред. от 25.12.2023)
"Об основах общественного контроля в Российской Федерации"3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на общественные отношения, регулируемые законодательством о выборах и референдумах, общественные отношения, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений и публичных слушаний в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, а также на общественные отношения, возникающие при осуществлении общественными инспекторами по охране окружающей среды общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), общественными инспекторами в области обращения с животными общественного контроля в области обращения с животными.
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)Так, проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)Так, проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).
Статья: Сферы реализации общественного контроля: границы достигнутого и направления развития
(Тепляшин И.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)11. Общественный контроль в области охраны атмосферного воздуха и его мониторинга, в области охраны окружающей среды <13>. Данный вид общественного контроля можно назвать экологическим, где субъекты общественного контроля вправе инициировать общественные слушания и обращаться в компетентные органы и организации о предоставлении своевременной, полной, достоверной, необходимой информации о состоянии окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране, об обстоятельствах и фактах осуществления хозяйственной и иной деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.
(Тепляшин И.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)11. Общественный контроль в области охраны атмосферного воздуха и его мониторинга, в области охраны окружающей среды <13>. Данный вид общественного контроля можно назвать экологическим, где субъекты общественного контроля вправе инициировать общественные слушания и обращаться в компетентные органы и организации о предоставлении своевременной, полной, достоверной, необходимой информации о состоянии окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране, об обстоятельствах и фактах осуществления хозяйственной и иной деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.
Статья: О роли генерального плана в комплексном развитии территории: эколого-правовой аспект
(Максимкина Ю.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 1)<6> Согласно п. 9.18 Методических рекомендаций в целях подготовки раздела "Градостроительные решения" могут разрабатываться подразделы, не входящие в состав материалов проекта генплана поселения, городского округа, направляемых на согласование, для проведения публичных слушаний и утверждения, в том числе природно-ресурсный потенциал территории, природные элементы планировочного каркаса.
(Максимкина Ю.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 1)<6> Согласно п. 9.18 Методических рекомендаций в целях подготовки раздела "Градостроительные решения" могут разрабатываться подразделы, не входящие в состав материалов проекта генплана поселения, городского округа, направляемых на согласование, для проведения публичных слушаний и утверждения, в том числе природно-ресурсный потенциал территории, природные элементы планировочного каркаса.
Статья: Влияние органов местного самоуправления на сохранение окружающей среды в ходе недропользования
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)<6> Боголюбов С.А. Право и единая государственная экологическая политика // Журнал российского права. 2011. N 3. С. 5 - 8.
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)<6> Боголюбов С.А. Право и единая государственная экологическая политика // Журнал российского права. 2011. N 3. С. 5 - 8.
Статья: О роли комплексного развития территории, местного самоуправления и граждан в осуществлении градостроительной деятельности
(Попов М.В.)
("Закон", 2025, N 3)Высший судебный орган конституционного контроля напомнил также, что ГрК РФ предусматривает и иные, помимо публичных слушаний и общественных обсуждений, формы участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности. Так, подготовка проекта генерального плана осуществляется с учетом предложений заинтересованных лиц; последние вправе представить свои предложения по проекту генерального плана <14>.
(Попов М.В.)
("Закон", 2025, N 3)Высший судебный орган конституционного контроля напомнил также, что ГрК РФ предусматривает и иные, помимо публичных слушаний и общественных обсуждений, формы участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности. Так, подготовка проекта генерального плана осуществляется с учетом предложений заинтересованных лиц; последние вправе представить свои предложения по проекту генерального плана <14>.
Статья: Правовой режим экологических троп в особо охраняемых природных территориях России: проблемы и пути решения
(Анисимов А.П., Резванова Л.А.)
("Экологическое право", 2025, N 2)6) в настоящий момент уже формируется судебная практика по поводу режима использования экотроп. Во-первых, следует выделить решения судов об обязывании органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (и дирекций ООПТ) произвести расчет предельно допустимой рекреационной емкости территории заказников или иных региональных ООПТ, с проведением общественных слушаний по материалам ОВОС по проектам создания экологических троп <8>; возложении обязанности на такие органы создать и оборудовать экотропы в установленный решением суда срок <9>. Во-вторых, можно выделить дела о привлечении к административной ответственности по ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <10> (далее - КоАП РФ) юридических лиц (в частности, ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш") за осуществление рекреационной деятельности за пределами специально предусмотренных для этого мест (самовольно проложен туристический маршрут, организовано проведение массовых мероприятий вне специально отведенных мест) <11>. В-третьих, в судебной практике есть дела о привлечении к административной ответственности (ст. 8.39 КоАП РФ) граждан, организовавших экскурсию в заказнике на экотропе без согласования природоохранных органов <12>. Разновидностью этой категории дел являются решения о привлечении граждан к ответственности за нахождение в заповеднике на экотропе без разрешения <13>;
(Анисимов А.П., Резванова Л.А.)
