Публичное исполнение произведения
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичное исполнение произведения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 1270 ГК РФДля публичного исполнения произведения нужно согласие правообладателя (организации по управлению правами на коллективной основе), даже если оно бесплатное и представляет собой звуковое сопровождение иной деятельности >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Электронные доказательства в арбитражном процессе.
Нужно ли согласие на проведение видеозаписи, чтобы суд принял ее в качестве надлежащего доказательства
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, истцу не требовалось получать разрешение у ответчика или у какого-либо иного лица для фиксации факта незаконного публичного исполнения музыкальных произведений..."
Нужно ли согласие на проведение видеозаписи, чтобы суд принял ее в качестве надлежащего доказательства
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, истцу не требовалось получать разрешение у ответчика или у какого-либо иного лица для фиксации факта незаконного публичного исполнения музыкальных произведений..."
Статья: Защита прав композиторов при публичном исполнении музыкального произведения
(Куропацкая Е.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7
(Куропацкая Е.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)Статья 1277. Свободное публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения
(ред. от 23.07.2025)Статья 1277. Свободное публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 6.26. Организация публичного исполнения произведения литературы, искусства или народного творчества, содержащего нецензурную брань, посредством проведения театрально-зрелищного, культурно-просветительного или зрелищно-развлекательного мероприятия
(ред. от 04.11.2025)Статья 6.26. Организация публичного исполнения произведения литературы, искусства или народного творчества, содержащего нецензурную брань, посредством проведения театрально-зрелищного, культурно-просветительного или зрелищно-развлекательного мероприятия
Статья: Идеальная доля в исключительном авторском праве: утопия или реальность?
(Щербак Н.В.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 5)- публичное исполнение произведения, т.е. представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (теле- или радиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается ли произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.
(Щербак Н.В.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 5)- публичное исполнение произведения, т.е. представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (теле- или радиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается ли произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.
Статья: Трансформация моделей коллективного управления правами авторов на примере России и Китая
(Кудряшов В.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 2)С приходом советской власти, несмотря на первоначальные попытки отрицания частной собственности и индивидуальных прав, осознание важности стимулирования творческой деятельности привело к формированию системы распределения вознаграждения, отличной от западной модели. Отправной точкой стали Основы авторского права, утвержденные Постановлением ЦИК и СНК СССР от 16 мая 1928 г., в которых отмечалось, что автор не мог запрещать публичное исполнение своего произведения, но имел право на получение авторского гонорара, если лица, осуществляющие/организовавшие публичное исполнение произведения автора, делают это на возмездной основе (абзацы 1 - 3 пункта 8, подпункт "и" пункта 9 Основ авторского права). Данный акт наряду с Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 11 октября 1926 г. "Об авторском праве" (СУ РСФСР. 1926. N 72. Ст. 567) заложил фундамент для развития авторского права в СССР, хотя и в контексте идеологических установок того времени.
(Кудряшов В.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 2)С приходом советской власти, несмотря на первоначальные попытки отрицания частной собственности и индивидуальных прав, осознание важности стимулирования творческой деятельности привело к формированию системы распределения вознаграждения, отличной от западной модели. Отправной точкой стали Основы авторского права, утвержденные Постановлением ЦИК и СНК СССР от 16 мая 1928 г., в которых отмечалось, что автор не мог запрещать публичное исполнение своего произведения, но имел право на получение авторского гонорара, если лица, осуществляющие/организовавшие публичное исполнение произведения автора, делают это на возмездной основе (абзацы 1 - 3 пункта 8, подпункт "и" пункта 9 Основ авторского права). Данный акт наряду с Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 11 октября 1926 г. "Об авторском праве" (СУ РСФСР. 1926. N 72. Ст. 567) заложил фундамент для развития авторского права в СССР, хотя и в контексте идеологических установок того времени.
Статья: Виды договорных отношений в музыкальной индустрии
(Куропацкая Е.Г.)
("Российская юстиция", 2023, N 5)Лицензионный договор довольно часто заключают в качестве смешанного <4> - как с продюсером, так и с музыкальным менеджером, осуществляющим продюсерские функции, поскольку его содержание регулирует порядок использования различных охраняемых объектов и авторских, а также смежных прав: например, передачу права на публичное исполнение произведения, переработку произведения и фонограммы, право использования исполнения в аудиовизуальном произведении. Сочетают элементы договора авторского заказа с лицензионным договором, что вполне допускается п. 2 ст. 1288 ГК РФ.
(Куропацкая Е.Г.)
