Публичные слушания градостроительство
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичные слушания градостроительство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 5.1 "Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" Градостроительного кодекса РФПри этом нормативных предписаний об отклонении проектов генерального плана и правил землепользования и застройки, обязанности направить проекты после доработки ввиду наличия возражений Рослесхоза на повторное публичные слушания, градостроительное законодательство не содержит."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 5.1 "Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" Градостроительного кодекса РФ"Кроме того, суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции о соблюдении процедуры проведения публичных слушаний не соответствующими нормам градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе частям положения статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей требование о том, что оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать, кроме прочего и перечень информационных материалов к такому проекту, информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций, между тем постановление Администрации городского округа "город Избербаш" от 16 октября 2023 г. N 467 не содержит этой информации, в течение всего периода размещения проекта, не было организовано консультирование посетителей экспозиции, распространение информационных материалов о проекте, подлежащем рассмотрению на назначенных публичных слушаниях."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.3.6. Публичные слушания и общественные обсуждения
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.3.6. Публичные слушания и общественные обсуждения
Статья: Общественные обсуждения градостроительных решений в механизме защиты прав собственников недвижимости
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Современное законодательство в качестве способов выявления общественного мнения по определенным вопросам в сфере градостроительства называет публичные слушания и общественные обсуждения. В силу ГрК РФ принципиальное отличие между этими формами общественного контроля <3> заключается в том, что публичные слушания предполагают непосредственное участие в собрании заинтересованных лиц, а общественные обсуждения проводятся с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет или регионального портала государственных и муниципальных услуг <4>. В то же время в пункте 3 статьи 24 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" указано, что "общественное обсуждение может проводиться (курсивным шрифтом выделено мной. - Е.Б.) через средства массовой информации, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет". С учетом специального характера норм ГрК РФ следует признать их приоритетность, и, соответственно, процедура общественных обсуждений градостроительных решений в качестве обязательного этапа включает размещение проекта с использованием интернет-технологий. Таким образом, по форме проведения такие общественные обсуждения являются заочными и осуществляются в электронной форме.
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Современное законодательство в качестве способов выявления общественного мнения по определенным вопросам в сфере градостроительства называет публичные слушания и общественные обсуждения. В силу ГрК РФ принципиальное отличие между этими формами общественного контроля <3> заключается в том, что публичные слушания предполагают непосредственное участие в собрании заинтересованных лиц, а общественные обсуждения проводятся с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет или регионального портала государственных и муниципальных услуг <4>. В то же время в пункте 3 статьи 24 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" указано, что "общественное обсуждение может проводиться (курсивным шрифтом выделено мной. - Е.Б.) через средства массовой информации, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет". С учетом специального характера норм ГрК РФ следует признать их приоритетность, и, соответственно, процедура общественных обсуждений градостроительных решений в качестве обязательного этапа включает размещение проекта с использованием интернет-технологий. Таким образом, по форме проведения такие общественные обсуждения являются заочными и осуществляются в электронной форме.
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.03.2022 N 58-ФЗ
(ред. от 03.02.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2) срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, с момента оповещения жителей муниципального образования о проведении таких общественных обсуждений или публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не может превышать один месяц. При этом нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации наряду со случаями, предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности, могут быть установлены случаи утверждения указанных проектов, внесения изменений в указанные проекты без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний;
(ред. от 03.02.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2) срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, с момента оповещения жителей муниципального образования о проведении таких общественных обсуждений или публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не может превышать один месяц. При этом нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации наряду со случаями, предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности, могут быть установлены случаи утверждения указанных проектов, внесения изменений в указанные проекты без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний;
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
(ред. от 31.07.2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Статья: Значение категории "земля" как отправная точка правового регулирования
(Сырых Е.В.)
("Хозяйство и право", 2024, N 10)Серьезным ударом по обеспечению реализации гражданами права на участие в решении вопросов, касающихся их прав на землю, стало наделение высших органов исполнительной власти субъектов РФ правом устанавливать случаи, в которых утверждение градостроительной документации осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний (подп. 2 ст. 7 Федерального закона от 14 марта 2022 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") <8>. Этим правом воспользовалась, в частности, Москва, отменив публичные слушания по градостроительной документации на 2022, 2023, 2024 гг. <9>.
(Сырых Е.В.)
("Хозяйство и право", 2024, N 10)Серьезным ударом по обеспечению реализации гражданами права на участие в решении вопросов, касающихся их прав на землю, стало наделение высших органов исполнительной власти субъектов РФ правом устанавливать случаи, в которых утверждение градостроительной документации осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний (подп. 2 ст. 7 Федерального закона от 14 марта 2022 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") <8>. Этим правом воспользовалась, в частности, Москва, отменив публичные слушания по градостроительной документации на 2022, 2023, 2024 гг. <9>.
Статья: Отмена решений об утверждении генеральных планов и документов градостроительного зонирования муниципальных образований: правовые основы и практика правоприменения
(Кустов С.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)Конституционный Суд РФ рассматривает проведение публичных слушаний в сфере градостроительства в качестве реализации общих принципов градостроительного законодательства <6>. В практике Конституционного Суда РФ отмечается, что публичные слушания обладают делиберативной природой и не являются формой осуществления власти населением <7>.
(Кустов С.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)Конституционный Суд РФ рассматривает проведение публичных слушаний в сфере градостроительства в качестве реализации общих принципов градостроительного законодательства <6>. В практике Конституционного Суда РФ отмечается, что публичные слушания обладают делиберативной природой и не являются формой осуществления власти населением <7>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ч. 1 комментируемой статьи декларируются цели и основания для проведения общественных обсуждений и публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ч. 1 комментируемой статьи декларируются цели и основания для проведения общественных обсуждений и публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности.
Статья: Правовые аспекты внесения изменений в договор о комплексном развитии территории, заключенный на торгах
(Косарева Н.Б., Игуменов Е.В., Сидоркин А.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)<17> Например, когда пунктом 1.1 Постановления правительства Москвы от 22 марта 2022 года N 438-ПП были отменены публичные слушания по градостроительной документации в городе Москве (в том числе по вносимым в такую документацию изменениям), суды впоследствии применяли указанную норму к изменениям, вносимым в ранее утвержденную градостроительную документацию, например в утвержденные до вступления в силу этой нормы проекты планировки территории (см.: Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 октября 2024 года по делу N А40-83598/24-149-611) и правила землепользования и застройки (см.: Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 августа 2024 года по делу N 66а-2108/2024).
(Косарева Н.Б., Игуменов Е.В., Сидоркин А.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)<17> Например, когда пунктом 1.1 Постановления правительства Москвы от 22 марта 2022 года N 438-ПП были отменены публичные слушания по градостроительной документации в городе Москве (в том числе по вносимым в такую документацию изменениям), суды впоследствии применяли указанную норму к изменениям, вносимым в ранее утвержденную градостроительную документацию, например в утвержденные до вступления в силу этой нормы проекты планировки территории (см.: Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 октября 2024 года по делу N А40-83598/24-149-611) и правила землепользования и застройки (см.: Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 августа 2024 года по делу N 66а-2108/2024).