("Экологическое право", 2025, N 2)6) в настоящий момент уже формируется судебная практика по поводу режима использования экотроп. Во-первых, следует выделить решения судов об обязывании органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (и дирекций ООПТ) произвести расчет предельно допустимой рекреационной емкости территории заказников или иных региональных ООПТ, с проведением общественных слушаний по материалам ОВОС по проектам создания экологических троп <8>; возложении обязанности на такие органы создать и оборудовать экотропы в установленный решением суда срок <9>. Во-вторых, можно выделить дела о привлечении к административной ответственности по ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <10> (далее - КоАП РФ) юридических лиц (в частности, ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш") за осуществление рекреационной деятельности за пределами специально предусмотренных для этого мест (самовольно проложен туристический маршрут, организовано проведение массовых мероприятий вне специально отведенных мест) <11>. В-третьих, в судебной практике есть дела о привлечении к административной ответственности (ст. 8.39 КоАП РФ) граждан, организовавших экскурсию в заказнике на экотропе без согласования природоохранных органов <12>. Разновидностью этой категории дел являются решения о привлечении граждан к ответственности за нахождение в заповеднике на экотропе без разрешения <13>;
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Второй группой норм рассматриваемый Федеральный закон (ст. 2) обозначает, что в некоторых сферах осуществление общественного контроля регулируется соответствующими федеральными законами, - это, в частности, имеет место в области обеспечения обороны страны и безопасности государства, общественной безопасности и правопорядка, деятельности полиции, органов следствия, прокуратуры и судов, а также деятельности, связанной с исполнением наказаний, контролем за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказанием психиатрической помощи. В той же статье Закон обозначает, что его действие не распространяется на общественные отношения, регулируемые законодательством о выборах и референдумах, общественные отношения, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений и публичных слушаний в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, а также на общественные отношения, возникающие при осуществлении общественными инспекторами по охране окружающей среды общественного контроля по охране окружающей среды (общественного экологического контроля), общественными инспекторами в области обращения с животными общественного контроля в области обращения с животными.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Второй группой норм рассматриваемый Федеральный закон (ст. 2) обозначает, что в некоторых сферах осуществление общественного контроля регулируется соответствующими федеральными законами, - это, в частности, имеет место в области обеспечения обороны страны и безопасности государства, общественной безопасности и правопорядка, деятельности полиции, органов следствия, прокуратуры и судов, а также деятельности, связанной с исполнением наказаний, контролем за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказанием психиатрической помощи. В той же статье Закон обозначает, что его действие не распространяется на общественные отношения, регулируемые законодательством о выборах и референдумах, общественные отношения, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений и публичных слушаний в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, а также на общественные отношения, возникающие при осуществлении общественными инспекторами по охране окружающей среды общественного контроля по охране окружающей среды (общественного экологического контроля), общественными инспекторами в области обращения с животными общественного контроля в области обращения с животными.
Статья: К вопросу о реализации отдельных форм делиберативной демократии
(Усманова Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)Анализ данных форм участия населения в принятии решений позволяет нам прийти к главному выводу: такие механизмы, как публичные слушания и общественные обсуждения могут быть самостоятельными формами делиберативной демократии либо являться частью партисипативной демократии.
(Усманова Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)Анализ данных форм участия населения в принятии решений позволяет нам прийти к главному выводу: такие механизмы, как публичные слушания и общественные обсуждения могут быть самостоятельными формами делиберативной демократии либо являться частью партисипативной демократии.
Статья: Значение категории "земля" как отправная точка правового регулирования
(Сырых Е.В.)
("Хозяйство и право", 2024, N 10)В-третьих, признание земли основой жизни и деятельности народов детерминирует необходимость обеспечения участия граждан и их объединений в решении вопросов, касающихся их прав на землю, в частности, о том, как будет использоваться земля по месту их проживания. Предусмотренное действующим законодательством решение этого вопроса посредством общественных обсуждений и публичных слушаний не показало высокой эффективности. В числе причин такого результата О.А. Романова называет рекомендательный характер заключений общественных обсуждений и публичных слушаний; отсутствие правовых критериев и условий учета замечаний и возражений; ограниченную возможность доказывания нарушений именно экологических прав конкретных лиц - участников данных мероприятий; в целом низкий уровень гражданской активности российского общества <7>.
(Сырых Е.В.)