("Российская юстиция", 2023, N 5)Лицензионный договор довольно часто заключают в качестве смешанного <4> - как с продюсером, так и с музыкальным менеджером, осуществляющим продюсерские функции, поскольку его содержание регулирует порядок использования различных охраняемых объектов и авторских, а также смежных прав: например, передачу права на публичное исполнение произведения, переработку произведения и фонограммы, право использования исполнения в аудиовизуальном произведении. Сочетают элементы договора авторского заказа с лицензионным договором, что вполне допускается п. 2 ст. 1288 ГК РФ.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Публичное исполнение произведения (the right to public performance of copyrighted work), т.е. представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения (подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Данный вид использования в основном характерен для объектов авторских прав, имеющих развлекательный характер (кинофильмы, музыкальные произведения, спектакли и т.п.) и не очень характерен для компьютерных программ, которые все же в подавляющем большинстве случаев используются в частном порядке: внутри организации или для личных нужд пользователя - физического лица. Тем не менее публичное исполнение программы может иметь место на разного рода конференциях и публичных мероприятиях, на которых демонстрируются работа программы и ее функционал. Кроме того, публичное исполнение как отдельное правомочие может иметь особое значение для компьютерных игр, в которых нередко присутствует и зрелищность, и развлекательный характер, отсутствующий в традиционных прикладных программах. В этой связи a priori говорить о неприменимости данного правомочия к компьютерным программам все же нельзя.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Публичное исполнение произведения (the right to public performance of copyrighted work), т.е. представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения (подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Данный вид использования в основном характерен для объектов авторских прав, имеющих развлекательный характер (кинофильмы, музыкальные произведения, спектакли и т.п.) и не очень характерен для компьютерных программ, которые все же в подавляющем большинстве случаев используются в частном порядке: внутри организации или для личных нужд пользователя - физического лица. Тем не менее публичное исполнение программы может иметь место на разного рода конференциях и публичных мероприятиях, на которых демонстрируются работа программы и ее функционал. Кроме того, публичное исполнение как отдельное правомочие может иметь особое значение для компьютерных игр, в которых нередко присутствует и зрелищность, и развлекательный характер, отсутствующий в традиционных прикладных программах. В этой связи a priori говорить о неприменимости данного правомочия к компьютерным программам все же нельзя.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)После принятия части четвертой ГК Верховный Суд РФ признавал недействующим и не подлежащим применению Порядок начисления и взимания авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений <1> и Порядок применения ставок авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений <2>, прилагаемые к Положению о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений (утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218).
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)После принятия части четвертой ГК Верховный Суд РФ признавал недействующим и не подлежащим применению Порядок начисления и взимания авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений <1> и Порядок применения ставок авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений <2>, прилагаемые к Положению о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений (утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218).
"Доверительное управление наследственным имуществом: монография"
("Проспект", 2025)В частности, обозначая содержание исключительного права без привязки к конкретному объекту правовой охраны, закон (ст. 1229 ГК РФ) устанавливает возможность правообладателя использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. При этом отдельные способы не раскрываются. Вместе с тем п. 2 ст. 1270 ГК РФ приводит хоть и примерный, но весьма пространный перечень способов использования произведения. К ним, в частности, относятся: 1) воспроизведение произведения; 2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров; 3) публичный показ произведения; 4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения; 5) прокат оригинала или экземпляра произведения; 6) публичное исполнение произведения; 7) сообщение в эфир либо по кабелю; 8) ретрансляция; 9) перевод или другая переработка произведения; 10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта; 11) доведение произведения до всеобщего сведения.
("Проспект", 2025)В частности, обозначая содержание исключительного права без привязки к конкретному объекту правовой охраны, закон (ст. 1229 ГК РФ) устанавливает возможность правообладателя использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. При этом отдельные способы не раскрываются. Вместе с тем п. 2 ст. 1270 ГК РФ приводит хоть и примерный, но весьма пространный перечень способов использования произведения. К ним, в частности, относятся: 1) воспроизведение произведения; 2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров; 3) публичный показ произведения; 4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения; 5) прокат оригинала или экземпляра произведения; 6) публичное исполнение произведения; 7) сообщение в эфир либо по кабелю; 8) ретрансляция; 9) перевод или другая переработка произведения; 10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта; 11) доведение произведения до всеобщего сведения.
Статья: Использование музыкальных произведений в общественных местах
(Андреев М.П.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 3)Наиболее показательный тому пример зафиксирован соответствующей судебной практикой, например в деле N А60-62138/2021, рассмотренном в Арбитражном суде Свердловской области по иску РАО к ООО "НОКС ПРОМОУШН". Фабула такова: 27 марта 2021 года на территории киноконцертного театра "Космос" в г. Екатеринбурге, 3 апреля 2021 года в Конгресс-холле Центра международной торговли в г. Челябинске, 15 апреля 2021 года в ДК "Нефтяник" в г. Тюмени при проведении концерта Mirror of Enigma Gregorian Opera. Ksana & Enchanted Voices ООО "НОКС ПРОМОУШН" осуществляло публичное исполнение произведений таких известных исполнителей, как Depeche Mode, Limp Bizkit, Rammstein, The Beatles и т.д. На момент проведения мероприятий эта организация не имела никаких соглашений с РАО, что и установил суд, подтвердив тем самым факт нарушения исключительных прав авторов, и взыскал с правонарушителя определенную сумму <4>.