("Хозяйство и право", 2024, N 10)В-третьих, признание земли основой жизни и деятельности народов детерминирует необходимость обеспечения участия граждан и их объединений в решении вопросов, касающихся их прав на землю, в частности, о том, как будет использоваться земля по месту их проживания. Предусмотренное действующим законодательством решение этого вопроса посредством общественных обсуждений и публичных слушаний не показало высокой эффективности. В числе причин такого результата О.А. Романова называет рекомендательный характер заключений общественных обсуждений и публичных слушаний; отсутствие правовых критериев и условий учета замечаний и возражений; ограниченную возможность доказывания нарушений именно экологических прав конкретных лиц - участников данных мероприятий; в целом низкий уровень гражданской активности российского общества <7>.
Статья: Меры государственной поддержки муниципальных образований в сфере недропользования (на примере Кемеровской области - Кузбасса)
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)1. Часть земель муниципального образования переходит в ведение добывающего предприятия и выбывает из сельскохозяйственного и иного оборота, кроме промышленного. Такие земли называются нарушенными и иногда достигают очень значительных показателей по площади. Так, согласно докладу <2> проектной организации ООО "СибГеоПроект", сделанному в ходе общественных слушаний по вопросам намечаемой деятельности АО "УК "Кузбассразрезуголь" по разработке Бачатского каменноугольного месторождения (в Беловском городском округе Кемеровской области - Кузбасса), для данных целей необходимо задействовать 5 698,7706 га земельных участков, в том числе принадлежащих землям лесного фонда. При этом площадь уже нарушенных земель на дату проведения публичных слушаний составляла более 3 500 га.
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)1. Часть земель муниципального образования переходит в ведение добывающего предприятия и выбывает из сельскохозяйственного и иного оборота, кроме промышленного. Такие земли называются нарушенными и иногда достигают очень значительных показателей по площади. Так, согласно докладу <2> проектной организации ООО "СибГеоПроект", сделанному в ходе общественных слушаний по вопросам намечаемой деятельности АО "УК "Кузбассразрезуголь" по разработке Бачатского каменноугольного месторождения (в Беловском городском округе Кемеровской области - Кузбасса), для данных целей необходимо задействовать 5 698,7706 га земельных участков, в том числе принадлежащих землям лесного фонда. При этом площадь уже нарушенных земель на дату проведения публичных слушаний составляла более 3 500 га.
Статья: Развитие территорий муниципальных образований и реализация демократических инструментов
(Тепляшин И.В., Богатова Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)Также на государственном и муниципальном уровне реализуются приоритетные национальные проекты: "Жилье и городская среда", "Экология", "Туризм и индустрия гостеприимства", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" и др. <5>. Многие проекты в том или ином объеме ориентированы на решение вопросов местного значения и создание условий комфортного общественного пространства, что обеспечивается при тесном организационно-правовом взаимодействии с местным сообществом, путем учета мнения граждан в рамках проведения публичных слушаний, опросов граждан, собраний и конференций граждан, привлечения независимых экспертов и пр. Данные формы осуществления местного самоуправления активно реализуются в рамках благоустройства и озеленения общественных территорий, охраны общественного порядка, использования муниципального жилищного фонда и др. В других случаях граждане непосредственно участвуют в конкурсах по формированию предложений в сфере развития муниципальных образований, социально-досуговой инфраструктуры, в уборке мусора, сортировке бытовых отходов, в массовых спортивных мероприятиях и пр. Особого внимания заслуживает мнение профессиональных участников инвестиционно-строительного бизнеса в контексте развития предпринимательства и частной инициативы на муниципальном уровне <6>.
(Тепляшин И.В., Богатова Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)Также на государственном и муниципальном уровне реализуются приоритетные национальные проекты: "Жилье и городская среда", "Экология", "Туризм и индустрия гостеприимства", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" и др. <5>. Многие проекты в том или ином объеме ориентированы на решение вопросов местного значения и создание условий комфортного общественного пространства, что обеспечивается при тесном организационно-правовом взаимодействии с местным сообществом, путем учета мнения граждан в рамках проведения публичных слушаний, опросов граждан, собраний и конференций граждан, привлечения независимых экспертов и пр. Данные формы осуществления местного самоуправления активно реализуются в рамках благоустройства и озеленения общественных территорий, охраны общественного порядка, использования муниципального жилищного фонда и др. В других случаях граждане непосредственно участвуют в конкурсах по формированию предложений в сфере развития муниципальных образований, социально-досуговой инфраструктуры, в уборке мусора, сортировке бытовых отходов, в массовых спортивных мероприятиях и пр. Особого внимания заслуживает мнение профессиональных участников инвестиционно-строительного бизнеса в контексте развития предпринимательства и частной инициативы на муниципальном уровне <6>.