(Андреев М.П.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 3)Наиболее показательный тому пример зафиксирован соответствующей судебной практикой, например в деле N А60-62138/2021, рассмотренном в Арбитражном суде Свердловской области по иску РАО к ООО "НОКС ПРОМОУШН". Фабула такова: 27 марта 2021 года на территории киноконцертного театра "Космос" в г. Екатеринбурге, 3 апреля 2021 года в Конгресс-холле Центра международной торговли в г. Челябинске, 15 апреля 2021 года в ДК "Нефтяник" в г. Тюмени при проведении концерта Mirror of Enigma Gregorian Opera. Ksana & Enchanted Voices ООО "НОКС ПРОМОУШН" осуществляло публичное исполнение произведений таких известных исполнителей, как Depeche Mode, Limp Bizkit, Rammstein, The Beatles и т.д. На момент проведения мероприятий эта организация не имела никаких соглашений с РАО, что и установил суд, подтвердив тем самым факт нарушения исключительных прав авторов, и взыскал с правонарушителя определенную сумму <4>.
Статья: О роли государственного языка в обеспечении коллективных прав граждан
(Гаджиева Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)Конституционно-правовой режим государственного языка в Российской Федерации развивается в положениях Федерального закона N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" <7>, принятого 1 июня 2005 г. Статья 3 данного Закона устанавливает сферы обязательного использования государственного языка. К ним относятся: деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства, во взаимных отношениях между ними; в сфере образования; в судопроизводстве; при подготовке и проведении выборов и референдумов; при опубликовании нормативных правовых актов (в том числе международных договоров Российской Федерации); при оформлении документов, почтовых и телеграммных отправлений и переводов; в средствах массовой информации; в сфере культуры (показы фильмов в кинозалах, публичные исполнения произведений литературы, искусства и т.д.); в государственных и муниципальных информационных системах; в рекламе.
(Гаджиева Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)Конституционно-правовой режим государственного языка в Российской Федерации развивается в положениях Федерального закона N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" <7>, принятого 1 июня 2005 г. Статья 3 данного Закона устанавливает сферы обязательного использования государственного языка. К ним относятся: деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства, во взаимных отношениях между ними; в сфере образования; в судопроизводстве; при подготовке и проведении выборов и референдумов; при опубликовании нормативных правовых актов (в том числе международных договоров Российской Федерации); при оформлении документов, почтовых и телеграммных отправлений и переводов; в средствах массовой информации; в сфере культуры (показы фильмов в кинозалах, публичные исполнения произведений литературы, искусства и т.д.); в государственных и муниципальных информационных системах; в рекламе.
Статья: Типы действия норм права во времени
(Голубцов В.Г., Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Таким образом, мы видим противоречивый подход к тому, какие права и обязанности и когда считать возникшими внутри длящегося правоотношения: с одной стороны, у собственника не возникает обязанность обеспечения нахождения строения на определенном расстоянии от газопровода, поскольку такой обязанности не было в момент возведения строения, а у автора произведения возникают обязанности допускать публичное исполнение произведений в образовательных организациях и не препятствовать созданию пародии без согласия автора, несмотря на то что таких обязанностей в момент создания и обнародования произведения не было.
(Голубцов В.Г., Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Таким образом, мы видим противоречивый подход к тому, какие права и обязанности и когда считать возникшими внутри длящегося правоотношения: с одной стороны, у собственника не возникает обязанность обеспечения нахождения строения на определенном расстоянии от газопровода, поскольку такой обязанности не было в момент возведения строения, а у автора произведения возникают обязанности допускать публичное исполнение произведений в образовательных организациях и не препятствовать созданию пародии без согласия автора, несмотря на то что таких обязанностей в момент создания и обнародования произведения не было.
Статья: О правомерном объеме цитирования произведений науки, литературы и искусства
(Витко В.С.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 5)На наш взгляд, такая позиция заслуживает поддержки. Мы стоим за то, что при цитировании произведения обязательным условием является точное (буквальное) воспроизведение (публичное исполнение) произведения с сохранением орфографии и пунктуации <42> и выделением используемой части произведения, например, курсивом и (или) кавычками.
(Витко В.С.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 5)На наш взгляд, такая позиция заслуживает поддержки. Мы стоим за то, что при цитировании произведения обязательным условием является точное (буквальное) воспроизведение (публичное исполнение) произведения с сохранением орфографии и пунктуации <42> и выделением используемой части произведения, например, курсивом и (или) кавычками.